Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению
Тамбовской областной Думы
"Об утверждении отчетов о работе
комитетов Тамбовской областной
Думы седьмого созыва за 2022 год"
Отчет
о работе комитета по бюджету, налогам и финансам Тамбовской областной Думы седьмого созыва за 2022 год
Комитет по бюджету, налогам и финансам областной Думы (далее - комитет) в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Тамбовской области Российской Федерации, Регламентом Тамбовской областной Думы, Положением о комитетах Тамбовской областной Думы, действующим федеральным и областным законодательством.
Работа комитета строилась в соответствии с Примерной программой законотворческой деятельности областной Думы седьмого созыва на период второй пленарной сессии (январь - июль 2022 года), и третьей пленарной сессии (сентябрь - декабрь 2022 года) а также ежемесячными планами работы комитета.
Было проведено 16 заседаний комитета, на которых рассмотрено 93 вопроса, из них 51 нормативных правовых, 45 из которых были внесены на рассмотрение областной Думы, в том числе 7 нормативных правовых актов внесены комитетом на рассмотрение областной Думы в порядке законодательной инициативы.
Комитетом организовано проведение общественных обсуждений:
- с 14 по 16 июня 2022 года по годовому отчету об исполнении бюджета Тамбовской области за 2021 год;
- с 7 по 9 декабря 2022 года по проекту закона Тамбовской области N 285 "О бюджете Тамбовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Материалы общественных обсуждений размещены на официальном сайте областной Думы в разделе: "Законотворческая деятельность//Публичные слушания//2022 год".
За отчетный период по вопросам ведения комитета были приняты 32 закона области и 4 постановления областной Думы.
Законопроектная деятельность комитета в сфере бюджетного законодательства
В 2022 году в связи с поступлением средств из федерального бюджета, уточнением доходов бюджета Тамбовской области с учетом фактического исполнения налоговых и неналоговых доходов бюджета, обеспечением финансирования национальных проектов и первоочередных расходов, уточнением расходов бюджета Тамбовской области изменения в бюджет Тамбовской области вносились 4 раза.
Закон Тамбовской области от 30 марта 2022 года N 67-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О бюджете Тамбовской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Причиной внесения поправок в бюджет Тамбовской области стало: переходящие с прошлого года остатки бюджетных средств, поступление средств из федерального бюджета, в том числе в виде инфраструктурных кредитов, а также увеличение собственных доходов бюджета Тамбовской области.
Расходная часть бюджета Тамбовской области в 2022 году увеличена на 5,6 млрд. рублей, доходная - на 2,2 млрд. рублей.
Собственные доходы бюджета Тамбовской области увеличены на 1,1 млрд. рублей. В первую очередь, увеличение произошло за счет налога на прибыль (557 млн. рублей) и налога на доходы физических лиц (462 млн. рублей).
Все дополнительные средства в основном направлены на развитие социальной сферы. На здравоохранение направлено почти 788 млн. рублей, в том числе: на лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях - 354 млн. рублей; обеспечение социальных выплат работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь, - 53,7 млн. рублей; около 38 млн. рублей на закупку расходных материалов к системам непрерывного мониторирования глюкозы в крови у детей-инвалидов с заболеванием сахарным диабетом 1 типа.
На 808 млн. рублей увеличен объем расходов на реализацию государственной программы "Формирование современной городской среды в Тамбовской области", в том числе на: реализацию программы "Дворы Тамбовщины" - 500 млн. рублей; обеспечение мероприятий по благоустройству набережных в городских округах Тамбовской области - 260 млн. рублей.
На сферу образования увеличение составило более 1 млрд. рублей, средства направлены на: строительство общеобразовательной школы на 2,5 тыс. мест по ул. Рылеева в г. Тамбове - 928 млн. рублей; приобретение учебников для учеников 1 и 5 классов - 64,3 млн. рублей; проведение ремонта в областных государственных образовательных организациях - 27,8 млн. рублей.
На ремонт и строительство автомобильных дорог на 2022 и 2023 годы увеличение составило 132,5 млн. рублей ежегодно.
С учетом изменений уточненные параметры бюджета области на 2022 год составили: по доходам - 58,4 млрд. рублей; по расходам - 61,8 млрд. рублей; дефицит бюджета - 3,4 млрд. рублей.
Закон Тамбовской области от 22 июля 2022 года N 126-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О бюджете Тамбовской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Причиной внесения поправок в бюджет Тамбовской области стало: предоставление бюджету Тамбовской области из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения рыночных долговых обязательств регионального и местных бюджетов Тамбовской области в объеме 2,6 млрд. рублей, и бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в объеме 650 млн. рублей; увеличение собственных доходов бюджета Тамбовской области, а также перераспределение бюджетных ассигнований.
Настоящим Законом в 2022 году увеличен объем доходов и расходов бюджета Тамбовской области на сумму 2,4 млрд. рублей без изменения объема дефицита бюджета; увеличен объем государственного долга Тамбовской области на сумму 1 млрд. 47 млн. рублей за счет полученного бюджетного кредита из федерального бюджета.
За счет средств бюджетного кредита планируется погасить: государственные ценные бумаги Тамбовской области в сумме 1,6 млрд. рублей; задолженность местных бюджетов Тамбовской области по кредитам от кредитных организаций в сумме 1 млрд. 47 млн. рублей.
Часть изменений уже были внесены в сводную бюджетную роспись. Это право предоставлено администрации области в соответствии с Бюджетным кодексом. Объем этих изменений составил 2,3 млрд. рублей. Помимо этого внесены и другие изменения.
Бюджетные ассигнования на развитие здравоохранения увеличены на 143 млн. рублей, в том числе на реализацию программы модернизации первичного звена здравоохранения.
Почти 50 млн. рублей добавлено на развитие физкультуры и спорта. Средства выделены на закупку оборудования для создания "умных" спортивных площадок, организацию и проведение областных и Всероссийских спортивных соревнований.
Финансирование жилищно-коммунального хозяйства увеличено почти на 300 млн. рублей, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. На реализацию новой программы "Развитие туризма" предусмотрены 35,8 млн. рублей.
Уточненные параметры бюджета Тамбовской области в 2022 году составили: по доходам - 60,8 млрд. рублей; по расходам - 64,2 млрд. рублей; дефицит остался без изменений (3,4 млрд. рублей).
Законом Тамбовской области от 21 октября 2022 года N 169-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О бюджете Тамбовской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" увеличен объем доходов и расходов бюджета Тамбовской области на 2022 год на сумму 1 млрд. 782 млн. рублей без изменения объема дефицита бюджета.
