г. Краснодар |
|
27 мая 2014 г. |
Дело N А32-32757/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шевченко О.И. (доверенность от 19.12.2013), в отсутствие ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2013 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 (судьи Соловьева М.В., Сулименко О.А., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-32757/2012, установил следующее.
ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в аренду земельного участка федеральной собственности площадью 197,111 га с кадастровым номером 23:29:0000000:0002, расположенного по адресу: Краснодарский край, Староминский район (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:29:0000000:0002);
- возложить обязанность принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:29:0000000:0002
- возложить обязанность направить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:29:0000000:0002.
Решением от 03.06.2013, оставленным без изменения постановлением от 11.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Территориальное управление обжаловало судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просило суд кассационной инстанции отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. Суды неправильно определили уполномоченный орган, который должен отвечать по предъявленным обществом требованиям. Правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Росимущество, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы. Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является территориальное управление. В соответствии с приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49 территориальное управление предоставляет земельные участки в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование по поручению Росимущества. Данный приказ не признан недействительным в установленном порядке и является обязательным для территориального управления. При наличии правовой неопределенности в отношении лица, которое должно отвечать по требованиям общества, суду следовало привлечь Росимущество к участию в деле в качестве ответчика. Материалы дела подтверждают, что территориальное управление направило в Росимущество документы общества (письма от 21.03.2012), просило рассмотреть вопрос о возможности заключения с обществом договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:29:0000000:0002. Поручение Росимущества о заключении договора аренды в адрес территориального управления не поступало. В отсутствие соответствующего поручения Росимущества территориальное управление не может принять решение о предоставлении участка обществу в аренду. В случае понуждения территориального управления заключить договор аренды без поручения Росимущества такая сделка будет отвечать критериям недействительности. Кроме того, заявитель не представил доказательств, подтверждающих факт непринятия территориальным управлением мер к подготовке проекта договора аренды, уклонения или отказа от его заключения. Следовательно, основания к принуждению территориального управления к заключению договора аренды земельного участка отсутствуют.
Общество в отзыве указало, что доводы территориального управления о неправильном определении судебными инстанциями государственного органа, который должен отвечать по предъявленным обществом требованиям и о недоказанности факта уклонения (отказа от заключения) соответствующего договора несостоятельны.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам действующего законодательства и представленным доказательствам.
Территориальное управление, извещенное о времени и месте судебного заседания, не направило представителей в суд кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Из материалов дела видно и суды установили, что на основании постановления главы администрации Староминского района Краснодарского края от 18.09.1996 N 459 в соответствии с государственным актом серии КК-2 N 1103-247-813-139 земельный участок полосы отвода Староминского района площадью 811 га предоставлен истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлениями главы администрации Староминского района от 30.06.1998 N 404 и от 19.07.2005 N 1063 площадь указанного земельного участка изменилась и стала равной 9 844 670 кв. м.
На земельный участок оформлен кадастровый условный номер 23:28:0000000:0002 и зарегистрировано право собственности Российской Федерации на общую площадь 9 844 670 кв. м (свидетельство серии 23-АБ N 106915 от 07.08.2003).
Стороны заключили краткосрочный договор аренды от 09.12.2005 N 7700000249 спорного земельного участка сроком действия до 09.11.2006.
Заявитель, претендуя на предоставление земельного участка на основании долгосрочного договора аренды, 24.01.2012 обратился в адрес заинтересованного лица с требованием о предоставлении земельного участка. (л. д. 35).
Полагая, что бездействие территориального управления по вопросу об оформлении арендных отношений не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Кодекса).
В силу части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса).
Исключительный характер права на приватизацию (приобретение права аренды) земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию (аренду) земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"; далее - постановление от 24.03.2005 N 11).
В пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права на земельный участок, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте либо запретом приватизации. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа (пункт 4 постановления от 24.03.2005 N 11).
Как видно из материалов дела, испрашиваемый обществом земельный участок относится к категории земель промышленности и иного специального назначения - землям транспорта (подпункт 3 пункта 2 статьи 87 Земельного кодекса).
Особенности правового режима земель транспорта установлены статьей 90 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 90 Земельного кодекса землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта (подпункт 2 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса).
Абзацем третьим пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Закона, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги". В пункте 2 Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются обществу на основании договора аренды, примерная форма которого утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что общество обратилось в территориальное управление с приложением документов в соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475. Испрашиваемый обществом участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет. Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 23:29:0000000:2 соответствует подпункту 2 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса. По заявлению общества территориальное управление не приняло решения в соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса.
С учетом изложенного судебные инстанции признали незаконным бездействие территориального управления. В порядке восстановления нарушенного права заявителя суды на основании пункта 3 части 5 статьи 201 Кодекса обязали орган, осуществляющий публичные полномочия, принять решение о предоставлении земельного участка и направить в адрес общества проект договора аренды, что соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09.02.2010 N 12926/09 и N 13258/09.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод территориального управления об отсутствии у него полномочий по распоряжению (предоставлению в аренду) земельного участка с кадастровым номером 23:29:0000000:2, находящегося в федеральной собственности, исследовался и обоснованно отклонен судами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги". В пункте 2 Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются организациям железнодорожного транспорта на основании договоров аренды, заключаемых с территориальными управлениями Росимущества. В деле имеются также письма Росимущества от 19.06.2009 N ПП-10/15405 и от 07.08.2012 N ПП-10/31272 (т. 1, л. д. 53 - 56), согласно которым территориальным управления поручено заключать с ОАО "Российские железные дороги" договоры аренды земельных участков, на которых расположены объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Ссылка территориального управления на отсутствие (необходимость получения) письменного поручения Росимущества на предоставление спорного земельного участка организации железнодорожного транспорта (обществу) в аренду противоречит правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы несостоятельны и не могут служить основанием для отказа в оформлении прав общества на земельный участок, используемый для нужд железнодорожного транспорта.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 по делу N А32-32757/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов по делу N А32-32757/2012, принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.04.2014
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод территориального управления об отсутствии у него полномочий по распоряжению (предоставлению в аренду) земельного участка с кадастровым номером 23:29:0000000:2, находящегося в федеральной собственности, исследовался и обоснованно отклонен судами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги". В пункте 2 Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются организациям железнодорожного транспорта на основании договоров аренды, заключаемых с территориальными управлениями Росимущества. В деле имеются также письма Росимущества от 19.06.2009 N ПП-10/15405 и от 07.08.2012 N ПП-10/31272 (т. 1, л. д. 53 - 56), согласно которым территориальным управления поручено заключать с ОАО "Российские железные дороги" договоры аренды земельных участков, на которых расположены объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Ссылка территориального управления на отсутствие (необходимость получения) письменного поручения Росимущества на предоставление спорного земельного участка организации железнодорожного транспорта (обществу) в аренду противоречит правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 мая 2014 г. N Ф08-3133/14 по делу N А32-32757/2012