1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по Федеральной службе по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (далее - заключение Счетной палаты по Роспатенту) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по Роспатенту подготовлено на основании результатов одного контрольного мероприятия, по результатам которого составлен один акт, подписанный без замечаний проверяемой стороной.
1.2. Бюджетная отчетность Роспатента за 2021 год (далее - бюджетная отчетность) представлена в Счетную палату 15 марта 2022 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса.
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ). Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Роспатента по состоянию на 1 января 2022 года в соответствии с Инструкцией N 191н, Инструкцией о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 1 марта 2016 г. N 15н, Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н).
1.3. Роспатент является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Роспатент осуществляет свои функции и полномочия согласно Положению о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 218.
Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что Роспатент находится в ведении Минэкономразвития России.
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 1749-р, от 1 декабря 2008 г. N 1791-р и от 29 июля 2011 г. N 1347-р в ведении Роспатента находятся три федеральных государственных бюджетных учреждения:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения" (далее - ФГБУ ФАПРИД);
федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт промышленной собственности" (далее - ФГБУ ФИПС);
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская государственная академия интеллектуальной собственности" (далее - ФГБОУ ВО РГАИС).
Территориальных органов Роспатент не имеет.
2. Результаты проверки и анализа выполнения главным администратором средств федерального бюджета бюджетных полномочий
2.1. Выполнение бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета, установленных статьей 160 1 Бюджетного кодекса
2.1.1. Полномочия главного администратора доходов федерального бюджета осуществляются Роспатентом в рамках реализации статьи 160 1 Бюджетного кодекса и на основании приказа Роспатента от 12 ноября 2012 г. N 142 "Об осуществлении Федеральной службой по интеллектуальной собственности бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета". Подведомственные администраторы доходов федерального бюджета в Роспатенте отсутствуют.
В соответствии с приложением N 8 к Федеральному закону N 385-ФЗ и Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденным приказом Минфина России от 6 июня 2019 г. N 85н, Роспатент является главным администратором доходов федерального бюджета с закреплением за ним шести видов доходов (государственные пошлины, доходы от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, находящимися в собственности Российской Федерации, патентные и иные пошлины, административные штрафы, установленные главами 7, 14, 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
2.1.2. Методика прогнозирования поступлений доходов в федеральный бюджет, закрепленных за Федеральной службой по интеллектуальной собственности как главным администратором доходов, утверждена приказом Роспатента от 26 декабря 2019 г. N 218. Минфин России довел до Роспатента прогноз поступлений по доходам федерального бюджета в размере 7 525 001,4 тыс. рублей, который был учтен в Федеральном законе N 385-ФЗ.
Наибольшие суммы поступлений по доходам, администрируемым Роспатентом в 2021 году, приходятся на доходы от патентных и иных пошлин - 5 561 450,2 тыс. рублей (68,8 %), доходы от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, находящиеся в собственности Российской Федерации, - 2 404 382,7 тыс. рублей (29,7 %).
Приказом Роспатента от 25 октября 2012 г. N 133 "Вопросы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения" ФГБУ ФАПРИД наделено полномочиями по представлению интересов Роспатента по реализации функции по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения и ведению от его имени и в его интересах дел во всех судах общей юрисдикции, мировых судах, арбитражных судах, третейских судах, а также в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях и на стадиях исполнительного производства, включая ведение дел о банкротстве, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках бюджетных полномочий по взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет, реализуемых Роспатентом через подведомственное учреждение ФГБУ ФАПРИД, за 2021 год было принято участие в 300 судебных заседаниях (взыскание дебиторской задолженности по доходам по лицензионным договорам, неустойке, штрафам).
Роспатент контроль за деятельностью ФГБУ ФАПРИД, предусмотренный подпунктом 1 пункта 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7), осуществлял не на должном уровне.
В ходе контрольного мероприятия установлены факты пропуска ФГБУ ФАПРИД сроков исковой давности по взысканию штрафов, начисленных за неисполнение лицензиатами своих обязательств по представлению отчетной документации, и платежей в соответствии с условиями лицензионных договоров.
Так, по искам к ПАО "ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение" Арбитражным судом Республики Башкортостан в 2021 году отказано во взыскании штрафов на общую сумму 1 800,0 тыс. рублей в связи с истечением срока исковой давности по шести лицензионным договорам, заключенным в 2011 - 2012 годах.
По иску к АО ОКБ "НОВАТОР" судом отказано во взыскании штрафов на сумму 120,0 тыс. рублей по лицензионному договору от 8 ноября 2018 г. N 1-01-12-00658 в связи с истечением срока исковой давности (постановление Арбитражного суда города Москвы от 7 сентября 2021 г. N А40-40274/21-27-281).
По иску к ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики им. Н.Л. Духова" судом отказано во взыскании штрафов на сумму 525,0 тыс. рублей по лицензионному договору от 11 ноября 2020 г. N 2-02-10-00601 в связи с истечением срока исковой давности (постановление Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2022 г. N 40-195561/21-51-1306).
В течение 2021 года Роспатентом осуществлено 4,3 тыс. возвратов излишне уплаченных платежей в бюджет на общую сумму 86 633,9 тыс. рублей, что составляет 1,1 % общего объема администрируемых Роспатентом доходов федерального бюджета, исполненных в 2021 году (8 085 502,1 тыс. рублей).
2.2. Выполнение бюджетных полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета, установленных частью 1 статьи 158 Бюджетного кодекса
Роспатент не имеет подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств.
