1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (далее - заключение Счетной палаты по Россельхознадзору) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по Россельхознадзору подготовлено на основании результатов контрольного мероприятия, проведенного в Россельхознадзоре. Составлен акт, который подписан без замечаний.
1.2. В соответствии с Постановлением N 153 1 в 2021 году Федеральное казначейство осуществляло полномочия Россельхознадзора и его территориальных органов по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности (за исключением ведения бюджетного учета операций, осуществляемых в системе казначейских платежей, составления и представления отчетности по операциям системы казначейских платежей), консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.
Бюджетная отчетность Россельхознадзора за 2021 год в Счетную палату представлена 15 марта 2022 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 БК РФ.
Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Россельхознадзора по состоянию на 1 января 2022 года в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и Инструкцией об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и о порядке их составления и представления", утвержденной приказом Минфина России от 1 марта 2016 г. N 15н, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н.
1.3. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 201 "Вопросы федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" и от 30 июня 2004 г. N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и виноградопригодных земель), в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, в сфере соблюдения законодательства в области виноградарства и виноделия (за исключением вопросов лицензирования, оказания государственных услуг и осуществления государственного контроля (надзора), регулируемых законодательством в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Россельхознадзор находится в ведении Минсельхоза России. Свою деятельность Россельхознадзор осуществляет непосредственно через территориальные органы и подведомственные организации.
На начало 2021 года в ведении Россельхознадзора как главного администратора средств федерального бюджета находилось 51 территориальное управление (на конец 2021 года 13 управлений реорганизовано) и 29 федеральных государственных бюджетных учреждений (далее - ФГБУ) (на конец 2021 года 2 учреждения реорганизовано).
Кроме того, в ведомственном подчинении Россельхознадзора находилось одно федеральное казенное предприятие "Республиканский фумигационный отряд".
2. Результаты проверки и анализа исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности в главном администраторе средств федерального бюджета
2.1. В части доходов федерального бюджета
В соответствии с Общими требования N 574 2, приказом от 7 сентября 2020 г. N 968 Россельхознадзор утвердил методику прогнозирования поступлений доходов в федеральный бюджет.
По состоянию на 1 января 2022 года бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета осуществлялись: центральным аппаратом Россельхознадзора в отношении 22 кодов бюджетной классификации, 38 территориальными управлениями Россельхознадзора - 48 КБК.
Первоначальный прогноз доходов федерального бюджета, учтенный в параметрах Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ), составил 885,0 млн рублей, уточненный прогноз доходов, сформированный Россельхознадзором, составил 943,5 млн рублей (изменения в Федеральный закон N 385-ФЗ не вносились), что на 6,6% выше первоначального прогноза.
Общая сумма поступлений доходов, администрируемых Россельхознадзором, в федеральный бюджет за 2021 год составила 1 038,7 млн рублей, или на 17,4% выше прогноза (885,0 млн рублей).
Таблица 1. Анализ выполнения Россельхознадзором фактических показателей исполнения федерального бюджета по доходам за 2021 год
(млн руб.)
Код бюджетной классификации доходов федерального бюджета |
Прогноз поступлений доходов |
Фактическое поступление |
Отклонения от прогноза |
% исполнения |
081 1 08 07081 01 0000 110 |
8,022 |
9,949 |
+1,927 |
124,0 |
081 1 08 07200 01 0039 110 |
46,599 |
47,784 |
+1,185 |
102,5 |
081 1 11 02012 01 6000 120 |
0,005 |
0,0 |
-0,005 |
0,0 |
081 1 11 05031 01 6000 120 |
0,139 |
0,139 |
0 |
100,0 |
081 1 11 05321 01 0000 120 |
0,0 |
0,144 |
+0,144 |
|
081 1 11 07011 01 6000 120 |
57,915 |
213,809 |
+155,894 |
369,2 |
081 1 13 01991 01 6000 130 |
0,465 |
0,504 |
+0,039 |
108,4 |
081 1 13 02061 01 6000 130 |
0,794 |
0,905 |
+0,111 |
114,0 |
081 1 13 02991 01 0600 130 |
0,642 |
9,393 |
+8,751 |
1 463,1 |
081 1 13 02991 01 6000 130 |
15,017 |
10,422 |
-4,595 |
69,4 |
081 1 14 02013 01 6000 410 |
0,119 |
-0,070 |
-0,189 |
0,0 |
081 1 14 02013 01 6000 440 |
1,485 |
1,501 |
+0,016 |
101,1 |
081 1 16 01061 01 0301 140 |
0,0 |
0,1 |
+0,1 |
|
081 1 16 01061 01 9000 140 |
0,025 |
0,0 |
-0,025 |
0,0 |
081 1 16 01071 01 9000 140 |
7,502 |
2,843 |
-4,659 |
37,9 |
081 1 16 01081 01 0003 140 |
0,129 |
1,370 |
+1,241 |
1 062,0 |
081 1 16 01081 01 0006 140 |
43,017 |
16,328 |
-26,689 |
38,0 |
081 1 16 01081 01 0007 140 |
204,705 |
175,551 |
-29,154 |
85,8 |
081 1 16 01081 01 0008 140 |
13,353 |
3,741 |
-9,612 |
28,0 |
081 1 16 01101 01 0001 140 |
10,522 |
7,096 |
-3,426 |
67,4 |
081 1 16 01101 01 0002 140 |
23,863 |
22,346 |
-1,517 |
93,6 |
081 1 16 01101 01 0003 140 |
20,052 |
11,795 |
-8,257 |
58,8 |
081 1 16 01101 01 0006 140 |
34,381 |
53,674 |
+19,293 |
156,1 |
081 1 16 01101 01 0008 140 |
64,304 |
72,605 |
+8,301 |
112,9 |
081 1 16 01101 01 0009 140 |
0,184 |
0,053 |
-0,131 |
28,8 |
081 1 16 01101 01 0010 140 |
2,486 |
1,122 |
-1,364 |
45,1 |
081 1 16 01101 01 0012 140 |
4,746 |
2,683 |
-2,063 |
56,5 |
081 1 16 01101 01 9000 140 |
1,848 |
3,346 |
+1,498 |
181,1 |
081 1 16 01141 01 0001 140 |
2,224 |
4,327 |
+2,103 |
194,6 |
081 1 16 01141 01 0043 140 |
145,722 |
254,261 |
+108,539 |
174,5 |
081 1 16 01141 01 0044 140 |
12,417 |
60,170 |
+47,753 |
484,6 |
081 1 16 01141 01 0045 140 |
6,331 |
3,197 |
-3,134 |
50,5 |
081 1 16 01141 01 0046 140 |
0,727 |
0,130 |
-0,596 |
18,0 |
081 1 16 01141 01 0402 140 |
0,079 |
0,134 |
+0,055 |
169,6 |
081 1 16 01141 01 0462 140 |
0,893 |
0,060 |
-0,833 |
6,7 |
081 1 16 01141 01 9002 140 |
0,0 |
-0,002 |
-0,002 |
|
081 1 16 01171 01 0007 140 |
1,149 |
0,710 |
-0,439 |
61,8 |
081 1 16 01191 01 0005 140 |
35,824 |
23,981 |
-11,843 |
66,9 |
081 1 16 01191 01 0007 140 |
0,219 |
0,077 |
-0,142 |
35,2 |
081 1 16 01191 01 0020 140 |
0,0 |
0,095 |
+0,095 |
|
081 1 16 01191 01 0401 140 |
0,826 |
0,049 |
-0,777 |
5,9 |
081 1 16 01191 01 9000 140 |
0,704 |
0,246 |
-0,457 |
35,1 |
081 1 16 07010 01 9000 140 |
0,545 |
0,427 |
-0,117 |
78,5 |
081 1 16 07090 01 9000 140 |
4,373 |
6,226 |
+1,852 |
142,3 |
081 1 16 10012 01 9000 140 |
0,850 |
0,960 |
+0,109 |
112,8 |
081 1 16 10013 01 0000 140 |
0,0 |
0,289 |
+0,289 |
|
081 1 16 10051 01 9000 140 |
1,044 |
0,116 |
-0,927 |
11,2 |
081 1 16 10071 01 9000 140 |
0,001 |
0,0 |
-0,001 |
0,0 |
081 1 16 10121 01 0001 140 |
101,870 |
14,121 |
-87,75 |
13,9 |
081 1 17 05010 01 6000 180 |
0,019 |
0,0 |
-0,019 |
0,0 |
081 2 18 01010 01 0000 150 |
6,717 |
0,0001 |
-6,718 |
0,001 |
Итого: |
884,857 |
1 038,711 |
153,854 |
117,4 |
Из общего количества показателей исполнения федерального бюджета по доходам за 2021 год (51 показатель) перевыполнено 17 показателей, выполнен - 1 показатель, не выполнено - 28 показателей, не прогнозировалось - 5 показателей.
