г. Краснодар |
|
11 апреля 2014 г. |
Дело N А32-29813/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления государственного строительного надзора Краснодарского края (ИНН 2308113667, ОГРН 1052303716772) - Чувалджяна Д.А. (доверенность от 30.12.2013), в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества "Кубаньэнерго" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кубаньэнерго" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22 ноября 2013 года (судья Бутченко Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2014 года (судьи Соловьева М.В., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-29813/2013, установил следующее.
ОАО "Кубаньэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края (далее - управление, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 21.06.2013 N 14-Ю-259с о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 600 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 22 ноября 2013 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23 января 2014 года, заявленные требования удовлетворены в части: сумма штрафа уменьшена до 300 тыс. рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вменяемого ему нарушения. Общество является субъектом административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит решение суда от 22.11.2013 и постановление суда апелляционной инстанции от 23.01.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования полностью. По мнению подателя кассационной жалобы, субъектом ответственности является не общество, а подрядчик (ООО "Группа компаний "ЭФЭС"").
В судебном заседании представитель управления просил принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, управление провело плановую проверку деятельности общества на объекте "Воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции "Мацеста", от подстанции "Мацеста" до подстанции "Хоста", от подстанции "Хоста" до Краснополянской ГЭС, от Краснополянской ГЭС до Сочинской ТЭС (проектные и изыскательские работы, реконструкция), 1 этап".
В ходе проверки управление сделало вывод, что общество не осуществляет должным образом строительный контроль на объекте. Общество допускает случаи приемки выполненных работ с отступлениями от проектной документации в нарушение части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства".
Согласно проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, опора N 20 является анкерно-угловой одностоечной трехцепной на базе МГС; под основанием ростверка выполняется щебеночная подготовка толщиной 100 мм, которая затем покрывается горячим битумом за два раза.
Фактически смонтированная опора N 20 является анкерно-угловой стальной многогранной без траверс с левой стороны; основание для устройства ростверка опоры N 52 не выполнено, под ростверком произошел размыв грунта, в результате чего оголены сваи.
В соответствии с пунктом 8.1.4 СНиП 52-01-2003 "Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения" укладку и уплотнение бетона следует выполнять таким образом, чтобы можно было гарантировать в конструкциях достаточную однородность и плотность бетона, отвечающих требованиям, предусмотренным для рассматриваемой строительной конструкции.
Фактически монолитный железобетонный ростверк опоры N 52 имеет непровибрированные участки, раковины с выпадением крупного заполнителя бетона, видна оголенная арматура.
По результатам проверки управление 25.04.2013 оставило акт N 14-168Х-Ю-121-ЕС, предписание N 14-168Х-Ю-68-ЕС, протокол N 14-168Х-Ю-55-ЕС, а впоследствии вынесло постановление от 21.06.2013 N 14-Ю-259 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса в виде 600 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 9.4 Кодекса установлена ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Названные действия, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут привлечение к ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство.
В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Согласно части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что лицом, непосредственно выполняющим строительные работы, может быть как застройщик, так и привлеченный им подрядчик.
По мнению подателя кассационной жалобы, он как застройщик не является субъектом административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса, поскольку спорные работы на основании соответствующего договора выполнял подрядчик - ООО "Группа компаний "ЭФЭС"".
Податель кассационной жалобы не учитывает, что строительство или реконструкция применительно к статье 9.4 Кодекса не заканчивается фактическим выполнением работ. Строительство является оконченным с момента ввода объекта в эксплуатацию. Общество допустило принятие спорных работ, не осуществив надлежащий контроль за их выполнением. Общество приняло участие в процессе строительства применительно к статье 9.4 Кодекса (принятие работ).
Позиция общества основана на ошибочном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная позиция допускает возможность застройщика принимать работы, выполненные подрядчиком и не соответствующие требованиям законодательства, в отсутствие за это административной ответственности; не исключает приемку работ, контроль за которыми не сможет быть выполнен после проведения других работ. Доводы общества имеют существенное значение только в случаях, когда спорные работы не приняты застройщиком.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22 ноября 2013 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2014 года по делу N А32-29813/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению подателя кассационной жалобы, он как застройщик не является субъектом административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса, поскольку спорные работы на основании соответствующего договора выполнял подрядчик - ООО "Группа компаний "ЭФЭС"".
Податель кассационной жалобы не учитывает, что строительство или реконструкция применительно к статье 9.4 Кодекса не заканчивается фактическим выполнением работ. Строительство является оконченным с момента ввода объекта в эксплуатацию. Общество допустило принятие спорных работ, не осуществив надлежащий контроль за их выполнением. Общество приняло участие в процессе строительства применительно к статье 9.4 Кодекса (принятие работ).
Позиция общества основана на ошибочном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная позиция допускает возможность застройщика принимать работы, выполненные подрядчиком и не соответствующие требованиям законодательства, в отсутствие за это административной ответственности; не исключает приемку работ, контроль за которыми не сможет быть выполнен после проведения других работ. Доводы общества имеют существенное значение только в случаях, когда спорные работы не приняты застройщиком."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 апреля 2014 г. N Ф08-2315/14 по делу N А32-29813/2013