Постановление Правительства Хабаровского края от 4 апреля 2023 г. N 158-пр
"Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Хабаровского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности"
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ), с пунктом 2 части 2 статьи 16 Закона Хабаровского края от 27 ноября 2001 г. N 349 "О Правительстве Хабаровского края" Правительство края постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Хабаровского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
2. Определить министерство экономического развития Хабаровского края (далее также - край) уполномоченным исполнительным органом Хабаровского края, ответственным за:
- проведение экспертизы нормативных правовых актов края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, за исключением нормативных правовых актов края, определенных частью 5 статьи 53 Федерального закона N 414-ФЗ, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее также - экспертиза), и подготовку заключения об экспертизе;
- обеспечение нормативного правового и информационно-методического сопровождения экспертизы;
- методическое обеспечение деятельности по проведению экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, в том числе разработку методических рекомендаций о порядке проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
3. Определить официальным сайтом для проведения экспертизы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" интернет-портал для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных правовых актов органов государственной власти Хабаровского края (regulation.khv.gov.ru).
4. Внести в постановление Правительства Хабаровского края от 16 июня 2014 г. N 183-пр "Об отдельных вопросах оценки регуляторной среды" следующие изменения:
1) абзац третий пункта 1 признать утратившим силу;
2) в пункте 2:
а) в абзаце втором:
- слова "экспертизы и" исключить;
- слова "Порядком проведения экспертизы нормативных правовых актов края," исключить;
б) абзац третий признать утратившим силу;
3) в пункте 4 слова "экспертизы и" исключить.
5. Признать утратившими силу:
Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов края, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 16 июня 2014 г. N 183-пр "Об отдельных вопросах оценки регуляторной среды";
постановление Правительства Хабаровского края от 13 октября 2014 г. N 375-пр "О внесении изменений в Порядок проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов законов края, поправок, подготовленных органами исполнительной власти края к проектам законов края, внесенных на рассмотрение в Законодательную Думу Хабаровского края Губернатором края, проектов законов края, поправок к проектам законов края, внесенных на рассмотрение в Законодательную Думу Хабаровского края иными субъектами права законодательной инициативы, проектов иных нормативных правовых актов края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 16 июня 2014 г. N 183-пр";
пункт 25 постановления Правительства Хабаровского края от 29 апреля 2016 г. N 119-пр "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края";
пункт 16 постановления Правительства Хабаровского края от 5 декабря 2016 г. N 442-пр "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края";
пункт 3 постановления Правительства Хабаровского края от 23 декабря 2016 г. N 489-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 16 июня 2014 г. N 183-пр "О внедрении процедуры оценки регулирующего воздействия";
пункт 3 постановления Правительства Хабаровского края от 20 апреля 2018 г. N 136-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 16 июня 2014 г. N 183-пр "О внедрении процедуры оценки регулирующего воздействия";
пункт 4 постановления Правительства Хабаровского края от 13 марта 2019 г. N 74-пр "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края и признании утратившим силу постановления Правительства Хабаровского края от 13 мая 2013 г. N 107-пр "О комиссии Правительства Хабаровского края по проведению антикоррупционной экспертизы проектов законов Хабаровского края, поправок к проектам законов Хабаровского края, проектов постановлений Законодательной Думы Хабаровского края, носящих нормативный правовой характер, подготовленных органами исполнительной власти Хабаровского края, структурными подразделениями аппарата Губернатора и Правительства Хабаровского края, а также постановлений Губернатора Хабаровского края, Правительства Хабаровского края и их проектов";
пункт 3 постановления Правительства Хабаровского края от 26 августа 2019 г. N 333-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 16 июня 2014 г. N 183-пр "О внедрении процедуры оценки регулирующего воздействия";
пункт 4 постановления Правительства Хабаровского края от 7 июля 2021 г. N 278-пр "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края";
пункт 6 постановления Правительства Хабаровского края от 16 ноября 2021 г. N 550-пр "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края";
пункт 8 постановления Правительства Хабаровского края от 10 февраля 2023 г. N 55-пр "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Хабаровского края".