Полномочия главного распорядителя бюджетных средств осуществляются Роспатентом в соответствии с частью 1 статьи 158 Бюджетного кодекса, в том числе в части обеспечения результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств, ведения реестра расходных обязательств, составления, утверждения и ведения бюджетной росписи, распределения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
Обоснования бюджетных ассигнований Роспатента на 2021 год соответствуют реестру расходных обязательств Роспатента на 2021 год и объему бюджетных ассигнований, указанных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета по состоянию на 1 января 2021 года.
В 2021 году в ходе исполнения Федерального закона N 385-ФЗ в сводную бюджетную роспись было внесено 19 изменений, в результате которых общий объем первоначально утвержденной бюджетной росписи Роспатента (4 163 343,9 тыс. рублей) увеличился на 235 206,0 тыс. рублей, или на 5,6 %, и по состоянию на 31 декабря 2020 года составил 4 398 549,9 тыс. рублей.
Основное увеличение бюджетных ассигнований обусловлено выделением средств по КБК:
168 0113 23 4 D672200 246 и 168 0112 23 4 D672200 612 на 90 976,0 тыс. рублей в целях создания и обеспечения функционирования информационных систем по регистрации и охране прав на объекты интеллектуальной собственности и на их основе обеспечение оказания электронных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг в рамках реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации";
168 0113 15 5 0690011 120 на 91 314,0 тыс. рублей по причине выделения бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в 2021 году в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 21 Федерального закона N 385-ФЗ, постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 440-16, от 16 декабря 2021 г. N 2305-77;
168 0112 1 5 0692501 611 на 89 001,0 тыс. рублей по причине выделения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) ФГБУ ФИПС в связи с выделением средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях сохранения в 2021 году целевого значения соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597.
2.3. Выполнение бюджетных полномочий главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, установленных частью 1 статьи 160 2 Бюджетного кодекса
В соответствии с приложением N 9 "Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" к Федеральному закону N 385-ФЗ и Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденным приказом Минфина России от 6 июня 2019 г. N 85н, Роспатент в 2021 году являлся главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета без закрепления за ним кодов бюджетной классификации. Показатели по источникам финансирования дефицита федерального бюджета Роспатенту на 2021 год не устанавливались и не доводились.
3. Результаты проверки и анализа исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности в главном администраторе средств федерального бюджета
3.1. В части доходов федерального бюджета
3.1.1. Кассовое исполнение федерального бюджета за 2021 год по доходам, администрируемым Роспатентом, составило 8 085 502,1 тыс. рублей, или 107,4 % к уточненному прогнозу поступлений доходов в федеральный бюджет (7 525 001,4 тыс. рублей), и по сравнению с 2020 годом (7 409 909,5 тыс. рублей) увеличилось на 675 592,6 тыс. рублей, или на 9,1 %. По всем администрируемым Роспатентом доходам поступило 740,9 тыс. платежей.
На доходы от патентных пошлин и доходы от распоряжения правами на результаты интеллектуальной собственности приходится 98,5 % общего объема поступивших доходов.
Динамика поступлений от патентных и иных пошлин представлена в таблице 1.
Таблица 1
(тыс. руб.)
Наименование |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Патентные и иные пошлины |
3 929 670,9 |
4 999 728,7 |
5 023 505,2 |
5 049 778,9 |
5 561 450,2 |
Отношение к предыдущему году, % |
+ 8,82 |
+ 27,2 |
+ 0,5 |
+ 0,5 |
+ 10,1 |
Увеличение доходов по патентным и иным пошлинам связано с увеличением количества юридически значимых действий, за совершение которых уплачиваются патентные пошлины.
Динамика поступлений, администрируемых Роспатентом доходов от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, представлена в таблице 2.
Таблица 2
Год |
Доходы от распоряжения правами на результаты деятельности военного и специального назначения |
|||
кол-во лицензионных договоров, находящихся на сопровождении |
исполнено (тыс. руб.) |
отклонение от предыдущего года |
||
тыс. руб. |
% |
|||
2015 |
894 |
1 861 891,97 |
- 371 131,43 |
- 16,65 |
2016 |
825 |
1 377 743,50 |
- 484 148,47 |
- 26 |
2017 |
822 |
1 205 356,0 |
- 172 387,5 |
- 14,3 |
2018 |
755 |
2 014 109,2 |
+ 808 753,20 |
+ 67 |
2019 |
605 |
2 559 915,8 |
+ 545 806,6 |
+ 27,1 |
2020 |
582 |
2 262 160,2 |
- 297 755,6 |
- 11,6 |
2021 |
553 |
2 404 382,7 |
+ 142 222,5 |
+ 6,3 |
Незначительный рост поступлений доходов от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности связан с ростом курса долларов и увеличением количества платежей по лицензионным договорам.
Согласно информации, размещенной в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", прогнозы кассовых поступлений по доходам федерального бюджета по состоянию на 1 апреля 2021 года, на 1 июля 2021 года и на 1 октября 2021 года представлены в Федеральное казначейство в установленные сроки.
Недовыполнение свыше 15 % установлено по следующим видам доходов:
по КБК 168 1 11 02012 01 6000 120 исполнение за 2021 год составило 4,4 тыс. рублей, или 1,1 %. Указанный показатель трудно прогнозируется, по данному коду доходов федерального бюджета перечисляются проценты, начисленные Роспатенту, за проданную валюту, поступление которой зависит от поступлений в иностранной валюте от Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года, Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, подписанным в Мадриде 28 июня 1989 года, и Гаагским соглашением о международной регистрации промышленных образцов.