В 2021 году количество показателей исполнения федерального бюджета по доходам по сравнению с 2020 годом (47 показателей) увеличилось на 4 показателя (5 новых, 1 исключен).
Существенные (более 15%) отрицательные и положительные отклонения фактических доходов от прогнозных показателей сложились по 35 показателям (от неисполнения на 100% до перевыполнения в 14,6 раза), что свидетельствует о необходимости повышения качества администрирования и прогнозирования доходов федерального бюджета.
Наиболее низкий процент выполнения прогнозных показателей по доходам сложился по КБК 081 1 11 02012 01 6000 120 "Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения", 081 1 14 02013 01 6000 410 "Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений", 081 1 16 01061 01 9000 140 "Административные штрафы, установленные главой 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность", 081 1 16 10071 01 9000 140 "Платежи в целях возмещения ущерба при расторжении государственного контракта, заключенного с федеральным государственным органом (федеральным казенным учреждением, государственной корпорацией), в связи с односторонним отказом исполнителя (подрядчика) от его исполнения", 081 1 17 05010 01 6000 180 "Прочие неналоговые доходы федерального бюджета".
К основным причинам недовыполнения прогнозных назначений по доходам необходимо отнести следующие:
- в соответствии со статьей 26.2 Федерального закона 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" административные штрафы заменены на предупреждение (по 15 показателям);
- прогноз поступлений доходов в федеральный бюджет на 2021 год рассчитывался на основании Методики прогнозирования поступлений доходов в федеральный бюджет Россельхознадзора, утвержденной приказом от 4 марта 2020 г. N 302, и включал в себя суммы штрафов за три предшествующих года. Штрафы, наложенные до 1 января 2020 года, поступали на отдельные КБК в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года (по восьми показателям).
Основной причиной перевыполнения прогнозных назначений по доходам является увеличение объема прибыли ФКП "Республиканский фумигационный отряд" за 2020 год, подлежащей перечислению в доход федерального бюджета в размере 213,8 млн рублей при прогнозе 57,9 млн рублей (за 2019 год объем прибыли, подлежащий перечислению в доход бюджета, составлял 66,4 млн рублей).
Также, по причине совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, и, как следствие, расширения полномочий Россельхознадзора, значительно, или в 10,6 раза, перевыполнены прогнозные значения по административным штрафам за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Кроме того, фактическое значение по доходам от компенсации затрат федерального бюджет составило 9,4 млн рублей при плановом значении 0,6 млн рублей, что обусловлено погашением ПАО "МОЭК" 29 июля 2021 года дебиторской задолженности перед ФГБУ ЦНМВЛ по расторгнутому 1 апреля 2020 года контракту на подключение к системе теплоснабжения от 19 апреля 2013 г. N 02-АП-Ц-1504/13.
Таким образом, с момента расторжения вышеуказанного контракта до перечисления денежных средств на счет заказчика прошло более полутора лет, что свидетельствует о необходимости повышения контроля за сокращением объема дебиторской задолженности.
В соответствии с Графиком документооборота при централизации учета, утвержденным приказом Федерального казначейства от 11 января 2021 г. N 2н, в целях сверки с данными Федерального казначейства (в том числе информации о сумме дебиторской и кредиторской задолженности по администрируемым доходам для сверки данных), Россельхознадзор в 2021 году осуществлял проверку представленной информации на предмет полноты и своевременности отражения операций по начислению поступления платежей в федеральный бюджет.
2.2. В части расходов федерального бюджета
Федеральным законом N 385-ФЗ предусмотрено финансирование расходов Россельхознадзора в объеме 14 007,0 млн рублей, уточненной бюджетной росписью объем бюджетных ассигнований, а также ЛБО определен в размере 16 590,3 млн рублей, то есть на 2 583,3 млн рублей, или на 18,4%, больше предусмотренной вышеназванным федеральным законом суммы.
Анализ структуры расходов Россельхознадзора показал, что в общем объеме средств федерального бюджета, исполненных в 2021 году, наибольшую долю занимают расходы по подразделам: 0405 "Сельское хозяйство и рыболовство" - 42,7%, или 7 085,9 млн рублей, 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики" - 8 992,0 млн рублей (54,2%).
Кассовые расходы Россельхознадзора за 2021 год составили 16 577,7 млн рублей, что составляет 118,3% бюджетных ассигнований, установленных Федеральным законом N 385-ФЗ (14 007,0 млн рублей), и 99,9% от ассигнований, установленных сводной бюджетной росписью (16 590,3 млн рублей). Объем неисполненных назначений составил 12,6 млн рублей, или 0,1% от ассигнований, установленных сводной бюджетной росписью на 2021 год.
Кассовое исполнение Россельхознадзора по расходам в 2021 году увеличилось по сравнению с 2020 годом (99,6%) на 0,3%.
Таблица 2. Анализ кассового исполнения Россельхознадзором Федерального N 385-ФЗ и сводной бюджетной росписи на 2021 год
(млн руб.)
