1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова) (далее - Академия, РАЖВиЗ) о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности за 2021 год подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по РАЖВиЗ подготовлено на основании одного контрольного мероприятия. По результатам контрольного мероприятия составлен один акт, который подписан без замечаний проверяемой стороны.
1.2. Бюджетная отчетность РАЖВиЗ как главного администратора средств федерального бюджета за 2020 год составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н) и представлена в Счетную палату 22 февраля 2022 года с соблюдением срока, установленного статьей 264 9Бюджетного кодекса.
Бюджетная отчетность составлена и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ). Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Бюджетная отчетность Академии за 2021 год обеспечивает достоверное и объективное представление финансового положения по состоянию на 1 января 2022 года.
1.3. Деятельность Академии регулируется законодательными актами Российской Федерации в области образования, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом Академии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 55 (далее - Устав).
Учредителем и собственником имущества Академии является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Академии осуществляет Правительство Российской Федерации. Отдельные функции и полномочия учредителя осуществляют Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с разграничениями, установленными Уставом.
Академия имеет филиал - Уральский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова" (далее - филиал).
2. Результаты проверки и анализа выполнения главным администратором средств федерального бюджета бюджетных полномочий
Академия не осуществляет бюджетные полномочия, установленные статьями 165 и 166 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. Результаты проверки и анализа исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности в главном администраторе средств федерального бюджета
3.1. В части доходов федерального бюджета
В 2021 году исполнение федерального бюджета по доходам Академия не осуществляла.
Академия не включена в перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, утвержденный приложением 7 к Федеральному закону N 385-ФЗ. В Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета по форме 0503127 (далее - форма 0503127) за 2021 год показатели в разделе 1 "Доходы бюджета" отсутствуют.
3.2. В части расходов федерального бюджета
Исполнение расходов федерального бюджета за 2021 год Академии составило 593 191,7 тыс. рублей, или 99,9% утвержденных бюджетных назначений. Неисполненные назначения в объеме 531,2 тыс. рублей сложились за счет бюджетных ассигнований на выплаты, пособия и компенсации. Неисполнение федерального бюджета связано с уменьшением в течение сравнению# с запланированной (не использованы в полном объеме средства, запланированные на обеспечение бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы). При этом все оставшиеся потребители услуги были обеспечены согласно утвержденным нормам затрат.
В структуре расходов федерального бюджета наибольшую долю составили субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (ВР 611) - 252 784,8 тыс. рублей, или 42,6% общего объема бюджетных назначений. Субсидии на иные цели (ВР 612) составили 158 770,3 тыс. рублей (26,7%), бюджетные ассигнования на социальное обеспечение (ВР 321) - 2 167,8 тыс. рублей (0,4%), субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности бюджетным учреждениям (ВР 464) - 180 000,0 тыс. рублей (30,3%).
Формирование и ведение реестра расходных обязательств федерального бюджета осуществлялось Академией в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет") в соответствии с Правилами ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621.
Плановые назначения, представленные в реестре расходных обязательств на 2021 год, соответствуют показателям, утвержденным Федеральным законом N 385-ФЗ.
Бюджетные ассигнования в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2021 год доведены Академии казначейскими уведомлениями от 10 декабря 2020 г. N 424/001 и от 18 декабря 2020 г. N 424/006 в сумме 467 644,5 тыс. рублей.
По предложениям о внесении изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета бюджетные ассигнования и ЛБО на 2021 год увеличены Академии на 126,1 тыс. рублей (4 изменения) и составили на 31 декабря 2021 года 593 722,9 тыс. рублей.
Внесение изменений в обоснования бюджетных ассигнований при внесении изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета Академией обеспечено.
Составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя средств федерального бюджета осуществлялось Академией в соответствии с порядком, утвержденным приказом Академии от 29 декабря 2018 г. N 417.
Бюджетная роспись и ЛБО на 2021 финансовый год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждены исполняющим обязанности ректора Академии 28 декабря 2020 года в объеме, соответствующем показателям Федерального закона N 385-ФЗ.
В связи с отсутствием подведомственных учреждений бюджетные полномочия распорядителя средств федерального бюджета Академией не осуществлялись.
В 2021 году Академия как бюджетное учреждение ведение бюджетных смет не осуществляла.
Выполнение бюджетных полномочий получателя средств федерального бюджета, установленных статьей 162 Бюджетного кодекса, осуществляется Академией в части:
- принятия и исполнения в пределах доведенных ЛБО и бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
- обеспечения результативности и целевого характера использования предусмотренных ей бюджетных ассигнований;
- ведения бюджетного учета;
- формирования бюджетной отчетности.
При проверке соблюдения действующего законодательства в части выполнения Академией бюджетных полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета, установленных частью 1 статьи 158 Бюджетного кодекса, установлены нарушения положений Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств, утвержденного приказом Минфина России от 27 августа 2018 г. N 184н (далее - Порядок N 184н).
В нарушение пункта 38 Порядка N 184н, согласно которому изменения в утвержденные показатели бюджетной росписи должны быть внесены главным распорядителем бюджетных средств в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня изменения сводной бюджетной росписи (получения от Федерального казначейства изменений сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств), Академией изменения в бюджетную роспись по КБК и справка от 12 февраля 2021 г. N 1-31-424-01/0004 (ф. 0501152), то есть спустя 1 (один) рабочий день с даты истечения установленного срока (11 февраля доведены до Академии казначейским уведомлением от 8 февраля 2021 г. N 424/007).
В нарушение абзаца 5 пункта 38 Порядка N 184н, согласно которому изменение бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя на основании изменения сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств оформляется главным распорядителем справкой (ф. 0501150) согласно приложению N 18 с присвоением кода вида изменения, указанного в справке (ф. 0501051) или в справке (ф. 0501055), утвержденной решением по форме (ф. 0501066), на основании которого вносятся изменения в бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств главного распорядителя, в справке (ф. 0501150) от 18 декабря 2021 г. N 1-26-424/0007 Академией указан вид изменений 004, несмотря на то что в справке (ф. 0501051) от 17 декабря 2021 г. N 1-03-000/1215 указан вид изменений 122.
В нарушение пунктов 35, 35.1, 36, 37.2, 37.3 Порядка N 184н при внесении изменений в бюджетную роспись Академии по КБК 424 07 06 4720194009 464 путем отзыва на основании расходного расписания от 18 января 2020 г. N 424/00424/008 лимитов бюджетных обязательств на сумму 180 000,0 тыс. рублей с лицевого счета 03 (ПБС) на лицевой счет 01 (ГРБС), с последующим их повторным доведением на основании расходного расписания от 21 января 2021 г. N 424/00424/009 с лицевого счета 01 (ГРБС) на лицевой счет 03 (ПБС) с указанием кода объекта капитальных вложений 00000000206616, Академией не сформированы Справка об изменении бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) на 2021 финансовый год и на плановый период 2022 и 2023 годов по форме (ф. 0501150), а также Предложения по внесению изменений в распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) на финансовый год и на плановый период (ф. 0501153), утвержденные Решением об изменении бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) на финансовый год и на плановый период (ф. 0501154).