Доходы бюджета изменяются за счет ожидаемого роста налоговых и неналоговых поступлений по:
налогу на прибыль на сумму 701 млн. рублей;
налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на сумму 611 млн. рублей;
доходам от продажи земельных участков, находящихся в собственности Тамбовской области на сумму 131 млн. рублей;
акцизам на пиво на сумму 49 млн. рублей;
налогу на профессиональный доход на сумму 32 млн. рублей и по другим налогам.
Дополнительные доходы направлены на:
увеличение резервного фонда Правительства Тамбовской области - 150 млн. рублей;
увеличение объема зарезервированных средств на реализацию региональных проектов, обеспечение софинансирования к средствам из федерального бюджета, а также на мероприятия, связанные с ухудшением геополитической и экономической ситуации - 1 млрд. 632 млн. рублей, и иные направления.
Увеличение зарезервированных средств бюджета позволит своевременно финансировать возникающие непредвиденные важные расходы.
Уточненные параметры бюджета Тамбовской области в 2022 году по доходам составили 62,6 млрд. рублей, по расходам - 66 млрд. рублей.
Законом Тамбовской области от 25 ноября 2022 года N 181-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О бюджете Тамбовской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" увеличен объем доходов и расходов бюджета Тамбовской области на 2022 год на сумму 1 млрд. 595 млн. рублей без изменения объема дефицита бюджета.
Доходы бюджета изменены за счет ожидаемого роста налоговых и неналоговых поступлений по:
налогу на прибыль на сумму 523 млн. рублей;
налогу на доходы физических лиц на сумму 480 млн. рублей;
налогу на имущество организаций на сумму 213,5 млн. рублей;
налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на сумму 143 млн. рублей и по другим налоговым и неналоговым поступлениям.
Дополнительные доходы направлены на:
предоставление дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов в сумме 350 млн. рублей;
увеличение на сумму 1 млрд. 245 млн. рублей зарезервированных средств, предусмотренных для решения задач, обусловленных геополитической и экономической ситуацией, а также иных решений, принимаемых Правительством Тамбовской области.
Уточненные параметры бюджета Тамбовской области в 2022 году по доходам составили 65,2 млрд. рублей, по расходам - 68,5 млрд. рублей.
Законом Тамбовской области от 29 июня 2022 года N 118-З "Об исполнении бюджета Тамбовской области за 2021 год" утвержден отчет об исполнении бюджета Тамбовской области за 2021 год.
Основные итоги исполнения бюджета Тамбовской области за 2021 год характеризуются следующими показателями.
Доходы бюджета Тамбовской области за 2021 год исполнены в объеме 61,7 млрд. рублей или 102,5% к уточненным плановым назначениям, что превышает уровень 2020 года на 11,2%.
Расходы бюджета Тамбовской области исполнены в 2021 году в объеме 57,4 млрд. рублей или 97,2% к уточненной бюджетной росписи, рост к уровню 2020 года - 2,9%.
Бюджет Тамбовской области в 2021 году исполнен с профицитом в сумме 4,3 млрд. рублей. Профицит образовался за счет дополнительных доходов, поступивших в бюджет Тамбовской области, за счет привлеченных остатков средств областных государственных бюджетных и автономных учреждений, а также неиспользованных целевых средств, поступивших в 2021 году.
Меры, предпринятые администрацией Тамбовской области для поддержки экономики и социальной сферы, позволили обеспечить своевременное и полное исполнение всех расходных обязательств Тамбовской области.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета Тамбовской области поступили в объеме 31,7 млрд. рублей, или 106% от утвержденных бюджетных назначений 2021 года, с ростом к уровню 2020 года на 5,9 млрд. рублей, или на 23,1%.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета Тамбовской области сформированы в основном за счет налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, акцизов, налога на имущество организаций и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Поступления в бюджет Тамбовской области от налога на доходы физических лиц составили 9,7 млрд. рублей с ростом к 2020 году на 10,2%, поступления от налога на прибыль организаций составили 8,6 млрд. рублей с ростом к 2020 году на 2,5 млрд. рублей, или на 41,3%.
Общий объем безвозмездных поступлений в бюджет Тамбовской области в 2021 году составил 29,9 млрд. рублей - на уровне 2020 года (100,9%).
В 2021 году в Тамбовской области успешно реализовывались майские указы Президента Российской Федерации и национальные проекты.
Из бюджета Тамбовской области на реализацию национальных проектов направлено 8,5 млрд. рублей.
Наибольший объем финансирования приходится на реализацию следующих проектов: "Демография" - 2,5 млрд. рублей, "Здравоохранение" - 1,9 млрд. рублей, "Образование" - 1,7 млрд. рублей; "Жилье и городская среда" - 1,2 млрд. рублей.
Исполнение расходов по всем разделам в 2021 году (за исключением разделов "Общегосударственные вопросы" и "Жилищно-коммунальное хозяйство") составило от 95,9 до 100,0% к росписи. По разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" исполнение составило 88,5% к росписи. Низкий уровень обусловлен длительностью проведения конкурсных процедур, а также ненадлежащим исполнением подрядчиками обязательств, предусмотренных контрактами.
В 2021 году на реализацию 24 государственных программ из бюджета Тамбовской области было направлено 56,3 млрд. рублей или 98,0% к росписи.
Долговая политика Тамбовской области, осуществляемая в 2021 году, была направлена на снижение дефицита регионального бюджета. Государственный долг Тамбовской области на 1 января 2022 года составил 18,6 млрд. рублей, что ниже фактических показателей за 2020 год на 445 млн. рублей.
Проводимый администрацией Тамбовской области комплекс мероприятий по сокращению государственного долга, в том числе коммерческого, позволил уменьшить расходы на обслуживание государственного долга Тамбовской области на 52,7% к первоначальным плановым значениям, их объем в 2021 году составил 881,6 млн. рублей.
Обязательства по коммерческим и бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам Тамбовской областью исполнены своевременно и в полном объеме, просроченной и неурегулированной задолженности нет.
На декабрьском заседании областной Думы принят Закон Тамбовской области от 23 декабря 2022 года N 206-З "О бюджете Тамбовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Основные параметры бюджета Тамбовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждены в следующих размерах:
доходы на 2023 год - 61748,8 млн. рублей, на 2024 год - 61670,8 млн. рублей, на 2025 год - 54865,2 млн. рублей;
расходы на 2023 год - 63282,8 млн. рублей, на 2024 год - 63320,5 млн. рублей, на 2025 год - 54943,3 млн. рублей;
дефицит в 2023 году составит 1534,0 млн. рублей, в 2024 году - 649,6 млн. рублей, в 2025 году - 78,1 млн. рублей.
Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета Тамбовской области на 2023 год спрогнозирован в объеме 34248,5 млн. рублей с ростом к оценке исполнения налоговых и неналоговых доходов бюджета Тамбовской области в 2022 году на 1,1%, на 2024 год - 35939,1 млн. рублей с ростом к планируемому уровню 2023 года на 4,9%, на 2025 год - 37421,2 млн. рублей с ростом к планируемому уровню 2024 года на 4,1%.
В объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета Тамбовской области в 2023 году основную долю составляют: налог на доходы физических лиц (31,9% в сумме 10921,0 млн. рублей), налог на прибыль организаций (20,9% в сумме 7170,5 млн. рублей), акцизы (16,3% в сумме 5594,1 млн. рублей).
Безвозмездные поступления в бюджет Тамбовской области в 2023 году предусмотрены в объеме 27500,3 млн. рублей, в 2024 году - 25731,7 млн. рублей, в 2025 году - 17444,0 млн. рублей.
Верхний предел государственного долга Тамбовской области по состоянию на 1 января 2024 года спрогнозирован в сумме 22044,4 млн. рублей, на 1 января 2025 года - 22694,1 млн. рублей, на 1 января 2026 года - 22604,2 млн. рублей.
Бюджет Тамбовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов сформирован в программном формате на основе 26 государственных программ Тамбовской области. В 2023 году регион планирует направить на развитие образования - 15,3 млрд. рублей, социальную поддержку граждан - 17,4 млрд. рублей, развитие здравоохранения - 5,1 млрд. рублей, развитие культуры - 1,2 млрд. рублей.
На национальную экономику предусмотрены бюджетные ассигнования в 2023 году в сумме 13,3 млрд. рублей, или 21,5% в общей сумме расходов бюджета Тамбовской области.
На реализацию национальных проектов предусмотрено 8,7 миллиардов рублей, что выше первоначально утвержденного объема на 2022 год на 1,2 млрд. рублей.
Несмотря на сложность текущей ситуации, бюджет нашего региона сохраняет свою социальную направленность, 65% расходов планируется направить на сферы образования, здравоохранения и социальной поддержки населения, в полном объеме обеспечены софинансирование по национальным проектам, оплата труда работникам бюджетной сферы области.
Важным нормативным актом, регулирующим финансовые отношения в сфере обязательного медицинского страхования, является закон области о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования.
В 2022 году в связи с поступлением средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, дополнительных доходов изменения в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования вносились 3 раза.
Законом Тамбовской области от 26 апреля 2022 года N 84-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" предусмотрено увеличение общего объема доходов бюджета фонда в 2022 году на 111 млн. рублей, общего объема расходов на 480 млн. рублей (из них 369 млн. рублей за счет остатка средств на счете фонда на 01.01.2022).
Объем доходной части бюджета фонда увеличен за счет поступлений из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования. Дополнительные средства направлены на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, на финансовое обеспечение стимулирующих выплат медицинских работников за выявление онкологических заболеваний, а также на дополнительное финансовое обеспечение оказания первичной медико-санитарной помощи лицам с заболеванием новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Общий объем межбюджетных трансфертов бюджету фонда из других бюджетов увеличен на 145 млн. рублей.
С учетом вносимых изменений доходная часть бюджета фонда составила 14,4 млрд. рублей, расходная часть бюджета фонда составила 14,7 млрд. рублей.
Закон Тамбовской области от 21 октября 2022 года N 168-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Основанием для внесения изменений бюджета фонда является следующее:
поступление дополнительных федеральных средств в сумме 129,5 млн. рублей на обеспечение медицинской помощи лицам, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);
уменьшение на 78 млн. рублей поступлений за лечение в медицинских организациях Тамбовской области "иногородних" граждан, на основании фактического исполнения доходов за 7 месяцев текущего года.
увеличение на 3,5 млн. рублей запланированных поступлений на финансирование мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на основании фактического исполнения доходов за 7 месяцев текущего года.
Кроме того, в расходной части бюджета фонда на 2022 год перераспределены 170 млн. рублей. Межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования за лечение граждан, застрахованных на территории Тамбовской области, уменьшены на 170 млн. рублей и переданы в лечебные учреждения на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан.
С учетом внесенных изменений объем доходов и расходов бюджета фонда в 2022 году увеличился на 55 млн. рублей, доходная часть бюджета фонда на 2022 год составила 14,4 млрд. рублей, расходная часть - 14,8 млрд. рублей. Дефицит бюджета фонда на 2022 год остался без изменений в сумме 369 тыс. рублей.
Законом Тамбовской области от 23 декабря 2022 года N 203-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" внесены следующие изменения.
Доходная часть бюджета фонда увеличена за счет неналоговых доходов (штрафы, санкции, возмещение ущерба) по факту исполнения за 10 месяцев 2022 года на 4 млн. рублей.
Также в доходной части бюджета фонда по факту исполнения за 10 месяцев 2022 года отражены доходы от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет, в сумме 879,4 тыс. рублей.
Почти 70 млн. рублей возвращается в бюджет Федерального фонда ОМС. Это остатки федеральных средств для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, что связано с дефицитом кадров медицинских работников.
С учетом внесенных изменений доходная часть бюджета фонда в целом уменьшена на 70,6 млн. рублей и составила 14,3 млрд. рублей.
Расходная часть бюджета фонда на 2022 год осталась без изменений в сумме 14,7 млрд. рублей.
Дефицит бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2022 год составил 440 млн. рублей.
Законом Тамбовской области от 29 июня 2022 года N 115-З "Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области за 2021 год" утвержден отчет об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области за 2021 год.
Исполнение бюджета фонда за 2021 год по доходам составило 14,9 млрд. рублей, по расходам - 14,8 млрд. рублей. По сравнению с 2020 годом увеличились как доходы, так и расходы. Основную долю расходов бюджета фонда составили затраты на реализацию областной программы обязательного медицинского страхования - это 12,6 млрд. рублей или 98,6 процента от утвержденной стоимости на 2021 год.
Бюджет фонда за 2021 год исполнен с профицитом в сумме 106,4 млн. рублей за счет остатка средств.
В 2021 году в бюджет фонда поступило 14 млрд. 899 млн. рублей или 99,6% от годовых назначений.
На выполнение территориальной программы ОМС поступило 12 млрд. 742 млн. рублей или 100% от годового плана.
В полном объеме поступили средства субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС - 12 млрд. 880 млн. рублей и межбюджетные трансферты на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, принятых в амбулаторно-поликлиническое звено - 71,6 млн. рублей.
На стимулирующие выплаты медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний поступило 3,1 млн. рублей.
Кроме того поступили межбюджетные трансферты на дополнительное финансовое обеспечение медицинской помощи в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на общую сумму 1 млрд. 645,4 млн. рублей, из них:
1 млрд. 506 млн. рублей - за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
139,4 млн. рублей - за счет средств бюджета Федерального фонда ОМС.
