г. Краснодар |
|
02 апреля 2014 г. |
Дело N А63-18020/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Гиданкиной А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Асыкуловой Т.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видео-конференцсвязи, от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814) - Эскиндаровой Д.И. (доверенность от 01.01.2013), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508) - Пашковой Н.Н. (доверенность от 10.01.2014), от третьего лица - открытого акционерного общества "Предгорныйрайгаз" (ИНН 2618004442, ОГРН 1022600962064) - Колесниковой Г.В. (доверенность от 29.03.2013) в отсутствие третьих лиц: - Бурдюговой И.Н., Мурадовой Д.Т. Сиворакша В.Н., садоводческого некоммерческого товарищества "Овощевод", Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2013 (судья Борзинец А.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2013 судьи Цигельников М.А., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу N А63-18020/2012, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании недействительными решения и предписания от 09.11.2012 и признании незаконным и отмене постановления от 05.04.2013 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 650 тыс. рублей штрафа.
Определением суда от 06.07.2013 дела объединены в одно производство с присвоением делу номера А63-18020/2012.
Решением от 01.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные инстанции исходили из того, что антимонопольный орган доказал нарушение обществом пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на то, что действующим законодательством открытие лицевого счета и заключение индивидуального договора поставки газа с потребителями, расположенными на территории СНТ "Овощевод" (далее - товарищество) на землях, выделенных под садоводство и огородничество, не предусмотрено. Поставка газа товариществу осуществлялась на основании заключенного с ним договора с учетом потребления газа по единому узлу. В связи с ликвидацией товарищества, члены товарищества не являются абонентами заявителя, газовые сети не оформлены.
В отзыве на жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители общества и управления повторили доводы, изложенные в жалобе и отзыве, представитель ОАО "Предгорныйрайгаз" поддержал доводы заявителя жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, управление приняло решение от 09.11.2012 о признании общества нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции связи с отказом в заключении договора поставки природного газа с Бурдюговой Н.И., Сиворакша В.Н., Мурадовой Д.Т. и выдало предписание от 29.11.2012 о принятии мер по заключению договоров поставки.
Управление вынесло постановление от 05.04.2013 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 650 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с данными актами антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В качестве противоправного деяния обществу вменен необоснованный отказ от заключения с потребителями договоров поставки газа.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из статьи 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) следует, что газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
Согласно статье 26 указанного Закона организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки.
В силу пункта 5 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, далее - Правила N 549) поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. Для заключения договора заинтересованное физическое лицо направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить. Газоснабжающая организация не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении оферты (пункт 7 Правил N 549). В соответствии с пунктом 11 Правил газоснабжающая организация в срок, не превышающий 1 месяца со дня регистрации оферты, осуществляет проверку наличия технической возможности подачи газа заявителю, а также комплектности и правильности оформления представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений. Техническая возможность признается наличествующей, если на территории муниципального образования, где расположено помещение (жилой дом), газоснабжение которого необходимо обеспечить, имеется газораспределительная сеть, мощность которой позволяет газоснабжающей организации обеспечить подачу газа во исполнение всех заключенных ею договоров и к которой подключен газопровод, входящий в состав внутридомового газового оборудования заявителя. Согласно пункту 13 Правил N 549 основаниями для отказа от заключения договора являются: а) отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих установленным для таких газопровода и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель-гражданин приобретает газ для газоснабжения домовладения; б) отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты; в) отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа; г) предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.
Общество, являющееся поставщиком сетевого природного газа, включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %.
Суды установили, что Мурадова Д.Т., Сиворакша В.Н. и Бурдюгова И.Н не являются членами товарищества. В данном случае суды обоснованно указали, что лица, не являющиеся членами товарищества, вправе обратиться к поставщику газа с заявлениями о заключении договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд. Тот факт, что газопровод сооружен на территории товарищества, не свидетельствует об отсутствии у граждан права на заключение договоров поставки газа с обществом. Доказательства отсутствия технической возможности заключения договоров с указанными гражданами общество не представило.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что общество, необоснованно отказывая в заключении договора поставки природного газа Бурдюговой Н.И., Сиворакша В.Н., Мурадовой Д.Т., нарушило пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела в части требований общества о признании незаконным и отмене постановления управления от 05.04.2013 о привлечении к административной ответственности по части 1 статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суды установили наличие в действиях общества состава правонарушения и соблюдение управлением порядка привлечения к административной ответственности. Доводы о несогласии с порядком определения и суммой штрафа заявитель в кассационной жалобе не приводит.
Основания для изменения или отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2013 по делу N А63-18020/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.