Губернатор, Председатель |
М.В. Дегтярев |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Хабаровского края
от 4 апреля 2023 г. N 158-пр
Порядок
проведения экспертизы нормативных правовых актов Хабаровского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения экспертизы нормативных правовых актов Хабаровского края (далее также - край), затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее также - экспертиза и НПА края соответственно).
Действие настоящего Порядка не распространяется на нормативные правовые акты края, содержащие обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз (далее - обязательные требования).
1.2. Экспертиза осуществляется в соответствии с планом проведения экспертизы (далее - План), проект которого выносится на рассмотрение экспертного совета по регуляторной политике при министерстве экономического развития Хабаровского края (далее - экспертный совет) и утверждается на год руководителем министерства экономического развития края либо заместителем руководителя министерства экономического развития края, курирующим структурное подразделение министерства экономического развития края, ответственное за подготовку Плана, не позднее трех рабочих дней до начала очередного года.
1.3. Формирование Плана осуществляется на основании предложений о проведении экспертизы, содержащихся в:
1) решениях экспертного совета;
2) обращениях, поступивших в министерство экономического развития края (далее - уполномоченный орган) от физических и юридических лиц, а также общественных объединений в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, саморегулируемых организаций, научно-экспертных организаций, Законодательной Думы Хабаровского края, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае, исполнительных органов края, структурных подразделений администрации Губернатора и Правительства края, органов местного самоуправления муниципальных образований края;
3) поручениях Губернатора края;
4) решениях уполномоченного органа о включении НПА края в План, принятых в связи с осуществлением функций по выработке единой политики и нормативному правовому регулированию по проведению экспертизы.
1.4. При поступлении предложений о проведении экспертизы нормативного правового акта края, содержащего обязательные требования, такие предложения рассматриваются при проведении оценки применения обязательных требований в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами края.
1.5. В Плане для каждого НПА края предусматривается срок проведения экспертизы, который не должен превышать четырех месяцев с даты начала экспертизы.
1.6. План в течение пяти рабочих дней со дня его утверждения размещается уполномоченным органом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на интернет-портале для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных правовых актов органов государственной власти Хабаровского края (regulation.khv.gov.ru) (далее - официальный сайт) и направляется в исполнительный орган края, структурное подразделение администрации Губернатора и Правительства края, ответственные за реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в установленной сфере (далее - регулирующий орган).
1.7. План в течение календарного года может корректироваться уполномоченным органом в случае выявления НПА края, в которых могут содержаться положения, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.8. Экспертиза состоит из следующих этапов:
1) проведение публичных обсуждений в отношении НПА края (далее - публичные обсуждения);
2) проведение исследования НПА края на предмет наличия положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - исследование);
3) подготовка заключения об экспертизе НПА края (далее - заключение).
1.9. До начала проведения публичных обсуждений уполномоченный орган запрашивает у регулирующего органа информацию с указанием срока для ее представления, содержащую:
1) сведения о субъектах предпринимательской и инвестиционной деятельности, интересы которых затрагивает правовое регулирование;
2) материалы, необходимые для проведения экспертизы, содержащие сведения (расчеты, обоснования), на которых основывается необходимость государственного регулирования соответствующих общественных отношений.
2. Проведение публичных обсуждений
2.1. В целях публичных обсуждений в рамках экспертизы в соответствии с Планом уполномоченный орган размещает на официальном сайте следующие документы:
1) НПА края, в отношении которого проводится экспертиза;
2) уведомление о проведении экспертизы с указанием срока начала и окончания публичных обсуждений, а также контактных данных лиц, ответственных за проведение экспертизы, форма которого утверждается уполномоченным органом;
3) иные информационно-аналитические материалы, относящиеся к предмету публичных обсуждений.
2.2. Проведение публичных обсуждений начинается одновременно с размещением уполномоченным органом документов, указанных в пункте 2.1 настоящего раздела, на официальном сайте.