Также за счет средств резервного фонда Правительства РФ на дополнительное финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию, поступило 19 млн. рублей.
Поступления прочих межбюджетных трансфертов от других территориальных фондов ОМС в рамках межтерриториальных расчетов составили 443 млн. рублей или 91,9% от плана (482,5 млн. руб.).
На финансовое обеспечение Мероприятий по приобретению и ремонту оборудования в бюджет фонда поступили денежные средства от медицинских организаций и страховой медицинской организации по результатам проведения медико-экономического контроля, экспертизы качества медицинской помощи, медико-экономической экспертизы в сумме 50,1 млн. рублей (планировалось 66 млн. рублей, исходя из среднемесячных поступлений по уровню 2020 года - 5,5 млн. руб.).
Кроме того, по денежным взысканиям и штрафам в бюджет фонда поступило 4,7 млн. рублей.
На декабрьском заседании областной Думы был утвержден бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования области Законом Тамбовской области от 23 декабря 2022 года N 204-З "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". Общий объем доходов и расходов бюджета фонда на 2023 год составил 15,5 млрд. рублей, что выше уровня 2022 на 1,3 млрд. рублей.
Основной объем средств бюджета фонда будет направлен на финансирование территориальной программы ОМС на 2023 год и составит 14 млрд. 903,3 млн. рублей, что выше уровня текущего года на 1,3 млрд. рублей или на 9,6%.
В 2022 году в целях совершенствования межбюджетных отношений, а также в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс РФ были приняты следующие законы области.
Закон Тамбовской области от 2 марта 2022 года N 57-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О межбюджетных отношениях в Тамбовской области" и установлении особенностей исполнения бюджета Тамбовской области в 2022 году" принят в целях уточнения отдельных норм в части распределения целевых межбюджетных трансфертов в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам и определения особенностей исполнения бюджета Тамбовской области в 2022 году в связи с изменениями федерального законодательства.
Настоящий Закон в соответствии с Бюджетным кодексом РФ позволяет распределять межбюджетные трансферты без внесения текущих поправок в главный финансовый документ региона, что существенно сокращает время распределения финансовых ресурсов.
Законом предусмотрено, что такой режим исполнения бюджета региона будет действовать до 1 января 2023 года.
Закон Тамбовской области от 30 марта 2022 года N 66-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области и установлении особенностей исполнения бюджета Тамбовской области в 2022 году" принят в целях приведения отдельных норм законов Тамбовской области от 28 октября 2005 года N 369-З "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области", N 370-З "О межбюджетных отношениях в Тамбовской области", от 2 марта 2022 года N 57-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О межбюджетных отношениях в Тамбовской области" и установлении особенностей исполнения бюджета Тамбовской области в 2022 году" в соответствие с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Закон Тамбовской области от 1 июня 2022 года N 100-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области" принят в целях приведения законодательства области в соответствие с изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, которыми уточнен подход к учету обязательств по государственным гарантиям в составе государственного долга субъектов Российской Федерации, а также порядок ведения долговой книги субъектов Российской Федерации.
Пункт 26.2 статьи 45 Закона области изложен в новой редакции, согласно которой администрация области вправе наделить финансовое управление области полномочием по установлению правил (оснований, условий и порядка) реструктуризации денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) перед Тамбовской областью.
В целях минимизации количества вносимых изменений в Закон области вследствие изменения действующего законодательства законом внесены изменения в статью 49.1 Закона области в части уточнения полномочий комиссии по бюджетным проектировкам.
Закон Тамбовской области от 27 июля 2022 года N 134-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области" принят в целях приведения в соответствие с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и положениями Устава (Основного Закона) Тамбовской области Российской Федерации (в редакции от 26.04.2022) трех Законов Тамбовской области:
от 28 октября 2005 года N 369-З "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области";
от 28 октября 2005 года N 370-З "О межбюджетных отношениях в Тамбовской области";
от 25 ноября 2005 года N 384-З "О наделении администраций муниципальных районов Тамбовской области государственными полномочиями Тамбовской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам городских, сельских поселений за счет средств бюджета Тамбовской области".
В эти законодательные акты Тамбовской области вносятся изменения редакционного характера.
Закон Тамбовской области от 27 июля 2022 года N 133-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области в сфере бюджета, налогов и финансов" принят по инициативе комитета в целях приведения законов Тамбовской области в сфере бюджета, налогов и финансов в соответствие с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и положениями Устава (Основного Закона) Тамбовской области Российской Федерации.
Изменения внесены в семь законов области и носят редакционный характер.
Слова "администрация области" заменяются на слова "Правительство Тамбовской области", слова "глава администрации области" - на слова "Глава области", слова "исполнительные органы государственной власти области" заменяются словами "органы исполнительной власти Тамбовской области".
Законом Тамбовской области от 27 октября 2022 года N 171-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О наделении администраций муниципальных районов и городских округов Тамбовской области отдельными государственными полномочиями Тамбовской области" внесены изменения в методики расчета субвенций, предоставляемых из бюджета Тамбовской области бюджетам муниципальных районов и городских округов на исполнение отдельных государственных полномочий Тамбовской области, а также на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, в части приведения их в соответствие с изменениями федерального законодательства.
Законом Тамбовской области от 1 декабря 2022 года N 188-З "О внесении изменения в статью 2 Закона Тамбовской области "Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований Тамбовской области от отдельных видов неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет Тамбовской области" восстановлены нормативы зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, действовавшие до 2022 года, в размере:
40% в бюджеты субъектов РФ,
60% в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
Это позволит аккумулировать средства в бюджете Тамбовской области и в последующем направлять их в форме субсидий в бюджеты городских округов и муниципальных районов на конкретные мероприятия в соответствии с приоритетностью.
Законом Тамбовской области от 1 декабря 2022 года N 189-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О стратегическом планировании в Тамбовской области" предусматривается:
1) внесение изменений в целях приведения в соответствие с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и положениями Устава (Основного Закона) Тамбовской области Российской Федерации. Настоящим законом понятия "администрация Тамбовской области", "глава администрации Тамбовской области", "исполнительные органы государственной власти Тамбовской области" приводятся к виду "Правительство Тамбовской области", "Глава Тамбовской области", "исполнительные органы Тамбовской области" соответственно;
2) признание утратившей силу части 2 статьи 21 в связи с утратой актуальности ввиду того, что обозначенные в ней мероприятия по разработке нормативных правовых актов, определяющих порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования Тамбовской области, осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования Тамбовской области, проведены в установленные сроки.