Целевая статья расходов |
Вид расходов |
Федеральный закон N 385-ФЗ |
Сводная бюджетная роспись на 2021 год |
Кассовое исполнение за 2021 год |
% исполнения Федерального закона |
% исполнения сводной бюджетной росписи |
|
0405 |
|
|
7 110,3 |
7 085,9 |
7 085,9 |
99,7 |
100,0 |
0405 |
25УТ2Т0000 |
400 |
294,3 |
213,4 |
213,4 |
72,5 |
100,0 |
0405 |
25УТ2Т0000 |
600 |
1 724,6 |
1 823,0 |
1 823,0 |
105,7 |
100,0 |
0405 |
25Ф0490000 |
400 |
1 624,0 |
1 674,0 |
1 674,02 |
103,1 |
100,0 |
0405 |
25Ф0490000 |
600 |
3 467,4 |
3 375,5 |
3 375,5 |
97,3 |
100,0 |
0411 |
|
|
462,2 |
462,2 |
462,2 |
100,0 |
100,0 |
0411 |
25Ф0490000 |
600 |
462,2 |
462,2 |
462,2 |
100,0 |
100,0 |
0412 |
|
|
6 422,3 |
8 994,1 |
8 981,5 |
139,8 |
99,9 |
0412 |
25УТ2Т0000 |
100 |
5,8 |
0,4 |
0,4 |
7,1 |
100,0 |
0412 |
25УТ2Т0000 |
200 |
78,4 |
60,8 |
60,6 |
77,4 |
99,6 |
0412 |
25Ф0490000 |
100 |
4 969,9 |
7 454,1 |
7 449,6 |
149,9 |
99,9 |
0412 |
25Ф0490000 |
200 |
1 331,6 |
1 432,2 |
1 424,4 |
107,0 |
99,5 |
0412 |
25Ф0490000 |
300 |
|
5,1 |
5,1 |
|
100,0 |
0412 |
25Ф0490000 |
800 |
34,5 |
39,4 |
39,3 |
114,0 |
99,8 |
0412 |
9970060940 |
600 |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
100,0 |
100,0 |
0705 |
|
|
12,0 |
14,3 |
14,3 |
119,2 |
100,0 |
0705 |
25Ф0490000 |
200 |
12,0 |
14,3 |
14,3 |
119,2 |
100,0 |
1003 |
|
|
|
33,6 |
33,6 |
|
100,0 |
1003 |
0540535890 |
300 |
|
33,6 |
33,6 |
|
100,0 |
1004 |
|
|
0,2 |
0,2 |
0,2 |
100,0 |
100,0 |
1004 |
25Ф0490000 |
100 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
100,0 |
100,0 |
Итого |
|
|
14 007,0 |
16 590,3 |
16 577,7 |
118,3 |
99,9 |
Наименьший процент кассового исполнения бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью на 2021 год, сложился по виду расходов 200 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", целевой статье 25Ф0490000 "Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ" подраздела 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики" - 99,5%.
Это связано с нарушением поставщиком обязательств по заключенным контрактам с Территориальным управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям, Республики Калмыкия на поставку форменной одежды и ГСМ.
Планирование закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд осуществлялось Россельхознадзором в проверяемом периоде исходя из целей, связанных с обеспечением его функций.
Закупки осуществлялись согласно сформированному и утвержденному заместителем руководителя Россельхознадзора плану-графику размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд заказчиков на текущий 2021 год (далее - план-график), и внесенных в него изменений, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.ru.
Совокупный годовой объем закупок центрального аппарата Россельхознадзора за 2021 год составил 210,9 млн рублей, в том числе: конкурентные закупки - 80,7 млн рублей; государственные контракты, заключенные на основании пунктов 1, 2, 4, 6, 9, 19, 23 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ 3.
При исполнении Россельхознадзором федерального бюджета по расходам выявлено следующее.
В нарушение пункта 26 постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" и подпункта "а" пункта 35 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813, согласно которым работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение трех рабочих дней авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах, отдельными должностными лицами Россельхознадзора в 2021 году не соблюдались сроки предоставления авансовых отчетов по командировочным расходам. В отдельных случаях авансовые отчеты предоставлялись по истечении 12 дней с момента возвращения подотчетного лица из командировки.
2.3. В части дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность Россельхознадзора в целом по состоянию на 1 января 2022 года составила 1 758,1 млн рублей, что на 629,2 млн рублей, или на 55,7%, выше ее величины по состоянию на 1 января 2021 года (1 128,9 млн рублей).
Долгосрочная дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2022 года составила 10,5 млн рублей (0,6% от общей дебиторской задолженности), что на 8,3 млн рублей, или в 4,8 раза, выше ее величины по состоянию на 1 января 2021 года (2,2 млн рублей). Увеличение долгосрочной дебиторской задолженности связано с увеличением задолженности по счету 1 20545 "Расчеты по прочим доходам от сумм принудительного изъятия" на сумму 8,0 млн рублей.
Просроченная дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2022 года составила 27,7 млн рублей (1,6% от общей дебиторской задолженности), что на 21,3 млн рублей, или на 43,5%, ниже ее величины по состоянию на 1 января 2021 года (49,0 млн рублей). Сокращение просроченной дебиторской задолженности связано с уменьшением задолженности по счету 1 20545 "Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия" на сумму 21,0 млн рублей.
К основным причинам роста дебиторской задолженности относится следующее:
- непогашение в установленные сроки наложенных административных штрафов (оспаривание в нескольких инстанциях, ходатайства об отсрочке платежа), увеличение размера штрафных санкций, накладываемых на юридических лиц;
- авансовые платежи, согласно заключенным контрактам на оказание услуг связи, коммунальных услуг;
- перечисление авансов на командировочные расходы сотрудников территориальных управлений и сотрудников центрального аппарата Россельхознадзора;
- перечисление авансов на оплату проезда в отпуск сотрудникам и членам их семей;
- начисление пеней за несвоевременную поставку товаров, оказание услуг, выполнения работ, а также начисление суммы ущерба в результате недостачи (хищения) основных средств.
Увеличение дебиторской задолженности связано с увеличением задолженности по доходам на 63,3% (на 574,4 млн рублей), в том числе: по счету 1 20553 "Расчеты по поступлениям текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений" образована задолженность в сумме 240,8 млн рублей (остатки субсидий на иные цели); по счету 1 20563 "Расчеты по поступлениям капитального характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений" - увеличение на 94,2% (на 399,1 млн рублей) (остатки субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности).
По расходам увеличение дебиторской задолженности на 24,6% (на 54,7 млн рублей) связано с увеличением задолженности по счету 1 20673 "Расчеты по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале" на 20,9% (на 45,4 млн рублей) (перечисленные авансовые платежи по объектам капитального строительства) и образованием задолженности по счету 1 20641 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям" в сумме 5,0 млн рублей (авансовые платежи по субсидиям на иные цели - лабораторное оборудование).
Таблица 3. Анализ дебиторской задолженности в разрезе показателей, отраженных на балансовых счетах по состоянию на 1 января 2021 года и 1 января 2022 года
(млн руб.)
