г. Краснодар |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А32-16223/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рогальского С.В., судей Бабаевой О.В. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Предприятие Медтехника г. Новороссийска" (ИНН 2315021512, ОГРН 1022302384378) - Плотникова В.М. (доверенность от 15.10.2013), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Пауль Хартманн" - Громова Д.А. (доверенность от 05.07.2013), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "СупраМед-Кубань" (ИНН 2310146613, ОГРН 1102310002992), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СупраМед-Кубань" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2013 (судья Карпенко Т.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2013 (судьи Фахретдинов Т.Р., Мисник Н.Н., Тимченко О.Х.) по делу N А32-16223/2013, установил следующее.
ООО "СупраМед-Кубань" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Предприятие Медтехника г. Новороссийска" (далее - предприятие) об опровержении изложенных в письме к ООО "Пауль Хартманн" сведений путем направления ответчиком обществу "Пауль Хартманн" другого письма, официально объявляющего ранее направленное письмо ложным; предоставлении в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда доказательств опровержения ранее распространенных сведений.
ООО "Пауль Хартманн" привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Решением от 07.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.12.2013, в иске отказано. Суды пришли к выводу, что изложенные в письме предприятия сведения соответствуют действительности, так как отражают условия заключенного обществом и предприятием договора. Сведения не направлены на подрыв деловой репутации истца. Распространение оспариваемых сведений не повлекло для общества негативных последствий в сфере его профессиональной деятельности и не привело к отказу партнеров от сотрудничества с ним.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, полагая, что негативное формирование мнения об обществе заключается не в сообщении соответствующего действительности факта поставки предприятию товара по согласованному графику - один раз в неделю, а в том, что предприятие в своем письме указало на неприемлемость для себя такого графика и на непринятие обществом мер для его изменения. При этом никаких предложений по изменению порядка работы от ответчика не поступало, в связи с чем обвинение истца в бездействии является ложным. Товары поставлялись ответчику на основании его же заявок, отдельные единицы товара, признанные бракованными, своевременно обменивались, жалоб от ответчика истец не получал, поэтому обвинение в "постоянной дефектуре, особенно в летний период" также не соответствует действительности. Заявитель также считает, что из контекста письма предприятия усматривается его мнение о наличии у общества обязанности по сервисному обслуживанию сложной медицинской техники, поставляемой предприятию. Однако договором такая обязанность на поставщика не возлагается.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу отмечает, что сообщение в его письме о нерегулярной, один раз в неделю, доставке товара не было направлено на обвинение истца, но лишь отражало договоренность с обществом о доставке товара с указанной периодичностью.
ООО "Пауль Хартманн" в отзыве на кассационную жалобу указывает, что доводы заявителя направлены на переоценку обстоятельств. Деловая репутация истца не пострадала, убежденность ООО "Пауль Хартманн" в надежности и порядочности общества как делового партнера не подорвана, дистрибьютерский договор с ним не расторгнут, напротив, обществу как дистрибьютеру предоставлена дополнительная скидка на товар.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ответчика и третьего лица, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между обществом и предприятием заключен договор от 16.03.2011 N 45-11, согласно которому общество обязалось поставлять предприятию изделия медицинского назначения, покупатель обязался принимать товар и оплачивать его на условиях, предусмотренных договором.
Обращаясь в арбитражный суд с иском о защите деловой репутации, истец указал, что поводом для обращения за судебной защитой явилось сообщение ему в октябре 2012 года представителем ООО "Пауль Хартманн" (дистрибьютером которого является общество) о поступившей от ответчика по электронной почте жалобе на неприемлемые условия работы с обществом: нерегулярную доставку товара (1 раз в неделю); частую дефектуру товара (особенно в летний период); отсутствие сервисного обслуживания.
Ответчик в отзыве на иск указывал, что письмо в адрес третьего лица не имело характера жалобы и не преследовало цели умаления деловой репутации истца. Специальный термин "дефектура", применяемый в фармацевтической отрасли, не означает поставку некачественного товара, а указывает на ограниченность его ассортимента, который покупатель хотел бы расширить. Данный термин может иметь отношение только к фармацевтическим организациям, которыми ни истец, ни ответчик не являются. Констатация условий заключенного с истцом договора, не предусматривающего сервисного обслуживания и определяющего периодичность доставки, не является распространением сведений, не соответствующих действительности.
Оценив фактические обстоятельства, пояснения сторон и выявив отношение третьего лица к письму ответчика, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
В соответствии со статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - ГК РФ) сведения, порочащие деловую репутацию юридического лица, подлежат опровержению по требованию потерпевшего, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" разъяснил, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 ГК РФ значение для дела, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом. Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют деловую репутацию юридического лица.
Судебные инстанции, оценив изложенные в письме сведения и его смысловое содержание в целом, пришли к выводу, что сообщение о "нерегулярной - 1 раз в неделю - доставке товара" и "отсутствии работы по сервису" не содержит собственных оценок автора письма, а является воспроизведением условий заключенного договора поставки.
Суды также согласились с объяснением ответчиком смыслового содержания фразы "дефектура постоянная (особенно в летний период)" и истец доводы ответчика в этой части не опроверг.
Вывод об отсутствии доказательств негативного влияния распространенных сведений на деловую репутацию истца подтвержден отзывом третьего лица на исковое заявление, указавшего, что его мнение об истце и его деловой репутации после получения письма не изменилось, партнерские отношения продолжились на более выгодных для истца условиях. Значимость при рассмотрении данной категории дел сохранения со стороны деловых партнеров доверия к репутации заявителя подчеркнута в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2012 N 17528/11, на которое правомерно сослались судебные инстанции.
Настаивая на отмене судебных актов, заявитель кассационной жалобы по существу выражает несогласие с оценкой судов установленных ими фактических обстоятельств и исследованных доказательств, переоценка которых в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, основания для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2013 по делу N А32-16223/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Рогальский |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" разъяснил, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 ГК РФ значение для дела, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом. Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют деловую репутацию юридического лица.
...
Вывод об отсутствии доказательств негативного влияния распространенных сведений на деловую репутацию истца подтвержден отзывом третьего лица на исковое заявление, указавшего, что его мнение об истце и его деловой репутации после получения письма не изменилось, партнерские отношения продолжились на более выгодных для истца условиях. Значимость при рассмотрении данной категории дел сохранения со стороны деловых партнеров доверия к репутации заявителя подчеркнута в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2012 N 17528/11, на которое правомерно сослались судебные инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 марта 2014 г. N Ф08-1062/14 по делу N А32-16223/2013