Закон Тамбовской области от 23 декабря 2022 года N 205-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области" принят в целях приведения в соответствие с положениями Федерального закона от 21 ноября 2022 года N 448-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" двух Законов Тамбовской области:
от 28 октября 2005 года N 369-З "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области";
от 28 октября 2005 года N 370-З "О межбюджетных отношениях в Тамбовской области".
Законопроектная деятельность комитета в сфере налогового законодательства
В связи со сложной социально-экономической ситуацией, связанной с санкциями недружественных стран, в марте текущего года в Тамбовской области создан оперативный штаб по обеспечению устойчивого функционирования экономики Тамбовской области. Основными направлениями деятельности штаба являются: поддержка реального сектора экономики, включая снижение издержек для бизнеса и системообразующих предприятий, а также поддержка малого и среднего предпринимательства, работа по импортозамещению, обеспечение устойчивости финансовой системы.
С целью поддержки бизнеса, малого и среднего предпринимательства, обеспечения условий для укрепления финансовой устойчивости региона комитетом рассмотрены и приняты областной Думой следующие Законы области в сфере налогового законодательства.
Законом Тамбовской области от 1 июня 2022 года N 101-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "Об установлении дифференцированных налоговых ставок отдельным категориям налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, использующих в качестве объекта налогообложения доходы" предусмотрены налоговые преференции для бизнеса, применяющего упрощенную систему налогообложения и ведущего деятельность в отраслях экономики, наиболее подверженных рискам в условиях внешних санкций.
Настоящим Законом установлены:
1) налоговая ставка в размере 2% вместо 6% для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, использующих в качестве объекта налогообложения доходы и осуществляющих предпринимательскую деятельность - "Производство компьютеров, электронных и оптических изделий", "Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги", "Деятельность в области информационных технологий", "Научные исследования и разработки".
2) налоговая ставка в размере 1% вместо 2% для резидентов технопарков, осуществляющих виды деятельности в IT-сфере. Это будет способствовать привлечению в регион высокотехнологичных предприятий и организаций, позволит создать высокопроизводительные рабочие места, обеспечить ускорение развития высокотехнологичных отраслей экономики и региональной IT-системы, способствовать привлечению новых инвесторов.
3) налоговая ставка в размере 4% вместо 6% для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, относящуюся к группе "Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)". Данное изменение обусловлено необходимостью сохранения аптек в сельской местности.
Закон Тамбовской области 29 июня 2022 года N 117-З "Об особенностях определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в 2022 году" предоставил возможность рассчитывать в 2022 году налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости только для объектов недвижимости площадью свыше 500 квадратных метров.
Это важный для предпринимателей законопроект. Так как кадастровая стоимость имущества в большинстве случаев выше рыночной стоимости, соответственно и размер налога на имущество организаций, рассчитанный от кадастровой стоимости имущества, значительно выше. В условиях санкций это ставит многие субъекты малого и среднего предпринимательства в сложные экономические условия.
После принятия данного закона в 2022 году в отношении 9034 объектов недвижимости площадью менее 500 кв. м не будет применяться требование определения их налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, что позволит уменьшить налоговую нагрузку для владельцев коммерческой недвижимости в условиях санкций.
Закон Тамбовской области от 22 июля 2022 года N 130-З "О внесении изменений в статью 1 Закона Тамбовской области "Об установлении дифференцированных налоговых ставок отдельным категориям налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, использующих в качестве объекта налогообложения доходы" принят в целях поддержки организаций гостиничного бизнеса, в наибольшей степени попавших под санкции недружественных государств.
С уходом или значительным сокращением международного бизнеса в России, приостановкой авиасообщения с западными странами международный въездной поток, основу которого традиционно составляли индивидуальный и групповой туризм из Германии, США, Франции, Великобритании, Японии и других стран, сократился до критических показателей.
В сложившейся ситуации государственная поддержка, в первую очередь, должна быть направлена на развитие внутреннего туризма и увеличение количества современных отелей на территории РФ, конкуренции на рынке гостиничных и туристических услуг.
В целях снятия налоговой нагрузки с компаний, осуществляющих деятельность в области туризма федеральным законодательством введена нулевая ставка НДС.
Однако принятая мера не затрагивает малые объекты размещения, которые применяют упрощенную систему налогообложения.
В целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства законом установлена для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей "55.1 Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания" и применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы - налоговая ставка в размере 1 процента.
Снижение налоговой нагрузки для гостиничного бизнеса позволит создать привлекательные условия для субъектов предпринимательской деятельности и поможет сделать регион одним из привлекательных для развития внутреннего туризма.
С целью расширения налоговых мер государственной поддержки организаций и граждан Тамбовской области приняты следующие законы области.
Закон Тамбовской области от 1 июня 2022 года N 99-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О применении на территории Тамбовской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций отдельными категориями налогоплательщиков" принят с целью стимулирования процесса обновления и модернизации основных средств предприятиями области.
Настоящим законом исключены ранее введенные ограничения по применению инвестиционного налогового вычета, такие как:
превышение инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода над предельной величиной инвестиционного налогового вычета не переносится на последующие налоговые (отчетные) периоды;
право на его применение возникает только у налогоплательщиков, заключивших с администрацией Тамбовской области соглашение о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта "Производительность труда".
Закон Тамбовской области от 25 ноября 2022 года N 182-З "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Тамбовской области "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области" принят с целью приведения законодательства Тамбовской области в соответствие с федеральным законодательством и расширение налоговых мер государственной поддержки.
Законом установлены льготы газораспределительным организациям - в отношении объектов газораспределительных сетей, созданных в рамках реализации мероприятий по догазификации населенных пунктов на территории Тамбовской области, в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций с 1 января 2022 года по 31 декабря 2031 года.
Высвободившиеся средства от уплаты налога на имущество газораспределительных организаций будут формировать дополнительные источники финансирования мероприятий по социальной догазификации.
Предоставление льготы направлено на обеспечение улучшения условий проживания граждан, расширение рынка предоставляемых услуг газораспределительными организациями и повышения уровня доходов бюджета за счет налога на прибыль и налога на имущество после истечения срока действия льготы.
По данным управления ТЭК И ЖКХ Тамбовской области выпадающие доходы бюджета Тамбовской области оцениваются в сумме 1,5 млн. рублей.
Также законом предусмотрено освобождение от уплаты налога организаций, осуществляющих деятельность по управлению закрытыми паевыми инвестиционными фондами, - в отношении объектов жилищного фонда, составляющих закрытый паевой инвестиционный фонд и предназначенных для предоставления в наем физическим лицам или в аренду юридическим лицам для использования исключительно для проживания физических лиц.
