Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 января 2003 г. N КА-А40/8871-02
Общество с ограниченной ответственностью "УЗАНС" (далее - ООО "УЗАНС") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 35 по Зеленоградскому административному округу г. Москвы (далее - ИМНС N 35) о признании незаконным и отмене ее постановления от 16.07.02 N 233 о привлечении к административной ответственности и прекращении производства по административному делу.
Решением от 06.08.02 суд признал недействительным указанное постановление налогового органа.
Апелляционная инстанция того же суда постановлением от 08.10.02 отменила решение первой судебной инстанции и в иске отказала.
Не согласившись с апелляционным постановлением, ООО "УЗАНС" подало кассационную жалобу, в которой (с учетом дополнения к ней) просит его отменить, ссылаясь на несоответствие вывода суда обстоятельствам дела и неправильное применение закона.
В отзыве на жалобу налоговая инспекция возражала против ее удовлетворения, считая обжалованное постановление соответствующим законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель истца поддержал жалобу по изложенным в ней и дополнительно приведенным доводам. Представитель ответчика настаивал на ее отклонении по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного апелляционного постановления.
На основании протокола от 11.07.02 руководитель ИМНС N 35 вынес 16.07.02 постановление N 233 о наложении на ООО "УЗАНС" административного взыскания, предусмотренного п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 30000 руб. за реализацию алкогольной продукции с нарушенной маркировкой марками.
Общество обжаловало это постановление в судебном порядке.
Первая судебная инстанция Арбитражного суда г. Москвы, удовлетворяя требование общества, сослалась на отсутствие у налогового органа полномочий на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция названного суда признала этот вывод суда не соответствующим требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
В ст. 23.50 названного Кодекса записано, что такие дела рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В силу подп. 2 ч. 2 ст. 23.50 Кодекса от имени госорганов дела об административных правонарушениях рассматривают их руководители (заместители).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.98 N 793 на Государственную налоговую службу Российской Федерации возложен государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает правильным вывод апелляционной инстанции о наличии у налогового органа правомочий на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Является верным и вывод суда апелляционной инстанции о законности оспоренного постановления ИМНС N 35 о привлечении ООО "УЗАНС" к административной ответственности.
В соответствии с п. 2, п. 4 ст. 12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в установленном законом порядке. В п. 4 этого закона предусмотрено, что технология изготовления и нанесение федеральных специальных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования.
Согласно п. 6 ст. 12, п. 3 ст. 26 упомянутого закона за правильность нанесения и за подлинность марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставку, розничную продажу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное требование закреплено в постановлениях Правительства Российской Федерации от 23.12.99 N 1428 "О маркировке алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации" и от 27.12.00 N 1023 "Об утверждении правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции".
Нарушением правил торговли алкогольной продукции законодатель признает розничную торговлю этой продукции с неправильно нанесенными федеральными специальными марками, при которой не исключается возможность их повторного использования.
Апелляционная инстанция установила, что факт отклеивания марок подтвержден директором ООО "УЗАНС" в данных им объяснениях в протоколе об административном правонарушении от 11.07.02. Этот факт исключает возможность повторного использования специальных марок. Вина истца в данном случае подтверждается самим фактом продажи алкогольной продукции с нарушением установленных правил. При этом не требуется доказывания факта повторного использования таких марок.
Утверждение в жалобе на то, что дело об административной ответственности возбуждено с нарушением пределов компетенции должностного лица, установленных ст. 28.3 КоАП, и, таким образом, противоречит закону и нарушает гражданские права общества, отклоняется как неосновательное. Протокол о правонарушении составлен главным государственным налоговым инспектором ИМНС N 35 в силу ч. 1 названной нормы. Часть 2 ст. 28.3 КоАП РФ, на которую ссылается заявитель, регулирует иные, не предусмотренные ч. 1, случаи составления протокола об административном правонарушении.
Ссылка в жалобе на то, что апелляционная жалоба не направлялась ООО "УЗАНС", отклоняется, поскольку опровергается почтовой квитанцией N 002586, свидетельствующей о направлении корреспонденции в адрес общества.
Суд кассационной инстанции проверил законность обжалованного постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе, и не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 08.10.02 по делу N А40-29319/02-122-139 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 января 2003 г. N КА-А40/8871-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании