г. Краснодар |
|
14 мая 2014 г. |
Дело N А15-2506/2011 |
Резолютивная часть определения объявлена 14 мая 2014 г.
Определение в полном объеме изготовлено 14 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Гиданкиной А.В. и Денека И.М., в отсутствие в судебном заседании уполномоченного органа - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (ИНН 0562043926, ОГРН 1030502623612), конкурсного управляющего должника - общества с ограниченной ответственностью "Техносервис-2003" (ИНН 0546016410, ОГРН 1030502231540) - Джабраилова Ш.Д., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (ИНН 0570004381, ОГРН 1100570003929), иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при рассмотрении кассационной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 по делу N А15-2506/2011 (судьи Сомов Е.Г., Годило Н.Н., Жуков Е.В.), установил следующее.
ООО "Техносервис-2003" (далее - общество, должник) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением должника о признании общества несостоятельности (банкротстве). Определением от 13.03.2012 в отношении общества введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Адушкин Ю.А.
Решением от 23.07.2012 суд признал общество несостоятельным (банкротом), ввел в отношении его имущества процедуру конкурсного производства. Определением суда от 17.06.2013 конкурсным управляющим должника утвержден Джабраилов Ш.Д.
Определением от 20.12.2013 суд прекратил производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 определение от 20.12.2013 отменено, вопрос направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан. Судебный акт мотивирован преждевременностью вывода суда первой инстанции о наличии оснований для прекращения производства по делу о банкротстве общества. Суд не исследовал вопрос о возможности завершения конкурсного производства.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - управление) просит отменить постановление апелляционного суда от 25.02.2014, оставить в силе определение от 20.12.2013. Заявитель указывает на отсутствие доказательств наличия у должника в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве. Конкурсный управляющий, действуя добросовестно и разумно, должен был поставить перед арбитражным судом вопрос о необходимости прекращения производства по делу на основании пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 26.02.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). В письме от 12.05.2014 управление заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В отзыве на жалобу уполномоченный орган просит прекратить производство по кассационной жалобе, указывая на то, что управление не вправе обжаловать судебный акт.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что производство по кассационной жалобе надлежит прекратить по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно статье 34 Закона о банкротстве лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных названным Законом; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.
В статье 35 Закона о банкротстве определен круг лиц, которые вправе участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве: представитель работников должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель учредителей (участников) должника, представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов, представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, и иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Разделяя указанные понятия, Закон о банкротстве наделяет лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в процессе, различным объемом прав.
Согласно абзацу 11 статьи 2 Закона о банкротстве орган по контролю (надзору) - Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет контроль (надзор) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Пунктом 2 статьи 35 Закона о банкротстве предусмотрено право органа по контролю (надзору) участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"", согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 35 Закона о банкротстве саморегулируемая организация, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим, вправе участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих; а в силу абзаца третьего того же пункта в арбитражном процессе по делу о банкротстве вправе участвовать орган по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих.
В указанных случаях саморегулируемая организация и орган по контролю (надзору) подлежат извещению о времени и месте судебных заседаний, на которых рассматриваются соответствующие вопросы; им также направляются копии принятых по этим вопросам судебных актов.
Таким образом, права органа по контролю (надзору) как самостоятельного участника процесса по делу о банкротстве законодателем узко регламентированы и не подлежат расширенному толкованию.
В силу статей 42 и 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, не привлеченное к участию в деле, вправе обжаловать в кассационном порядке только судебный акт, принятый о правах и обязанностях такого лица.
Для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы эти судебные акты были непосредственно приняты об их правах и обязанностях.
Между тем, как видно из материалов дела, обжалуемый судебный акт не принят о правах и обязанностях управления. В постановлении апелляционного суда от 25.02.2014 также отсутствуют какие-либо выводы о правах и обязанностях управления. В кассационной жалобе заявитель также не указал и не обосновал, какие именно его права нарушены судебным актом.
В определении от 08.04.2014 о принятии кассационной жалобы управления суд кассационной инстанции предложил заявителю представить правовое обоснование права на подачу кассационной жалобы по делу. Поскольку заявитель жалобы не обосновал нарушение обжалуемым судебным актом его прав и законных интересов, следовательно, заявитель жалобы не наделен правом обжалования судебного акта в порядке кассационного производства и в силу пункта 1 части 1 статьи 281 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации его кассационная жалоба на постановление апелляционного суда от 25.02.2014 подлежала возвращению. Однако, учитывая, что указанное обстоятельство установлено кассационным судом после принятия кассационной жалобы к производству, производство по кассационной жалобе управления следует прекратить применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 150, 282, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ОПРЕДЕЛИЛ:
прекратить производство по кассационной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 по делу N А15-2506/2011.
Определение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня его вынесения в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 188 и частью 2 статьи 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.