Перевыполнение свыше 15 % установлено по следующим видам доходов:
по КБК 168 1 08 07081 01 0000 110 исполнение за 2021 год составило 226,1 тыс. рублей, или 119,9 % уточненной оценки. Перевыполнение обусловлено невозможностью прогнозирования точного количества выданных свидетельств по итогам аттестации кандидатов в патентные поверенные и патентных поверенных, расширяющих специализацию в отчетном году;
по КБК 168 1 11 09011 01 6000 120 исполнение за 2021 год составило 2 404 382,7 тыс. рублей, или 120,3 % уточненной оценки. Показатель трудно прогнозируется и зависит от совершения поставок продукции военного, специального и двойного назначения. Отсутствие информации о сроках исполнения контрактов с иностранными заказчиками влияет на формирование точных параметров показателя;
по КБК 168 1 13 02991 01 6000 130 исполнение за 2021 год составило 5 535,4 тыс. рублей, или 153,7 % уточненной оценки. Перевыполнение обусловлено увеличением обращений по регистрации патентных поверенных.
Роспатентом на 2021 год не прогнозировались поступления доходов:
по КБК 168 1 16 07010 01 9000 140 "Штрафы, неустойки, пени, уплаченные в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом, заключенным федеральным государственным органом, федеральным казенным учреждением, государственной корпорацией (иные штрафы)" (кассовое исполнение 493,6 тыс. рублей);
по КБК 168 2 18 01010 01 0000 150 "Доходы федерального бюджета от возврата бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет" (кассовое исполнение - 3 987,6 тыс. рублей).
Объем указанных доходов составил 0,06 % общего объема по доходам Роспатента.
Выборочной проверкой установлено, что данные, содержащиеся в главной книге, расчетных документах соответствуют показателям формы 0503127 "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета", а также формы 050130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета".
3.1.2. Объем выпадающих доходов от применения льгот, освобождений от уплаты пошлин в 2021 году составил 1 580 870,0 тыс. рублей, из них:
по патентным и иным пошлинам - 1 570 237,4 тыс. рублей;
по государственным пошлинам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, - 10 632,6 тыс. рублей.
В период с 2015 по 2017 год отмечалось снижение объема выпадающих доходов по Роспатенту. Так, в 2015 году выпадающие доходы составили 117 164,3 тыс. рублей, в 2016 году - 105 293,2 тыс. рублей и снизились на 10,1 % по сравнению с 2015 годом, в 2017 году - 83 677,5 тыс. рублей и снизились на 20 % по сравнению с 2016 годом.
В 2018 - 2021 годах отмечается увеличение объема выпадающих доходов, что в основном обусловлено увеличением размера пошлин и изменением размера льготы при подаче в электронном виде заявок с 15 до 30 %. В 2018 году выпадающие доходы составили 776 812,1 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с 2017 годом почти в 10 раз. В 2019 году выпадающие доходы составили 1 190 319,6 тыс. рублей, увеличившись в 1,5 раза по сравнению с 2018 годом, в 2020 году - 1 246 993,9 тыс. рублей, увеличившись на 4,8 % по сравнению с 2019 годом, в 2021 году - на 26,8 % по сравнению с 2020 годом.
3.2. В части расходов федерального бюджета
3.2.1. Бюджетные ассигнования, предусмотренные Федеральным законом N 385-ФЗ, составили 4 163 343,9 тыс. рублей. В соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью на конец 2021 года бюджетные ассигнования составили 4 398 549,9 тыс. рублей. Кассовое исполнение по Роспатенту за 2021 год составило 4 366 889,9 тыс. рублей, или 99,3 % показателя сводной бюджетной росписи с учетом изменений.
Общая сумма кассовых расходов Роспатента в 2021 году по сравнению с 2020 годом выросла на 289 172,7 тыс. рублей, или на 7,1 %.
Увеличение кассовых расходов по сравнению с 2020 годом вызвано в основном:
увеличением бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий подведомственными учреждениями на 178 437,6 тыс. рублей, или на 5,4 %, в связи с ростом объема государственных услуг (работ) по поступлению и рассмотрению заявок на товарные знаки и программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем, по проведению экспертиз, с увеличением количества выполняемых ФГБОУ ВО РГАИС прикладных научно-исследовательских работ, с выделением ФГБУ ФИПС средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях сохранения в 2021 году целевого значения соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597;
увеличением бюджетных ассигнований на 111 839,9 тыс. рублей, или на 22,5 %, по субсидиям на иные цели в связи с выделением дополнительных бюджетных ассигнований от Минцифры России на реализацию комплекса мероприятий по созданию обеспечивающих программно-аппаратных комплексов для аттестации и введения в промышленную эксплуатацию комплекса государственных информационных систем, а также на организацию деятельности Международного центра компетенций в сфере интеллектуальной собственности как структурного элемента ФГБОУ ВО РГАИС.
Неисполнение бюджетных ассигнований составило 31 660,4 тыс. рублей, или 0,7 % лимитов бюджетных обязательств (4 398 549,9 тыс. рублей), и связано в основном с неисполнением поставщиками своих обязательств в установленные государственными контрактами сроки (28 497,6 тыс. рублей), с экономией по начислениям на выплаты по оплате труда в связи с применением регрессивной ставки по страховым взносам (2 562,4 тыс. рублей), экономией командировочных расходов (316,1 тыс. рублей), экономией по итогам заключения государственных контрактов (83,5 тыс. рублей), по уплате взноса во Всемирную организацию интеллектуальной собственности в связи с курсовой разницей (51,3 тыс. рублей).
В динамике неисполнение Роспатентом бюджетных ассигнований за последние три года составило в 2018 году - 0,2 %, в 2019 году - 2,7 %, в 2020 году - 0,05 %, в 2021 году - 0,7 %.