Балансовый счет |
Наименование |
Дебиторская задолженность |
Увеличение/ уменьшение |
|
01.01.2021 г. |
01.01.2022 г. |
|||
Доходы |
|
906,9 |
1 481,3 |
+574,4 |
1 20500 |
Расчеты по доходам |
884,4 |
1 466,5 |
+582,1 |
1 20900 |
Расчеты по ущербу и иным доходам |
22,5 |
14,8 |
-7,7 |
Расходы |
|
222,0 |
276,7 |
+54,7 |
1 20600 |
Расчеты по выданным авансам |
217,0 |
269,0 |
+52,0 |
1 20800 |
Расчеты с подотчетными лицами |
1,2 |
3,1 |
+1,9 |
1 30300 |
Расчеты по платежам в бюджеты |
3,8 |
4,6 |
+0,8 |
Итого |
|
1 128,9 |
1 758,0 |
+629,1 |
С целью сокращения дебиторской задолженности по доходам и недопущения образования просроченной дебиторской задолженности территориальными управлениями Россельхознадзора проводилась претензионная работа, административные дела направлялись в Службу судебных приставов для производства взыскания по ним, подавались исковые заявления в суды разных инстанций, проводился ежеквартальный мониторинг, инвентаризация.
Показатели объема дебиторской задолженности на начало 2021 года по данным Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (далее - баланс) (ф. 0503130) за 2021 год выше показателей объема дебиторской задолженности на конец 2020 года по данным баланса за 2020 год на сумму 36,7 млн рублей.
Согласно сведениям об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) были откорректированы остатки на начало 2021 года по дебиторской задолженности по доходам (020500, 020900) на сумму 44,2 млн рублей, по дебиторской задолженности по выплатам (020600, 020800, 030300) на сумму (-7,5) млн рублей.
По состоянию на 1 ноября 2021 года проведена годовая инвентаризация финансовых обязательств (дебиторская и кредиторская задолженность по доходам, расчетам с контрагентами, подотчетными лицами, бюджетом), по результатам которой выявлена дебиторская и кредиторская задолженность, не востребованная кредиторами с истекшим сроком исковой давности в размере 3,9 млн рублей.
По данным территориальных управлений Россельхознадзора по состоянию на 1 января 2021 года на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность" числилась задолженность в сумме 500,8 млн рублей, на 31 декабря 2021 года задолженность выросла на 4,8% и составила 524,7 млн рублей.
2.4. В части кредиторской задолженности
Кредиторская задолженность Россельхознадзора по средствам федерального бюджета по состоянию на 1 января 2022 года составила 120,1 млн рублей, что на 23,7 млн рублей, или на 19,7%, ниже ее величины по состоянию на 1 января 2021 года (143,8 млн рублей).
На конец 2021 года долгосрочная и просроченная кредиторская задолженности отсутствуют.
Кредиторская задолженность по доходам по состоянию на 1 января 2022 года составила 100,0 млн рублей, что на 15,0 млн рублей, или на 15%, ниже ее величины по состоянию на 1 января 2021 года (115,0 млн рублей).
Кредиторская задолженность по расходам по состоянию на 1 января 2022 года составила 20,2 млн рублей, что на 8,6 млн рублей, или на 42,6%, ниже ее величины по состоянию на 1 января 2021 года (28,8 млн рублей).
Наличие кредиторской задолженности по расходам вызвано отражением в бюджетном учете стоимости работ, услуг и товаров по предоставленным поставщиками расчетных документов за декабрь 2021 года, оплата которых произведена в январе 2022 года.
Кредиторская задолженность по доходам сложилась в связи с несвоевременным обращением юридических лиц за возвратом уплаченной госпошлины в случае отсутствия необходимости обращения за юридически значимыми действиями (возможность обращения юридических лиц за юридически значимыми действиями в течение трех лет после уплаты госпошлины).
Таблица 4. Анализ кредиторской задолженности в разрезе показателей, отраженных на балансовых счетах по состоянию на 1 января 2021 года и 1 января 2022 года
(млн руб.)
Балансовый счет |
Наименование |
Кредиторская задолженность |
Увеличение/ уменьшение |
|
01.01.2021 г. |
01.01.2022 г. |
|||
Доходы |
|
115,0 |
100,0 |
-15,0 |
1 20500 |
Расчеты по доходам |
115,0 |
100,0 |
-15,0 |
1 20900 |
Расчеты по ущербу и иным доходам |
0,05 |
0,05 |
|
Расходы |
|
28,8 |
20,1 |
-8,7 |
1 20800 |
Расчеты с подотчетными лицами |
0,06 |
0,1 |
+0,1 |
1 30200 |
Расчеты по принятым обязательствам |
12,2 |
17,6 |
+5,4 |
1 30300 |
Расчеты по платежам в бюджеты |
16,6 |
2,4 |
-14,2 |
1 30400 |
Прочие расчеты с кредиторами |
0,005 |
0,001 |
|
Итого |
|
143,8 |
120,1 |
-23,7 |
Наибольшую долю кредиторской задолженности составляют расчеты по доходам на 1 января 2021 года - 79,9% от общего объема задолженности, на 31 декабря 2021 года - 83,2%.
Показатели объема кредиторской задолженности на начало 2021 года по данным баланса (ф. 0503130) за 2021 год ниже показателей объема кредиторской задолженности на конец 2020 года по данными баланса за 2020 год на сумму 0,6 млн рублей.
Согласно Сведениям об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) были откорректированы остатки на начало 2021 года по кредиторской задолженности по выплатам (030200, 020800, 030402, 030403) на сумму 0,3 млн рублей, по расчетам по платежам в бюджеты (030300) - на сумму 2,5 млн рублей, по кредиторской задолженности по доходам (020500, 020900) - на сумму (-3,4) млн рублей.
3. Результаты проверки и анализа исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов и объектов незавершенного строительства
3.1. В 2021 году Россельхознадзору на реализацию бюджетных инвестиций были предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1 887,4 млн рублей, кассовое исполнение - 1 887,4 млн рублей, или 100% от утвержденных бюджетных ассигнований в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее - ГП "Развитие сельского хозяйства").
По данным ФАИП за 2021 год в рамках ГП "Развитие сельского хозяйства" осуществлялось строительство 12 переходящих объектов (осуществлялись строительно-монтажные работы).
Кроме того, за счет неиспользованных остатков бюджетных ассигнований 2020 года, подтвержденных к использованию в 2021 году, осуществлялось строительство двух объектов (один объект - строительно-монтажные работы, один - проектные и изыскательские работы (получено положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России").
Из 12 объектов капитального строительства, включенных в ФАИП на 2021 год, по которым предусмотрены ЛБО на капитальные вложения, к вводу в эксплуатацию в 2021 году объекты не предусмотрены. Техническая готовность объектов: от 0 до 10% - один объект; от 10 до 50% - три объекта; от 50 до 80% - четыре объекта; от 80 до 100% - четыре объекта.
В 2021 году в рамках контроля за осуществлением ФГБУ мероприятий по реализации ФАИП Россельхознадзором проведено четыре контрольных мероприятия, по результатам которых выявлен ряд нарушений. За неэффективную организацию работы к двум директорам ФГБУ применены меры дисциплинарного взыскания.
