город Ростов-на-Дону |
|
08 апреля 2014 г. |
дело N А32-42695/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.
при участии:
от ООО "БАРС": Береза О.А., удостоверение N 4068, адвокат, по доверенности от 21.10.2013;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Краснодарскому краю: представитель е явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2014 по делу N А32-42695/2013, принятое судьей Непрановым Г.Г., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БАРС" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N10 по Краснодарскому краю о признании незаконными действий должностного лица, о признании незаконными и недействительными решений об отказе в государственной регистрации, об обязании произвести государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БАРС" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N10 по Краснодарскому краю Сердюк Л. А. по не рассмотрению документов, полученных 18.11.2013 г., входящий N 1032, признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации от 25.11.2013 г., признании незаконными и недействительными решений без б/н от 21 ноября 2013года, от 25 ноября 2013года, от 3 декабря 2013 г. об отказе в государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей в отношении ООО "БАРС". Кроме того, заявитель требует также обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N10 по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию сведений о прекращении деятельности ООО "БАРС" в связи с его добровольной ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2014 признаны незаконными и недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Краснодарскому краю от 21 ноября 2013года, от 25 ноября 2013года, от 3 декабря 2013 г. об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией Общества с ограниченной ответственностью "БАРС". Также суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и произвести государственную регистрацию в связи с ликвидацией Общества с ограниченной ответственностью "БАРС". В удовлетворении остальной части заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что уполномоченным лицом в надлежащий регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в части удовлетворенных требований общества, ссылаясь на то, что ликвидатором, неправомерно не включившим в ликвидационный баланс задолженность, не были соблюдены требования Закона N 129-ФЗ в части достоверности информации, содержащейся в представленном ликвидационном балансе, что следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В канцелярию Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от МИФНС N 10 по Краснодарскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, удовлетворил ходатайство налогового органа о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель общества не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя Инспекции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 25.06.2013 Обществом с ограниченной ответственностью "БАРС" принято решение о ликвидации. В Межрайонную ИФНС России N 10 по Краснодарскому краю подано уведомление о принятии решения о ликвидации ООО "БАРС" и создании ликвидационной комиссии под председательством Агаджанова Григория Артуровича. 03 июля 2013 года ООО "БАРС" получило свидетельство о внесении в государственный реестр записи о формировании ликвидационной комиссии юридического лица за государственным регистрационным номером 2132369012906. Сообщение о ликвидации общества опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 27 (436) от 10.07.2013/187.
23.10.2013 участником общества принято решение об утверждении ликвидационного баланса (решение участника N 5).
14.11.2013 Агаджанов Г.А. представил в инспекцию заявление по форме Р16001 (вх. N 1028) о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией. Согласно расписке в получении документов, к заявлению были приложены документ об оплате государственной пошлины на одном листе и ликвидационный баланс на шести листах.
21.11.2013 инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Отказ мотивирован тем, что в представленном заявителем пакете документов от 14.11.2013 вх. N 1028 содержится неутвержденная копия ликвидационного баланса от 23.10.2013, в связи с чем ликвидационный баланс не отвечает предъявленным к нему требованиям и считается не представленным.
18.11.2013 Агаджанов Г.А. вновь представил в инспекцию заявление по форме Р16001 (вх. N 1032) о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией. Согласно расписке в получении документов, к заявлению были приложены документ об оплате государственной пошлины на одном листе и ликвидационный баланс на шести листах.
25.11.2013 инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Отказ мотивирован тем, что в представленном заявителем пакете документов от 14.11.2013 вх. N 1028 содержится неутвержденная копия ликвидационного баланса от 23.10.2013, в связи с чем, ликвидационный баланс не отвечает предъявленным к нему требованиям и считается не представленным.
26.11.2013 Агаджанов Г.А. снова представил в инспекцию заявление по форме Р16001 (вх. N 1063) о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией. Согласно расписке в получении документов, к заявлению были приложены документ об оплате государственной пошлины на одном листе и ликвидационный баланс.
03.12.2013 инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Отказ мотивирован тем, что представленный ликвидационный баланс не отражает действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, в связи с чем не отвечает предъявленным к нему требованиям и считается не представленным.
Полагая, что указанные решения, а также действия заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N10 по Краснодарскому
краю Сердюк Л.А. по не рассмотрению документов, полученных 18.11.2013 г. (входящий N 1032), являются незаконными и нарушающими права и интересы общества, ООО "БАРС" обратилось с в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Из смысла указанных норм следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Вопросы ликвидации обществ с ограниченной ответственностью регулируются Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ), в соответствии с п. 1 ст. 57 которого общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований данного Федерального закона.
