г. Краснодар |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А18-320/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Центрального Банка Российской Федерации в лице Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Республике Ингушетия (ИНН 7702235133, ОГРН1037700013020) и заинтересованного лица - Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия (ИНН 0603278359, ОГРН 1040600282975), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 02.08.2013 (судья Гелисханова Р.З.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 (судьи Цигельников И.А., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А18-320/2013, установил следующее.
Центральный Банк Российской Федерации в лице Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании незаконными действий Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия (далее - управление, административный орган) по отказу в возврате 40 550 рублей 14 копеек излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду и обязании возвратить банку излишне уплаченные денежные средства.
Решением от 02.08.2013, оставленным без изменения постановлением от 07.11.2013, суд удовлетворил требования банка.
Судебные акты мотивированы тем, что банк не занимается деятельностью по размещению отходов производства и потребления, лицензии на указанную деятельность не имеет. Отходы, образующиеся в процессе деятельности банка, временно складируются на специализированной площадке в контейнерах, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды, а затем, в рамках заключенного со специализированной организацией договора на вывоз твердых бытовых отходов от 18.10.2010 N 41/10/10, вывозятся с территории банка для их дальнейшего размещения и утилизации.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных банком требований. По мнению управления, по смыслу статьи 16 Федерального закона от 10.01.202 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) бремя несения расходов, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, в любом случае ложится на организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются отходы.
В отзыве на кассационную жалобу банк просит оставить без изменения решение и постановление апелляционной инстанции, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд первой инстанции установил, что банк и МУП "УХК" г. Магас заключили договор от 18.10.2010 N 41/10/10 на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов. В 2010 - 2012 годах банк уплатил 40 550 рублей 14 копеек за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов.
28 февраля 2013 года банк обратился в административный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных платежей (40 550 рублей 14 копеек) за размещение отходов производства, полагая, что не является субъектом, который в силу Закона об охране окружающей среды признается плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Письмом от 25.03.2013 N юр-9/795 управление отказало в возврате платежей.
Считая отказ управления незаконным, банк обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В силу статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Законом об охране окружающей среды.
На основании статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение; под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; под накоплением - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статьей 12 Закона N 89-ФЗ установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Подобный правовой подход изложен в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08, от 20.07.2010 N 4433/10 и от 12.07.2011 N 1752/11.
Вместе с тем, как установили судебные инстанции, банк осуществляет только накопление отходов, передавая их в соответствии с заключенным договором организации, занимающейся деятельностью по сбору, транспортировке, размещению и захоронению отходов на полигонах.
При таких обстоятельствах является правильным вывод судебных инстанций о том, что банк не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, вследствие чего не может быть признан лицом, обязанным вносить соответствующую плату в составе платы за негативное воздействие на окружающую среду; уплаченная банком в 2010 - 2012 годах плата за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 40 550 рублей 14 копеек уплачена излишне и подлежит возврату плательщику. Доказательства обратного управление не представило.
Доводы кассационной жалобы управления основаны на неверном толковании закона и подлежат отклонению. Нормы права применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 02.08.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 по делу N А18-320/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.