Кроме того, в целях контроля за соблюдением получателями субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства мероприятий по реализации ФАИП в 2021 году проводились заседания рабочих групп по рассмотрению проектов проектных документаций, результатов инженерных изысканий по объектам капитального строительства, по которым территориальные органы Россельхознадзора и подведомственные Россельхознадзору федеральные государственные бюджетные учреждения осуществляют мероприятия по реконструкции, строительству.
3.2. Согласно Сведениям о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) Россельхознадзора, по состоянию на 1 января 2021 года на счете 10611000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество" числилось 565,1 млн рублей, на 1 января 2022 года - 2,9 млн рублей.
Таким образом, за 2021 год объем вложений в недвижимое имущество учреждений, подведомственных Россельхознадзору, сократился на 562,2 млн рублей, или на 99,5%.
Согласно сведениям об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества (ф. 0503190), количество объектов незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2021 года составляло две единицы на сумму 565,1 млн рублей, на 1 января 2022 года - одну единицу на сумму 2,9 млн рублей.
В 2021 году списан объект "Строительство лаборатории соответствующего уровня безопасности (с дополнительным помещением для содержания животных) по приему и хранению биоагентов особо опасных заболеваний животных, в том числе зооантропонозов, г. Владимир, микрорайон Юрьевец, площадка ФГБУ "ВНИИЗЖ", в сумме 562,2 млн рублей, введенный в эксплуатацию в 2020 году (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 10 сентября 2020 г. N 33-RU33301000-35-2020).
Согласно сведениям о движении нефинансовых активов (ф. 0503768) Россельхознадзора, по состоянию на 1 января 2021 года на счете 10611000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество" числилось 5 425,1 млн рублей (деятельность с целевыми средствами - 3 292,5 млн рублей, деятельность по государственному заданию - 1 371,5 млн рублей, приносящая доход деятельность - 761,1 млн рублей), на 1 января 2022 года - 6 569,1 млн рублей (деятельность с целевыми средствами - 4 708,2 млн рублей, деятельность по государственному заданию - 1 285,0 млн рублей, приносящая доход деятельность - 575,9 млн рублей).
Таким образом, за 2021 год объем вложений в недвижимое имущество учреждений, подведомственных Россельхознадзору, увеличился на 1 144,0 млн рублей (деятельность с целевыми средствами - увеличение на 1 415,7 млн рублей, деятельность по государственному заданию - сокращение на 86,5 млн рублей, приносящая доход деятельность - сокращение на 185,2 млн рублей), или на 21,1%.
Согласно сведениям о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790), количество объектов незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2021 года составляло 58 единиц на сумму 4 314,9 млн рублей (федеральный бюджет - 19 объектов, приносящая доход деятельность - 39 объектов), на 1 января 2022 года - 55 единиц на сумму 5 704,0 млн рублей (федеральный бюджет - 18 объектов, приносящая доход деятельность - 37 объектов).
В 2021 году принято к бухгалтерскому учету 19 объектов (приносящая доход деятельность), списано с бухгалтерского учета 22 объекта (федеральный бюджет - 1 объект, приносящая доход деятельность - 21 объект).
В 2021 году в эксплуатацию введен один объект капитального строительства 4, не включенный в ФАИП на 2021 год, финансирование которого осуществлялось в рамках ФАИП в предыдущие годы.
По данным сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790) по состоянию на 1 января 2022 года числилось шесть объектов незавершенного строительства, не включенных в ФАИП на 2021 год: два объекта законсервированы 5; по одному объекту ведется работа по вводу его в эксплуатацию 6; по одному объекту получено разрешение на ввод в эксплуатацию 7; по одному объекту ведется работа по передаче его Республике Армения 8; по одному объекту получено положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" на проектную документацию и результаты инженерных изысканий, а также проверку достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства 9.
Согласно Плану снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства в Россельхознадзоре, утвержденному заместителем руководителя Россельхознадзора К.А. Савенковым 13 октября 2021 года (далее - План снижения незавершенного строительства на 2021 год), Россельхознадзором запланировано:
-* направить заявку о включении двух законсервированных объектов 5 в ФАИП при формировании проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов";
- списание двух объектов 10 на сумму 23,3 млн рублей (федеральный бюджета) во II квартале 2022 года.
В целях реализации Плана снижения незавершенного строительства на 2021 год письмом в Минэкономразвития России и Минстрой России от 22 февраля 2022 г. N ФС-АК-6/4705 Россельхознадзором заявлена дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2025 год для завершения строительства двух объектов в объеме 439,8 млн рублей.
По данным раздела 1 "Изменение остатков валюты баланса" отчетной формы "Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения" (форма по ОКУД 0503773) за 2021 год по объекту "Строительство нового здания ФГБУ "Тульская МВЛ" в целях размещения лабораторного блока (корпуса) соответствующего уровня биологической защиты для работы с возбудителями АЧС и иными особо опасными болезнями животных по адресу: Тульская область г. Тула, Центральный район, ул. Некрасова" списанные со счета 6 10600 "Вложения в нефинансовые активы" (деятельность с целевыми средствами) принятые работы в сумме 10,25 млн рублей и со счета 2 20600 "Расчеты по выданным авансам" (приносящая доход деятельность) авансовый платеж в сумме 10,25 млн рублей отнесены на счет 6 20900 "Расчеты по ущербу и иным доходам" в сумме 20,5 млн рублей (деятельность с целевыми средствами).
4. Результаты проверки и анализа формирования и утверждения государственных заданий, использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели
В ведении Россельхознадзора на начало 2021 года находилось 29 ФГБУ, на конец года - 27, которые являлись получателями субсидии на финансовое обеспечение государственного задания и субсидий на иные цели.
Россельхознадзор при формировании государственных заданий на 2021 год для подведомственных ФГБУ руководствовался Положением N 640 11.
Государственные задания были утверждены Россельхознадзором в установленный Положением N 640 срок.
Приказом Россельхознадзора от 4 октября 2018 г. N 1120 утвержден Порядок определения нормативных затрат на выполнение работ федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Россельхознадзору.
В проверяемом периоде в соответствии с Порядком определения коэффициентов выравнивания, применяемых при расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Россельхознадзору, утвержденным приказом Россельхознадзора от 24 мая 2021 г. N 563, при предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания Россельхознадзором применялись коэффициенты выравнивания.
Коэффициент платной деятельности Россельхознадзором применялся при расчете затрат на уплату налогов.
Плановые значения нормативных затрат на выполнение подведомственными Россельхознадзору ФГБУ государственных работ и затраты на уплату налогов на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов утверждены заместителем руководителя Россельхознадзора Н.А. Власовым 11 августа 2020 года.
В 2021 году объем бюджетных ассигнований, направленных 27 ФГБУ, подведомственным Россельхознадзору, в форме субсидий на выполнение государственного задания составил 4 004,9 млн рублей, что на 154,5 млн ниже объемов субсидий 2020 года, направленных 29 ФГБУ.