В целях успешной реализации АО "ДОМ РФ" пилотного проекта по строительству арендного жилья для студентов на территории области законом предусматривается установление льготы организациям в отношении имущества, предназначенного для предоставления в наем физическим лицам или в аренду юридическим лицам (для использования исключительно для проживания физических лиц), в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций сроком на 10 лет с даты ввода объектов жилищного фонда в эксплуатацию. Предоставление льготы позволит привлечь потенциальных инвесторов.
Закон Тамбовской области от 1 декабря 2022 года N 190-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области в сфере налогообложения" направлен на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, признанных социальными предприятиями.
С целью налогового стимулирования предпринимательской деятельности для социальных предприятий Тамбовской области предусматривается установление налоговой ставки в размере 1% (по 2027 год включительно) для налогоплательщиков, использующих в качестве объекта налогообложения доходы и ставки 5% (по 2027 год включительно) для налогоплательщиков, использующих в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Развитию социального предпринимательства в настоящее время уделяется большое внимание, поскольку поддержка данной сферы предпринимательской деятельности напрямую связана с развитием эффективных способов решения общественно-значимых вопросов социально незащищенных категорий граждан.
Законом Тамбовской области от 1 декабря 2022 года N 187-З "О внесении изменения в статью 7 Закона Тамбовской области "О транспортном налоге в Тамбовской области", принятым по инициативе Главы Тамбовской области М.Б. Егорова, освобождены от уплаты транспортного налога участники специальной военной операции.
Налоговая льгота предоставлена в отношении всех транспортных средств, зарегистрированных на налогоплательщика, сроком на 2 года начиная с налогового периода 2022 года.
Также закон предусматривает предоставление льготы гражданам из подразделений особого риска.
В 2022 году в целях совершенствования налогового законодательства области комитетом рассмотрены и приняты областной Думой следующие законы области.
Закон Тамбовской области от 26 сентября 2022 года N 163-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области" принят с целью приведения Закона Тамбовской области "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области" в соответствие с Федеральным законом от 29 ноября 2021 года N 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", которым в статью 380 Налогового кодекса РФ вносятся поправки, предусматривающие изменение критериев дифференциации налоговых ставок по налогу на имущество организаций.
Согласно пункту 2 статьи 380 НК РФ дифференциация налоговых ставок допускается в зависимости от вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, или его кадастровой стоимости. Соответственно с 1 января 2023 года дифференциация налоговых ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков или категорий имущества (в том числе в зависимости от площади имущества) не допускается. При этом предоставление налоговых преференций по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков или категорий имущества возможно, если законом субъекта РФ установлены такие льготы.
Настоящим Законом дифференцированные (пониженные) налоговые ставки предусмотрены в статье 3 "Налоговые льготы".
Закон Тамбовской области от 27 октября 2022 года N 172-З "О внесении изменения в статью 1.1 Закона Тамбовской области "О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков" принят по инициативе комитета по бюджету, налогам и финансам Тамбовской областной Думы в целях приведения закона Тамбовской области в соответствие с положениями Федерального закона от 14 июля 2022 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом территории опережающего социально-экономического развития переименованы в территории опережающего развития. Настоящий закон уточняет наименование территорий опережающего развития в Законе Тамбовской области "О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков".
Закон Тамбовской области от 25 ноября 2022 года N 183-З "Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Тамбовской области, применяемого для исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации некоторыми категориями иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации, на 2023 год" устанавливает на 2023 год региональный коэффициент для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в размере 1,5786, который ниже коэффициента, установленного на 2022 год. Это позволяет оставить стоимость патента на уровне 2022 года в размере 4300 рублей в месяц.
В 2022 году в целях совершенствования деятельности Контрольно-счетной палаты Тамбовской области и контрольно-счетных органов муниципальных образований Тамбовской области комитетом рассмотрены и приняты областной Думой следующий закон области.
Законом Тамбовской области от 1 июня 2022 года N 98-З "О внесении изменений в статьи 4 и 7 Закона Тамбовской области "О Контрольно-счетной палате Тамбовской области" предусматривается изменение срока полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты области с пяти на шесть лет в целях исключения ситуации, связанной с совпадением сроков окончания полномочий указанных должностных лиц со сроком полномочий представительного органа региона.
Также Законом предусматривается дополнение понятия "инспекторы Контрольно-счетной палаты" должностью "старший инспектор".
Кроме того изменен предельный возраст пребывания в должности председателя, заместителя председателя, аудитора Контрольно-счетной палаты с 70 лет на 75 лет.
При этом норма об изменении срока полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты области будет применяться после истечения срока полномочий указанных должностных лиц, назначенных до дня вступления в силу проекта закона.
В сфере организации дорожного движения на территории Тамбовской области комитетом рассмотрен и принят областной Думой Закон Тамбовской области от 1 декабря 2022 года N 191-З "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Тамбовской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере организации дорожного движения на территории Тамбовской области", который принят в целях приведения Закона Тамбовской области от 30 июля 2019 года N 371-З "О регулировании отдельных вопросов в сфере организации дорожного движения на территории Тамбовской области" в соответствие с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и положениями Устава (Основного Закона) Тамбовской области Российской Федерации.
В статьи 4 и 5 Закона Тамбовской области от 30 июля 2019 года N 371-З "О регулировании отдельных вопросов в сфере организации дорожного движения на территории Тамбовской области" внесены изменения редакционного характера: понятия "администрация Тамбовской области", "органы исполнительной власти Тамбовской области" заменяются соответственно на понятия "Правительство Тамбовской области" и "исполнительный орган Тамбовской области.
Среди постановлений областной Думы, проекты которых рассмотрены комитетом и приняты областной Думой, такие постановления как:
Постановление Тамбовской областной Думы от 25 февраля 2022 года N 171 "Об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Тамбовской области за 2021 год".
В 2021 году Контрольно-счетная палата для реализации полномочий по контролю формирования и исполнения областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области провела ряд экспертно-аналитических мероприятий на трех стадиях:
1) предварительного контроля проектов бюджетов на очередной финансовый год;
2) оперативного контроля в ходе исполнения бюджетов текущего финансового года;
3) последующего контроля исполненных бюджетов за отчетный финансовый год.
Во всех заключениях Контрольно-счетной палаты отмечено, что подготовка проектов и исполнение бюджетов производилось в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем обращено внимание на необходимость более внимательного подхода к бюджетному планированию и повышению эффективности использования бюджетных средств и областного имущества.
Всего в 2021 году проведено 81 мероприятие, в том числе 9 тематических контрольных мероприятий, 5 проверок муниципальных образований области, 32 внешних проверок годовой отчетности главных администраторов бюджетных средств, 12 экспертиз проектов нормативных правовых актов, затрагивающих финансово-бюджетную сферу, подготовлено 22 заключения в рамках экспертно-аналитической деятельности за формированием и исполнением бюджета Тамбовской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области, проведен мониторинг реализации региональных проектов.
