город Ростов-на-Дону |
|
26 февраля 2014 г. |
дело N А32-38010/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей Д.В. Николаева, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
М.А. Костенко
при участии:
от ОАО "Российские железные дороги": представитель Киселёва Н.П. по доверенности от 19.12.2013
от ОАО "Туапсинский морской торговый порт": представитель Деревенец И.В. по доверенности от 02.07.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 по делу N А32-38010/2012 по иску ОАО "Российские железные дороги"
(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к ответчику ОАО "Туапсинский морской торговый порт"
(г. Туапсе, ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674)
о взыскании задолженности по договору
по встречному иску ОАО "Туапсинский морской торговый порт"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании штрафа за задержку подачи вагонов принятое в составе судьи Суханова Р.Ю.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ответчик, порт) с иском о взыскании задолженности по договору от 24.01.2012 N 85/4 в размере 6 682 рублей 10 копеек.
ОАО "Туапсинский морской торговый порт" обратилось с встречным иском о взыскании с ОАО "Российские железные дороги" штрафа за задержку подачи вагонов в сумме 60 960 рублей, расходов по оплате госпошлины в сумме 2 438 рублей 40 копеек.
Решением суда от 05.08.2013 в удовлетворении исковых требований перевозчика отказано, встречный иск порта удовлетворен. Взыскан с ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога, г. Ростов-на-Дону в пользу ОАО "Туапсинский морской торговый порт" штраф в размере 60 960 рублей.
Не согласившись с решением суда от 05.08.2013 по делу N А32-38010/2012 ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований порта.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в п. 12 Тарифного руководства N 2 прямо предусмотрено взыскание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику и, соответственно, при заключении договора от 24.01.2012 N 85/4 стороны предусмотрели возможность взимание платы за использование пути общего пользования на основании указанного пункта Тарифного руководства. Портом не доказана вина перевозчика в задержке подачи вагонов на пути необщего пользования. Все вагоны находились на путях общего пользования ст. Туапсе по причинам, зависящим от порта, что подтверждается актами общей формы и графиками занятости выставочных путей N 5 и N 6.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 по делу N А32-38010/2012 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "Российские железные дороги" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель ОАО "Туапсинский морской торговый порт" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24 января 2012 года между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (порт) заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Туапсинский морской торговый порт", принадлежащий ОАО "Российские железные дороги", при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги N 85/4, на основании которого производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 парка "В", обслуживаемого локомотивом ОАО "ТМТП", арендуемым у ОАО "РЖД".
Согласно п.5.1 договора N 85/4 от 24.01.2012, подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через 1 час 20 минут после предыдущей, но не позднее 2 часов при наличии на станции готовых к подаче вагонов прибывших в адрес порта. Занятость и свободность выставочных путей N 5 и N 6 фиксируется графиком. График занятости выставочных путей ОАО "ТМТП" заполняется приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная в двух экземплярах, подписывается от порта техником по вагонным операциям и от перевозчика приемосдатчиком станции. Один экземпляр графика передается порту, второй остается в делах станции Туапсе-Сортировочная.
В соответствии с п. 6 договора N 85/4 от 24.01.2012, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе - Сортировочная на железнодорожные выставочные пути N 5 или N 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов.
По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта N N 11, 13 - до предельного столбика стрелки N 225, путей NN 14, 15 - до грузового фронта N 16, путей NN 16-23, 17-21 - до грузового фронта N 15, пути N 20 - до предельного столбика стрелки N 232, путей NN18, 19 - до грузового фронта N1.
Максимальное количество подаваемых в порт вагонов составляет не более 45 груженных или 50 порожних, весом не более 3690 тонн.
Согласование порядка передачи вагонов производится маневровым диспетчером станции Туапсе-Сортировочная и сменным диспетчером порта.
Согласно п. 12 договора N 85/4 от 24.01.2012, на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "ТМТП" устанавливается срок оборота вагонов - 6,0 час.