3.2.2. В ходе аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в Роспатенте выявлены следующие недостатки.
3.2.2.1. Роспатентом при формировании начальной (максимальной) цены контракта по закупке (извещение от 30 сентября 2021 г. N 0173100006721000003) допущено несоблюдение пункта 3.13.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 (далее - Методические рекомендации), в части использования при расчете начальной (максимальной) цены контракта коммерческого предложения ООО "ФАКТОР ПАЧОЛИ" (ИНН 5024071546), сведения о котором включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 30 декабря 2020 года (реестровый номер РНП.253458-20) Управлением ФАС России по Московской области в связи с уклонением от заключения контракта.
3.2.2.2. Роспатентом при формировании начальной (максимальной) цены контракта по двум закупкам (извещения N 0173100006721000002 и N 0173100006720000013) допущено несоблюдение пункта 3.13.4 Методических рекомендаций, в соответствии с которым не рекомендуется использовать для расчета начальной (максимальной) цены контракта ценовую информацию, не содержащую расчета цен товаров, работ, услуг:
при расчете начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг по модернизации и обеспечению функционирования, эксплуатации государственной информационной системы "Программный комплекс "Аттестация" в 2021 году было использовано коммерческое предложение ООО "Эксперт" от 29 июня 2021 г. N 03/06/21 на сумму 7 650,0 тыс. рублей, не содержащее расчета цены на оказанные услуги;
при расчете начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по обеспечению функционирования и эксплуатации информационной системы "Администрирование доходов бюджета" в 2021 году были использованы коммерческие предложения ООО "Эксперт" от 16 декабря 2020 г. N 17/12/20 на сумму 11 600,0 тыс. рублей, ООО "АСК Аудит" от 16 декабря 2020 г. N 21/20 на сумму 12 000,0 тыс. рублей, ООО "Лико-Финанс" от 16 декабря 2020 г. N 11/12-20 на сумму 11 800,0 тыс. рублей, не содержащие расчета цен на оказанные услуги.
3.3. В части источников финансирования дефицита федерального бюджета
Показатели по источникам финансирования дефицита федерального бюджета Роспатенту на 2021 год не устанавливались и не доводились.
3.4. В части дебиторской задолженности
По данным бюджетной отчетности Роспатента, по состоянию на 31 декабря 2021 года объем дебиторской задолженности снизился по сравнению с началом отчетного периода на 1 718 992,5 тыс. рублей, или на 17,5 %, и составил 8 123 148,1 тыс. рублей.
Объем дебиторской задолженности, отраженный в форме 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета" по состоянию на 1 января 2021 года составляет 9 842 140,6 тыс. рублей и соответствует показателям объема дебиторской задолженности на конец 2020 года, что отражено в таблице 3.
Таблица 3
(млн. руб.)
Наименование и номер балансового счета по учету дебиторской задолженности |
Дебиторская задолженность на 01.01.2020 |
Дебиторская задолженность на 01.01.2021 |
Дебиторская задолженность на 01.01.2022 |
Изменение дебиторской задолженности в 2021 году по сравнению с 2020 годом |
||||
всего |
в том числе просроченная |
всего |
в том числе просроченная |
всего |
в том числе просроченная |
всего |
% |
|
Всего: |
10 105,0 |
2 389,2 |
9 842,1 |
2 570,2 |
8 123,1 |
2 567,9 |
-1719,0 |
17,5 |
По доходам |
9 890,8 |
2 389,2 |
9 841,4 |
2 570,2 |
8 122,0 |
2 567,9 |
-1719,4 |
17,5 |
По расходам |
214,2 |
0,0 |
0,7 |
0,0 |
1,1 |
0,0 |
0,4 |
57,1 |
3.4.1. В структуре дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2021 года наибольший удельный вес составила дебиторская задолженность по доходам (счет 1.205.00 "Расчеты по доходам") в объеме 8 121 972,3 тыс. рублей, или 99,9 %. Расчеты по выданным авансам составляют 459,1 тыс. рублей, расчеты по платежам в бюджет - 17,1 тыс. рублей, расчеты по ущербу и иным доходам - 699,6 тыс. рублей.
Основной объем дебиторской задолженности Роспатента образовался в связи с начислением доходов от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, находящиеся в собственности Российской Федерации на основании лицензионных договоров между Российской Федерацией и предприятиями о предоставлении им прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности, которые принадлежат Российской Федерации, при производстве продукции военного, специального и двойного назначения по контрактам с иностранными заказчиками с момента их заключения.
Лицензионные платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности определяются в данных лицензионных договорах в соответствии с приказами Минюста России (от 21 марта 2008 г. N 72 - утратил силу) и Роспатента (от 10 декабря 2012 г. N 157) и зависят от цены указанных контрактов. Поставки продукции по отдельным контрактам могут выполняться в течение относительно длительного периода, что обуславливает сохранение в течение нескольких лет соответствующей дебиторской задолженности.
Также на рост или сокращение дебиторской задолженности оказывает влияние рост курсов иностранных валют, в связи с тем что большинство лицензионных договоров заключены в иностранной валюте.
По состоянию на 31 декабря 2021 года объем просроченной дебиторской задолженности (по расчетам по доходам от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) снизился на 2 276,8 тыс. рублей, или на 0,09 %.
