г. Краснодар |
|
09 июня 2014 г. |
Дело N А32-42695/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Афониной Е.И. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Барс" (ИНН 2369001537, ОГРН 1122369000962) - Береза О.А. (доверенность от 21.10.2013), в отсутствие заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Краснодарскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2014 (судья Непранов Г.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-42695/2013, установил следующее.
ООО "Барс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) Сердюк Л.А. по не рассмотрению документов, полученных 18.11.2013, признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации от 25.11.2013, признании незаконными и недействительными решений от 21.11.2013, 25.11.2013 и 03.12.2013 об отказе в государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - реестр) сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей в отношении общества. Возложить на инспекцию обязанность произвести государственную регистрацию сведений о прекращении деятельности общества в связи с его добровольной ликвидацией.
Решением суда первой инстанции от 22.01.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.04.2014, заявленные требования удовлетворены частично, признаны незаконными и недействительными решения инспекции от 21.11.2013, 25.11.2013 и 03.12.2013 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией общества, на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения и произвести регистрацию. Судебные акты мотивированы тем, что ликвидационные балансы во всех случаях представлялись уполномоченным лицом, ликвидационный баланс общества отражает действительное имущественное положение и расчеты с кредиторами. Отсутствуют доказательства недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе на 23.10.2013. В удовлетворении требований о признании незаконными действий заместителя начальника инспекции отказано, поскольку указание в решении от 25.11.2013 даты и номера пакета документов (от 14.11.2013N 1028) является опечаткой.
В кассационной жалобе инспекция просит состоявшиеся судебные акты отменить, в части удовлетворенных требований - отказать. По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Общество не представило решение единственного участника об утверждении окончательного ликвидационного баланса, который в свою очередь не отражает действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица. Ликвидация проведена с нарушением прав кредитора.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Инспекция заявила ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Судебные акты в части отказа признания незаконными действий заместителя начальника инспекции не обжалуются, поэтому судом кассационной инстанции в данной части не проверяются.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 25.06.2013 общество приняло решение о ликвидации. В инспекцию подано уведомление о принятии решения о ликвидации общества и создании ликвидационной комиссии под председательством Агаджанова Г.А.
03 июля 2013 года общество получило свидетельство о внесении в реестр записи о формировании ликвидационной комиссии юридического лица за государственным регистрационным номером 2132369012906. Сообщение о ликвидации общества опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 10.07.2013/187 N 27 (436).
23 октября 2013 года участником общества принято решение об утверждении ликвидационного баланса (решение участника N 3), 14.11.2013 Агаджанов Г.А. представил в инспекцию заявление по форме N Р16001 (вх. N 1028) о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией. Согласно расписке в получении документов, к заявлению были приложены документ об оплате государственной пошлины на одном листе и ликвидационный баланс на шести листах.
21 ноября 2013 года инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Отказ мотивирован тем, что в представленном заявителем пакете документов от 14.11.2013 содержится неутвержденная копия ликвидационного баланса от 23.10.2013, в связи с чем ликвидационный баланс не отвечает предъявленным к нему требованиям и считается не представленным.
18 ноября 2013 года Агаджанов Г.А. вновь представил в инспекцию заявление по форме N Р16001 (вх. N 1032) о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией. Согласно расписке в получении документов, к заявлению были приложены документ об оплате государственной пошлины на одном листе и ликвидационный баланс на шести листах.
25 ноября 2013 года инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. Отказ мотивирован тем, что в представленном заявителем пакете документов от 14.11.2013 содержится неутвержденная копия ликвидационного баланса от 23.10.2013, в связи с чем, ликвидационный баланс не отвечает предъявленным к нему требованиям и считается не представленным.
26 ноября 2013 года Агаджанов Г.А. снова представил в инспекцию заявление по форме N Р16001 (вх. N 1063) о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией. Согласно расписке в получении документов, к заявлению были приложены документ об оплате государственной пошлины на одном листе и ликвидационный баланс.
03 декабря 2013 года инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. Отказ мотивирован тем, что представленный ликвидационный баланс не отражает действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, в связи с чем не отвечает предъявленным к нему требованиям и считается не представленным.
Полагая, что указанные решения, а также действия заместителя начальника инспекции Сердюк Л.А. по не рассмотрению документов, полученных 18.11.2013 (вх. N 1032), являются незаконными и нарушающими права и интересы общества, последнее обратилось в суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок ликвидации юридического лица установлен в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
В силу пунктов 2 и 5 названной статьи после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
Пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ определено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений.
При этом регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных Законом N 129-ФЗ, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом (пункт 4 и 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Удовлетворяя требования суды обоснованно пришли к выводу, что на регистрацию представлялись утвержденные единственным участником общества ликвидационные балансы (решение участника N 3). Обратного инспекция не доказала.
Довод инспекции с указанием на недостоверность сведений, содержащихся в ликвидационном балансе, в связи с наличием нераспределенной прибыли, верно отклонен судами, поскольку сведения о нераспределенной прибыли, сами по себе не свидетельствуют о его недостоверности. Доказательства того, что у общества на момент утверждения ликвидационного баланса имелись неисполненные обязательства перед кредиторами, не представлены, что исключает удовлетворение довода о нарушении прав кредитора.
Довод о том, что общество подало неутвержденную копию ликвидационного баланса не опровергает установление судом первой инстанции обстоятельств о предоставлении названных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства. Названный довод не подтвержден документально.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, так как они не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых решения и постановления и не опровергают выводы судов.
Учитывая изложенное следует признать правомерным удовлетворение требований общества о признании недействительным решений инспекции об отказе в государственной регистрации. Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу N А32-42695/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.