Выборочной проверкой ведения бухгалтерского учета, в том числе своевременности и правильности оформления первичных учетных документов, передачи их в установленные сроки для отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете, а также достоверности содержащихся в них данных, нарушений не установлено.
По результатам аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд установлено следующее.
В 2021 году деятельность по заключению договоров (контрактов) на закупки товаров, работ, услуг для нужд Академии осуществлялась в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ).
До 16 июля 2021 года в Академии отсутствовала контрактная служба (для реализации осуществления закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, приказом Академии от 13 января 2020 г. N 9 был назначен контрактный управляющий). Приказом от 16 июля 2021 г. N 34-О в Академии была создана контрактная служба без образования отдельного структурного подразделения из состава работников Академии.
План-график закупок товаров, работ и услуг Академии (далее - План-график) в 2021 году имел 22 версии. 22-я версия размещена в ЕИС 24 декабря 2021 года. Планом-графиком для осуществления закупок (последняя версия) предусмотрено на 2021 год всего - 286 846,025 тыс. рублей, в том числе по следующим видам расходов: на прочую закупку товаров, работ, услуг (КВР 244) - 31 322,12 тыс. рублей; на закупку товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества (КВР 243) - 121 998,81 тыс. рублей; на строительство (реконструкцию) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями (КВР 407) - 130 015,6 тыс. рублей; на закупку энергетических ресурсов (КВР 247) - 3 509,5 тыс. рублей. К особым закупкам в 2021 году отнесены: служебные командировки, проведение культурных мероприятий (п. 26 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ) - 600,00 тыс. рублей; закупки в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ - 18 629,45 тыс. рублей; закупки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ - 8 004,53 тыс. рублей.
В ходе проверки расходов Академии на закупки товаров, работ и услуг установлено следующее.
Согласно пункту 19 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС:
- сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Федерального закона N 223-ФЗ (далее - Сведения N 1);
- сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (далее - Сведения N 2);
- сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся (далее - Сведения N 3).
В нарушение указанной нормы Академией указанные сведения размещены: за май 2021 года Сведения N 1-3 размещены 27 июля 2021 года (на 47 календарных дней позже установленного срока), за июнь 2021 года Сведения N 1-3 размещены 27 июля 2021 года (на 17 календарных дней позже установленного срока).
В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), Академией не направлялись требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) исполнителям по договорам:
- от 7 августа 2020 г. N 0013/2020 на разработку проекта капитального ремонта, приспособления для современного использования выявленного объекта культурного наследия "Доходное владение А.П. Нилуса - Х.Д. Спиридонова - С.В. Давыдовой (в основе - усадьба Салтыковых), XVIII - нач. XX вв.: Доходный дом с магазинами, 1863-1865 гг., арх. В.И. Соколов, 1896 г., арх. С.С. Эйбушитц, нач. XX в." по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, дом 13, стр. 3 (срок выполнения работ - до 29 июня 2021 года, по состоянию на 28 февраля 2022 года работы не приняты);
- от 24 сентября 2020 г. N 0018/2020 на выполнение разработки проекта капитального ремонта, реставрации и приспособления для своевременного использования объекта культурного наследия регионального значения "Приют губернский детский" по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Ленина, дом 56 (срок выполнения работ - до 12 июля 2021 года, по состоянию на 28 февраля 2022 года работы не приняты);
- от 16 февраля 2021 г. N 0027/2020 на разработку проекта капитального ремонта здания общежития Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова" по адресу: г. Москва, Сретенский бульвар, д. 7/1 (срок выполнения работ - до 7 сентября 2021 года, по состоянию на 28 февраля 2022 года работы не приняты).
Согласно пояснениям, представленным Академией, в настоящее время по указанным выше договорам документация находится на разных этапах согласования в Главгосэкспертизе.
3.3. В части источников финансирования дефицита федерального бюджета
Исполнение федерального бюджета по источникам финансирования дефицита федерального бюджета Академией не осуществлялось.
Бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета Академией не осуществлялись. Академия не включена в перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (приложение 8 к Федеральному закону N 385-ФЗ).
3.4. В части дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность у Академии как главного распорядителя средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2021 года и на 1 января 2022 года отсутствует.
Согласно Сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) дебиторская задолженность Академии снизилась по итогам 2021 года на 49,4% и по состоянию на 1 января 2022 года составила 15 140,8 тыс. рублей.
Просроченная дебиторская задолженность на начало и конец 2021 года у Академии отсутствует.
3.5. В части кредиторской задолженности
Кредиторская задолженность у Академии как главного распорядителя средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2021 года и на 1 января 2022 года отсутствует.
Согласно Сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) кредиторская задолженность Академии снизилась на 29,0% и составила по состоянию на 1 января 2022 года 8 631,4 тыс. рублей.
Просроченная кредиторская задолженность на начало и конец 2021 года у Академии отсутствует.
4. Результаты проверки и анализа исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов и объектов незавершенного строительства
4.1. Федеральным законом N 385-ФЗ Академии утверждены бюджетные ассигнования на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности на 2021 год - 180 000,0 тыс. рублей, на 2022 год - 180 000,0 тыс. рублей и на 2023 год - 518 334,8 тыс. рублей. Сводной бюджетной росписью предусмотрено на 2021 год - 180 000,0 тыс. рублей. Кассовое исполнение на 1 января 2022 года по КБК 424 0706 47 2 01 94009 464, согласно отчетным данным (ф. 0503127), составило 180 000,00 тыс. рублей (100% к сводной бюджетной росписи и доведенным лимитам бюджетных обязательств).
В Федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов Академии предусмотрены бюджетные ассигнования на 2021 год в объеме 180 000,0 тыс. рублей на один объект "Реконструкция (регенерация) Комплекса зданий Училища живописи, ваяния и зодчества - помещения для картинных выставок (Учебно-выставочный комплекс Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, вл. 21/8" (далее - Объект). Академией как главным распорядителем инвестиции в капитальные вложения перечислены в полном объеме на счет учреждения. В рамках реализации ФАИП Академией в 2021 году был заключен государственный контракт от 19 октября 2021 г. N 0027-2021 1 на сумму 619 858,00 тыс. рублей, со сроком выполнения работ - с даты заключения и не позднее 31 мая 2024 года (далее - ГК N 0027-2021).
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено следующее.
На балансе Академии числится один объект незавершенного строительства "Комплекс зданий Училища живописи, ваяния и зодчества - помещения для картинных выставок" (учебно-выставочный комплекс Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова) (далее - объект), расположенный по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, вл. 21/8. Первоначальный срок реализации проекта установлен на 2012-2014 годы, впоследствии продлен до 2024 года. Согласно паспорту инвестиционного проекта, представляемого для проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, от 22 октября 2020 года предполагаемая (предельная) стоимость объекта в цене года предоставления паспорта инвестиционного проекта в 2019 году составила 1 116,59 млн рублей, а рассчитанная в ценах соответствующих лет (2020 год) - 1 235,83 млн рублей.