Уполномоченный орган в день размещения документов, указанных в пункте 2.1 настоящего раздела, с использованием программных средств официального сайта извещает о начале публичных обсуждений с указанием сведений о месте такого размещения (полный электронный адрес):
1) заинтересованные исполнительные органы края;
2) органы и организации, целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
3) Законодательную Думу Хабаровского края;
4) уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае;
5) предпринимателей, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере общественных отношений;
6) органы местного самоуправления муниципальных образований края.
Лица, указанные в подпунктах 1 - 6 настоящего пункта, именуются в дальнейшем в настоящем Порядке "заинтересованные лица".
2.3. Сведения о проводимых публичных обсуждениях направляются уполномоченным органом не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте:
1) в исполнительный орган края, уполномоченный на содействие развитию конкуренции в крае, для оценки и подготовки отзыва на НПА края о воздействии на состояние конкуренции в крае (далее - отзыв на НПА края);
2) секретарю совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края для организации рассмотрения НПА края профильным комитетом указанного совета;
3) в общественный совет при регулирующем органе для рассмотрения НПА края на заседании общественного совета.
Срок рассмотрения НПА края лицами, указанными в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, и представления ими уполномоченному органу отзыва на НПА края и протоколов заседаний коллегиальных органов не может превышать срок проведения публичных обсуждений, определенный уполномоченным органом на официальном сайте.
Если отзыв на НПА края и протоколы заседаний коллегиальных органов в установленный уполномоченным органом срок проведения публичных обсуждений не поступили, уполномоченный орган обязан отразить это в заключении.
2.4. Срок публичных обсуждений не может составлять менее 20 рабочих дней со дня размещения НПА края на официальном сайте.
2.5. Уполномоченный орган не позднее 10 рабочих дней со дня окончания срока проведения публичных обсуждений обязан рассмотреть все предложения и замечания, поступившие в определенный уполномоченным органом срок проведения публичных обсуждений, составить отчет о проведении публичных обсуждений с указанием сведений об учете или о причинах отклонения данных предложений и замечаний.
3. Проведение исследования
3.1. В ходе экспертизы уполномоченным органом проводится исследование в течение 30 рабочих дней со дня окончания публичных обсуждений во взаимодействии с регулирующим органом.
3.2. При проведении исследования:
1) рассматриваются замечания, предложения, рекомендации, сведения (расчеты, обоснования), информационно-аналитические материалы, поступившие в ходе публичных обсуждений;
2) анализируются положения НПА края во взаимосвязи со сложившейся практикой их применения, учитывается их соответствие принципам правового регулирования, установленным законодательством Российской Федерации и края;
3) определяется характер и степень воздействия положений НПА края на регулируемые отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
4) устанавливается наличие затруднений в осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, вызванных применением положений НПА края, а также их обоснованность и целесообразность для целей государственного регулирования соответствующих отношений;
5) устанавливается факт достижения или недостижения целей введения регулирования (для НПА края, который ранее проходил процедуру оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ).
3.3. Уполномоченный орган в рамках проведения исследования может обращаться к заинтересованным лицам с запросом о предоставлении информационно-аналитических материалов по предмету экспертизы, предлагая в нем срок для их предоставления.
3.4. В ходе исследования изучаются следующие вопросы:
1) наличие в НПА края избыточных требований по подготовке и (или) представлению документов, сведений, информации субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности в органы государственной власти края;
2) наличие в НПА края требований, связанных с необходимостью создания, приобретения, содержания, реализации каких-либо активов, возникновения, наличия или прекращения договорных обязательств, наличия персонала, осуществления не связанных с представлением информации или подготовкой документов работ, услуг в связи с организацией, осуществлением или прекращением определенного вида деятельности, которые необоснованно усложняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности либо приводят к существенным издержкам или невозможности осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
3) отсутствие, неточность или избыточность полномочий лиц, наделенных правом проведения проверок, участия в комиссиях, выдачи или осуществления согласований, определения условий и выполнения иных установленных законодательством Российской Федерации и края обязательных процедур;
4) отсутствие необходимых организационных или технических условий, приводящее к невозможности реализации органами государственной власти края установленных функций в отношении субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
5) недостаточный уровень развития технологий, инфраструктуры, рынков товаров и услуг в крае при отсутствии адекватного переходного периода введения в действие соответствующих правовых норм;
6) иные вопросы, касающиеся необоснованного затруднения осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.5. В рамках экспертизы допускается использование официальной статистической информации, результатов социологических исследований, в том числе опросов, совещаний экспертных групп, экспертных оценок, а также иных методов, позволяющих сопоставить прогнозировавшиеся при разработке проекта НПА края значения выгод и издержек субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности с фактическими, а также определить степень достижения целей регулирования.
