г. Краснодар |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А32-18079/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствии в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Малые ГЭС Кабардино-Балкарии" (ИНН 0706004159, ОГРН 1070720000120) и заинтересованного лица - Кубанского управления Министерства культуры Российской Федерации (ИНН 2312154440, ОГРН 1082312010109), надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Малые ГЭС Кабардино-Балкарии" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2013 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2014 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-18079/2013, установил следующее.
ОАО "Малые ГЭС Кабардино-Балкарии" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Кубанскому управлению Министерства культуры Российской Федерации (далее - управление) о признании незаконными действий управления при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью общества, об отмене результатов проверки, проведенной 06.03.2013, изложенных в акте осмотра территории объекта культурного наследия от 06.03.2013 N АО-07/002-13 и предписании о приостановлении земляных работ, проведение которых ухудшает состояние объектов культурного наследия, нарушает их целостность и сохранность от 07.03.2013 N Пр-07/001-13; о признании недействительным предписания о приостановлении земляных работ, проведение которых ухудшает состояние объектов культурного наследия, нарушает их целостность и сохранность, от 07.03.2013 N Пр-07/001-13.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2014, суд прекратил производство по делу в части требования об оспаривании акта осмотра в связи с неподведомственностью спора в данной части арбитражному суду; в удовлетворении остальной части заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы законностью действий управления по выдаче предписания, поскольку обществом нарушены правила обращения с объектами культурного наследия, установленными Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. Как считает общество, у управления отсутствовали законные основания для проведения проверки. Кроме того, проверка проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ.)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 03.12.2012 N ЗМГЭС-37/2012, заключенного между обществом и ЗАО Проектно-строительная фирма "Каббалкмостстрой", последнее взяло на себя обязательства по заданию общества выполнить работы в установленный договором срок, а общество - создать необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. По пункту 7.1 данного договора общество силами проектной организации взяло на себя обязательства обеспечить осуществление авторского надзора за ходом строительства объекта - Зарагижской Малой ГЭС. Авторский надзор осуществляется в течение всего периода выполнения работ по договору. Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что авторский надзор - это контроль проектной организации за соблюдением в процессе строительства объекта требований проектной документации.
Сотрудниками управления проведен осмотр территории и установлено, что в зоне строительства Зарагижской ГЭС расположены объекты археологического наследия Псыгансуевское Первое поселение и Псыгансуевские Третьи курганы. При этом на территории могильника и поселения проведены и ведутся масштабные земляные работы с применением строительной техники, которые привели к фактическому уничтожению значительной их части. Результаты проверки зафиксированы в акте осмотра территории объекта культурного наследия от 06.03.2013 N АО-07/002-13.
В связи с выявленными нарушениями охраны объекта культурного наследия управлением выдано предписание от 07.03.2013 N Пр-07/001-13, в котором указано, что в ходе обследования территории объекта культурного наследования выявлены следующие нарушения: при производстве земляных работ по сооружению котлована напорного бассейна, котлована холостого сброса и котлована напорного трубопровода Зарагижской МГЭС на р. Черек в Урванском районе Кабардино-Балкарской Республики на территории вновь выявленных объектов культурного наследия - памятников археологии Псыгансуевского Первого поселения и Псыгансуевской Третьей курганной группы нарушены требования статей 5, 18, 31, 35, 36, 37, 46, 49, 52, 99 Закона N 73-ФЗ.
Предписание указывало на немедленное приостановление всех видов земляных работ на территории, занятой вновь выявленными объектами культурного наследия Псыгансуевским Первым поселением и Псыгансуевскими Третьими курганами, в соответствии со статьей 38 Закона N 73-ФЗ, запрете движение транспортных средств по территории памятников. При этом ограничения вводились впредь до устранения причин, способствовавших причинению вреда объектам культурного наследия, до разработки и согласования государственными органами, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия - Министерством культуры Кабардино-Балкарской Республики и управлением, программы работ по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в зоне строительства, проведения мероприятий по сохранению объектов культурного наследия - охранно-спасательных археологических раскопок, в том числе на прилегающих к напорному трубопроводу с запада, к напорному бассейну с северо-запада и запада территориях. Возобновление работ возможно только с письменного разрешения управления в соответствии с пунктом 3 статьи 37 Закона N 73-ФЗ.
Считая действия управления незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь нормами статьи 29, 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно прекратил производств по делу в части оспаривания акта осмотра, поскольку акт осмотра не обладает признаками ненормативного акта. По своей правовой природе он является процессуальным документом, фиксирующим выявленные в ходе проведения осмотра территории объекта культурного наследия нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия. Таким образом, акт осмотра является процедурным документом, обжалование которого действующим процессуальным законодательством не предусмотрено.
Что касается выданного обществу предписания, то суды правомерно признали его законным, исходя из следующего.
Согласно статье 3 Закона N 73-ФЗ объектами археологического наследия являются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. При этом объекты археологического наследия отнесены к памятникам как одному из видов объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Закона N 73-ФЗ в случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр в порядке, установленном Федеральным законом, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений.
В пункте 1 статьи 37 Закона N 73-ФЗ установлено, что земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона. Исполнитель работ обязан проинформировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, об обнаруженном объекте. Аналогичные требования содержатся и в пункте 8 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, где указано, что в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.
Пунктом 2 статьи 37 Закона N 73-ФЗ закреплено, что указанные в пункте 1 статьи 37 Закона работы, а также работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо федерального органа охраны объектов культурного наследия.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет строительство Зарагижской ГЭС, где расположены объекты археологического наследия Псыгансуевское Первое поселение и Псыгансуевские Третьи курганы. При этом на территории могильника и поселения проведены и ведутся масштабные земляные работы с применением строительной техники, которые привели к фактическому уничтожению значительной их части. Общество не оспаривает, то факт, что работы на территории объекта культурного наследия производились. Обществом также не оспорено и причинение вреда объекту культурного наследия произведенными работами, а также наличие у общества обязанности по принятию мер к охране и восстановлению поврежденного объекта культурного наследия.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о законности выданного обществу предписание от 07.03.2013 N Пр-07/001-13.
Доводы общества о том, что у управления отсутствовали законные основания для проведения проверки (мониторинга) и проверка проведена с нарушением Закона N 294-ФЗ, обоснованно не приняты судом во внимание, исходя из следующего.
Судом установлено, что предписание выдано не по результатам проверки, проводимой в отношении юридического лица с учетом требований Закона N 294-ФЗ, а по результатам осмотра территории объекта культурного наследия, проведенного на основании Закона N 73-ФЗ, Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 590, Положения о территориально органе Министерства культуры Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.11.2011 N 1059, Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1204.
Наименование оспариваемых обществом действий, проведенных управлением (мониторинг, проверка) не влияет на их законность. Проверочные мероприятия (мониторинг, осмотр) проведены на объекте культурного наследия в соответствии с предоставленными управлению полномочиями и во исполнение основной функции управления - охраны объектов культурного наследия.
Обязательным условием признания незаконным акта органа государственной власти является нарушением актом прав и законных интересов заявителя по делу. Обществом не обосновано и не представлено доказательств, каким образом предписание управления нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Суды исследовали довод общество о том, что им принимались меры к выполнению соответствующих мероприятий, установленных в предписании. Однако фактическое исполнение предписания обществом не свидетельствует о незаконности изложенных в нем требований.
С учетом изложенного, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным предписания управления от 07.03.2013 N Пр-07/001-13.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2014 по делу N А32-18079/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.