город Ростов-на-Дону |
|
25 декабря 2013 г. |
дело N А32-9601/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае: Марченко Алины Олеговны по доверенности от 31.10.2013,
от общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Сочи": Долгих Натальи Александровны по доверенности от 15.10.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2013 по делу N А32-9601/2013
принятое в составе судьи Гречко О.А.
по заявлению Администрации города Сочи
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
при участии третьих лиц: открытого акционерного общества "Адлерский чай"; открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи"; общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Сочи"; Алексаньяна С.С.; общества с ограниченной ответственностью "Югсельхоз"
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ ФАУГИ в Краснодарском края, управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков, расположенных в Адлерском районе г. Сочи: с кадастровым номером 23:49:0401009:227, площадью 224 709 кв.м., земельный участок N 26; с кадастровым номером 23:49:0402021:4, площадью 15 524 кв.м.; с кадастровым номером 23:49:0402023:19, площадью 62 536 кв.м.; с кадастровым номером 23:49:0402023:18, площадью 17 396 кв.м.; с кадастровым номером 23:49:0000000:310, площадью 140 915 кв.м., земельный участок N 90; с кадастровым номером 23:49:0404008:2643, площадью 46 644 кв.м., земельный участок N 58/10; с кадастровым номером 23:49:0407003:240, площадью 29 965 кв.м., земельный участок N 7/3; с кадастровым номером 23:49:0402041:0006, площадью 701 кв.м., земельный участок N 62; с кадастровым номером 23:49:0401009:229, площадью 334 319 кв.м., земельный участок N 28; обязании принять решение о передаче указанных земельных участков в муниципальную собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Адлерский чай"; открытое акционерное общество "Международный аэропорт Сочи"; общество с ограниченной ответственностью "Вектор-Сочи"; Алексаньян С.С.; общество с ограниченной ответственностью "Югсельхоз".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что земельные участки расположены на территории курорта федерального значения. Администрацией не представлено доказательств получения Росимуществом заявлений о приобретении земельных участков в собственность. На земельных участках находятся имущественные комплексы, находящиеся в федеральной собственности. Право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:49:0407003:240, 23:49:0401009:229, 23:49:0404008:2643, 23:49:0000000:310, 23:49:0401009:227 зарегистрировано после вступления в законную силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ). В материалах дела отсутствуют доказательства получения Росимуществом обращения администрации о передачи спорных земельных участков в муниципальную собственность. Право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки возникло в силу Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация города Сочи обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда от 23.10.2013 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы администрация указывает, что спорные участки подлежат передаче в муниципальную собственность на основании Закона N 244-ФЗ. Право собственности на земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией до вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ. Заинтересованное лицо своими действиями нарушает действующее законодательство и препятствует поступлению денежных средств в виде арендных платежей в бюджет города Сочи.
В судебном заседании представитель управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Представитель ООО "Вектор-Сочи" против удовлетворения апелляционной жалобы возражала
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В силу части 1 статьи 1 Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного Закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 рассматриваемой статьи.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 названной статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по следующим основаниям: на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности; они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; они предусматриваются федеральными законами.
В силу части 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 данной статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Таким образом, названным Законом предусмотрен заявительный порядок обращения за предоставлением земельного участка в собственность субъекта или муниципального образования.
Из материалов дела усматривается, что письмо администрации от 13.12.2012 с приложением перечня земельных участков, подлежащих передаче в муниципальную собственность, адресовано заместителю Министра экономического развития Российской Федерации и руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом, направлено в адрес Минэкономразвития (125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул.1-я Тверская-Ямская, д. 1, 3) и получено адресатом 24.12.2012, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением (т. 1 л.д. 9).
Между тем, доказательств отправки или вручения названного письма Росимуществу или его территориальному управлению в Краснодарском крае материалы дела не содержат.
Таким образом, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией не представлено доказательств обращения в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в муниципальную собственность.
По смыслу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса, части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заинтересованного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку доказательства бездействия ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю по рассмотрению обращения администрации г. Сочи в материалах дела отсутствуют, основания для обязания ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю в порядке п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить нарушения прав администрации путем принятия решения о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0407003:240, 23:49:0401009:229, 23:49:0404008:2643, 23:49:0000000:310, 23:49:0401009:227, 23:49:0402021:4, 23:49:0402023:19, 23:49:0402023:18, расположенных по адресу: г. Сочи, Адлерский район, в муниципальную собственность г. Сочи у суда первой инстанции отсутствовали.
Судебная коллегия учитывает также следующие обстоятельства.
В силу части 7 статьи 1 Закона N 244-ФЗ земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 данной статьи.
Часть 8 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ относит к федеральной собственности земельные участки, указанные в части 7 статьи, которые:
1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности;
2) предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
3) находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций;
4) предусматриваются федеральными законами.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" Сочинский курортный регион признан курортом федерального значения.