4. Подготовка заключения
4.1. Уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней со дня окончания исследования подготавливает проект заключения, содержащий следующие сведения:
1) основные реквизиты НПА края (вид, дата, номер, наименование, редакция, источник публикации);
2) сведения о результатах проведения мероприятий в целях публичных обсуждений и представления необходимой информации регулирующим органом;
3) срок действия НПА края и его отдельных положений;
4) основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные лица, интересы которых затрагиваются регулированием, установленным НПА края, оценка количества таких субъектов и его динамики в течение срока действия НПА края и его отдельных положений;
5) обоснованные выводы о наличии либо выводы об отсутствии в НПА края положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности;
6) подготовленные на основе полученных выводов о наличии в НПА края положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, предложения об отмене или изменении НПА края или его отдельных положений, а также об отмене или изменении законов и иных НПА края, на основе, в соответствии или во исполнение которых издан НПА края (в случае необходимости);
7) подготовленные на основе полученных выводов о наличии в НПА края положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, предложения о внесении изменений в федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, на основе и во исполнение которых издан НПА края;
8) выводы о проведенном анализе опыта субъектов Российской Федерации по реализации аналогичного правового регулирования;
9) выводы о достижении или недостижении целей введения регулирования (для НПА края, который ранее проходил процедуру ОРВ);
10) иные выводы и предложения, полученные в результате экспертизы.
4.2. Проект заключения в течение пяти рабочих дней со дня его подготовки направляется для рассмотрения в:
1) регулирующий орган, принявший НПА края и (или) к компетенции и полномочиям которого относится исследуемая сфера общественных отношений, с указанием срока окончания приема замечаний и предложений;
2) правовой департамент Губернатора края в целях выражения правовой позиции с указанием срока рассмотрения проекта заключения.
Срок для рассмотрения проекта заключения и направления в уполномоченный орган замечаний, предложений или правовой позиции не может составлять менее пяти рабочих дней со дня поступления проекта заключения.
4.3. Поступившие в уполномоченный орган в установленный срок замечания и предложения, а также правовая позиция рассматриваются при доработке проекта заключения.
4.4. Доработанный проект заключения представляется на рассмотрение экспертного совета в течение пяти рабочих дней со дня его доработки.
4.5. Одобренный экспертным советом проект заключения в течение пяти рабочих дней подписывается руководителем уполномоченного органа либо заместителем руководителя уполномоченного органа, курирующего структурное подразделение уполномоченного органа, ответственного за подготовку заключения.
Заключение в течение трех рабочих дней со дня его подписания размещается на официальном сайте и направляется:
- в регулирующий орган;
- заместителю Председателя Правительства края, координирующему работу регулирующего органа (для сведения);
- в правовой департамент Губернатора края в случае, указанном в пункте 4.6 настоящего раздела.
4.6. В случае наличия в заключении предложения об отмене или изменении НПА края или его отдельных положений регулирующий орган в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения заключения, обеспечивает подготовку текста проекта НПА края, сводного отчета и их размещение на Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 10 февраля 2023 г. N 55-пр.
Подготовка проекта НПА края, указанного в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные Регламентом Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 июля 2006 г. N 117-пр.
4.7. Регулирующий орган в течение трех рабочих дней со дня официального опубликования НПА края направляет копию такого НПА края в уполномоченный орган.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Хабаровского края от 4 апреля 2023 г. N 158-пр "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Хабаровского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности"
Вступает в силу с 4 апреля 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 4 апреля 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 апреля 2023 г. N 2700202304040010
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Хабаровского края от 1 июня 2023 г. N 266-пр
Изменения вступают в силу с 1 июня 2023 г.