г. Краснодар |
|
03 апреля 2014 г. |
Дело N А32-6025/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Волкова Я.Е. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Новорослесэкспорт" (ИНН 2315014794, ОГРН 1022302377536) - Сень Н.И. (доверенность от 31.01.2014 N 210), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (ИНН 2310023594, ОГРН 1042305724460) - Привезенцева В.Г. (доверенность от 25.11.2013 N 03-19/07877), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2013 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 (судьи Герасименко А.Н., Винокур И.Г., Сулименко Н.В.) по делу N А32-6025/2013, установил следующее.
ОАО "Новорослесэкспорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) с заявлением о признании недействительным решения от 28.11.2012 N 09-23/40 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению в сумме 11 459 769 рублей.
Решением от 30.07.2013, оставленным без изменения постановлением от 18.12.2013, заявленное обществом требование удовлетворено.
Судебные акты мотивированы отсутствием у налогового органа оснований для отказа в применении налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость по оказанным обществом транспортно-эспедиционным услугам при организации международной перевозки. Судебные инстанции указали, что общество представило в налоговую инспекцию пакет документов, подтверждающих право на применение ставки 0% по налогу на добавленную стоимость.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы указывает на неправильное истолкование судами подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) применительно к установленным по делу обстоятельствам. Оказанные обществом в рамках представленных договоров услуги не направлены на организацию международной перевозки, поэтому право на применение ставки 0% по налогу на добавленную стоимость в отношении реализованных услуг у общества отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекции провела камеральную проверку налоговой декларации общества за II квартал 2012 года, по результатам которой составила акт от 25.10.2012 N 09-23/714 и приняла решение от 28.11.2012 N 09-23/714 об отказе в возмещении 11 459 769 рублей налога на добавленную стоимость. Основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость послужил вывод налогового органа о необоснованном применении обществом налоговой ставки 0% при реализации услуг на сумму 63 665 386 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 06.02.2013 N 20-12-92 жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено.
В порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделали правильный вывод об обоснованности заявленного обществом требования.
Согласно пункту 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
До 01 января 2011 года в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса содержалось положение о применении ставки 0% по налогу на добавленную стоимость в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
С 01 января 2011 года подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса дополнен двумя видами услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость - это услуги по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса распространяется и на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях названной статьи законодатель отнес к транспортно-экспедиционным услугам такие виды услуг как: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, услуги по разработке и согласованию технических условий погрузки и крепления грузов, розыску груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировке грузов, обслуживанию и ремонту универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживанию рефрижераторных контейнеров и хранению грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Аналогичные виды транспортно-экспедиционных услуг установлены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиционные", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст (далее - ГОСТ Р 52298-2004).
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой (статья 801 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
При оценке довода налогового органа о том, что общество не может претендовать на применение ставки 0% по налогу на добавленную стоимость по оказанным услугам, поскольку непосредственно не организовывало международную перевозку, суды обоснованно руководствовались указанными нормами права, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности", "ГОСТ Р 52298-2004, Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст, согласно которым к транспортно-экспедиционным услугам относятся, в том числе, участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора и сделали правильный вывод о том, что оказанные обществом услуги поименованы в приведенном в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса перечне транспортно-экспедиционных услуг в отношении которых применяется ставка 0%, а потому общество вправе претендовать на применение налоговой ставки 0% по НДС на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса при условии оказания услуг в отношении товаров на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой таких товаров.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг; выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
Материалы дела свидетельствуют, что основанием для отказа в возмещении обществу налога на добавленную стоимость послужил вывод налогового органа о необоснованном применении обществом налоговой ставки 0%. По мнению инспекции, применение налоговой ставки 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг возможно при непосредственной организации экспедитором международной перевозки, тогда как общество не участвовало в организации самой международной перевозки. Установив, что общество во втором квартале 2012 года оказало предусмотренные подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса транспортно-экспедиционные услуги в отношении товаров, перевозимых при международном сообщении, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что экспедируемые обществом товары являются объектами внешнеторговых сделок и транспортно-экспедиционные услуги, предоставленные обществом, по смыслу подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, осуществлены в рамках международной перевозки. Указанный вывод основан на исследовании и оценке представленного обществом комплекта документов, подтверждающих неразрывность и непосредственную связь оказанных обществом транспортно-экспедиционных услуг с процессом транспортировки товаров, ее организацией, без выполнения которых невозможна международная перевозка. Судебные инстанции установили, что общество является предприятием морского транспорта, основная деятельность которого непосредственно связана с международными перевозками товаров, исследовали комплекс совершенных обществом действий на основании представленных в материалы дела контрактов и приложений к ним, оценили их характер на соответствие транспортно-экспедиционным услугам при организации международной перевозки экспортируемых товаров и сделали вывод о соответствии документов, представленных обществом в подтверждение права на возмещение налога на добавленную стоимость, требованиям пункта 3.1 статьи 165 Кодекса.
С учетом изложенного, вывод судебных инстанций о том, что общество оказало во II квартале 2012 года предусмотренные подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса транспортно-экспедиционные услуги на основании договоров транспортной экспедиции при организации международной перевозки и обоснованно применило ставку 0% по налогу на добавленную стоимость, является правильным.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств. В соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций, выводы которых общество документально не опровергло.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 по делу N А32-6025/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.