В случае использования под погрузку вагонов, поданных на путь необщего пользования ОАО "ТМТП" под выгрузку, техническая пригодность использования вагона под погрузку после выгрузки подтверждается актом общей формы ГУ-23, составленном на основании книги ВУ-14. В акте указывается время окончания выгрузки вагона и передачи вагона ПОРТУ под погрузку. Временем начала погрузки является время окончания технического осмотра вагонов, указанное в книге ВУ-14 и акте общей формы. Срок оборота вагонов, используемых после выгрузки под погрузку, устанавливается 10,0 час. Время, затраченное на технический осмотр вагонов под погрузку и указанное в акте фГУ-23 исключается при исчислении срока оборота вагонов.
В период с 08 сентября 2012 года по 10 сентября 2012 года на путях общего пользования станции Туапсе, в ожидании подачи на пути необщего пользования, простаивали вагоны, прибывшие в адрес порта с грузом пшеница, уголь каменный.
Вагоны простаивали на путях общего пользования станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи на пути необщего пользования ввиду занятости выставочных путей N 5, N 6.
В связи с простоем, перевозчиком на основании актов общей формы от 08.09.2012 N N 4/4331, 4/4489, от 08.09.2012 NN 4/4332, 4/4487, от 08.09.2012 NN 4/4336, 4/4337, от 08.09.2012 N4/4339, N4/4340, от 08.09.2012 NN 4/4343, 4/4342, от 08.09.2012 NN 4/4345, 4/4347, от 08.09.2012 NN 4/4348, 4/4351, от 08.09.2012 N 4/4350, N 4/4352, 09.09.2012, NN 4/4362, 4/4364, от 10.09.2012 NN 4/4375, 4/4374 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Туапсе, определенная в соответствии с пунктом 17.6 договора от 24.01.2012 N 85/4 в размере 6 682 рублей 10 копеек.
Порт отказался произвести оплату за время нахождения вагонов, и подписал акты общей формы с различными разногласиями.
Перевозчик направил в адрес порта претензию от 27.11.2012, с требованием произвести оплату, которая осталась без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по вине порта и последний необоснованно уклоняется от оплаты за пользование инфраструктурой, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с иском.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении первоначальных исковых требований перевозчика, исходя из следующего.
Практика рассмотрения данной категории споров определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10, от 18.10.2012 N 6424/12.
Согласно правовой позиции, определенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" общество относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в этом Тарифном руководстве.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод жалобы о том, что пункт 12 Тарифного руководства N 2 прямо предусматривает взыскание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику. Основание для взыскания платы за пользование вагонами, не принадлежащими обществу, установлено в пункте 17.6 договора N 85/4 в виде отсылочной нормы к пунктам 11,12 Тарифного руководства N 2, которым урегулирован данный вид правоотношений.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определенной в постановлении от 18.10.2012 N 6424/12, Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими обществу, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Таким образом, плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава и пунктом 12 Тарифного руководства N 2, может быть взыскана в пользу общества при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования, не принадлежащих обществу.
В данном случае, пунктом 17.6. договора от 21.01.2012 N 85/4 установлено, что за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта РФ, пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Проанализировав условия договора N 85/4, исходя из буквального толкования пункта 17.6, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что данный договор прямо не предусматривает начисление платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования, которые не принадлежат обществу; размер этой платы не согласован. Сама по себе ссылка в договоре на пункт 12 Тарифного руководства N 2 таким соглашением являться не может и не свидетельствует о волеизъявлении порта на оплату такого рода платежей.
Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа во взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования, которые не принадлежат обществу.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что ранее между данными лицами был заключен договор 85/4, который содержал аналогичную формулировку в пункте 18.6. договора N 85/4, действовавшего в предыдущий период, которым установлено, что за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта РФ, пунктами 4.6., 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2 и которому дана правовая оценка в постановлении суда кассационной инстанции по делу А32-7914/2012.
Названный вывод суда первой инстанции соответствует аналогичным выводам, приведенным в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.2013 г. N ВАС-2503/13 вынесенному по аналогичному спору.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал перевозчику в удовлетворении заявленных требований к порту.