Согласно годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год (Баланс государственного (муниципального) учреждения ф. 0503730 и Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения ф. 503790) вложения в объект незавершенного строительства сформированы по состоянию на 1 января 2021 года в сумме 261 286,0 тыс. рублей, по состоянию на 1 января 2022 года - в сумме 302 630,9 тыс. рублей (с учетом внебюджетных средств).
В целях завершения строительства рассматриваемого объекта Академией в 2020 году был заключен договор от 29 июня 2020 г. N 0009/2020 на проведение проектных и изыскательских работ на общую сумму 80 000,0 тыс. рублей (далее - договор N 0009/2020). Срок выполнения всех этапов договора был установлен 10 декабря 2021 года. В ходе исполнения договора N 0009/2020 исполнителем были нарушены сроки выполнения работ по подэтапам этапа 3 2.
Вместе с тем в нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), Академией по договору N 0009/2020 требования об уплате неустоек не направлялись.
В 2021 году Академией с ООО "ГИПРОКОН.КО" был заключен государственный контракт от 19 октября 2021 г. N 0027-2021 (реестровый N 1770803434521000038) на выполнение работ по реконструкции (регенерации) комплекса зданий Училища живописи, ваяния и зодчества - помещение для картинных выставок (Учебно-выставочный комплекс Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова) по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, вл. 21/8 на сумму 619 858,00 тыс. рублей (далее - ГК N 0027-2021). Сроки выполнения работ по ГК N 0027-2021 - с даты заключения и не позднее 31 мая 2024 года.
23 декабря 2021 года Академией было заключено дополнительное соглашение N 1 к ГК N 0027-2021, в соответствии с которым внесены изменения в сроки выполнения комплекса работ N 1 "Подготовительные работы" в части увеличения срока окончания работы с 4 до 10 месяцев с даты заключения контракта. В соответствии с ГК N 0027-2021 исполнитель должен был не позднее 2-го месяца с даты заключения контракта (декабрь 2021 года) начать на Объекте общестроительные работы (конструктивные решения) 3. По состоянию на 28 февраля 2022 года строительство основного трехэтажного здания не начато по причине отсутствия разрешения на строительство.
Таким образом, в нарушение части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 8.2 ГК N 0027-2021 Академия до настоящего времени не передала ООО "ГИПРОКОН.КО" копии разрешения на строительство объекта.
Указанное нарушение привело к нарушению ООО "ГИПРОКОН.КО" сроков начала выполнения работ по ГК N 0027-2021 в части работ "Общестроительные работы, Конструктивные решения" - со 2-го месяца с даты заключения ГК N 0027-2021 (Приложение N 3 к ГК N 0027-2021).
Претензии со стороны Исполнителя Академии не предъявлялись.
Учитывая изложенное, создаются риски нарушения установленных ГК N 0027-2021 сроков выполнения работ, что в свою очередь может привести к увеличению неиспользованного остатка субсидии на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.
5. Результаты проверки и анализа формирования и утверждения государственных заданий, использование средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели
Полномочия по формированию государственного задания Академии и его представление в Правительство Российской Федерации (учредителю) возложены на Минобрнауки России в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 Устава.
Государственное задание Академии на 2021 год и плановый период 2022 и Председателя Правительства Российской Федерации (далее - государственное задание N 12609п-П8).
Государственное задание N 12609п-П8 сформировано и утверждено в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными пунктом 18 Устава Академии, что соответствует пункту 2 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640).
Государственные услуги (работы), установленные государственным заданием N 12108п-П8, соответствуют Общероссийскому базовому (отраслевому) перечню (классификаторам) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам.
Изменения в утвержденные показатели государственного задания N 12609п-П8 в течение 2021 года не вносились.
Итоговые значения и величины составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2021 год, утвержденные заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации, доведены Академии 29 июля#
Размеры нормативных затрат по государственным услугам по реализации образовательных программ высшего образования и размеры нормативных затрат на выполнение государственных работ на 2021 год и на плановый период 2022 и#
В соответствии с Федеральным законом N 385-ФЗ и сводной бюджетной росписью субсидия на выполнение государственного задания предоставлена Академии в сумме 252 784,8 тыс. рублей, что на 29 563,6 тыс. рублей, или на использован# коэффициент выравнивания 6,59.
При этом по сравнению с 2020 годом количество государственных услуг, предусмотренных государственным заданием N 12609п-П8 на 2021 год, уменьшилось на 0,7%, количество государственных работ увеличилось на задание раздела 3 "Формирование, учет, изучение, обеспечение физического хранения и безопасности музейных предметов, музейных коллекций", предусматривающего значение показателя "Музейные предметы и музейные коллекции" в количестве 22 государственных работ.
Объемные показатели государственного задания |
2020 год |
год |
Отклонение |
Количество государственных услуг, чел. |
|
|
|
Количество государственных работ, шт. |
|
|
|
По итогам 2021 года показатели объема государственных услуг, установленные государственным заданием N 12609п-П8 (585 человек), выполнены на 99,1% (580 человек), показатели объема государственных работ выполнены полностью (100%). В пределах допустимого (возможного) отклонения (не более 10%) государственное задание считается выполненным.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова" утверждена и введена в действие приказом Академии от 8 августа 2019 г. N 276 (далее - Учетная политика).
В соответствии с приложением N 1 к Учетной политике для контроля за сохранностью нефинансовых активов и определения целесообразности их списания (выбытия) в Академии создана постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия) в следующем составе: проректор по учебной работе (председатель комиссии), главный бухгалтер, проректор по хозяйственно-эксплуатационной работе и ремонту, начальник отдела снабжения. На Комиссию возложена в том числе обязанность принятия решения об отнесении объектов имущества, указанных в таблице, к основным средствам. Вместе с тем установлено, что в нарушение положений Учетной политики (приложения N 1) решения Комиссией об отнесении объектов имущества к основным средствам в 2021 году не принимались. Указанное нарушение устранено в ходе проверки: 15 февраля 2022 года проведено заседание постоянно действующей Комиссии по поступлению и выбытию активов, на котором принято решение об отнесении объектов имущества, обозначенных при проверке инспекторами Счетной палаты, к основным средствам.
В соответствии с пунктом 10 Положения N 640 отчет о выполнении государственного задания за 2021 год размещен на официальном сайте#
В нарушение пунктов 3.3 и 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 6 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 86н, распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 июня 2018 г. N 1158-р, согласно которым учреждение обеспечивает открытость и доступность документов путем предоставления через официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.bus.gov.ru (далее - официальный сайт) электронных копий сведений (документов) о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятий и их результатов, Академией указанные сведения (документы) на официальном сайте не размещены.
План финансово-хозяйственной деятельности на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов Академии утвержден 14 января 2021 года (далее - План ФХД). В течение 2021 года изменения в План ФХД вносились шесть раз.