Всего мероприятиями охвачен 31 объект. Объем проверенных средств составил почти 4,0 млрд. руб.
Выявлено 539 нарушений. Общий объем выявленных нарушений и недостатков в денежном эквиваленте оценивается в размере 611,48 млн. руб., в том числе нецелевое использование бюджетных средств составило 1,07 млн. руб.
Кроме того, выявлено неэффективное использование государственных средств на сумму 393,51 млн. руб.
Обеспечен возврат средств в бюджет Тамбовской области в размере 8,47 млн. руб., истребован (при наличии судебного решения) на 11,6 млн. руб.
Для устранения выявленных нарушений и недостатков проверяемым организациям и их учредителям внесено 26 представлений.
В течение 2021 года осуществлялось тесное взаимодействие с правоохранительными и иными контрольными и надзорными органами. По фактам нарушения бюджетного законодательства с целью проведения дополнительных (процессуальных) проверок направлено 19 обращений. Для надзора за рассмотрением обращений, направленных в УМВД по Тамбовской области, отчетные материалы по отдельным мероприятиям направлены в прокуратуру Тамбовской области.
Кроме того, в отчетном году за нарушения бюджетного законодательства Контрольно-счетной палатой самостоятельно в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством, составлено 7 протоколов об административных правонарушениях. По 6 протоколам вынесены судебные решения о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц, по одному - суд освободил должностное лицо от административной ответственности по малозначительности с объявлением устного замечания.
Общая сумма штрафных санкций составила 192,5 тыс. руб.
За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, в том числе повлекшее нарушение действующего законодательства и неэффективное использование бюджетных средств, привлечены к дисциплинарной ответственности 9 должностных лиц.
В отчетном периоде Контрольно-счетная палата осуществляла свою деятельность в контакте с депутатами и профильными комитетами Тамбовской областной Думы, принимая участие в совещаниях, заседаниях комитетов по рассмотрению отчетов о результатах контрольных мероприятий, заключений на проекты законов Тамбовской области и по другим вопросам, связанным с исполнением бюджета Тамбовской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области.
Постановление Тамбовской областной Думы от 24 июня 2022 года N 322 "Об итоговом документе общественных обсуждений по годовому отчету об исполнении бюджета Тамбовской области за 2021 год".
Общественные обсуждения по годовому отчету об исполнении бюджета Тамбовской области за 2021 год проводились в период с 14 по 16 июня 2022 года в соответствии с Порядком, установленным постановлением Тамбовской областной Думы. Ответственным за подготовку и проведение общественных обсуждений являлся комитет по бюджету, налогам и финансам Тамбовской областной Думы.
Годовой отчет об исполнении бюджета Тамбовской области за 2021 год и проект закона Тамбовской области "Об исполнении бюджета Тамбовской области за 2021 год" были опубликованы в газете "Тамбовская жизнь" 4 июня 2022 года и размещены на официальных сайтах Тамбовской областной Думы и финансового управления Тамбовской области. Кроме этого, была размещена информация в доступном для граждан формате "Бюджет для граждан".
По результатам общественных обсуждений комитетом подготовлен итоговый документ.
Постановление Тамбовской областной Думы от 21 сентября 2022 года N 416 "О внесении изменений в постановление Тамбовской областной Думы от 28 апреля 2021 года N 1579 "Об утверждении Порядка проведения публичных слушаний по проекту бюджета Тамбовской области на очередной финансовый год и плановый период и Порядка проведения общественных обсуждений по проекту бюджета Тамбовской области на очередной финансовый год и плановый период и годовому отчету об исполнении бюджета Тамбовской области" принято по инициативе комитета в целях приведения указанных Порядков в соответствие с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и положениями Устава (Основного Закона) Тамбовской области Российской Федерации. Настоящим постановлением изменяется наименование должности высшего должностного лица Тамбовской области - "глава администрации Тамбовской области" на "Глава Тамбовской области".
Постановление Тамбовской областной Думы от 23 декабря 2022 года N 537 "Об итоговом документе общественных обсуждений по проекту закона Тамбовской области N 285 "О бюджете Тамбовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
В этом году в связи с режимом повышенной готовности, в соответствии с законодательством области, по проекту закона Тамбовской области N 285 "О бюджете Тамбовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" проводились общественные обсуждения на официальном сайте Тамбовской областной Думы в сети "Интернет" в период с 7 по 9 декабря текущего года в соответствии с установленным постановлением областной Думы Порядке.
Проект закона Тамбовской области "О бюджете Тамбовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" был своевременно опубликован в газете "Тамбовская жизнь" и размещен на официальных сайтах Тамбовской областной Думы и министерства финансов Тамбовской области. Кроме этого, была размещена информация в доступной для граждан форме - "Бюджет для граждан".
По результатам общественных обсуждений подготовлен итоговый документ с рекомендациями Тамбовской областной Думе, Правительству области и органам местного самоуправления, который утвержден настоящим постановлением.
В соответствии со статьей 109.10 главы 17.3 Регламента Тамбовской областной Думы комитет рассмотрел отчет временно исполняющего обязанности главы администрации Тамбовской области М.Б. Егорова о результатах деятельности администрации Тамбовской области за 2021 год".
Прошедший год характеризовался следующими параметрами развития экономики Тамбовской области:
Объем промышленного производства составил 265,8 млрд. рублей. Индекс промышленного производства по полному кругу производителей - 102,5%.
Динамику промышленного производства области в значительной степени определяет деятельность обрабатывающих производств. Индекс физического объема составил 102,5%. Из 21 вида обрабатывающих производств с положительными темпами роста завершили год 12.
Индекс физического объема производства пищевых продуктов составил 103,3%. Объем отгруженной продукции - 144,9 млрд. рублей. Доля пищевой промышленности в обрабатывающих производствах более 59%.
Стоимость валовой продукции сельского хозяйства составила 212,8 млрд. рублей, или 95,9% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах (РФ - 99,1%, ЦФО - 95,6%). Продукция растениеводства - 94,3% к 2020 году (РФ - 98,6%, ЦФО - 92,4%), продукция животноводства - 99,1% (РФ - 99,8%, ЦФО - 100%).
Оборот розничной торговли во всех каналах реализации составил 220,2 млрд. рублей или 101,2% к уровню 2020 года.
Рост заработной платы: среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по области составила 33784,4 рублей с темпом роста к предыдущему году 108,9%. Реальный размер среднемесячной заработной платы, рассчитанный с учетом роста потребительских цен, составил 100,8%.