В 2021 году признана безнадежной к взысканию задолженность (по ликвидированным предприятиям, штрафам за несвоевременное представление отчетности по лицензионным договорам в связи с истечением срока исковой давности) на общую сумму 11 982,8 тыс. рублей по 57 лицензионным договорам. Указанная сумма задолженности числится на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность". По состоянию на 31 декабря 2021 года остаток по указанному счету составил 163 424,8 тыс. рублей.
В рамках судебно-претензионной работы ФГБУ ФАПРИД в 2021 году было направлено 98 претензий в адрес лицензиатов на общую сумму 47 814,6 тыс. рублей и 325,0 тыс. дол. США, подано 15 исковых заявлений о взыскании с предприятий сумм задолженности перед федеральным бюджетом на общую сумму 3 750,0 тыс. рублей. В результате проделанной в 2021 году работы за отчетный период в доход федерального бюджета перечислено 7 254,7 тыс. рублей (всего в 2021 году перечислено в доход федерального бюджета на основании судебных решений по исковым заявлениям прошлых отчетных периодов - 1 329 860,2 тыс. рублей).
3.4.2. Дебиторская задолженность по расходам на 31 декабря 2021 года по сравнению с данными на 1 января 2021 года снизилась на 280,4 тыс. рублей, или на 31,3 %.
Дебиторская задолженность по расходам является реальной и носит текущий характер.
Просроченной и нереальной к взысканию дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета у Роспатента по состоянию на 31 декабря 2021 года не имеется. Фактов осуществления авансовых платежей свыше 30 % от цены контракта не установлено.
3.5. В части кредиторской задолженности
По данным бюджетной отчетности Роспатента, по состоянию на 31 декабря 2021 года объем кредиторской задолженности увеличился по сравнению с показателем на 1 января 2021 года на 546 045,2 тыс. рублей, или на 67,1 %, и составил 1 359 331,5 тыс. рублей. Долгосрочной и просроченной кредиторской задолженности у Роспатента не имеется.
3.5.1. Основной объем кредиторской задолженности Роспатента состоит из задолженности по доходам (1 358 903,0 тыс. рублей, или 99,9 % общей кредиторской задолженности), что обусловлено поступлением до оказания услуг платежей за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование мест происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами.
3.5.2. По состоянию на 31 декабря 2021 года объем кредиторской задолженности по расходам снизился по сравнению с показателями на 1 января 2021 года на 30,1 % и составил 428,5 тыс. рублей.
4. Результаты проверки и анализа исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов и объектов незавершенного строительства
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (в том числе приобретение объектов недвижимого имущества) Роспатенту в 2021 году не предусматривались.
5. Результаты проверки и анализа результативности использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на финансовое обеспечение государственных заданий и субсидий на иные цели
5.1. Объемы финансового обеспечения выполнения государственных заданий ФГБУ ФИПС, ФГБУ ФАПРИД и ФГБОУ ВО РГАИС на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов определены на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ в соответствии с пунктом 11 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640).
В соответствии с Федеральным законом N 385-ФЗ и доведенными до Роспатента лимитами бюджетных обязательств объем финансового обеспечения выполнения государственного задания подведомственными бюджетными учреждениями Роспатента составил 3 478 778,7 тыс. рублей, кассовое исполнение - 100 %.
Государственные задания утверждены для ФГБУ ФИПС (N 168-00001-21-00), ФГБУ ФАПРИД (N 168-00002-21-00) 25 декабря 2020 года, для ФГБОУ ВО РГАИС (N 168-00003-21-00) 29 декабря 2020 года в соответствии со сроком, установленным пунктом 5 Положения N 640.
В нарушение абзаца второго пункта 48 Положения N 640, согласно которому правила осуществления контроля органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, и главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, за выполнением государственного задания устанавливаются указанными органами, Роспатентом не утверждены в установленном порядке правила осуществления контроля за выполнением государственного задания подведомственными Роспатенту федеральными государственными бюджетными учреждениями. Данное нарушение устранено в ходе контрольного мероприятия (принят приказ Роспатента от 31 марта 2022 г. N 60).
За отчетный период не достигнуты следующие показатели.
По ФГБУ ФИПС:
количество проведенных экспертиз заявок на объекты патентного права, в том числе международных заявок, и проведение международного поиска по международным заявкам и принятых решений по их результатам (плановое значение - 52,5 тыс. ед., фактическое - 50,7 тыс. ед.);
количество сведений о зарегистрированных объектах патентных прав, поданных заявках и выданных по ним патентах, подготовленных к публикации (плановое значение - 54,5 тыс. документов, фактическое - 52,6 тыс. документов).
По ФГБОУ РГАИС:
численность обучающихся, за исключением лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, по специальности "Экономика" (плановое значение - 6 человек, фактическое - 5 человек), невыполнение связано с отчислением обучающихся в соответствии с приказом от 26 августа 2020 г. N 100;
численность обучающихся, за исключением лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, по специальности "Менеджмент" (плановое значение - 21 человек, фактическое - 19 человек), невыполнение связано с отчислением обучающихся в соответствии с приказом от 22 июля 2020 г. N 452.
Указанные показатели не превышают допустимое отклонение 10 % за год.
При этом ряд показателей государственного задания существенно перевыполнен.
По шести показателям ФГБУ ФИПС перевыполнение составляет от 56,4 до 7,2 раза.
Например, в журналах, индексируемых в российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования (Российский индекс научного цитирования, Google Scholar, European Reference Index for the Humanities и др.), размещена 41 публикация (по плану - 12), рассмотрены 26,1 тыс. заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральных микросхем и принятых решений по результатам рассмотрения (по плану - 16,9 тысячи).
