г. Краснодар |
|
29 мая 2014 г. |
Дело N А32-37029/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании истца - закрытого акционерного общества "Кубанская марка" (ИНН 2300100513, ОГРН 1022301977730) - Рыжковой Т.В. (доверенность от 20.02.2014), в отсутствие ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, третьих лиц: администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2013 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2014 (судьи Мисник Н.Н., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-37029/2012, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Кубанская марка" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 3715 кв. м (кадастровый номер 23:43:0208042:1082), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Кубанская Набережная, 5/8, в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в сумме 39 540 тыс. рублей, а также о понуждении внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка, равный его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 (39 540 тыс. рублей).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), а также Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2014, иск удовлетворен. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка площадью 3715 кв. м (кадастровый номер 23:43:0208042:1082) по состоянию на 01.01.2011 в размере его рыночной стоимости (35 540 тыс. рублей). Суды исходили из того, что законодательство, подлежащее применению к спорным отношениям, не содержит запрета на определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), посредством указания его рыночной стоимости. С учетом правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, суды пришли к выводу о том, что права истца, нарушенные несоответствием кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения в ГКН соответствующих изменений. С учетом результатов проведенной судебной экспертизы суды пришли к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, поэтому удовлетворили иск.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению подателя жалобы, истец не доказал, что внесенные в ГКН сведения о кадастровой стоимости участка нарушают его права и законные интересы. Самостоятельное оспаривание достоверности оценки невозможно после принятия органом власти субъекта Российской Федерации нормативного акта, утверждающего ее результаты. Представленные истцом сведения о рыночной стоимости значительно меньше кадастровой стоимости земельного участка, что вызывает сомнения в объективности проведенной оценки его рыночной стоимости. Состоявшиеся по делу судебные акты нарушают права администрации, а также населения города Краснодара, поскольку в результате уменьшения кадастровой стоимости земельного участка в местный бюджет не поступят значительные денежные средства.
В отзыве общество указало на отсутствие оснований для отмены решения и постановления суда апелляционной инстанции.
В заседании представитель истца поддержал доводы отзыва.
Кассационный суд объявлял перерыв в заседании до 16 часов 05 минут 22 мая 2014 года.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление апелляционного суда надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, на основании заключенного с администрацией 21.07.2010 договора общество является арендатором земельного участка площадью 3715 кв. м (кадастровый номер 23:43:0208042:1082), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Кубанская Набережная, 5/8. Размер арендной платы по договору определяется с применением значения кадастровой стоимости земельного участка.
Суды установили, что приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 утверждены результаты кадастровой оценки стоимости спорного земельного участка, установленной на 01.01.2011 в размере 79 829 517 рублей 45 копеек, что подтверждено представленным в материалы дела кадастровым паспортом от 21.11.2012 (т. 1, л. д. 38 - 40).
Общество, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении требований истца суды правомерно руководствовались положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также учитывали правовую позицию, сформулированную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Доводы жалобы администрации о том, что рыночная стоимость земельного участка определена не объективно не принимаются. Оспаривая достоверность рыночной стоимости земельного участка, сведения о которой содержатся в представленном истцом в отчете от 25.09.2012 (т. 1, л. д. 41 - 141), администрация не представила каких-либо доказательств относительно действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Оспаривая законность и обоснованность решения и постановления, администрация ссылается на отсутствие у истца заинтересованности в установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Кассационный суд, изучив данный довод третьего лица, пришел к следующим выводам.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
Пункты 11 и 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ определяют, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
С учетом положений статьи 4 Кодекса и приведенных разъяснений истец должен доказать, что принадлежащие ему права и законные интересы нарушаются внесенной в ГКН кадастровой стоимостью земельного участка.
В обоснование права требовать изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость общество представило заключенный 21.07.2010 с администрацией договор аренды земельного участка площадью 3715 кв. м (кадастровый номер 23:43:0208042:1082), расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Кубанская Набережная, 5/8 (зона 1-2). Согласно пункту 1.3 договора участок предоставлен для строительства многоуровневого паркинга (2.4. Гаражные комплексы, паркинги). Договор действует в течение 10 лет - с 16.07.2010 по 16.07.2020 (пункт 6.1).
Представленная в дело копия договора от 21.07.2010 содержит отметку о его государственной регистрации (т. 1, л. д. 20 - 30).
Соглашением от 23.08.2010 N 669 стороны изменили пункт 1.3 договора, указав, что участок предоставляется для строительства многофункционального здания с паркингом (11.1. Административные здания и офисы коммерческих структур и хозяйствующих субъектов).
В материалах дела отсутствуют сведения о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208042:1082.
Согласно абзацу 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" определена компетенция специально уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в сфере распоряжения земельными участками до разграничения государственной собственности на землю в городе Краснодаре.
Наличие у истца оснований для предъявления требований об изменении кадастровой стоимости спорного участка с учетом содержания названных норм суды не проверили. Доказательства, подтверждающие строительство на участке объекта недвижимости, либо государственной регистрации прав на него за истцом в деле отсутствуют, в связи с чем ссылка апелляционного суда на заинтересованность истца в снижении цены приобретения в собственность земельного участка путем изменения его кадастровой стоимости, внесенной в ГКН по состоянию на 01.01.2011, не подтверждена документально.
Согласно пункту 1 постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 16.07.2010 N 5288 обществу предоставлен земельный участок площадью 3715 кв. м, расположенный в охранных зонах инженерных коммуникаций и водоохранной зоне реки Кубань, для строительства многоуровневого паркинга (т. 1, л. д. 26). В отчете от 25.09.2012 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208042:1082 указано, что в непосредственной близости от него расположен затон реки Кубань (т. 1, л. д. 55).
Принимая во внимание, что иск об установлении кадастровой собственности предъявлен не собственником земельного участка, а также отсутствие в деле доказательств завершения процедуры разграничения государственной собственности на землю, судебные акты также не содержат выводов о лице, которое должно быть привлечено к участию в деле в качестве представителя собственника участка.
Поскольку при разрешении иска общества суды не приняли во внимание содержание представленных в дело доказательств, решение и постановление апелляционного суда надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение Арбитражный суд Краснодарского края (пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, проверить наличие у общества заинтересованности в изменении кадастровой стоимости земельного участка, после чего, соблюдая требования процессуального закона к содержанию судебного акта, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Расходы администрации по уплате государственной пошлины при обращении в кассационный суд (т. 3, л. д. 54) распределить по результатам нового рассмотрения дела (часть 3 статьи 289 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2014 по делу N А32-37029/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
...
Согласно абзацу 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 мая 2014 г. N Ф08-2551/14 по делу N А32-37029/2012
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2014 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-37029/12
29.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2551/14
18.01.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21209/13
29.10.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-37029/12