г. Краснодар |
|
03 июня 2014 г. |
Дело N А20-3330/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Агентство инвестиций и развития Кабардино-Балкарской Республики" (ИНН 0721019946, ОГРН 1070721000250) - Карданова М.М. (доверенность от 23.05.2014), от заинтересованных лиц: Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0725000015, ОГРН 1090721002360) - Кярова А.А. (доверенность от 07.05.2014) и Тхостова А.Х. (доверенность от 23.12.2013), Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0721009610, ОГРН 1040700231758) - Кярова А.А. (доверенность от 12.05.2014), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республике от 22.11.2013 (судья Кустова С.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А20-3330/2013, установил следующее.
ОАО "Агентство инвестиций и развития Кабардино-Балкарской Республики" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики (далее - инспекция, налоговый орган) от 08.04.2013 N 333 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС), решения Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) от 28.05.2013 N 03/1-02/04319@ (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 22.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2014, требования общества удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что общество заявило налоговый вычет по операциям, облагаемым НДС, доказательства заявления вычета по деятельности, не облагаемой налогом, инспекция не представила.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты, в удовлетворении требований обществу отказать. По мнению подателя жалобы, представленные налогоплательщиком на камеральную проверку документы не соответствуют подпункту 1 пункта 2 статьи 171 и статье 166 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поскольку (работы) услуги по организации выставки приобретались обществом для деятельности, не облагаемой НДС.
В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения.
Управление в отзыве на кассационную жалобу поддержало ее доводы.
В судебном заседании представители инспекции, управления и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, согласно книге покупок за 3 квартал 2012 года общество осуществляло деятельность как облагаемую НДС, так не облагаемую этим налогом. Облагаемые НДС операции составили 740 117 рублей, в том числе 112 899 рублей НДС. Необлагаемые НДС операции составили 1 930 138 рублей. НДС, предъявленный обществу при приобретении работ, услуг в 3 квартале 2012 года, составил 891 405 рублей, сумма НДС, уплаченная в бюджет в качестве налогового агента - 68 292 рубля. НДС, исчисленный обществом к возмещению из бюджета, составил 846 798 рублей.
1 ноября 2012 года общество направило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2012 года, в которой отразило к возмещению из бюджета 846 798 рублей НДС.
Налоговым органом проведена камеральная проверка представленной обществом налоговой декларации и составлен акт проверки от 15.02.2013 N 9686.
Не согласившись с актом камеральной налоговой проверки, общество представило в налоговую инспекцию возражения от 18.03.2013 N 67.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекция приняла решения от 08.04.2013 N 333 об отказе в возмещении полностью суммы НДС и N 18175 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Письмом управления от 28.05.2013 N 03/1-02/04319@ утверждены решения налоговой инспекции от 08.04.2013 N333, 18175, жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что принятые налоговыми органами решения приняты с нарушением налогового законодательства и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в суд с требованием о признании их недействительными.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. На основании пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. При этом пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и заставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Суды установили, что общество создано на основании постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24.08.2006 N 233-ПП "О создании открытого акционерного общества "Агентство инвестиций и развития Кабардино-Балкарской Республики", учредителем общества от имени Кабардино-Балкарской Республики поручено выступить Министерству по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики с закреплением в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики 100% акций.
Согласно уставу основными видами деятельности общества является осуществление мероприятий по маркетинговому продвижению инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики, осуществление функций специализированной организации, возглавляемой Правительством Кабардино-Балкарской Республики, участие в разработке и реализации государственной политики по привлечению инвестиций на территорию Кабардино-Балкарской Республики, оказания информационно-консультативного содействия субъектам инвестиционной деятельности, анализ и оценка эффективности инвестиционных проектов, представляемых субъектами всех форм собственности, предоставление полной, достоверной и оперативной информации об инвестиционном климате и преимуществах Кабардино-Балкарской Республики, оказание помощи инвесторам в подборе инвестиционных возможностей и партнеров, помощь в осуществлении инвестиционных проектов и получении инвестиционных преференций.