Перевыполнение государственного задания ФГБУ ФАПРИД по количеству судебных заседаний связано с неоднократным проведением судебных заседаний при рассмотрении исковых требований по каждому обращению в суд, их переносом и рассмотрением кассационных жалоб на решения суда (плановое значение - 114 заседаний, фактическое - 300).
5.2. На 2021 год предусмотрены субсидии на иные цели в соответствии с абзацем вторым статьи 78 1 Бюджетного кодекса в объеме 609 663,6 тыс. рублей, из них: ФГБУ ФИПС - 522 858,2 тыс. рублей (на осуществление мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, ремонту объектов движимого имущества, в том числе особо ценного в части оборудования, модернизации объектов нефинансовых активов, отнесенных к движимому имуществу, и финансирование мероприятий в области информационных технологий); ФГБОУ ВО РГАИС - 86 805,4 тыс. рублей (на выплаты стипендий обучающимся, капитальный ремонт объектов недвижимого имущества, приобретение объектов особо ценного движимого имущества).
Роспатент по согласованию с Минфином России подтвердил использование остатков субсидий, предоставленных ФГБУ ФИПС, на 1 января 2021 года на сумму неисполненных обязательств в размере 71 495,05 тыс. рублей.
Неиспользованный остаток субсидии на иные цели, предоставленной ФГБУ ФИПС, на 1 января 2022 года составил 355 085,3 тыс. рублей, или 67,9 % объема субсидий по соглашениям (522 858,2 тыс. рублей).
По состоянию на 1 января 2022 года израсходованы средства за счет субсидии на иные цели ФГБУ ФИПС и ФГБОУ ВО РГАИС на общую сумму 242 292,7 тыс. рублей.
5.3. Планы финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Роспатенту учреждений в установленном порядке утверждены на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов ФГБУ ФИПС и ФГБУ ФАПРИД 21 января 2021 года, ФГБОУ ВО РГАИС - 25 января 2021 года.
6. Результаты проверки и анализа использования субсидий, предоставленных юридическим лицам
Средства федерального бюджета на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), взносов в уставные капиталы юридическим лицам Роспатенту на 2021 год не предусмотрены.
7. Анализ реализации в отчетном финансовом году главным администратором средств федерального бюджета полномочий ответственного исполнителя, и (или) соисполнителя, и (или) участника государственных программ Российской Федерации, анализ исполнения (хода реализации) в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации, подпрограмм и федеральных целевых программ, а также федеральных целевых программ, не вошедших в государственные программы Российской Федерации
Роспатент не является ответственным исполнителем государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограммы) и является участником пяти госпрограмм.
Основное кассовое исполнение (99,7 %) осуществляюсь в рамках реализации следующих трех госпрограмм:
госпрограмма "Экономическое развитие и инновационная экономика" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 (далее - ГП-15).
Роспатент в 2021 году являлся участником подпрограммы 5 "Стимулирование инноваций" в части основного мероприятия 5.6. "Развитие механизмов правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности".
Исполнение расходов на реализацию ГП-15 составило 3 584 902,9 тыс. рублей (99,9 % показателя уточненной бюджетной росписи).
В рамках указанного основного мероприятия в 2021 году Роспатентом в установленный срок реализованы три мероприятия, а также ряд контрольных событий:
финансовое обеспечение выполнения функций центрального аппарата Роспатента, в том числе осуществление выплат федеральным государственным служащим, расходов по уплате налогов, на командирование и на закупку товаров, работ и услуг в соответствии с заключенными договорами (кассовое исполнение - 214 546,6 тыс. рублей);
уплата взноса в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности. Взнос Российской Федерации за 2021 год уплачен полностью в размере 455,8 тыс. швейцарских франков (36 999,3 тыс. рублей);
выполнение государственных заданий на осуществление работ подведомственными бюджетными учреждениями Роспатента (субсидии подведомственным бюджетным учреждениям на выполнение государственного задания предоставлены в размере 100 % суммы заключенных соглашений (кассовое исполнение - 3 158 513,2 тыс. рублей).
Роспатенту на 2021 год были установлены следующие плановые значения показателей (индикаторов):
доля заявок на государственную регистрацию интеллектуальной собственности, поданных в электронном виде, - 75 %, фактическое значение в 2021 году - 76,5 %;
средний срок рассмотрения заявок на государственную регистрацию товарного знака - 5,5 месяца, фактическое значение в 2021 году - 3,8 месяца;
госпрограмма "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 (далее - ГП-47).
Роспатент является участником ГП-47 в рамках подпрограмм 2 "Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования" и 4 "Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений".
Уточненной бюджетной росписью на реализацию ГП-47 Роспатенту было предусмотрено 245 692,6 тыс. рублей. Показатели росписи исполнены в полном объеме.
Отчетные данные о ходе реализации и об оценке эффективности ГП-47 направлены Роспатентом в Минобрнауки России письмом от 9 февраля 2022 г. N 04/20-1574/07.
Ответственным исполнителем показателей указанных подпрограмм определено Минобрнауки России.
В соответствии с информацией, размещенной на Портале государственных программ Российской Федерации, в 2021 году достигнуты следующие показатели ГП-47:
число заявок на выдачу патентов, поданных по результатам исследований и разработок, составило 390,2 тыс. ед.;
количество патентов (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), в отношении которых зарегистрированы распоряжения исключительным правом по договору, составило 8,2 тыс. ед.