Стабильный уровень зарегистрированной безработицы: по итогам 2021 года уровень зарегистрированной безработицы составил 0,7% численности рабочей силы. На конец года Тамбовская область входила в 20 лучших регионов РФ (РФ - 1,0).
Темп роста объема выполненных работ по виду деятельности "Строительство" составил 95,2% (РФ - 106%, ЦФО - 104,4%).
Ввод в действие жилых домов: построено и введено в эксплуатацию (за счет всех источников финансирования) 765,7 тыс. кв.м общей площади жилья, или 109% к уровню 2020 года (по предварительным данным: РФ - 112,7%, ЦФО - 114,3%), что составляет 100,7% к плановому показателю, установленному в федеральном проекте "Жилье" для Тамбовской области. Основной объем ввода жилья осуществлен за счет индивидуального строительства, удельный вес которого составил 79,6% от общего ввода.
Объем инвестиций в основной капитал по предварительным данным в 2021 году составил порядка 79,4 млрд. рублей, темп роста - 100,9%.
На территории Тамбовской области реализуется 47 региональных проектов в рамках 11 национальных проектов.
По итогам 2021 года область находится на 6 позиции среди регионов ЦФО по общему объему федеральных средств, привлеченных на реализацию государственных программ (17,5 млрд. рублей). Объем привлекаемых средств из расчета на душу населения составил 15691 рубль на человека (7-я позиция в ЦФО).
Стабильно высокими в регионе являются показатели фактического использования федеральных ассигнований - около 99% и достижения результативности их использования - 95%.
Кассовое освоение средств, выделенных на реализацию нацпроектов по итогам 2021 года составило 96% (кассовое освоение средств федерального бюджета - 98%), что соответствует 2 позиции в ЦФО после Москвы.
Тамбовская область по оценке Минфина России отнесена к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем открытости бюджетных данных, а также к субъектам Российской Федерации со средним уровнем долговой устойчивости.
В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Тамбовская область с момента основания рейтинга является преуспевающим регионом, входит в ТОП - 10 регионов-лидеров.
По исследованиям рейтингового агентства "Эксперт РА" область входит в десятку регионов с наименьшим уровнем инвестиционных рисков.
По уровню содействия развитию конкуренции Тамбовская область в рейтинге субъектов РФ заняла 12 место, переместившись с 39-го, и 5 место среди областей ЦФО.
По итогам рейтинга качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы в субъектах РФ, проводимого Министерством экономического развития, регион вошел в группу "Хороший уровень".
Тамбовская область по оценке Минфина России отнесена к группе субъектов РФ с высоким уровнем открытости бюджетных данных, а также к субъектам РФ со средним уровнем долговой устойчивости.
Консолидированный бюджет Тамбовской области исполнен по доходам в сумме 71152,2 млн. рублей (111% к уровню 2020 года) с перевыполнением плановых назначений на 3%. По сложившемуся темпу роста доходов это 10 результат в ЦФО.
Поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Тамбовской области составили 41214,5 млн. рублей с ростом к 2020 году на 6839,9 млн. рублей или на 20%. Стабильная, непрерываемая карантинными мероприятиями, работа хозяйствующих субъектов области обеспечила поступления собственных доходов в бюджет.
Поступления налоговых и неналоговых доходов в расчете на 1 жителя Тамбовской области составили 42,1 тыс. рублей с ростом к 2020 году на 23,4%.
Проводимая в 2021 году администрацией Тамбовской области бюджетная и долговая политика позволила:
снизить объем государственного долга Тамбовской области за счет собственных доходов бюджета;
не допустить рост бюджетных расходов за счет привлечения кредитных ресурсов;
не допустить образование необоснованной просроченной кредиторской задолженности бюджета и роста бюджетных расходов за счет привлечения кредитных ресурсов;
направить на погашение отдельных долговых обязательств Тамбовской области собственные доходы вместо привлечения кредитных ресурсов;
заместить кредитные обязательства Тамбовской области обязательствами Тамбовской области перед федеральным бюджетом по бюджетным кредитам, предоставленным на эти цели;
обеспечить выполнение условий заключенного с Минфином России соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Тамбовской области, а также условий программы реструктуризации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета;
обеспечить сбалансированность местных бюджетов.
Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) подтвердило в октябре 2021 года кредитный рейтинг Тамбовской области на уровне ВВВ+(RU), прогноз "Стабильный", и облигаций Тамбовской области - на уровне ВВВ+(RU).
В рамках осуществления контрольной деятельности комитетом рассмотрены следующие вопросы:
- Об отчете Контрольно-счетной палаты Тамбовской области о результатах контрольного мероприятия "Проверка финансово-хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью "Салют".
- Об отчете Контрольно-счетной палаты Тамбовской области о результатах контрольного мероприятия "Проверка исполнения бюджета муниципального образования Пичаевский район Тамбовской области - получателя межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов из бюджета Тамбовской области".
- Об информации администрации Тамбовской области о ходе реализации Закона Тамбовской области от 29 января 2021 года N 584-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О введении в действие на территории Тамбовской области патентной системы налогообложения".
- О рассмотрении информации администрации Тамбовской области "О реализации в 2021 году государственной программы Тамбовской области "Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области" (в части подпрограммы "Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог") и государственной программы Тамбовской области "Эффективное управление финансами и оптимизация государственного долга".
- Об информации администрации Тамбовской области о расходовании бюджетных средств, выделенных на осуществление отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с Законом Тамбовской области от 6 апреля 2021 года N 603-З "О наделении администраций муниципальных районов и городских округов Тамбовской области отдельными государственными полномочиями Тамбовской области по реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Тамбовской области" за период действия данного Закона".
- Об отчете Контрольно-счетной палаты Тамбовской области о результатах контрольного мероприятия "Проверка финансово-хозяйственной деятельности Тамбовского областного государственного унитарного предприятия "Тамбовская управляющая компания".
- Об отчете Контрольно-счетной палаты Тамбовской области о результатах контрольного мероприятия "Проверка финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества "Корпорация развития Тамбовской области".
За отчетный период в комитет поступило на рассмотрение 31 обращение граждан и организаций, 12 обращений и законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, которые были рассмотрены в установленном порядке.
Совместно с информационно-аналитическим управлением Тамбовской областной Думы комитетом подготовлены и направлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отзывы, предложения и замечания по 101 проекту федеральных законов.
Взаимодействуя с представителями органов местного самоуправления муниципальных образований Тамбовской области и в целях ознакомления с практикой их работы члены комитета принимали участие в мероприятиях, проводившихся в округах, осуществляли прием граждан по личным вопросам.
Комитет своевременно информировал население области о своей работе через средства массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.