г. Краснодар |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А32-18550/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Марченко А.О. (доверенность от 04.12.2013), в отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации города Сочи, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2013 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2014 (судьи Сурмалян Г.А., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А32-18550/2013, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) с требованиями о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельных участков: площадью 15 100 кв. м с кадастровым номером 23:49:04020026:1049, площадью 800 кв. м с кадастровым номером 23:49:0420022:0153, площадью 4838 кв. м с кадастровым номером 23:49:0420022:0147, площадью 4985 кв. м с кадастровым номером 23:49:0420022:0148, площадью 8000 кв. м с кадастровым номером 23:49:0420022:0163, площадью 750 кв. м с кадастровым номером 23:49:0420022:0158, площадью 812 кв. м с кадастровым номером 23:49:0404004:0117, расположенных в Адлерском районе г. Сочи, о возложении на территориальное управление обязанности по принятию решения о передаче земельных участков в муниципальную собственность.
Требования основаны на нормах Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244).
Решением от 24.10.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.01.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы недоказанностью факта обращения администрации к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - федеральное агентство) с предложением о передаче земельных участков в муниципальную собственность.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 24.10.2013 и постановление апелляционного суда от 15.01.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Доводы кассационной жалобы сводятся к незаконности бездействия территориального управления, выразившегося в непринятии решения о передаче в муниципальную собственность находящихся в пределах курорта федерального значения земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу территориальное управление просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судебных инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представитель территориального управления и федерального агентства просила оставить без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, подтвердив факт обращения администрации с заявлением в территориальное управление. Администрация явку процессуального представителя в суд кассационной инстанции не обеспечила, извещена в силу статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное заседание проведено на основании статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав процессуального представителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0420022:0153, 23:49:0420022:0147, 23:49:0420022:0148, 23:49:0420022:0158, 23:49:0404004:0117 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до вступления в силу Закона N 244 (далее - ЕГРП), что подтверждено соответствующими выписками из ЕГРП и не оспаривается лицами, участвующими в деле. Земельные участки расположены в границах муниципального образования город-курорт Сочи.
Департамент имущественных отношений администрации города Сочи, руководствуясь частью 6 статьи 1 Закона N 244, обратился в территориальное управление с предложением о передаче в муниципальную собственность спорных земельных участков, что подтверждено материалами дела и не опровергнуто.
Бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о передаче испрашиваемых земельных участков из федеральной собственности в муниципальную, послужило основанием обращения администрации в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 200 и 201 Кодекса).
Согласно кадастровым паспортам земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:04020026:1049, 23:49:0420022:0153, 23:49:0420022:0147, 23:49:0420022:0148, 23:49:0420022:0163, 23:49:0420022:0158, 23:49:0404004:0117 расположены в черте муниципального образования город-курорт Сочи в зоне округа санитарной охраны и находятся на территории курорта федерального значения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Закона N 244) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Порядок передачи таких земельных участков урегулирован Законом N 244.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1 Закона N 244 из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона.
Передача указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 1 Закона N 244 (часть 5 статьи 1). В указанной норме предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432) правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы.
Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является территориальное управление.
Учитывая, что право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0420022:0153, 23:49:0420022:0147, 23:49:0420022:0148, 23:49:0420022:0158, 23:49:0404004:0117 зарегистрировано до вступления в законную силу Закона N 244, принимая во внимание обращение администрации в орган по распоряжению федеральным имуществом, находящийся на территории Краснодарского края, со стороны территориального управления имеет место незаконное бездействие, ввиду чего в данной части требования заявлены правомерно.
Относительно двух других участков с кадастровыми номерами 23:49:04020026:1049 и 23:49:0420022:0163 материалы дела свидетельствуют и сторонами не оспаривается, что право собственности Российской Федерации на них зарегистрировано после вступления в законную силу Закона N 244, поэтому отказ судов в удовлетворении заявленных требований в части этих участков, коллегия считает обоснованным.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применены нормы права.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, на основании изложенного судебные акты надлежит отменить в части с принятием в отмененной части нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2014 по делу N А32-18550/2013 в части отказа в признании недействительным бездействия территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:04020026:1049 и 23:49:0420022:0163 и возложении на заинтересованное лицо обязанности принять решение о передаче указанных участков из федеральной в муниципальную собственность оставить без изменения.
В остальной части решение от 24.10.2013 и постановление от 15.01.2014 по делу N А32-18550/2013 отменить. В отмененной части принять новый судебный акт. Признать незаконным бездействие территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в нерассмотрении заявления администрации города Сочи по вопросу о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0420022:0153, 23:49:0420022:0147, 23:49:0420022:0148, 23:49:0420022:0158, 23:49:0404004:0117, расположенных в Адлерском районе г. Сочи. Возложить на территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязанность по рассмотрению заявления администрации города Сочи о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0420022:0153, 23:49:0420022:0147, 23:49:0420022:0148, 23:49:0420022:0158, 23:49:0404004:0117, расположенных в Адлерском районе г. Сочи, и принять решение в соответствии с нормами Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Закона N 244) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
...
В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432) правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 апреля 2014 г. N Ф08-2384/14 по делу N А32-18550/2013