Согласно "Реестру отчетов о выполнении государственных заданий" в ГИИС "Электронный бюджет" за 2021 год государственные задания выполнены 27 ФГБУ в полном объеме.
По данным отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) за 2021 год по виду финансового обеспечения (деятельности) - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, доходы учреждений составили 4 004,9 млн рублей, или 100% плановых назначений, расходы учреждений - 4 078,1 млн рублей, или 97,9% плановых назначений (4 166,5 тыс. рублей).
Остаток средств, согласно сведениям об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779), по виду финансового обеспечения (деятельности) - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на 1 января 2021 года - 157,5 млн рублей, на 1 января 2022 года - 93,1 млн рублей.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ приказом Россельхознадзора от 18 декабря 2020 г. N 1366 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Россельхознадзора, на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ (далее - Порядок N 1366, субсидии на иные цели).
Субсидии предоставлялись ФГБУ Россельхознадзора на цели, предусмотренные Порядком N 1366.
В 2021 году объем бюджетных ассигнований, направленных 21 ФГБУ, подведомственным Россельхознадзору, в форме субсидий на иные цели составил 1 657,9 млн рублей, что на 103,9 млн рублей ниже объемов субсидий 2020 года, направленных 25 ФГБУ.
По данным отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) за 2021 год по виду финансового обеспечения (деятельности) - субсидии на иные цели, доходы учреждений составили 1 657,9 млн рублей, или 100% плановых назначений, расходы учреждений - 1 327,3 млн рублей, или 81,6% плановых назначений (1 626,3 млн рублей), в том числе: расходы на выплату персоналу - 32,0 млн рублей, или 99,9% плановых назначений (32,1 млн рублей), закупка товаров, работ и услуг - 1 295,3 млн рублей, или 81,2% плановых назначений (1 594,2 млн рублей), иные бюджетные ассигнования - 0,03 тыс. рублей, или 55,3% плановых назначений (0,05 млн рублей).
По информации Россельхознадзора, в 2021 году субсидии направлялись ФГБУ на следующие цели:
- мероприятия в рамках международного сотрудничества - 1 155,3 млн рублей, или 69,7% от общего объема субсидий;
- приобретение лабораторного оборудования - 454,3 млн рублей, или 27,4% от общего объема субсидий;
- дополнительная государственная поддержка, в том числе для реализации программ развития федеральных государственных учреждений, кадрового потенциала и материально-технической базы, - 42,6 млн рублей, или 2,6% от общего объема субсидий;
- компенсацию расходов для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, - 3,6 млн рублей, или 0,2% от общего объема субсидий;
- содержание специального объекта - 2,1 млн рублей, или 0,1% от общего объема субсидий.
Согласно сведениям об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779), остаток денежных средств учреждений (субсидии на иные цели) на начало 2021 года на счетах в финансовом органе отсутствовал, на конец 2021 года - 330,5 млн рублей.
По данным Россельхознадзора, разрешены к использованию в 2022 году остатки субсидий на иные цели 2021 года пяти ФГБУ на общую сумму 330,5 млн рублей.
5. Анализ исполнения в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации
В 2021 году Россельхознадзор участвовал в реализации ГП "Развитие сельского хозяйства" в части направлений (подпрограмм) "Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса" - ведомственная целевая программа "Организация ветеринарного и фитосанитарного надзора" (соисполнитель), а также Федерального проекта "Экспорт продукции АПК" (участник).
Россельхознадзор как участник ГП "Развитие сельского хозяйства" письмом от 21 января 2022 г. N 17/2149 направил Минсельхозу России материалы о ходе реализации и оценки эффективности госпрограммы за 2021 год.
В рамках ведомственной целевой программы "Организация ветеринарного и фитосанитарного надзора" в 2021 году из 13 показателей (индикаторов), закрепленных за Россельхознадзором, выполнено 12, не выполнен показатель "Доля не допущенных к ввозу из иностранных государств подлежащих ветеринарному контролю товаров, не соответствующих требованиям Евразийского экономического союза и Российской Федерации" (план - 1,02%, факт - 1%).
Причиной недостижения указанного показателя (индикатора) является снижение числа ввозимых партий подконтрольной продукции на территорию Российской Федерации.
Так, в 2021 году количество досмотренных партий подконтрольной продукции сократилось на 1 262 партии, или на 0,85%, по сравнению с 2020 годом и составило 147 764 партии.
Таблица 5. Информация о выполнении показателей (индикаторов) в рамках ведомственной целевой программы "Организация ветеринарного и фитосанитарного надзора" за 2020-2021 годы
N |
Наименование показателей (индикаторов) структурных элементов пилотной государственной программы |
Фактическое значения показателей (индикаторов) структурных элементов Госпрограммы 2020 г. |
Значения показателей (индикаторов) структурных элементов Госпрограммы 2021 г. |
Статус выполнено/не выполнено (с указанием причин в случае невыполнения) |
|
план |
факт |
||||
1 |
Охват исследованиями объектов, находящихся на территории Российской Федерации и занятых оборотом товаров, % |
2,6 |
2,5 |
2,5 |
Выполнено |
2 |
Доля исследованных в рамках проведения контроля качества и выборочного контроля качества наименований лекарственных средств для ветеринарного применения от общего количества наименований лекарственных средств для ветеринарного применения, находящихся в обращении на территории Российской Федерации, % |
33,0 |
35,0 |
35,0 |
Выполнено |
3 |
Доля не допущенных к ввозу из иностранных государств подлежащих ветеринарному контролю товаров, не соответствующих требованиям Евразийского экономического союза и Российской Федерации, % |
1,12 |
1,02 |
1,0 |
Не выполнено |
4 |
Доля площади упраздненных карантинных фитосанитарных зон в общей площади земель сельскохозяйственного назначения, % |
0,0156 |
0,0027 |
0,003 |
Выполнено |
5 |
Доля не допущенной к ввозу из иностранных государств подкарантинной продукции, несоответствующей требованиям Евразийского экономического союза и Российской Федерации, % |
0,57 |
0,46 |
0,47 |
Выполнено |
6 |
Доля запрещенных к ввозу из иностранных государств генно-инженерно-модифицированных семян, % |
100,0 |
100,0 |
100 |
Выполнено |
7 |
Охват исследованиями поднадзорных государственному надзору в области семеноводства семян, от общей потребности Российской Федерации в семенном материале, % |
2,06 |
1,89 |
1,9 |
Выполнено |
8 |
Доля не допущенного в обращение на территории Российской Федерации небезопасного зерна и продуктов его переработки, % |
20,6 |
16,6 |
16,6 |
Выполнено |
9 |
Предотвращение выбытия из оборота сельскохозяйственных земель, % |
16,1 |
20,0 |
23,9 |
Выполнено |
10 |
Возможность получения оперативной информации из информационных систем Россельхознадзора после внесения ее в информационные системы (не более секунд), сек. |
38 |
35 |
35 |
Выполнено |
11 |
Доступность информационных систем Россельхознадзора (не менее установленного значения), % |
99,5 |
99,3 |
99,3 |
Выполнено |
12 |
Уровень выполнения подведомственными Россельхознадзору федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг и работ по направлениям реализации ведомственной целевой программы (не менее установленного значения), % |
100,0 |
90 |
90 |
Выполнено |
13 |
Количество объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию в целях увеличения количества проводимых исследований для обеспечения предупреждения распространения и ликвидации африканской чумы свиней на территории Российской Федерации и других особо опасных болезней животных (нарастающим итогом), ед. |
2 |
2 |
2 |
Выполнено |
Изменения состава показателей (индикаторов) Ведомственной целевой программы "Организация ветеринарного и фитосанитарного надзора" в течение 2021 года не производились.