В нарушение пункта 19 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25 декабря 2020 г. N 1582, согласно которому внесение изменений в показатели Плана ФХД на текущий финансовый год осуществляется не позднее одного рабочего дня до окончания текущего финансового года, с учетом пункта 2 Порядка составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 17 августа 2020 г. N 168н, предусматривающего ведение Плана ФХД в ГИИС "Электронный бюджет" в форме электронных документов, Академия внесла изменения в План ФХД на 2021 год в ГИИС "Электронный бюджет" 9 февраля 2022 года с доведением на основании решения Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации в размере 26 052,0 тыс. рублей (изменение сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств доведены до Академии казначейским уведомлением от 17 декабря 2021 г. N 424/014) с нарушением установленного срока на 40 дней.
Согласно отчету об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) кассовые расходы по виду финансового обеспечения "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" исполнены в объеме 212 798,4 тыс. рублей и составляют 100% предусмотренных бюджетных ассигнований. Остаток денежных средств по предоставленным Академии субсидиям на выполнение государственного задания по состоянию на 1 января 2022 года отсутствует, по состоянию на 1 января 2021 года также отсутствовал.
Основную долю в структуре расходов по виду финансового обеспечения "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" составляют расходы на выплаты персоналу (ВР 100) - 81,1%. На закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд (ВР 200) приходится 18,7%, на прочие расходы - менее 1%.
В 2021 году субсидии на иные цели предоставлены Академии в объеме 158 770,3 тыс. рублей, в том числе: на стипендиальное обеспечение обучающихся - культуры и искусства творческим коллективам и образовательным организациям - 38#
Кассовые расходы по субсидиям на иные цели исполнены Академией в объеме 158 770,3 тыс. рублей (100,0%), по состоянию на 1 января 2022 года остатки субсидий отсутствуют.
Согласно отчету по форме федерального статистического наблюдения ВПО 1 количество получателей государственной академической стипендии по состоянию на 5 октября 2021 года составило 318 человек, в том числе социальных стипендий - 58 человек.
Выплата стипендий осуществлялась в соответствии с Порядком назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2016 г. N 1663 (далее - Порядок N 1663).
Среднегодовое количество получателей повышенной стипендии, назначенной в соответствии с пунктом 6 Порядка N 1663 (за особые достижения в какой-либо одной или нескольких областях деятельности (учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной), составило 28 человек, или 9,3% общего числа студентов.
Количество студентов, которым назначена повышенная стипендия в соответствии с пунктом 14 Порядка N 1663 (стипендии студентам первого и второго курсов, имеющим оценки успеваемости "отлично" или "хорошо" или "отлично" и "хорошо" и относящимся к категориям лиц, имеющим право на получение государственной социальной стипендии), составляло от 4 до социальной стипендии у таких студентов 1 и 2 курсов составлял в 2021 году от населения в целом по Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации за IV квартал 2019 года (10 609 рублей).
Количество аспирантов и ассистентов-стажеров, получающих государственную стипендию, варьировалось от 19 до 37 человек, размер стипендии - от 3 482,0 рубля до 3 621,0 рубля.
Субсидия на иные цели "Гранты Президента Российской Федерации в области культуры и искусства творческим коллективам и образовательным организациям" в сумме 38 000,0 тыс. рублей в полном объеме направлена на выплату работникам профессорско-преподавательского состава ежемесячных стимулирующих выплат.
Количество получателей таких выплат в головном учреждении Академии (г. Москва) составило в 2021 году 91 человек. Средства гранта филиалу Академии в г. Перми в 2021 году не распределялись.
Субсидия в целях осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации, в сумме 100 000,0 тыс. рублей исполнена в объеме 964,1 тыс. рублей, или 1%. В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 691-р Академией в 2021 году заключено 2 (два) контракта на осуществление ремонтных работ, а также 1 (одно) дополнительное соглашение к контракту по изготовлению проектно-сметной документации на капитальный ремонт объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении у Академии, на сумму 97 938,6 тыс. рублей, из них оплачено в 2021 году 964,1 тыс. рублей, оставшаяся сумма в связи с переносом сроков выполнения работ на основании дополнительных соглашений к контрактам подлежит оплате в 2022 году.
Контракты на осуществление ремонтных работ, а также на изготовление проектно-сметной документации на капитальный ремонт, объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении у Академии, заключены на общую сумму 97 938,6 тыс. рублей, из них в соответствии с условиями контрактов в 2021 году оплачено 964,1 тыс. рублей, или 1%. Оставшаяся сумма подлежит оплате в 2022 году.
Кроме того, в 2021 году осуществлялось исполнение обязательств по заключенным Академией в 2020 году контрактам (договорам) со сроками их исполнения в 2021 году. На основании информации о неисполненных обязательствах организации, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января текущего финансового года остатков субсидий и бюджетных инвестиций, предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам, и направлениях их использования на 1 января 2021 года, утвержденной Академией 19 февраля 2021 года с использованием ГИИС "Электронный бюджет", Минфином России подтверждена потребность в использовании остатка субсидии в сумме 21 998,8 тыс. рублей, из них в соответствии с условиями контрактов (договоров) в 2021 году оплачено составляет 1 150,0 тыс. рублей. Остаток неиспользованных средств составил 4 129,9 тыс. рублей и связан с отсутствием положительного заключения госэкспертизы по проектно-сметной документации (необходимая для выполнения договора проектно-сметная документация в органах госэкспертизы не утверждена), подготовленной в рамках договора с ООО "ЭВРИПЛЭЙС" от 16.02.2021 N 0027/2020, на сумму 247,5 тыс. рублей (общая сумма договора составляет 1 650,0 тыс. рублей), а также с невыполнением третьего этапа работ по следующим договорам:
договор с НАСЛЕДИЕ ООО РСК от 07.08.2020 N 0013/2020 на выполнение работ по разработке проекта капитального ремонта, приспособления для современного использования выявленного объекта культурного наследия "Доходное владение А.П. Нилуса - Х.Д. Спиридонова - С.В. Давыдовой (в основе - усадьба Салтыковых), XVIII - нач. XX вв.: Доходный дом с магазинами, 1863-1865 гг., арх. В.И. Соколов, 1896 г., арх. С.С. Эйбушитц, нач. XX в." по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, дом 13, стр. 3, остаток неоплаченной суммы составляет 2 380,0 тыс. рублей (общая сумма договора - 6 800,0 тыс. рублей);
договор с ООО "ПЕРМСТРОЙМЕТ+" от 24.09.2020 N 0018/2020 на выполнение разработки проекта капитального ремонта, реставрации и приспособления для своевременного использования объекта культурного наследия регионального значения "Приют губернский детский" по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Ленина, дом 56, остаток неоплаченной суммы составляет 1 502,4 тыс. рублей (общая сумма договора - 4 292,7 тыс. рублей).