Согласно пункту 2 раздела 2 приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, отнесено к объектам, являющимся исключительно федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
С момента вступления в силу изменений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми данный Федеральный закон был дополнен статьей 3.1, а именно с 01 июля 2006 года земельные участки, отвечающие критериям, указанным в названной статье, считаются отнесенными к тому или ином уровню собственности в силу прямого указания закона.
Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРЮЛ усматривается, что в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:49:0407003:240, 23:49:0401009:229, 23:49:0404008:2643, 23:49:0000000:310, 23:49:0401009:227, расположенных в Адлерском районе г. Сочи, зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу ОАО "Адлерский чай" (т. 1 л.д. 33, 49, 52, 54, 58). Земельные участки переданы в аренду ОАО "Адлерский чай" на основании распоряжения ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае от 25.07.2009 N 667-р (т. 2 л.д. 76-83).
На земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0407003:240, 23:49:0401009:229, 23:49:0404008:2643, 23:49:0000000:310, 23:49:0401009:227 располагаются объекты имущественного комплекса государственного предприятия - совхоз "Адлерский чай", реорганизованного впоследствии в АТОО "Адлерский чай", ООО "Адлерский чай" и ОАО "Адлерский чай" (т. 3 л.д. 1-59).
Указанные обстоятельства в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:310 подтверждаются также вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-14701/2012 по иску администрации г. Сочи к ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 140915 кв. м с кадастровым номером 23:49:0000000:310. В рамках указанного дела суды пришли к выводу о том, что в условиях осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок после вступления в силу Закона N 244-ФЗ и недоказанности нахождения земельного участка в фактическом владении муниципального образования основания для удовлетворения требований администрации как о признании права федеральной собственности на земельный участок отсутствующим, так и о признании права муниципальной собственности на него отсутствуют.
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402021:4, 23:49:0402023:19 и 23:49:0402023:18 согласно представленных в материалы дела выписок из ЕГРЮЛ на основании распоряжения ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае от 07.11.20066 N 04-04/3987С переданы в аренду ОАО "Международный аэропорт Сочи" (т. 1 л.д. 35-36, 41, 45, т. 2 л.д. 66-68).
При этом на указанных земельных участках расположен имущественный комплекс бывшего ФГУП "Аэропорт Сочи", реорганизованного впоследствии в ОАО "Международный аэропорт Сочи".
Таким образом, в силу вышеприведенных норм по своим критериям земельные участки, на которых расположены имущественные комплексы бывшего совхоза "Адлерский чай" и ФГУП "Аэропорт Сочи", ранее находившиеся в собственности Российской Федерации и переданные в уставной капитал государственных предприятий в силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" относятся к федеральному уровню собственности. Следовательно, собственность на указанные земельные участки является разграниченной и у администрации г. Сочи отсутствуют основания требовать передачи указанных участков в муниципальную собственность.
Кроме того, частями 1 - 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ установлен порядок передачи из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Частями 10, 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов отнесены земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и которые названным законом не отнесены к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений.
Законом N 244-ФЗ не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления в силу настоящего Федерального закона.
Материалами дела подтверждается, что право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0407003:240, 23:49:0401009:229, 23:49:0404008:2643, 23:49:0401009:227 зарегистрировано за Российской Федерацией 11.04.2009, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:310 - 13.04.2009, то есть после вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ (17.12.2008) (т. 1 л.д. 33, 49, 52, 54 и 58).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что испрашиваемые администрацией г. Сочи земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0407003:240, 23:49:0401009:229, 23:49:0404008:2643, 23:49:0401009:227, 23:49:0000000:310, 23:49:0402021:4, 23:49:0402023:19 и 23:49:0402023:18 относятся к федеральной собственности в силу пункта 2 части 8 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ и пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и не подлежат передаче в собственность муниципального образования.
Предметом настоящего спора является также незаконность бездействия ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:0006, площадью 701 кв.м. (земельный участок N 62).
Между тем, из материалов дела усматривается, что 07.06.2013 N 257-р ТУ Росимущества в Краснодарском крае принято распоряжение о безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципального образования г. Сочи, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:6, площадью 701 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, участок N 62.
Из представленной представителем Росимущества в суд апелляционной инстанции выписки из ЕГРП от 23.12.2013 усматривается, что право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402041:6 зарегистрировано 27.09.2013. Следовательно, в настоящее время в отношении названного земельного участка предмет спора отсутствует.
При таких обстоятельствах оснований к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2013 по делу N А32-9601/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9601/2013
Истец: Администрация г. Сочи, Администрация города Сочи
Ответчик: Росимущество, ТУ Фед агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
Третье лицо: Алексаньян С. С., ОАО "Адлерский чай", ОАО "Международный аэропорт Сочи", ООО "Вектор-Сочи", ООО "Югсельхоз"