Анализ динамики изменения показателей (индикаторов), установленных (достигнутых) в 2021 году по отношению к фактическому их достижению в 2020 году, показал тенденцию к снижению.
Так, из 13 плановых показателей (индикаторов), установленных на 2021 год, значения по 9 были снижены в диапазоне от 0,2 до 82,69% относительно их фактического достижения по результатам 2020 года.
Федеральный проект "Экспорт продукции АПК" Россельхознадзор в рамках федерального проекта "Экспорт продукции АПК" (далее - Федеральный проект) в 2021 году выполнял мероприятия по реализации задачи "Создана сквозная система финансовой и нефинансовой поддержки на всех этапах жизненного цикла проекта по экспорту продукции АПК".
В 2021 году Россельхознадзору на реализацию Федерального проекта были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 2 097,6 млн рублей, кассовое исполнение - 2 097,4 млн рублей.
В рамках Федерального проекта за Россельхознадзором закреплена ответственность за достижение пяти результатов (и относящихся к ним контрольных точек), из них в 2021 году было запланировано и достигнуто два результата:
- обеспечено признание странами-импортерами регионализации Российской Федерации по болезням птиц, крупного рогатого скота и (или) свиней (с учетом эпизоотической обстановки в Российской Федерации) в целях обеспечения безопасности экспортируемых в эти страны подконтрольных товаров (план - 19 стран; факт - 20 стран);
- согласованы ветеринарные сертификаты, обеспечивающие гарантии соответствия экспортируемой продукции животного происхождения требованиям страны-импортера при ввозе в страну-импортер (план - 81 сертификат; факт - 130 сертификатов).
Кроме того, Россельхознадзором за 2021 год проведено:
186 261 лабораторное исследование в рамках государственного эпизоотологического мониторинга, или 100% от запланированных диагностических исследований для получения статусов МЭБ;
- 18 060 лабораторных исследований сырья, продукции животного происхождения, кормов и биологического материала в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, или 100% от запланированных;
- 36 459 лабораторных исследований в рамках Плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов", или 100% от запланированных;
- 19 862 лабораторных исследования в области фитосанитарного контроля, безопасности и качества продукции растительного происхождения, государственного сортового и семенного контроля на территории Российской Федерации в рамках присоединения России к ВТО, или 100% от запланированных.
Заключены контракты на поставку 54 единиц оборудования для проведения исследований, из них в 2021 году: поставлено 29 единиц оборудования; 4 единицы оборудования не поставлены ввиду неисполнения поставщиком своих обязательств по контракту в связи с необходимостью получения им экспортной лицензии Ведомства экономики и экспортного контроля Федеративной Республики Германия (BAFA); поставка 21 единицы оборудования запланирована на 2022 год.
Обеспечено обучение 298 сотрудников ТУ Россельхознадзора и 178 сотрудников подведомственных Россельхознадзору ФГБУ международному законодательству, регламентирующему импорт поднадзорной Россельхознадзору продукции.
Техническая готовность объекта капитального строительства "Реконструкция здания "Вспомогательный корпус-стационар" для создания информационно-вычислительного центра ФГБУ "ВНИИЗЖ" по состоянию на 1 января 2022 года составила 100%.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации и Планом мониторинга по реализации Госпрограммы, закрепленные за Россельхознадзором на 2021 год в рамках Федерального проекта контрольные точки в количестве 33, достигнуты в полном объеме.
Таблица 6
(млн руб.)
Наименование основного мероприятия |
2021 г. |
Исполнение, % |
|||
план (ФБ) |
план (СБР) |
факт |
к плану (ФБ) |
к плану (СБР) |
|
Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям |
1 724,5 |
1 823,0 |
1 823,0 |
105,7 |
100,0 |
Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели |
|
1 155,3 |
1 155,3 |
100,0 |
100,0 |
Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) |
|
667,7 |
667,7 |
100,0 |
100,0 |
Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности бюджетным учреждениям |
294,3 |
213,4 |
213,4 |
100,0 |
100,0 |
Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда |
5,8 |
0,4 |
0,4 |
7,1 |
100,0 |
Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд |
78,4 |
60,8 |
60,6 |
77,36 |
99,65 |
Всего |
2 103,0 |
2 097,6 |
2 097,4 |
99,73 |
99,98 |
6. Оценка Счетной палатой качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета
В ходе последующего контроля за исполнением федерального бюджета в соответствии с Методикой, утвержденной Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 мая 2018 г. N 24К (1245), проведена оценка качества управления государственными финансами, осуществляемого Россельхознадзором.
Оценка качества управления государственными финансами Россельхознадзором осуществлялась по девяти группам показателей.
Общее значение оценки качества управления государственными финансами, осуществляемого Россельхознадзором, за 2021 год составило 44 балла, что сопоставимо с показателем 2020 года.
7. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита
В соответствии со статьей 160.2-1 БК РФ приказом Россельхознадзора от 17 декабря 2020 г. N 1363 утвержден Порядок осуществления в центральном аппарате Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору внутреннего финансового аудита.
Полномочия по осуществлению Россельхознадзором внутреннего финансового аудита возложены на отдел внутреннего финансового аудита Россельхознадзора на основе функциональной независимости.
В связи с введением в действие новой структуры и штатного расписания центрального аппарата Россельхознадзора, внутренний финансовый аудит в центральном аппарате Россельхознадзора с 15 апреля 2021 года осуществляется помощником руководителя, наделенным соответствующими полномочиями на основе функциональной независимости.
Внутренний финансовый аудит в Россельхознадзоре в 2021 году осуществлялся на основе утвержденного 17 декабря 2020 года руководителем Россельхознадзора С.А. Данквертом годового плана проведения аудиторских мероприятий на 2021 год (далее - План).
В соответствии с Планом за проверяемый период проведено три аудиторских мероприятия в центральном аппарате Россельхознадзора.
Объем проверенных бюджетных средств составил 4 640,9 млн рублей, сумма выявленных нарушений - 1,6 млн рублей, или 0,4% от общего объема проверенных средств.
8. Результаты проверки и анализа эффективности формирования, управления и распоряжения федеральной собственностью главным администратором средств федерального бюджета
8.1. По состоянию на 1 января 2022 года Россельхознадзором используется 2 021 объект недвижимого имущества, в том числе: 1 607 объектов недвижимого имущества общей площадью 583 440,93 кв. м (право собственности оформлено на 1 599 объектов площадью 582 097,03 кв. м) и 414 земельных участков общей площадью 2 459 415,08 кв. м (право собственности оформлено на 414 объектов).
Территориальными управлениями Россельхознадзора используются 590 объектов недвижимого имущества и 151 земельный участок; ФГБУ (ФКП) - 1 016 объектов и 263 земельных участка.
В нарушение Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не зарегистрировано право собственности Российской Федерации на 8 объектов недвижимости, при этом количество объектов, используемых Россельхознадзором при отсутствии зарегистрированного права собственности Российской Федерации, сократилось на 50% по сравнению с 2020 годом (16 объектов недвижимости).
Количество используемых Россельхознадзором объектов недвижимого имущества (2 021 единица) в 2021 году по сравнению с 2020 годом (1 998 единиц) увеличилось на 23 единицы, в том числе недвижимое имущество (за исключением земельных участков) увеличилось на 19 единиц (в 2020 году - 1 588 единиц), количество земельных участков - на 4 единицы (в 2020 году - 410 участков).
8.2. В 2021 году в ведении Россельхознадзора находилось федеральное казенное предприятие "Республиканский фумигационный отряд".
Исходя из объема чистой прибыли за 2020 год в размере 855,2 млн рублей, ФКП "Республиканский фумигационный отряд" перечислена в федеральный бюджет часть чистой прибыли полученной в 2020 году в размере 213,8 млн рублей.
Задолженность ФКП "Республиканский фумигационный отряд" по перечислению части прибыли в федеральный бюджет по состоянию на 1 января и 31 декабря 2021 года отсутствовала.
9. Выводы
9.1. Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Россельхознадзора по состоянию на 1 января 2022 года.
9.2. Объем поступивших в 2021 году в федеральный бюджет доходов, администрируемых Россельхознадзором, составил 1 038,7 млн рублей, что выше прогноза на 17,4%. По сравнению с 2020 годом объем поступивших доходов вырос на 60,5% (647,2 млн рублей).
Существенные (более 15%) отрицательные и положительные отклонения фактических доходов от прогнозных показателей свидетельствуют о необходимости повышения качества администрирования и прогнозирования доходов федерального бюджета.
9.3. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета составило 16 577,7 млн рублей, или 99,9% сводной бюджетной росписи (16 590,3 млн рублей). Объем неисполненных ЛБО составил 12,6 млн рублей, или 0,1% от суммы доведенных бюджетных назначений.
9.4. Дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2022 года составила 1 758,1 млн рублей, что на 629,2 млн рублей, или на 55,7%, выше ее величины по состоянию на 1 января 2021 года (1 128,9 млн рублей). Кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2022 года составила 120,1 млн рублей, что на 23,7 млн рублей, или на 19,7%, ниже ее величины по состоянию на 1 января 2021 года (143,8 млн рублей).
9.5. Из 12 объектов капитального строительства, включенных в ФАИП на 2021 год, по которым предусмотрены ЛБО на капитальные вложения, к вводу в эксплуатацию в 2021 году объекты не предусмотрены. Техническая готовность объектов: от 0 до 10% - один объект; от 10 до 50% - три объекта; от 50 до 80% - четыре объекта; от 80 до 100% - четыре объекта.
В 2021 году в эксплуатацию введен один объект капитального строительства, не включенный в ФАИП на 2021 год, финансирование которого осуществлялось в рамках ФАИП в предыдущие годы.
9.6. По данным бюджетной отчетности за 2021 год количество объектов незавершенного строительства сократилось с двух до одной единицы, объем незавершенного строительства сократился на 562,2 млн рублей.
По данным бухгалтерской отчетности за 2021 год количество объектов незавершенного строительства сократилось с 58 до 55 единиц. При этом объем незавершенного строительства увеличился на 1 389,1 млн рублей.
Указанные изменения обусловлены завершением строительства двух объектов ФАИП и подготовкой их к вводу в эксплуатацию в 2022 году.
Общее количество объектов, включенных в План по снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства за 2021 год, сократилось на одну единицу и по состоянию на 1 января 2022 года составило три единицы.
9.7. Из 13 показателей (индикаторов), закрепленных за Россельхознадзором в рамках ведомственной целевой программы "Организация ветеринарного и фитосанитарного надзора" в 2021 году, не выполнен показатель "Доля не допущенных к ввозу из иностранных государств подлежащих ветеринарному контролю товаров, не соответствующих требованиям Евразийского экономического союза и Российской Федерации" (план - 1,02%, факт 1%).
10. Предложения
10.1. Направить представление Счетной палаты Российской Федерации: Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
10.2. Направить Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитор |
С.В. Мамедов |
------------------------------
1Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений".
2Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Общие требования N 574);
3Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ)
4 "Строительство лаборатории соответствующего уровня безопасности (с дополнительным помещением для содержания животных) по приему и хранению биоагентов особо опасных заболеваний животных, в том числе зооантропонозов, г. Владимир, микрорайон Юрьевец, площадка ФГБУ "ВНИИЗЖ", введенный в эксплуатацию в 2020 году (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 10 сентября 2020 г. N 33-RU33301000-35-2020).
5 "Строительство нового здания ФГБУ "Приморская МВЛ" в целях размещения лабораторного блока (корпуса) соответствующего уровня биологической защиты для работы с возбудителями АЧС и иными особо опасными болезнями животных по адресу: г. Уссурийск, ул. Белинского,3"; "Реконструкция зданий ФГБУ "Орловский референтный центр Россельхознадзора" в целях размещения лабораторного блока (корпуса) соответствующего уровня биологической защиты для работы с возбудителями АЧС и иными особо опасными болезнями животных по адресу: г. Курск, проспект Ленинского Комсомола, 8-а".
6 "Реконструкция вивария для создания лабораторно-диагностического корпуса филиала ФГБУ ВНИИЗЖ в Республике Крым".
7 "Реконструкция территории ФГБУ "ВГНКИ" со строительством здания "Центра Всемирной Организации здравоохранения животных (МЭБ) по пищевой безопасности, диагностике и борьбе с болезнями животных стран Восточной Европы, Центральной Азии и Закавказья" на месте строения N 5, г. Москва, Звенигородское шоссе, вл. 5" (от 4 июня 2021 г. N 77-181000-010093-2021).
8 "Реконструкция ЗАО Научный центр оценки и анализа рисков безопасности пищевых продуктов Республика Армения, г. Ереван".
9 "Строительство вивария ФГБУ ВГНКИ по адресу: Московская область, Истринский район, с.п Ивановское, пос. ОПХ Манихино" (от 1 декабря 2021 г. N 50-1-1-3-072579-2021).
10 "Строительство нового здания ФГБУ "Тульская МВЛ" в целях размещения лабораторного блока (корпуса) соответствующего уровня биологической защиты для работы с возбудителями АЧС и иными особо опасными болезнями животных по адресу: Тульская область г. Тула, Центральный район, ул. Некрасова" и "Реконструкция административного здания Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям, г. Москва, проспект Маршала Жукова, д. 1";
11Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты Российской Федерации "О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору С.А. Данкверт)" (утв. Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 11 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-