Здесь и далее по тексту нумерация приводится в соответствии с источником
5.3. В 2021 году Академия получила доходы за счет приносящей доход деятельности в объеме 18 224,9 тыс. рублей, что составляет 3% от общего дохода (в 2021 году Академия получила доходы в объеме 609 780,0 тыс. рублей).
Отмечается увеличение остатков средств от приносящей доход деятельности на конец 2021 года (2 418,1 тыс. рублей) по сравнению с аналогичным периодом 2020 года (986,5 тыс. рублей), указанные остатки сформированы от оказания платных образовательных услуг и арендных платежей.
Плановые показатели ПФХД по виду финансового обеспечения "приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)" выполнены Академией по доходам в объеме 18 224,9 тыс. рублей (или 99,9% плановых назначений), по расходам - в объеме 16 722,5 тыс. рублей (87,29%).
Основная доля доходов приходится на доходы от оказания платных образовательных услуг (высшее образование, повышение квалификации, проведение мастер-классов, подготовительные курсы) и составляет 12 138,9 тыс. рублей, на доходы от сдачи помещений в аренду приходится 5 953,0 тыс. рублей.
Основная доля расходов приходится на прочую закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд - 73,83% и на фонд оплаты, взносы по обязательному страхованию и иные выплаты работникам учреждения - 11,27%.
Анализ объемов нормативных затрат на единицу услуги (работы), оказываемой (выполняемой) в соответствии с государственным заданием за счет средств субсидии на финансовое обеспечение государственного задания с аналогичной услугой (работой), оказываемой (выполняемой) в рамках приносящей доход деятельности, выявил следующее. Приказами Академии от 3 июня 2021 г. NN 27-О, 28-О, 29-О стоимость обучения по образовательным программам на 2020/2021 учебный год была установлена на уровне значений нормативов затрат на оказание государственных услуг, утвержденных Приказом Академии от 27 июля 2018 г. N 217. Согласно письму Минобрнауки России от 24 августа 2020 г. N МН-18/694-АО, в целях реализации мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации рекомендовано не повышать стоимость обучения в 2020/2021 учебном году и сохранить ее на уровне 2019 года. Приказами Академии от 26 августа 2020 г. NN 220/1, 220/2, 220/3 стоимость обучения по образовательным программам на 2019/2020 учебный год была установлена на уровне значений нормативов затрат на оказание государственных услуг, утвержденных приказом Академии от 27 июля 2018 г. N 217.
В соответствии с пунктом 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Академия осуществляет операции с поступающими ей в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 14 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Академия не размещала денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также не совершала сделки с ценными бумагами.
Приносящая доход деятельность соответствует уставным целям Академии.
6. Результаты проверки и анализа использования субсидий, предоставленных юридическим лицам
В 2021 году Академия не предоставляла субсидии юридическим лицам, не осуществляла взносы в уставные капиталы юридическим лицам.
7. Анализ исполнения в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации
В 2021 году Академия являлась участником двух государственных программ Российской Федерации: "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - ГП 47) и "Социальная поддержка граждан" (далее - ГП 03).
В соответствии с Федеральным законом N 385-ФЗ и сводной бюджетной росписью Академии в рамках ГП 47 на реализацию основного мероприятия 1 "Обеспечение реализации образовательных программ и научной деятельности в системе высшего образования" и основного мероприятия 3 "Стимулирование и социальная поддержка обучающихся и работников образовательных организаций высшего образования" подпрограммы 2 "Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования" на 2021 год предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 591 555,1 тыс. рублей (далее - основное мероприятие 1, 2 и 3, подпрограмма 2).
Кассовые расходы по ГП 47 исполнены в объеме 591 555,1 тыс. рублей#
Согласно данным Отчета по ГП 47 кассовое исполнение бюджетных ассигнований на реализацию ГП 47 - двух основных мероприятий: 2.2 "Обеспечение реализации образовательных программ и научной деятельности в системе высшего образования" и 2.3 "Стимулирование и социальная поддержка обучающихся и работников образовательных организаций высшего образования" - составило в 2021 году 100%. Кассовое исполнение бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия 2.1 "Развитие инфраструктуры высшего образования" ГП 47 составило 27,6%, что связано в том числе с заключением Академией контрактов со сроками исполнения в 2022 году (заключен договор на выполнение ремонтных работ по объекту).
Информация о реализации ГП 47 за 2021 год представлена Академией в Минобрнауки России (ответственный исполнитель подпрограммы 2) 9 февраля#
В рамках ГП 47 на реализацию основного мероприятия 1 "Развитие инфраструктуры высшего образования", основного мероприятия 2 "Обеспечение реализации образовательных программ и научной деятельности в системе высшего образования" и основного мероприятия 3 "Стимулирование и социальная поддержка обучающихся и работников образовательных организаций высшего образования" подпрограммы 2 "Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования" согласно приложению N 4 к ГП 47 "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" Академии предусмотрены бюджетные ассигнования на 2021 год в объеме 465 476,7 тыс. рублей, что соответствовало показателям Федерального закона N 385-ФЗ.
Детальный план-график реализации ГП 47 на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утвержден Заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации Медведевым А.М. 24 сентября 2021 года (далее - Детальный план-график реализации ГП 47), согласно которому в рамках основного мероприятия 2.1 утверждено одно мероприятие, в рамках основного мероприятия 2.2 - одно мероприятие и в рамках основного мероприятия 2.3 - два мероприятия, в том числе мероприятие 2.1.22 "Развитие мероприятий федеральной адресной инвестиционной программы в отношении ФГБУ ВО "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова"; мероприятие 2.2.43 "Финансовое обеспечение государственного задания на предоставление государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова"; мероприятие 2.3.38 государственной социальной стипендии обучающимся по образовательным программам высшего образования"; мероприятие 2.3.39 "Обеспечение мероприятий по предоставлению грантов Президента Российской Федерации в области культуры и искусства ФГБОУ ВО "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова".
Кроме того, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 21 Федерального закона N 385-ФЗ и распоряжением Правительства Российской Федерации от образование"# раздела "Образование" классификации расходов бюджетов утверждены бюджетные ассигнования на мероприятия по модернизации инфраструктуры федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, включая капремонт объектов и проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (КБК 07 06 47 2 02 90059 612) в сумме 100 000,0 тыс. рублей. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 691-р указанные финансовые средства в 2021 году направлены Академией на мероприятие по капитальному ремонту объектов: заключено 2 (два) контракта на осуществление ремонтных работ, а также 1 (одно) дополнительное соглашение к контракту по изготовлению проектно-сметной документации на капитальный ремонт, объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении Академии, на общую сумму 97 938,6 тыс. рублей, в 2021 году оплачено 964,1 тыс. рублей, или 1%.
Детальным планом-графиком реализации ГП 47 на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в рамках основного мероприятия 2 предусмотрено мероприятие 2.39 "Финансовое обеспечение государственного задания на предоставление государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования организациями, подведомственными Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова". Поддержание уровня соотношения средней заработной платы профессорско-преподавательского состава вузов 200% к средней заработной плате в соответствующем регионе" (далее - мероприятие 2.39). Следует отметить, что формулировка данного мероприятия некорректна, так как Академия не имеет подведомственных организаций.
