г. Краснодар |
|
06 июня 2014 г. |
Дело N А32-38010/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шевченко О.И. (доверенность от 19.12.2013), от ответчика - открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674) - Деревенца И.В. (доверенность от 02.07.2012), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 (судья Суханов Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 (судьи Винокур И.Г., Николаев Д.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-38010/2012, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - порт) с иском о взыскании 6682 рублей 10 копеек долга по договору на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий железной дороге, для порта при станции Туапсе СКЖД от 24.01.2012 N 85/4 (далее - договор N 85/4).
Порт обратился со встречным иском о взыскании с железной дороги 60 960 рублей штрафа за задержку подачи вагонов.
Решением от 05.08.2013, оставленным без изменения постановлением от 26.02.2014, в удовлетворении первоначального иска отказано; встречный иск удовлетворен. Отказ в иске мотивирован тем, что договор N 85/4 не предусматривает взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и не определяет размер такой платы. Встречный иск удовлетворен на том основании, что задержка подачи вагонов под выгрузку по вине железной дороги подтверждена материалами дела, штраф рассчитан в соответствии со статьей 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) правомерно.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и удовлетворить первоначальный иск, отказав во встречном иске. По мнению заявителя, обязанность порта оплачивать время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Туапсе согласована сторонами в пункте 17.6 договора N 85/4. Пунктом 12 Тарифного руководства N 2 предусмотрено взыскание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику. Порт не доказал вины железной дороги в задержке подачи вагонов на пути необщего пользования, не составлял акты, подтверждающие факт и причину задержки подачи вагонов. В свою очередь железная дорога в связи с занятостью выставочных путей N 5 и 6 по причинам, зависящим от порта, по факту задержки вагонов на путях станции Туапсе оформила акты общей формы, что подтверждается графиком занятости указанных выставочных путей. Выводы судов о недоказанности несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства противоречат материалам дела.
В отзыве на кассационную жалобу порт просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что отказ в иске соответствует сложившейся арбитражной практике по делам со схожими обстоятельствами. Наличие свободного выставочного пути и отсутствие отказа порта на принятие вагонов подтверждено материалами дела. Железная дорога не представила доказательств несоразмерности взысканной неустойки последствиям нарушения обязательства, а представленный контррасчет содержит недостоверные данные.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, поддержавших доводы жалобы и отзыва, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Из материалов дела видно, что 24.01.2012 железная дорога (перевозчик) и порт заключили договор N 85/4, регулирующий правоотношения сторон по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего железной дороге и примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная СКЖД стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 парка "В", обслуживаемого локомотивом порта, арендуемым у железной дороги. Согласно пункту 5.1 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается определенный порядок подач: каждая последующая - не ранее чем через 1 час 20 минут после предыдущей, но не позднее 2 часов при наличии на станции готовых к подаче вагонов, прибывших в адрес порта. Занятость и свободность выставочных путей N 5 и 6 фиксируется графиком. График занятости выставочных путей порта заполняется приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная в двух экземплярах, подписывается от порта техником по вагонным операциям и от перевозчика - приемосдатчиком станции. Один экземпляр графика передается порту, второй остается в делах станции Туапсе-Сортировочная. В силу пункта 5.2 договора уведомление о подаче вагонов передается не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов в порт приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная сменному диспетчеру порта посредством факсимильной связи. В соответствии с пунктом 6 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе-Сортировочная на железнодорожные выставочные пути N 5 или 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов. По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта N 11, 13 - до предельного столбика стрелки N 225, путей N 14, 15 - до грузового фронта N 16, путей N 16 - 23, 17 - 21 - до грузового фронта N 15, пути N 20 - до предельного столбика стрелки N 232, путей N 18, 19 - до грузового фронта N 1. Максимальное количество подаваемых в порт вагонов составляет не более 45 груженых или 50 порожних, вес - не более 3690 тонн. Согласование порядка передачи вагонов производится маневровым диспетчером станции Туапсе-Сортировочная и сменным диспетчером порта. Пунктом 12 предусмотрено, что на железнодорожном пути необщего пользования порта устанавливается срок оборота вагонов 6 часов. В случае использования под погрузку вагонов, поданных на путь необщего пользования порта под выгрузку, техническая пригодность использования вагона под погрузку после выгрузки подтверждается актом общей формы ГУ-23, составленным на основании книги ВУ-14. В акте указывается время окончания выгрузки вагона и передачи вагона порту под погрузку. Временем начала погрузки является время окончания технического осмотра вагонов, указанное в книге ВУ-14 и акте общей формы. Срок оборота вагонов, используемых после выгрузки под погрузку, - 10 часов. Время, затраченное на технический осмотр вагонов под погрузку и указанное в акте формы ГУ-23, исключается при исчислении срока оборота вагонов. Перерабатывающая способность порта при одновременной переработке различных грузов составляет 345 вагонов в сутки (пункт 13 договора). В пункте 17.6 стороны предусмотрели, что при отсутствии у порта возможности принять прибывшие на станцию вагоны с экспортным грузом он дает письменный отказ, который передается диспетчером порта приемосдатчику станции Туапсе-Сортировочная в порту. Письменное уведомление о снятии отказа передается портом не позднее чем за 1 час до начала приема указанных в отказе вагонов. Ответственность за задержку вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи и на промежуточных станциях порт несет в соответствии со статьей 39 Устава, пунктами 4.6, 47 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования по ставкам платы, предусмотренным пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2 (постановление ФЭК России от 19.06.2002 N 95/12 "Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами Федерального железнодорожного транспорта").
С 8 по 10 сентября 2012 года на путях общего пользования станции Туапсе-Сортировочная простаивали вагоны с грузами, прибывшие в адрес порта. По данному факту железная дорога составила акты общей формы N 4/4331, 4/4489, 4/4332, 4/4487, 4/4336, 4/4337, 4/4339, 4/4340, 4/4343, 4/4342, 4/4345, 4/4347, 4/4348, 4/4351, 4/4350, 4/4352, 4/4362, 4/4364, 4/4375, 4/4374, в которых указано, что вагоны находились в ожидании подачи по зависящим от порта причинам - занятость выставочных путей. Данные акты порт подписал с возражениями, указав время и количество поданных станцией вагонов на выставочный путь N 5, отсутствие препятствий в приемке вагонов, нахождение вагонов на станции по зависящим от перевозчика причинам. В актах (кроме актов N 4/4362 и 4/4364) порт отметил, что железная дорога в соответствии со статьей 100 Устава несет ответственность за задержку подачи этих вагонов.
На основании названных актов железная дорога исходя из 50% ставок, указанных в Таблицах N 9 и 10 Тарифного руководства N 2, начислила плату за время нахождения вагонов на путях станции Туапсе в размере 6682 рублей 10 копеек (с учетом НДС).
Железная дорога направила в адрес порта счет от 12.10.2012 на оплату и претензию от 27.11.2012, которые порт оставил без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества с иском в арбитражный суд.
Ссылаясь на то, что порт принимал вагоны на пути необщего пользования в соответствии с разделом 5 договора N 85/4 и не отказывался от приемки указанных в актах вагонов, а также полагая, что задержка спорных вагоны на путях станции Туапсе-Сортировочная произошла по вине железной дороги, порт на основании статьи 100 Устава предъявил встречный иск о взыскании 23 300 рублей штрафа.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08 и от 27.07.2010 N 4387/10, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
По смыслу статей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ей как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 95/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в этом Тарифном руководстве.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Суды правильно отклонили довод железной дороги о том, что пункт 12 Тарифного руководства N 2 прямо предусматривает взыскание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику. В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определенной в постановлении от 18.10.2012 N 6424/12, Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава. Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Таким образом, плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава и пунктом 12 Тарифного руководства N 2, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Пунктом 17.6 договора N 85/4 установлено, что за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава, пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Проанализировав условия договора N 85/4 и исходя из буквального толкования пункта 17.6, суды правильно установили, что договор не предусматривает начисление платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования, которые не принадлежат железной дороге; размер такой платы сторонами не согласован. Ссылка в договоре на пункт 12 Тарифного руководства N 2 таким соглашением не является и не свидетельствует о волеизъявлении порта на оплату такого рода платежей.
Аналогичная позиция изложена по делам с участием тех же сторон по тому же договору (дела N А32-7914/2012 и А32-38008/2012).
Таким образом, суды обоснованно отказали железной дороге в удовлетворении иска.
Согласно статье 100 Устава за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2% размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В силу пунктов 5.1, 5.2 и 17.6 договора N 85/4 вагоны должны быть поданы через 2 часа после получения портом факсимильного сообщения о подаче вагонов, а при отсутствии у порта возможности принять прибывшие на станцию вагоны с экспортным грузом он дает письменный отказ, который передается диспетчером порта приемосдатчику станции Туапсе-Сортировочная в порту. Письменное уведомление о снятии отказа передается портом не позднее чем за час до начала приема указанных в отказе вагонов.
Из материалов дела следует, что в спорный период порт не заявлял об отказе от приема грузов. При этом составленные сторонами графики занятости выставочных путей порта подтверждают, что в периоды, указанные в актах общей формы, станцией Туапсе-Сортировочная производилась подача иных вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, а вагоны, перечисленные в актах общей формы и уведомлениях, на пути порта не подавались. Железная дорога не представила доказательств занятости путей порта (с учетом перерабатывающей способности 345 вагонов в сутки), отсутствия возможности подачи вагонов на подъездные пути порта.
Таким образом, суды правомерно взыскали с железной дороги 60 960 рублей штрафа. Расчет начисленного портом штрафа проверен судами и признан правильным.
Довод железной дороги о том, что у суда имелись основания для снижения неустойки, следует отклонить. Согласно абзацу 3 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" суд кассационной инстанции не вправе снизить размер взысканной неустойки или увеличить размер сниженной судом на основании статьи 333 названного Кодекса неустойки по мотиву несоответствия ее последствиям нарушения обязательства, а равно отменить или изменить решение суда первой инстанции или постановление суда апелляционной инстанции в части снижения неустойки с направлением дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, поскольку определение судом конкретного размера неустойки не является выводом о применении нормы права (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для изменения или отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 по делу N А32-38010/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.