г. Краснодар |
|
12 ноября 2014 г. |
Дело N А61-4188/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Кухаря В.Ф. и Рогальского С.В., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760), ответчика - Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1503018599, ОГРН 1031500352410), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия -Алания от 23.04.2014 (судья Ясиновская Т.Д.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 (судьи Марченко О.В., Егорченко И.Н., Сулейманов З.М.) по делу N А61-4188/2013, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) о взыскании 168 269 рублей 56 копеек задолженности с 01.04.2013 по 31.08.2013 и 4173 рублей 48 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.05.2013 по 25.10.2013.
Решением суда от 23.04.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.08.2014, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество не исполнило требования управления по замене счетчика, чем способствовало образованию задолженности управления за поставленный газ.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. Жалоба обоснована следующими доводами:
- суды не учли, что согласно пункту 4.1 государственного контракта при неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма или иных нарушениях узла учета определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из 24 часов работы в сутки за весь период неисправности;
- актом от 24.02.2013 N 25064 подтверждается, что межповерочный интервал газового счетчика истек, управлению рекомендована замена прибора учета газа;
- поскольку межповерочный интервал газового счетчика истек, общество применило пункт 2.2 Правил учёта газа, в соответствии с которым при отсутствии узлов учета газа у потребителя газа, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 10.10.2012 общество (поставщик) и управление (покупатель) заключили государственный контракт на поставку газа N 39-4-0314/13, по условиям которого поставщик обязался поставлять с 01.01.2013 по 31.12.2013, а покупатель - принять (выбирать) и оплатить газ.
Пунктом 2.1 государственного контракта предусмотрено, что годовой объем поставки газа в 2013 году по трем точкам подключения - г. Владикавказ, кольцо, г. Беслан, ГРС, с. Октябрьское, к-з Дружба, АГРС - составляет 42 тыс. куб. м, в том числе по точке подключения в г. Беслане - 9 тыс. куб. м. Общая стоимость поставленного газа на 2013 год составляет 221 403 рубля 85 копеек.
Согласно пункту 4.1 государственного контракта количество потребляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя. При отсутствии узлов учета газа поставщика, их неисправности, несоответствии требованиям нормативной документации, отсутствии действующего повелительного клейма количество поданного газа определяется по показаниям узла учета покупателя.
При отсутствии узла учета газа покупателя, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, при несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно-технических документов, при непредставлении покупателем данных о расходе газа, а также при не допуске представителя поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из 24 часовой работы их в сутки за весь период неисправности
Под неисправностью узла учета газа стороны понимают такое состояние, при котором средства измерения и технические устройства, входящие в состав узла учета, не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма.
В силу пункта 4.8 госконтракта ответственность за надлежащее техническое состояние, своевременную проверку средств измерений, входящих в состав узла учета газа, за достоверность результатов измерений и расчетов несет владелец узла учета газа. Узел учета считается принятым в эксплуатацию после оформления акта приемки узла учета газа в эксплуатацию с соответствующими заключением. Владелец узла учета газа обязан предоставить поставщику копии паспортов, свидетельств на узел учета газа с отметкой о проверке, проектную документацию, паспорт с разрешающей документацией Ростехнадзора на газопотребляющее оборудование. Вызов представителя поставщика для приемки узла учета газа в эксплуатацию осуществляется по письму-заявке покупателя за пять рабочих дней, предшествующих дню проведения работ.
18 февраля 2013 года управление обратилось к обществу с письмом об установке прибора учета газа в точке поставки в г. Беслане (т. 1, л. д. 159). Указанное заявление принято и зарегистрировано обществом. Вместе с заявлением обществу сдан газовый счетчик N 30206435.
24 февраля 2013 года обществом составлен акт N 25064 о проверке газоиспользующего оборудования и узла учета расхода газа управления, согласно которому межповерочный интервал газового счетчика N 1485954 истек, выдана рекомендация о замене прибора учета (т. 1, л. д. 116).
28 февраля 2013 года обществом составлен акт N 000195 расчета по производительности газоиспользующего оборудования со ссылкой на истечение срока поверки газового счетчика, расчет расхода газа за сутки - 169, 44 куб. м (т. 1, л. д. 115).
18 сентября 2013 года обществом снят газовый счетчик N 1485954, составлен акт N П 004856 (т. 1, л. д. 158).
23 сентября 2013 обществом составлен акт N П 004403 об установке и опломбировке газового счетчика N 30206435, полученного обществом от управления 18.02.2013 при сдаче заявления о замене счетчика.
Общество, полагая, что с 01.04.2013 по 31.08.2013 управление потребило газ без надлежащего узла учета, произвело расчет потребленного газа исходя из суточного расхода 169,44 куб. м на общую сумму 168 269 рублей 56 копеек. Неоплата поставленного газа послужила основанием для обращения с исковым заявлением.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По смыслу статьи 544 Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), а также Правилами учета газа, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 14.10.1996 (далее - Правила учета газа), обязательными для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Пунктом 21 Правил N 162 и пунктом 2.1 Правил учета газа установлено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
В силу пункта 23 Правил N 162 при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов объем потребленного газа принимается соответствующим проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором. Аналогичные положения содержит пункт 2.2 Правил учета газа, согласно которому при отсутствии узлов учета газа у потребителя газа, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.
Пунктом 24 Правил N 162 предусмотрено, что монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" (действовавшим в спорный период) и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пунктов 1.6 и 1.7 Правил учета газа монтаж и эксплуатация оборудования, входящего в состав узлов учета, проводятся в соответствии с требованиями Госстандарта России и инструкциями изготовителей оборудования.
Пунктом 2.12 Правил учета газа установлено, что счетчики газа, используемые населением, должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений и поверены в органах Государственной метрологической службы.
Монтаж и наладка этих счетчиков производятся специализированной службой, входящей в состав местной газораспределительной организации.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. По правилам статьи 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суды оценили имеющиеся в деле доказательства, переписку сторон и тот факт, что общество, получив заявление о замене счетчика, и сам счетчик, не произвело его замену, а производило начисления по мощности газопринимающего оборудования, пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что действующими на тот период Правилами N 162 и Правилами учета газа установлен порядок начисления объема потребленного газа по проектной мощности при истечении межпроверочного интервала газового счетчика, который является правомерным. Однако заявитель жалобы не учитывает конкретные обстоятельства рассматриваемого дела. Факт истечения межпроверочного интервала газового счетчика подтвержден, однако обществом произведено начисление задолженности за период неисполнения обществом требований управления по установке нового прибора учета. Поскольку управление не могло осуществить монтаж нового прибора учета, прибор учета был сдан поставщику, а поставщик не обеспечил своевременный монтаж и установку прибора учета, то начисление объема потребленного газа по проектной мощности не обосновано. Вывод судов о том, что общество способствовало увеличению задолженности управления, правомерен и подтверждается фактическими обстоятельствами рассматриваемого дела.
Доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.04.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу N А61-4188/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.