Ожидаемый результат в части обеспечения поддержания в 2019-2021 годах уровня соотношения средней заработной платы профессорско-преподавательского состава вузов 200% к средней заработной плате в соответствующем регионе Академией в 2021 году не достигнут.
Согласно представленным сведениям о заработной плате (выплатах) за год 5 у 56 из 65 работников профессорско-преподавательского состава Академии в г. Москве (86,2%) и у 59 из 60 работников профессорско-преподавательского состава филиала в г. Перми (98,3%) средняя заработная плата за 2021 год составила менее 200% средней заработной платы по региону. В целом по всем работникам Академии из числа указанной категории средняя заработная плата, согласно данным формы ЗП-образование, утвержденной приказом Росстата от 27 декабря 2018 г. N 781, за 2021 год составила в г. Москве 114 198,3 рублей, в г. Пермь - 59 484,06 рублей, или соответственно 136,0% и 160,2% от средней по соответствующему региону.
В соответствии с Федеральным законом N 385-ФЗ и сводной бюджетной росписью Академии в рамках ГП 03 на реализацию основного мероприятия 7 "Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей, а также гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью" подпрограммы 3 "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" предусмотренные бюджетные ассигнования на 2021 год в объеме 2 167,8 тыс. рублей (на 239,8 тыс. рублей, или на 12,4% больше, чем в 2020 году).
Кассовые расходы по ГП 03 исполнены в объеме 1 636,6 тыс. рублей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В 2021 году количество получателей социальных выплат составляло 8 человек.
Обоснования бюджетных ассигнований сформированы Академией на количества получателей выплат в течение финансового года и значений нормативов затрат по каждому виду пособий (компенсаций) и территориальных корректирующих коэффициентов (г. Москва - 1,452, Пермский край - 1,23), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от#
Бюджетные ассигнования не были использованы в полном объеме в связи с уменьшением численности получателей выплат, пособий и компенсаций по сравнению с запланированной. Не использованы средства, запланированные на обеспечение бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. При этом все оставшиеся потребители услуги были обеспечены согласно утвержденным нормам затрат.
8. Анализ исполнения (хода реализации) за отчетный финансовый год национальных проектов, включая оценку достижения значений целевых и дополнительных показателей национального проекта, и федеральных проектов, включая оценку достижения значений показателей федерального проекта и выполнения контрольных точек и мероприятий
В 2021 году Академия не являлась участником мероприятий национальных проектов (программ) и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов.
9. Оценка Счетной палатой качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета
Оценка качества управления Академии государственными финансами за Российской Федерации# в ходе последующего контроля за исполнением федерального бюджета оценки качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, составила 46 баллов из 59.
10. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита
В структуре Академии подразделение внутреннего финансового аудита (далее - ВФА) не предусмотрено. ВФА осуществляется комиссией, состоящей из 4 должностных лиц Академии.
Приказом Академии от 30 декабря 2020 г. N 382 "О порядке осуществления внутреннего финансового аудита в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова на 2021 год" утверждены план и программа ВФА, состав комиссии по ВФА, формы акта и отчета о результатах ВФА. В 2021 году изменения в состав комиссии не вносились. При этом один из членов комиссии был уволен 14 мая 2021 года.
Планом внутреннего финансового аудита на 2021 год Академией предусмотрено 2 проверки в части проверки принятия и исполнения бюджетных обязательств и оценки эффективности внутреннего финансового контроля за первое и второе полугодия проверяемого периода.
В нарушение пункта 1 приказа Академии от 30 декабря 2020 г. N 383 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля на 2021 год" в 2021 году в Академии не проводились мероприятия по внутреннему финансовому контролю.
Оценка эффективности ВФА в Академии по результатам двух этапов оценки составила:
1 этап - организация ВФА - 1,1 балла ("низкая");
2 этап - оценка результатов осуществления ВФА - 0 баллов ("низкая").
По результатам интегральной оценки организации ВФА и оценки результатов ВФА эффективность ВФА в Академии оценена как "низкая".
11. Результаты проверки и анализа эффективности формирования, управления и распоряжения федеральной собственностью главным администратором средств федерального бюджета
На 1 января 2022 года стоимость основных средств Академии составила 137 832,4 тыс. рублей. На праве постоянного (бессрочного) пользования у Академии находится 1 земельный участок площадью 3 965,92 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, вл. 21/8, стр. 1, 2.
На праве оперативного управления за Академией закреплены 14 объектов недвижимости (здания, помещения) общей площадью 15 357,6 кв. м. По состоянию на 1 января 2022 года Академией не зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Академии на 1 объект недвижимого имущества - нежилые помещения общей площадью 522,9 кв. м по адресу: г. Москва, Сретенский бульвар, д. 7 6. Для регистрации вещных прав на объект требуется проведение кадастровых работ и оформление акта приема-передачи помещений. Переписка по объекту ведется Академией с Росимуществом и Департаментом городского имущества города.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено следующее.
За Академией на праве оперативного управления закреплены нежилые помещения по адресу: г. Москва, пер. Камергерский, д. 2 - общей площадью 1 606,2 кв. м 7.
Согласно договору от 13 октября 2017 г. N Д-30/295-6 (далее - Договор N Д-30/295-6) Академия передала в аренду (для организации общественного питания) Обществу с ограниченной ответственностью "Трентино" на срок до 1 июля 2022 года включительно нежилые помещения общей площадью 231,9 кв. м (1а, ком. NN 1-11), расположенные на первом этаже здания по адресу: г. Москва, Камергерский пер., д. 2.
В нарушение пункта 3.1.2 договора аренды помещений здания, являющегося выявленным объектом культурного наследия федерального значения, находящегося в оперативном управлении, заключенного в соответствии с пунктом 3.2 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" от 13 октября 2017 г. N Д-30/295-6, Академия не заключила с ООО "Трентино" в пятидневный срок после вступления в силу указанного договора договор на оплату коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных услуг, что повлекло дополнительные расходы Академии за счет средств федерального бюджета.
Так, в соответствии с договором от 13 октября 2017 г. N Д-30/295-6 Академия передала ООО "Трентино" в аренду нежилые помещения по адресу: г. Москва, Камергерский пер., д. 2, общей площадью 231,9 кв. м. При этом в соответствии с гражданско-правовым договором бюджетного учреждения от 26 ноября 2020 г. N 122 Академия осуществляла оплату государственному бюджетному учреждению города Москвы "Жилищник района Тверской" услуг по отоплению всего нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, Камергерский пер., д. 2, общей площадью 1606,2 кв. м, включая сданные в аренду ООО "Трентино" по договору N Д-30/295-6 помещения площадью 231,9 кв. м.