Нормами ст. 61 ГК РФ установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ, в соответствии с которой, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (п. 1). После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации (п. 5).
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ).
24 сентября 2013 года общество представило в налоговый орган промежуточный ликвидационный баланс, о чем был получен лист записи ЕГРЮЛ от за ГРН 2132369017394.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
В силу п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если последний документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и(или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Решение о государственной регистрации принимается регистрирующим органом на основании представленных документов и является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации приведен в ст. 23 Закона о государственной регистрации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно п. 1 ст. 21 Закона относятся подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, и ликвидационный баланс.
Как следует из материалов дела основанием для вынесения оспариваемых решений от 21.11.2013 и от 25.11.2013 послужило установление инспекцией того обстоятельства, что представленная обществом копия ликвидационного баланса от 23.10.2013 не утверждена.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд первой инстанции установил, что ликвидационные балансы во всех случаях представлялись утвержденными уполномоченным лицом, что на государственную регистрацию документы были поданы в соответствии с требованиями, установленными законом. Инспекция не опровергла указанный довод заявителя.
При таких обстоятельствах, учитывая положения части 1 статьи 65 АПК РФ, при наличии решения единственного участника ООО "Барс" об утверждении окончательного ликвидационного баланса от 23.10.2013 N 3, у суда отсутствуют основания полагать, что на регистрацию сдан неутвержденный ликвидационный баланс.
По смыслу Закона о государственной регистрации государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, поданном в регистрационный орган, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о государственной регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии со ст. 25 Закона о государственной регистрации установлена ответственность за представление недостоверных сведений.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что ликвидационный баланс общества не отражает действительного имущественного положения и его расчеты с кредиторами.
В силу положений ст. 63 ГК РФ единственным обязательным условием к составлению ликвидационного баланса является его составление после завершения расчетов с кредиторами.
Доказательства того, что у общества на момент утверждения ликвидационного баланса имелись какие-либо неисполненные обязательства перед кредиторами, в том числе перед налоговым органом, суду не представлены. Поскольку на момент составления ликвидационного баланса (23.10.2013) общество имело нераспределенную прибыль, а также оборотные активы, сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе, следовало оценить как достоверные.
Действующее законодательство не обязывает распределять прибыль до составления ликвидационного баланса, как и не возлагает на участника общества в обязательном порядке получать имущество при ликвидации общества, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами.
Доказательств наличия у регистрирующего органа информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленном на государственную регистрацию ликвидационном балансе на 23.10.2013, материалы дела не содержат.
В материалы дела представлены решения МИФНС N 10 по Краснодарскому краю N 12-250/4318 от 25.11.2013 г., N 12-20/4324 от 25.11.2013 г. в отношении ООО "БАРС", в связи с не представлением сведений по контрагенту ООО "Торговый дом " Терминал" по требованию налогового органа на основании поручения МИФНС N 11 по Краснодарскому краю.
Указанные решения не подтверждают факт наличия недостоверных сведений в ликвидационном балансе общества.
Ликвидационный баланс ООО "БАРС" утвержден решением N 3 единственного участника общества и содержит его личную подпись.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания считать ликвидационный баланс общества не представленным. Следовательно, не имелось оснований для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что уполномоченным лицом в надлежащий регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку регистрирующим органом не доказана правомерность оснований для отказа в государственной регистрации, решения инспекции об отказе в государственной регистрации от 21 ноября 2013года, от 25 ноября 2013года, от 3 декабря 2013 г. являются незаконными, не соответствующими требованиям Закона о государственной регистрации, нарушающими права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование заявителя обязать инспекцию произвести государственную регистрацию сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией суд рассматривает как направленное на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, что соответствует положениям п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
Вместе с тем, в удовлетворении требования истца о признании незаконными действий заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N10 по Краснодарскому краю Сердюк Л. А. по не рассмотрению документов, полученных 18.11.2013 г. входящий N 1032, судом первой инстанции правомерно отказано, поскольку, как пояснила инспекция в отзыве на заявление, указание в решении от 25.11.2013 даты и номера пакета документов (от 14.112013 N 1028) является опечаткой. Кроме того, решение от 25.11.2013 содержит указание о том, что оно вынесено после рассмотрения документов, представленных обществом и полученных инспекцией 18.11.2013 вх. N 1032. Таким образом, оснований полагать, что заявление с приложениями не рассмотрено, у судов не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда от 22.02.2014 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2014 по делу N А32-42695/2013в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42695/2013
Истец: ООО "БАРС"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Краснодарскому краю