г. Краснодар |
|
11 декабря 2014 г. |
Дело N А53-1181/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Рогальского С.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Международная Зерновая Компания-Юг" (ИНН 2634061159, ОГРН 1042600271801) - Нижник Е.А. (доверенность от 19.05.2014), в отсутствие ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Международная Зерновая Компания-Юг" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.05.2014 (судья Тер-Акопян О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 (судьи Ильина М.В., Тимченко О.Х., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А53-1181/2014, установил следующее.
ООО "Международная Зерновая Компания-Юг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 55 876 рублей 49 копеек платы за пользование вагонами, неправомерно списанной с лицевого счета, и 5314 рублей 55 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 28.05.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.08.2014, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество пропустило годичный срок исковой давности, предусмотренный пунктом 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. По мнению заявителя, суды неправомерно квалифицировали спорные правоотношения по списанию платы за пользование вагонами на путях необщего пользования как перевозочные, регулируемые главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации. Действующим законодательством, договором на организацию расчетов от 07.04.2009 N 1818/04-09 (далее - договор N 1818/04-09) и соглашением на предоставление владельцем грузоотправителям пути необщего пользования для производства грузовых операций от 21.12.2011 N 401/3/12 (далее - соглашение N 401/3/12) не предусмотрено внесение платы за пользование путем необщего пользования, списанной ответчиком. Суд апелляционной инстанции ошибочно сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 12707/13, поскольку договор N 1818/04-09 не предусматривает обязанность общества выплачивать железной дороге сборы, платежи и штрафы, связанные с эксплуатацией железнодорожного пути. Суды неправомерно применили годичный срок исковой давности. Истец основывал свои требования на нормах главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой отсутствует указание на применение специального срока исковой давности. Списав денежные средства со счета общества, железная дорога неосновательно обогатилась.
В отзыве на кассационную жалобу железная дорога просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на судебную практику и отмечая, что суд правильно применил исковую давность.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 07.04.2009 общество (клиент) и железная дорога заключили договор N 1818/04-09, по условиям которого клиенту присваивается код плательщика 1001678689 и открывается лицевой счет для организации расчетов и оплаты провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся железной дороге платежей при перевозке грузов железнодорожным транспортом. В силу пункта 1.4 договор применяется также к отношениям, возникающим на основе заключенных сторонами соглашений, контрактов, связанных с перевозкой грузов, в части проведения расчетов.
01 января 2012 года железная дорога (перевозчик), ОАО "Новоалександровский элеватор" (владелец) и общество (грузовладелец) заключили трехстороннее соглашение N 401/3/73, по условиям которого владелец предоставляет грузовладельцу во временное пользование железнодорожные подъездные пути для погрузки зерновых грузов; перевозчик осуществляет подачу и уборку вагонов для грузовладельца на пути необщего пользования, а грузовладелец выплачивает перевозчику сборы и платежи.
Владелец, грузовладелец и перевозчик согласовали заявку (форма ГУ-12) от 14.09.2012 N 0021672427 на перевозку грузов с 01.10.2012 по 31.10.2012, согласно которой перевозчик принял на себя обязательства по подаче порожних вагонов на станции Расшеватка Северо-Кавказской железной дороги на железнодорожный путь необщего пользования владельца под погрузку зерна.
По перевозочным документам в адрес общества в октябре 2012 года на станцию Расшеватка Северо-Кавказской железной дороги прибывали порожние вагоны. По факту простоя вагонов на путях общего пользования перевозчик оформил акты общей формы, указав причины простоя: "занятость фронта погрузки" и "занятость маневрового тепловоза" (т. 1, л. д. 30 - 37). На основании этих актов железная дорога произвела расчет и списание с лицевого счета общества платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
Полагая, что денежные средства списаны с лицевого счета без правовых оснований, общество направило в адрес железной дороги претензию с просьбой возвратить их и обратилось с иском в арбитражный суд.
Основные условия и порядок взаимодействия грузоотправителей, грузополучателей, владельцев путей необщего пользования и перевозчика определены Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав). В силу статьи 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами. Суды установили, что вагоны, за пользование которыми начислена и списана плата, не принадлежали железной дороге на праве собственности или ином праве. Взимание платы за пользование такими вагонами не предусмотрено договором N 1818/04-09 и соглашением N 403/3/13, поэтому железная дорога неправомерно списала плату.
Из буквального толкования договора N 1818/04-09 следует, что он связан с перевозочной деятельностью и правоотношения сторон регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции рассмотрел заявление ответчика о пропуске срока исковой давности. В силу пункта 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Согласно статье 125 Устава иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения срока, установленного статьей 124 Устава, или если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения такого срока. Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.
Истец заявил требование о взыскании необоснованно списанной с его лицевого счета платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
Суды правомерно руководствовались правовым подходом, сформулированным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 12707/13. Статья 1 Устава регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Устав определяет условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг. Действие Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования. Если грузоотправитель (грузополучатель) или иное лицо считает, что перевозчик необоснованно использовал предварительно перечисленные ему суммы в качестве платы за услуги, оказанные перевозчиком, но не предусмотренные договором, в том числе и за ранее произведенные перевозки, он вправе по своему выбору предъявить к перевозчику (с соблюдением претензионного порядка) требование о взыскании с перевозчика соответствующей суммы, необоснованно им удержанной, либо об обязании перевозчика внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в технологическом центре по обработке перевозочных документов. При этом годичный срок исковой давности по такому требованию должен исчисляться с момента получения уведомления перевозчика об учинении на лицевом счете записи о зачете уплаченных авансовых сумм в счет оплаты операций, связанных с перевозкой (пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
Довод общества о том, что отношения сторон не регулируются нормами о перевозке, противоречит существу отношений по оплате услуг, непосредственно связанных с обеспечением процесса перевозки грузов, т. е. услуг по подаче вагонов под погрузку.
Общество не оспаривает, что об основаниях списания денежных средств ему стало известно в 2012 году. С иском в арбитражный суд общество обратилось 31.01.2014, т. е. с пропуском годичного срока исковой давности, установленного пунктом 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в иске.
Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.05.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 по делу N А53-1181/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.