Как следует из материалов дела, ОАО "ТМТП" предъявлен встречный иск о взыскании с ОАО "РЖД" 60 960 рублей штрафа за задержку подачи вагонов.
Из встречного искового заявления следует, что в период с 08.09.2012 по 10.09.2012 на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи находились 109 груженных вагонов. Станцией Туапсе-Сортировочная даны порту уведомления о времени подачи вагонов под выгрузку N N 4293, 4294, 4295, 4296, 4301, 4303, 4306, 4307, 4328, однако вагоны перевозчиком не подавались.
Поскольку груженные вагоны находились на путях станции Туапсе-Сортировочная, перевозчиком составлены акты общей формы ГУ-23 N N 4/4489, 4/4487, 4/4337, 4/4340, 4/4343 4/4347, 4/4351, 4/4352 от 08.09.2012, от 10.09.2012, которые портом подписаны с возражением о том, что ОАО "ТМТП" принимало вагоны на пути необщего пользования в соответствии с пунктом 5 договора N 85/4 на подачу и уборку вагонов и не сообщало об отсутствии возможности принять указанные в акте вагоны, а так же, что вагоны находящиеся на путях станции Туапсе-Сортировочная по причинам, зависящим от перевозчика, который в соответствии со статьей 100 УЖТ РФ несет ответственность за задержку подачи указанных в акте вагонов.
В претензии от 29.10.2012 N 424-ДЖ ОАО "ТМТП" предложило ОАО "РЖД" выплатить штраф в размере 60 960 рублей, за задержку подачи вагонов, которая оставлена ОАО "РЖД" без удовлетворения.
Указанные обстоятельства и послужили основанием для предъявления ОАО "ТМТП" встречного искового заявления.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования порта, исходя из следующего.
Согласно статье 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона.
За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.
Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Как следует из п. 6 договора от 24.01.2012 N 85/4, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе-Сортировочная на железнодорожные выставочные пути N 5 и N 6 парка "В" станции Туапсе в количестве не более 13 вагонов. По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта NN11,13 - до предельного столбика стрелки N225, путей NN14, 15 - до грузового фронта N16, путей NN 16-23, 17-21 - до грузового фронта N15, пути N20 - до предельного столбика стрелки N232, путей NN18,19 - до грузового фронта N1.
Согласно разделу 5 договора N 85/4 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов в порт. Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в Порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через 1 час 20 мин после предыдущей, но не позднее 2 часов при наличии на станции готовых к подаче вагонов, прибывших в адрес порта.
Занятость и свободность выставочных путей N 5 и N 6 фиксируется графиком. График занятости выставочных путей ОАО "Туапсинский морской торговый порт" заполняется приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная в двух экземплярах, подписывается от порта техником по вагонным операциям и от перевозчика приемосдатчиком станции.
Учитывая положения пунктов 5.1. и 5.2. договора N 85/4, вагоны должны быть поданы через 2 часа после получения портом факсимильного сообщения о подаче вагонов. В уведомлении содержится информация о времени планируемой подачи, номерах подаваемых вагонов, роде и марке груза (при наличии сведений в перевозочном документе), порядке расположения в маневровой передаче.
Поданные на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Туапсинский морской торговый порт" вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи вагонов согласно памятке приемосдатчика станции Туапсе-Сортировочная уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, увеличенное на время проведения приемо-сдаточной операции.
Согласно пункту 17.4. договора N 85/4 в течение каждой рабочей смены оперативный обмен информацией и взаимодействие по руководству транспортным процессом на станции Туапсе-Сортировочная и на территории порта осуществляется маневровым диспетчером станции и сменным диспетчером порта.
В соответствии с пунктом 17.6. договора N 85/4 при отсутствии у порта возможности принять прибывшие на станцию вагоны с экспортным грузом, он дает письменный отказ, который передается диспетчером порта приемосдатчику станции Туапсе-Сортировочная в порту. Письменное уведомление о снятии отказа передается Портом не позднее, чем за один час до начала приема указанных в отказе вагонов.