Аналогичные договоры заключались Академией также на 2019 год - договор от 18 февраля 2019 г. N 122 на сумму 1 226 758,80 рублей, на 2020 год (с 1.01.2020 по 31.12.2020) - договор от 30 декабря 2019 г. N 122 на сумму 1 283 776,98 рублей, на 2022 год (с 1.01.2022 по 31.12.2022) - договор от 26 ноября 2020 г. N 762 на сумму 1 372 722,72 рублей.
Услуги по указанным договорам оплачены/оплачиваются Академией своевременно.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1 договора на предоставление услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 29 декабря 2021 г. N 762, ГБУ города Москвы "Жилищник района Тверской" (Исполнитель) обеспечивает предоставление, а Академия (Потребитель) - использование и оплату услуг по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании платежных документов в соответствии с ценами и тарифами, утвержденными Правительством Москвы, за нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, Камергерский пер., д. 2, общей площадью 1 606,2 кв. м. Цена договора составляет 790 790,16 рублей, срок действия - с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 года.
Вместе с тем Академия производила оплату услуг по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за помещения общей площадью 1606,2 кв. м, кадастровый номер 77:01:0001043:2397, расположенные по адресу: г. Москва, Камергерский пер., д. 2 в полном объеме. Возмещения указанных расходов со стороны ООО "Трентино" (в размере, пропорциональном доле занимаемых помещений) в 2022 году не производилось.
Аналогичные договоры заключались Академией также на 2019 год (с 1.09.2019 по 31.12.2019) - договор от 2 сентября 2019 г. N 762 на сумму 240 004,84 рублей, на 2020 год (с 1.01.2020 по 31.12.2020) - договор от 2 сентября 2019 г. N 762 на сумму 756 096,24 рублей, на 2021 год (с 1.01.2021 по 31.12.2021) - договор от 26 ноября 2020 г. N 762 на сумму 756 096,24 рублей.
В оперативном управлении Академии (право оперативного управления зарегистрировано 11 апреля 2018 года) находятся жилые помещения по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 13, стр. 3 (квартира 1; квартира 2; квартира 3; квартира 4, комната N 1; квартира 4, комната N 2; квартира 4, комната N 2а; квартира 4, комната N 4; квартира 4, комната N 5; квартира 4, комната N 6; квартира 7) (далее - Помещения N 1).
Общая площадь рассматриваемых помещений составляет 823,3 кв. м. Кроме того, Академия располагает нежилыми помещениями в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Москва, Камергерский пер., д. 2 общей площадью 1606,2 кв. м (далее - Помещения N 2).
Письмом от 28 июля 2021 г. N ФКР-10-7989/21 Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (ФКР Москвы) направил акты выверки расчетов по указанным выше помещениям, а также долговые платежные документы на оплату взносов на капитальный ремонт образовавшуюся в период с 1 июля 2015 года по 30 июня 2021 года. Общая сумма задолженности по взносам на капитальный ремонт Академии на 2 июля 2021 года (Помещения N 2) составила 1 724 319,95 рублей.
В течение 2021 года Академией предприняты меры для погашения образовавшейся задолженности, а именно оплачена часть образовавшейся задолженности за январь-апрель 2021 года в размере 125 412,08 рубля. Начиная с мая 2021 года Академия ежемесячно осуществляет оплату взносов на проведение капитального ремонта Помещений N 2. Всего в 2021 году Академией была произведена оплата в размере 344 883,22 рубля. По состоянию на 1 января 2022 года задолженность Академии за капитальный ремонт за 2021 год Помещений N 2 составила 31 353,02 рубля. Согласно пояснениям Академии, погасить всю сумму задолженности за 2021 год не было финансовой возможности в силу сформированного лимитного плана Академии на 2021 год. Оставшуюся задолженность Академия внесла в лимиты 2022 года на погашение образовавшейся задолженности.
Необходимо отметить, что по Помещениям N 1 ФКР Москвы не направлял Академии требований по уплате задолженности за капитальный ремонт, при этом платежные документы, подтверждающие оплату Академией рассматриваемых взносов за 2021 год, к проверке не представлены.
12. Выводы
12.1. Федеральным законом N 385-ФЗ Академии на 2021 год утверждены бюджетные ассигнования в объеме 467 644,5 тыс. рублей. С учетом внесенных изменений в сводную бюджетную роспись показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств Академии увеличены на 126 078,4 тыс. рублей (до 593 722,9 тыс. рублей). Кассовое исполнение расходов составило 593 191,7 тыс. рублей (около 100%). Неисполненные назначения - 531,75 тыс. рублей.
При проверке соблюдения действующего законодательства в части выполнения Академией бюджетных полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета, установленных частью 1 статьи 158 Бюджетного кодекса, установлены нарушения положений Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств, утвержденного приказом Минфина России от 27 августа 2018 г. N 184н.
В нарушение пункта 38 Порядка N 184н изменения в бюджетную роспись по КБК 424 07 06 4720393490 612 на 2021 год в сумме 17,6 тыс. рублей внесены Ак#
#(ф. 0501150) и справка от 12 февраля 2021 г. N 1-31-424-01/0004 (ф. 0501152), то есть спустя 1 (один) рабочий день с даты истечения установленного срока бюджетных# доведены до Академии казначейским уведомлением от 8 февраля 2021 г. N 424/007).
В нарушение абзаца 5 пункта 38 Порядка N 184н Академией указан вид изменений 004, несмотря на то что в справке (ф. 0501051) от 17 декабря 2021 г. N 1-03-000/1215 указан вид изменений 122.
В нарушение пунктов 35, 35.1, 36, 37.2, 37.3 Порядка N 184н при внесении изменений в бюджетную роспись Академии по КБК 424 07 06 4720194009 464, путем отзыва на основании расходного расписания от 18 января 2020 г. N 424/00424/008 лимитов бюджетных обязательств на сумму 180 000,0 тыс. рублей с лицевого счета 03 (ПБС) на лицевой счет 01 (ГРБС), с последующим их повторным доведением на основании расходного расписания от 21 января 2021 г. N 424/00424/009 с лицевого счета 01 (ГРБС) на лицевой счет 03 (ПБС) с указанием кода объекта капитальных вложений 00000000206616, Академией не сформированы Справка об изменении бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) на 2021 финансовый год и на плановый период 2022 и 2023 годов по форме 0501150, а также Предложения по внесению изменений в распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) на финансовый год и на плановый период (ф. 0501153), утвержденные Решением об изменении бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) на финансовый год и на плановый период (ф. 0501154).
12.3. Бюджетная отчетность главного распорядителя средств федерального бюджета за 2021 год представлена в Счетную палату 22 февраля 2022 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
12.4. Бюджетная отчетность Академии за 2021 год является достоверной.
12.5. Консолидированная бухгалтерская отчетность Академии за 2021 год достоверна.
12.6. Дебиторская и кредиторская задолженность по средствам федерального бюджета по состоянию на 1 января 2021 года и на 1 января 2022 года у Академии отсутствует.
12.7. План финансово-хозяйственной деятельности на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов Академии утвержден 14 января 2021 года (далее - План ФХД). В течение 2021 года изменения в План ФХД вносились шесть раз.