Общество и Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики заключили государственный контракт от 25.08.2008 N 005А, согласно которому общество обязалось оказывать услуги по содействию инвестиционной деятельности, в том числе, согласно техническому заданию, являющемуся приложением N 1 к государственному контракту, проводить необходимые мероприятия по подготовке участия Кабардино-Балкарской Республики на выставках, ярмарках, форумах с целью повышения инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики, а также привлечению инвестиций для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
Суды установили, что в проверяемом периоде общество принимало участие в Одиннадцатом Международном инвестиционном форуме "Сочи-2012". Для участия в форуме общество заключило следующие договоры:
- от 05.09.2012 N 27-1-АИР с ООО "Формика" на оказание услуг по организации экспозиции Кабардино-Балкарской Республики 78 кв. м. на сумму 4 млн. рублей, в том числе НДС в сумме 610 169 рублей;
- от 24.08.2012 N 1006 с Торгово-промышленной палатой Краснодарского края на обеспечение аккредитации, возможности доступа на территорию выставки и информационное обслуживание на сумму 75 тыс. рублей, в том числе НДС в сумме 11 440 рублей 68 копеек,
- от 24.08.2012 N 335-СТ с Торгово-промышленной палатой Краснодарского края на сумму 47 200 рублей, в том числе НДС в сумме 7 200 рублей;
- от 09.07.2012 N 30-ПЛ с Торгово-промышленной палатой Краснодарского края на предоставление в аренду необорудованной выставочной площадки для размещения экспозиции при проведении форума на сумму 1 527 864 рубля, в том числе НДС в сумме 223 064 рубля;
- от 24.08.2012 N 08/24/1-12 ТУ с ООО "ЕБР групп" на оказание услуг по оборудованию выставочной площадки на сумму 86 494 рубля, в том числе НДС в сумме 13 194 рубля.
По указанным договорам Торгово - промышленной палатой Краснодарского края обществу выставлены следующие счета-фактуры: от 23.09.2012 N Ф0000000524 на сумму 75 тыс. рублей, в том числе НДС в сумме 11 440 рублей 68 копеек, от 23.09.2012 N Ф0000001082 на сумму 47 200 рублей, в том числе НДС в сумме 7 200 рублей, от 23.09.2012 N Ф0000000267 на сумму 1 527 864 рубля, в том числе НДС в сумме 223 064 рубля;
- обществом "ЕБР" - от 24.09.2012 N 000000379 на сумму 86 494 рубля, в том числе НДС в сумме 13 194 рубля;
- обществом "Формика" - от 23.09.2013 N 9-23-03 на сумму 4 млн. рублей, в том числе 610 169 рублей НДС.
Суды установили, что полученные в III квартале 2012 года товары (работы, услуги) общество оприходовало, оборотно-сальдовые ведомости представлены на проверку, акты приема-передачи работ приобщены к делу. Инспекция не оспаривала соблюдение обществом требований статьи 169 Кодекса.
Оценив представленные в дело доказательства, суды удовлетворили заявленные требования.
Однако, сделав вывод о недействительности решений налоговых органов, суды не учли следующее.
Суды не проверили и не дали оценку доводу налогового органа о том, что общество получает доход только от операций по оказанию консалтинговых услуг и по составлению бизнес-планов, от операций по организации выставок общество не получает финансовой выгоды.
Проверка этого довода имеет существенное значение, поскольку отсутствие дохода исключает возможность обложения его налогом и в этом смысле судам необходимо оценить довод инспекции о том, что приобретенные обществом услуги предназначены для операций, от осуществления которых общество не получает выручку, поэтому у него не возникает объект обложения налогом (что нарушает требования подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Кодекса).
Суды также не проверили довод инспекции о том, что общество представило недостоверные сведения в декларации: общая сумма операций по организации выставок по данным декларации составила 1 930 138 рублей (в числе которых и проценты по предоставлению денежных займов юридическим и физическим лицам), сумма налога, предъявленная обществу при приобретении товаров (работ, услуг), составила 891 405 рублей, уплаченная в бюджет - 68 292 рубля, сумма НДС к возмещению - 846 798 рублей, однако в результате проверки установлено, что сумма НДС, предъявленная обществу составила 16 338 рублей (вместо заявленных 891 405 рублей), уплачено в бюджет 28 269 рублей.
Ссылка судов на возможность начисления налога при проведении не влияет на результат рассмотрения.
Суды также не выяснили, не являются ли суммы НДС, заявленные к возмещению, источниками доходов общества, не учли положения пунктов 3, 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" разъяснившего, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом и что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели, когда главной преследуемой целью налогоплательщика являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды.
Поскольку выводы судов сделаны по неполно исследованным обстоятельствам, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.11.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по делу N А20-3330/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.