При проверке расчета штрафов судом установлено, что по каждому случаю нарушения сроков подачи вагонов под выгрузку, составлены акты общей формы, представленные в материалы дела. Нарушение сроков подтверждается памятками приемосдатчика на подачу вагонов (N N 16181, 16203, 16187, N16190, 16211, 16210, 16278, 16222), уведомлениями ОАО "Туапсинский морской торговый порт", а также графиками занятости выставочных путей NN5 и 6.
Время окончания задержки (графа N 7 расчета порта) принято на основании графика занятости выставочных путей, которое фиксирует фактическое время подачи вагонов на пути порта.
Положение на выставочных путях фиксируется графиком занятости выставочных путей ОАО "Туапсинский морской торговый порт", который в соответствии с пунктом 5.1.Договора N 85/4 заполняется приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная в двух экземплярах и подписывается приемосдатчиком станции и техником по вагонным операциям порта. Занятость выставочного пути фиксируется сплошной линией. В графиках занятости выставочных путей ОАО "Туапсинский морской торговый порт", составленными перевозчиком и подписанными портом, зафиксируется время занятости выставочных путей N 5 и 6.
При этом даже в случае занятости указанных путей перевозчиком не представлено доказательств невозможности подачи вагонов под выгрузку на внутриподъездные пути в срок, указанный в уведомлениях, что допускается пунктом 6 договора.
Изложенное свидетельствует о том, что факта невозможности подачи указанных в акте вагонов не было. Следовательно, вагоны находились на путях станции Туапсе-Сортировочная по причинам, зависящим от перевозчика.
Перевозчик не выполнил обязательства по подаче вагонов, предусмотренные договором N 85/4 на подачу и уборку вагонов, не произвел своевременно подачу вагонов, на которые им были переданы уведомления о времени подачи вагонов под выгрузку.
По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обоснованность требований истца подтверждена совокупностью представленных доказательств. Представленные суду письменные доказательства правомерно оценены с учетом требований статей 67, 68, 71 и 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и признаны надлежащими доказательствами по делу, в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца.
Поскольку ответчик не представил доказательств невозможности подачи вагонов ко времени, указанном в уведомлениях, по вине порта, либо оплаты штрафа в искомом размере, требования истца о взыскании 60 960 рублей правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Согласно разъяснению, указанному в пункте 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"", в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.
Положения пункта 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 г. N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" предусматривают, что при решении вопроса об уменьшении неустойки (статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации) необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и др. Для того чтобы применить указанную статью арбитражный суд должен располагать данными, позволяющими установить явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (о сумме основного долга, о возможном размере убытков, об установленном в договоре размере неустойки и о начисленной общей сумме, о сроке, в течение которого не исполнялось обязательство, и др.).
Оценив в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований применения норм статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку отсутствуют основания явной несоразмерности взысканного штрафа.
Перевозчик не предоставил доказательств, свидетельствующих о явной несоразмерности штрафа последствиям нарушения обязательства.
Предъявленная истцом ко взысканию сумма неустойки основана на положениях ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и в соответствии с положениями пункта 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации является законной неустойкой.
Согласно пункту 2 названной статьи размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает. Буквальное толкование положений указанной нормы права позволяет сделать вывод о том, что законодатель допускает изменение такой неустойки только в сторону ее увеличения, но не снижения или отмены.
При таких обстоятельствах, поскольку предъявленный ко взысканию штраф предусмотрен Уставом железнодорожного транспорта, то есть законодателем он определен с учетом возможных потерь от простоя вагонов, доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, для снижения законной неустойки, суду не представлено, встречный иск правомерно удовлетворен в полном объеме.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 по делу N А32-38010/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38010/2012
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" Краснодарское отделение
Ответчик: ОАО "Туапсинский морской торговый порт"
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3874/14
26.02.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15885/13
17.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7765/13
25.09.2013 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15885/13
05.08.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-38010/12