В нарушение пункта 1#
12.9. Выделенные Академии в 2021 году бюджетные ассигнования на реализацию основного мероприятия 7 "Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей, а также гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью" подпрограммы 3 "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" государственной программы "Социальная поддержка граждан" в объеме 2 167,8 тыс. рублей не были использованы в полном объеме в связи с уменьшением численности получателей выплат, пособий и компенсаций по сравнению с запланированной.
Ожидаемый результат мероприятия 2.39 ГП-47 в части обеспечения поддержания в 2019-2021 годах уровня соотношения средней заработной платы профессорско-преподавательского состава вузов 200% к средней заработной плате в соответствующем регионе Академией в 2021 году не достигнут.
У 56 из 65 сотрудников профессорско-преподавательского состава Академии в г. Москве (86,2%) и у 59 из 60 сотрудников профессорско-преподавательского состава филиала в г. Перми (98,3%) средняя заработная плата за 2021 год была ниже указанного показателя.
12.11. В соответствии с Федеральным законом N 385-ФЗ и сводной бюджетной росписью на выполнение государственного задания Академии предоставлена субсидия в размере 252 784,8 тыс. рублей.
По итогам 2021 года показатели объема государственных услуг, установленные государственным заданием, выполнены Академией на 99,15%, показатели объема#
12.12. В нарушение пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и пункта 6 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта" Академией на официальном сайте www.bus.gov.ru не размещены сведения о проведенных в 2021 году в отношении Академии контрольных мероприятиях и их результатах.
12.13. В ходе проведения контрольного мероприятия установлены нарушения и недостатки в части осуществления закупок товаров, работ и услуг.
12.13.1. Академией не ведется претензионная работа по договорам от 7 августа 2020 г. N 0013/2020, от 24 сентября 2020 г. N 0018/2020, от 16 февраля 2021 г. N 0027/2020. При этом сроки просрочки исполнителями обязательств по состоянию на 28 февраля 2022 года составляют от 174 до 244 календарных дней (расчетно).
12.13.2. В нарушение пункта 19 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ Академией с нарушением установленных сроков размещены в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Федерального закона N 223-ФЗ, сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся (на 47 календарных дней позже установленного срока), сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (на 17 календарных дней позже установленного срока).
В нарушение пункта 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ Академией по Договору N 0009/2020 не выставлялись пени и штрафы.
В связи с отсутствием у Академии разрешения на строительство, исполнитель (ООО "ГИПРОКОН.КО") по государственному контракту от 19 октября 2021 г. N 0027-2021 не смог приступить к выполнению строительных работ. Сроки просрочки начала выполнения строительных работ по этапам по состоянию на 28 февраля 2022 года составляют от 70 до 132 календарных дней. Таким образом, создаются риски нарушения установленных ГК N 0027-2021 сроков выполнения работ, что в свою очередь может привести к увеличению неиспользованного остатка субсидии на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.
12.15. Установлены нарушения в части управления имуществом. В нарушение пункта 3.1.2 договора аренды помещений здания, являющегося выявленным объектом культурного наследия федерального значения, находящегося в оперативном управлении, заключенного в соответствии с пунктом 3.2 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" от 13 октября 2017 г. N Д-30/295-6, Академия не заключила с ООО "Трентино" в пятидневный срок после вступления в силу указанного договора договор на оплату коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных услуг, что повлекло дополнительные расходы Академии за счет средств федерального бюджета.
12.15.2. Академия осуществляла оплату услуг ГБУ города Москвы "Жилищник района Тверской" за услуги по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за все нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, Камергерский пер., д. 2, (общей площадью 1606,2 кв. м), в том числе за площадь (231,9 кв. м), переданную Академией по договору от 13 октября 2017 г. N Д-30/295-6 в аренду ООО "Трентино".
12.16. В нарушение пункта 1 приказа Академии от 30 декабря 2020 г. N 383 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля на 2021 год" в 2021 году в Академии не проводились мероприятия по внутреннему финансовому контролю.
Итоговая оценка качества управления государственными финансами, рассчитанная Счетной палатой Российской Федерации по Академии за 2021 год, составила 46 баллов из 59.
13. Предложения
13.1. Учесть результаты проверки в Заключении Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
13.2. Учесть результаты проверки при подготовке информационного письма в Правительство Российской Федерации.
13.3. Направить представление Счетной палаты Российской Федерации ректору федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова".
13.4. Направить заключение о результатах проверки Счетной палаты Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитор |
Д.А. Зайцев |
------------------------------
1 Государственный контракт с ООО "ГИПРОКОН.КО" (реестровый N 1770803434521000038) на выполнение работ по реконструкции (регенерации) комплекса зданий Училища живописи, ваяния и зодчества - помещение для картинных выставок (Учебно-выставочный комплекс Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова) по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, вл. 21/8.
2 По подэтапам 3.9, 3.12, и 3.16 срок выполнения работ - шесть месяцев с момента заключения договора, по подэтапу 3.10 - 4 месяца с момента заключения договора, по подэтапу 3.15 - 5 месяцев с момента заключения договора. При этом работы приняты по Актам сдачи-приемки выполненных работ N 23, 25, 26, 27, 28 от 25 марта 2021 года. Нарушения составили: 3.9 "Охрана окружающей среды" - срок просрочки составляет 2 месяца и 25 дней; 3.10 "Иная документация. Охранно-защитная дератизационная система" - нарушение сроков составляет 4 месяца и 25 дней; 3.12 "Иная документация. Технологический регламент обращения с отходами" - нарушение сроков составляет 2 месяца и 25 дней; 3.15 "Иная документация. Расчет зоны влияния" - нарушение сроков составляет 3 месяца и 25 дней; 3.16 "Иная документация. Наружные инженерные сети" - нарушение сроков составляет 2 месяца и 25 дней.
3 Начало - 2-й месяц с даты заключения Контракта. Окончание - не позднее окончания 13-го месяца с даты заключения Контракта.
4Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 688 "О грантах Президента Российской Федерации в области культуры и искусства".
5 Справки о доходах и суммах налога физического лица (приложение N 5 к приказу ФНС России от 2 октября 2018 г. N ММВ-7-11/566).
6 Переданы Академии на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в городе Москве от 14 октября 2013 г. N 789.
7 Подвал, пом. I ком. 17-30; этаж 1 пом. I ком. 8-14, 14а, 15-20, 20а, 206, 20в, 21-23, 23а, 24-26; пом. Iа ком. 1-11; этаж 2 пом. I ком. 1-5, 5а, 6, 6а, 6б, 7, 7а, 7б, 8, 8а, 8б, 9, 10, 10а, 10б, 11-14, 14а, 14б, 14в, 14г, 15-19; этаж 3 пом. I ком. 1-15, 15а, 15б, 16-20
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ "О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов и бюджетной отчетности за 2021 год в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова" (г. Москва) (ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова" И.И. Глазунов)" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 22 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-