г. Краснодар |
|
14 марта 2014 г. |
Дело N А32-9601/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от лица, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Марченко А.О. (доверенность от 24.12.2013), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Сочи" - Долгих Н.А. (доверенность от 15.10.2013), в отсутствие представителей заявителя - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), лица, осуществляющего публичные полномочия, - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: открытого акционерного общества "Адлерский чай", открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи", Алексаньяна С.С., общества с ограниченной ответственностью "Югсельхоз", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2013 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-9601/2013, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельных участков площадью 224 709 кв. м с кадастровым номером 23:49:0401009:227, площадью 15 524 кв. м с кадастровым номером 23:49:0402021:4, площадью 62 536 кв. м с кадастровым номером 23:49:0402023:19, площадью 17 396 кв. м с кадастровым номером 23:49:0402023:18, площадью 140 915 кв. м с кадастровым номером 23:49:0000000:310, площадью 46 644 кв. м с кадастровым номером 23:49:0404008:2643, площадью 29 965 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407003:240, площадью 701 кв. м с кадастровым номером 23:49:0402041:0006, площадью 334 319 кв. м с кадастровым номером 23:49:0401009:229, расположенных в Адлерском районе г. Сочи (далее - земельные участки), о возложении на управление обязанности по принятию решения о передаче земельных участков в муниципальную собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Адлерский чай" (далее - акционерное общество), открытое акционерное общество "Международный аэропорт Сочи", общество с ограниченной ответственностью "Вектор-Сочи" (далее - общество), Алексаньян С.С., общество с ограниченной ответственностью "Югсельхоз".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы недоказанностью факта обращения администрации к управлению с предложением о передаче земельных участков в муниципальную собственность, расположением на земельных участках находящихся в федеральной собственности имущественных комплексов, отсутствием законных оснований для передачи в муниципальную собственность части земельных участков.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Доводы кассационной жалобы сводятся к незаконности бездействия управления, выразившегося в непринятии решения о передаче в муниципальную собственность находящихся в пределах курорта федерального значения земельных участков.
Управление и общество в отзывах на кассационную жалобу выразили согласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, право собственности Российской Федерации на земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) 12.02.2004 (земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402041:0006), 16.06.2004 (земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402021:4, 23:49:0402-23:19, 23:49:0402023:18), 11.04.2009 (земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0401009:227, 23:49:0404008:2643, 23:49:0407003:240, 23:49:0401009:229) и 13.04.2009 (земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:310), что подтверждено соответствующими выписками из реестра и не оспаривается лицами, участвующими в деле. Земельные участки расположены в границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального значения, что отражено в кадастровых паспортах земельных участков.
Распоряжением управления от 25.06.2009 N 667-р земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0401009:227, 23:49:0404008:2643, 23:49:0407003:240, 23:49:0401009:229, 23:49:0000000:310 предоставлены в аренду на 49 лет акционерному обществу в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования. Сторонами заключены соответствующие договоры аренды.
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402021:4, 23:49:0402023:19 и 23:49:0402023:18 на основании распоряжения управления от 07.11.2006 N 04-04/3987С переданы в аренду аэропорту в целях эксплуатации имущественного комплекса, находившегося до приватизации в ведении федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Сочи". Состав подлежавшего приватизации имущественного комплекса был утвержден распоряжением управления от 24.08.2006 N 02-04/3196С.
Администрация в лице департамента имущественных отношений обратилась к заместителю Министра экономического развития Российской Федерации и руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом с письмом от 13.12.2012 N 0205-14/20392 (получено адресатом 24.12.2012), содержащим повторное предложение о передаче в муниципальную собственность земельных участков.
Ранее администрация в лице департамента имущественных отношений обращалась к заместителю руководителя управления с письмом от 07.12.2012 N 0205-14/19895 (получено адресатом 20.12.2012), содержащим предложение о передаче в муниципальную собственность только земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:0006.
Распоряжением управления от 07.06.2013 N 257-р земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402041:0006 безвозмездно передан из федеральной собственности в собственность муниципального образования г. Сочи.
Право муниципальной собственности на него зарегистрировано в реестре 27.09.2013.
Полагая, что бездействие управления, выразившееся в непринятии решения о передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность, нарушает права муниципального образования, администрация обратилась в арбитражный суд.
Законность постановления арбитражного суда апелляционной инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановления N 6/8) для удовлетворения требовании о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решении и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочии на совершение оспариваемых действии (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действии (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
По смыслу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), части 1 статьи 4 Кодекса целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заинтересованного лица.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся в том числе земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Частью 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации в действовавшей до 01.06.2006 редакции определялось, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно статьям 2, 3 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации являлись или акт Правительства Российской Федерации об утверждении перечня земельных участков, на которые у названного публично-правового образования возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (далее - перечень), или вступившие в законную силу судебное решение по спору, связанному с разграничением государственной собственности на землю.
Одним из оснований внесения земельного участка в перечень, являлось его включение в состав земель сельскохозяйственного назначения при условии расположения на нем недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности или предоставление органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.06.2006, признан утратившим силу Закон N 101-ФЗ, в пункте 2 статьи 16 Земельного кодекса слова "Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" заменены словами "настоящим Кодексом и федеральными законами", а Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) дополнен статьей 3.1, которой в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.07.2011 N 2178/11 отметил, что закрепленное в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
В постановлении от 17.12.2013 N 12790/13 со ссылкой на постановление от 19.07.2011 N 2178/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации выработал правовой подход, согласно которому ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом. Права на земельные участки, государственная собственность на которые разграничена посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено.
Земельные участки, не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ и государственная собственность на которые не разграничена изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Поскольку на момент введения в действие статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ имущественный комплекс аэропорта находился в федеральной собственности и не был приватизирован, земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402021:4, 23:49:0402023:19 и 23:49:0402023:18, государственная собственность на которые не была разграничена в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ по утвержденным актами Правительства Российской Федерации перечням, в силу закона были отнесены к федеральной собственности.
Федеральным законом N 244-ФЗ от 03.12.2008 "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) установлены аналогичные основания отнесения к федеральной собственности земельных участков, находящихся в границах курорта федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу названного закона.
Частями 1 - 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ установлен порядок передачи из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Частями 10, 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов отнесены земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и которые названным законом не отнесены к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений.
Законом N 244-ФЗ не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления в силу настоящего Федерального закона, поэтому у управления отсутствовали правовые основания для передачи в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0407003:240, 23:49:0401009:229, 23:49:0404008:2643, 23:49:0000000:310, 23:49:0401009:227.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о недоказанности наличия оснований для передачи земельных участков (за исключением земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:0006) в муниципальную собственность.
Удовлетворением требования о признании незаконным бездействия в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:0006, фактически переданного в муниципальную собственность на момент принятия судом первой инстанции решения, не могла быть достигнута цель судебной защиты.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу N А32-9601/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частями 1 - 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ установлен порядок передачи из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Частями 10, 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов отнесены земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и которые названным законом не отнесены к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений.
Законом N 244-ФЗ не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления в силу настоящего Федерального закона, поэтому у управления отсутствовали правовые основания для передачи в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0407003:240, 23:49:0401009:229, 23:49:0404008:2643, 23:49:0000000:310, 23:49:0401009:227."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 марта 2014 г. N Ф08-1158/14 по делу N А32-9601/2013