Российская Федерация заняла 11 место по удельному весу в общем числе заявок на получение патентов на изобретения, поданных в мире по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития (план на 2021 год в соответствии с паспортом ГП-47 - 12 место). Снижение позиции России по сравнению с 2020 годом (8 место) связано со снижением патентной активности организаций, занимающихся научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и опытно-технологическими работами (далее - НИОКТР) на протяжении последних нескольких лет, а также задержкой по времени получения реального эффекта от реализации государственных мер, принимаемых в настоящее время федеральными органами исполнительной власти, по поддержке НИОКТР средних и завершающих стадий, сопровождаемых патентованием.
Кроме того, по информации Роспатента, количество поданных заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности в 2021 году составило:
на изобретения - 35,0 тыс. ед. (на 1,5 % меньше по сравнению с 2020 годом);
на полезные модели - 9,2 тыс. ед. (на 9,3 % меньше по сравнению с 2020 годом);
на промышленные образцы - 7,7 тыс. ед. (на 11,8 % больше по сравнению с 2020 годом);
на товарные знаки - 93,9 тыс. ед. (на 7,3 % больше по сравнению с 2020 годом);
на наименования места происхождения - товаров 78 ед. (на 22 % меньше по сравнению с 2020 годом);
на программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем - 21,3 тыс. ед. (на 2 % больше по сравнению с 2020 годом).
В области технологий борьбы с вирусами и сопутствующими заболеваниями (пневмонией) Роспатентом выдано 139 патентов, из них: на изобретения - 90, на полезные модели - 49;
госпрограмма "Информационное общество" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 (далее - ГП-23) и реализуется Роспатентом в рамках федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
8. Анализ исполнения (хода реализации) за отчетный финансовый год национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов
В соответствии с паспортом федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" заместитель руководителя Роспатента является ответственным за достижение результата по созданию и функционированию информационных систем информатизации деятельности по регистрации и охране прав на объекты интеллектуальной собственности. Плановый срок достижения результата - 31 декабря 2021 года.
Уточненной сводной бюджетной росписью на реализацию указанного федерального проекта было предусмотрено 553 625,0 тыс. рублей, кассовое исполнение составило 525 599,1 тыс. рублей, или 94,9 %, в том числе:
по субсидии ФГБУ ФИПС на иные цели (подраздел 0112) - 505 758,2 тыс. рублей;
по закупкам товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий - 19 840,9 тыс. рублей.
Федеральным проектом предусмотрен ввод в декабре 2021 года в промышленную эксплуатацию 15 информационных систем, из которых 11 государственных информационных систем (далее - ГИС) и 4 информационные системы (далее - ИС), обеспечивающие цифровую трансформацию государственных услуг по регистрации и охране прав на объекты интеллектуальной собственности.
В полном объеме завершены работы по созданию и вводу в промышленную эксплуатацию три ИС:
ИС "Управление централизованной поддержкой и сопровождением информационно-технологической инфраструктуры и пользователей";
ИС "Создание системы поддержки хранения, сопоставления и определения схожести объектов ИС в форме цифровых трехмерных моделей для обеспечения технической возможности описания и хранения объектов интеллектуальной собственности в форме цифровых, в том числе трехмерных, моделей при их государственной регистрации";
ИС управления административными процессами Роспатента.
Работы по созданию обеспечивающей ИС перевода традиционных форматов в цифровой вид завершены в полном объеме. Проводятся мероприятия по вводу системы в промышленную эксплуатацию.
При этом по итогам 2021 года в промышленную эксплуатацию 11 ГИС не введены.
По информации Роспатента, нарушение сроков наступления контрольных событий обусловлено несвоевременным исполнением контрагентами обязательств по договорам (контрактам), а также секвестированием бюджетных средств 2021 года, предназначенных на завершение работ по закупке и созданию обеспечивающих программно-аппаратных комплексов, в том числе необходимых для проведения мероприятий по аттестации создаваемых ГИС. Ввод ГИС и ИС в промышленную эксплуатацию запланирован на II квартал 2022 года.
9. Результаты проверки и анализа осуществления бюджетных полномочий в части предоставления межбюджетных трансфертов
Бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов в 2021 году Роспатенту не предусматривались.
10. Оценка Счетной палатой качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета
Счетной палатой проведена оценка качества управления государственными финансами Роспатента, которая составила в 2021 году 43,5 балла (в 2019 году - 45 баллов, в 2020 году - 44,5 балла).
По результатам проверки дана следующая оценка по группе показателей: "Среднесрочное финансовое планирование" - 6 баллов, "Исполнение по доходам" - 6 баллов, "Исполнение по расходам" - 15 баллов, "Состояние дебиторской и кредиторской задолженности" - 4,5 балла, "Учет и отчетность" - 11 баллов, "Внутренний финансовый аудит" - 0 баллов, "Уровень объема финансовых нарушений, выявленных по результатам внешнего государственного финансового контроля" - 0 баллов, "Выполнение государственных заданий" - 1 балл.
11. Анализ результатов проверки качества финансового менеджмента, осуществляемого главным администратором средств федерального бюджета
В соответствии с требованиями приказа Минфина России от 18 июня 2020 г. N 112н "Об утверждении порядка проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента" Роспатент письмами от 14 апреля 2021 г. N 04/20-724/07 и от 1 сентября 2021 г. N 04/20-13363 представлял Минфину России сведения для расчета показателей годового мониторинга качества финансового менеджмента за 2021 год.
Согласно размещенным на официальном сайте Минфина России отчетам о результатах мониторинга качества финансового менеджмента по состоянию на 1 января 2020 года Роспатент в рейтинге главных администраторов средств федерального бюджета занимал 35 место из 94 возможных, по состоянию на 1 января 2021 года - 51, по состоянию на 1 октября 2021 года - 44 из 93 возможных (69,2 балла).
12. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита
В отчетном периоде полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита на основании приказа Роспатента от 7 сентября 2020 г. N 245/л были возложены на заместителя начальника отдела региональной интеграции Управления международного сотрудничества. Приказом Роспатента от 15 сентября 2021 г. N 194/л признан утратившим силу приказ Роспатента от 7 сентября 2020 г. N 245/л и, соответственно, с сентября 2021 года в Роспатенте отсутствовали должностные лица, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
В рамках реализации положений пункта 5 статьи 160 2-1 Бюджетного кодекса и в целях организации и упорядочения работы по проведению внутреннего финансового аудита приказом от 2 сентября 2021 г. N 138 утвержден Порядок осуществления Федеральной службой по интеллектуальной собственности внутреннего финансового аудита и о признании утратившим силу приказа Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 23 ноября 2020 г. N 149 "Об утверждении Порядка осуществления Федеральной службой по интеллектуальной собственности внутреннего финансового аудита".
План внутреннего финансового аудита на 2021 год утвержден приказом Роспатента от 31 декабря 2020 г. N 185.
Указанным планом предусмотрено проведение трех мероприятий, в том числе:
аудит формирования проекта государственного задания на выполнение работ ФГБУ "ФАПРИД" на 2022 - 2024 годы и его финансового обеспечения;
аудит порядка формирования и ведения бюджетной сметы Роспатента;
аудит осуществления расходов, выделяемых ФГБОУ ВО РГАИС из федерального бюджета на улучшение материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2021 году указанные мероприятия не проводились.
В нарушение пункта 8 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 5 августа 2020 г. N 160н, согласно которому план проведения аудиторских мероприятий должен содержать перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, одно из которых проводится в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264 1 Бюджетного кодекса, в Плане проведения аудиторских мероприятий на 2021 год, утвержденном приказом Роспатента от 31 декабря 2020 г. N 185 (далее - План проведения аудиторских мероприятий на 2021 год), отсутствует мероприятие, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264 1 Бюджетного кодекса.
В нарушение абзаца четвертого пункта 8 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 195н, согласно которому руководитель субъекта внутреннего финансового аудита обязан обеспечивать выполнение плана проведения аудиторских мероприятий, в Роспатенте не было обеспечено выполнение Плана проведения аудиторских мероприятий на 2021 год (аудиторские мероприятия, предусмотренные Планом проведения аудиторских мероприятий на 2021 год, не проводились).
13. Результаты проверки и анализа эффективности формирования, управления распоряжения федеральной собственностью главным администратором средств федерального бюджета
13.1. Центральный аппарат Роспатента
Центральный аппарат Роспатента размещается в отдельных помещениях (комнатах) общей площадью 1 781,5 кв. м, расположенных на 2 - 6 этажах десятиэтажного здания по адресу: г. Москва, Бережковская набережная, д. 24, стр. 12 (часть площади занимает ФГБУ ФИПС и ФГБУ ФАПРИД). Указанные помещения закреплены за Роспатентом на праве оперативного управления на основании распоряжений Росимущества от 8 ноября 2005 г. N 2475-р и Территориального управления Росимущества в г. Москве от 21 сентября 2012 г. N 1137. Используемая Роспатентом площадь составляет 1 744,5 кв. м.
Остаток площадей (37 кв. м) в соответствии с договором безвозмездного пользования от 16 ноября 2018 г. N 01-БП/18 предоставлен Роспатентом в безвозмездное бессрочное пользование ФГБУ ФАПРИД.
В нарушение пункта 19 Положения об учете и контроле за использованием федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 (далее - Положение N 447), которым определено, что правообладатель для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан в 14-дневный срок со дня приобретения имущества направить в Автоматизированную систему учета федерального имущества (далее - система учета) карты сведений об объекте учета и документы, подтверждающие приобретение правообладателем объекта учета, Роспатентом сведения для учета в реестре федерального имущества в отношении двух нематериальных активов и двух объектов иного движимого имущества направлены в 2021 году с нарушением установленного срока от 1 месяца до 7,5 лет:
по теплотелевизионному регистратору (далее - ТТР) или инфракрасной системе измерения температуры IR 236 (дата принятия к бухгалтерскому учету - 31 декабря 2020 года, стоимость - 1 572,94 тыс. рублей) запрос в реестр федерального имущества на регистрацию карты (записи) направлен 25 февраля 2021 г. N 102 377 683, то есть с нарушением установленного срока на 1 месяц;
ТТР или инфракрасной системе измерения температуры IR 236 (дата принятия к бухгалтерскому учету - 31 декабря 2020 года, стоимость - 1 572,94 тыс. рублей) запрос в реестр федерального имущества на регистрацию карты (записи) направлен 25 февраля 2021 г. N 102 377 736, то есть с нарушением установленного срока на 1 месяц;
по государственной информационной системе "Официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности" (дата принятия к бухгалтерскому учету - 24 июля 2020 года, стоимость - 9 420 тыс. рублей) запрос в реестр федерального имущества на регистрацию карты (записи) направлен 25 февраля 2021 г. N 102 377 180, то есть с нарушением установленного срока на 6,5 месяцев;
по программному комплексу "Аттестация" (дата принятия к бухгалтерскому учету - 20 июня 2013 года, стоимость - 3 935 тыс. рублей) запрос в реестр федерального имущества на регистрацию карты (записи) направлен 19 февраля 2021 г. N 102 367 015, то есть с нарушением установленного срока на 7,5 лет.
13.2. ФБГУ ФИПС
По состоянию на 1 января 2022 года в оперативном управлении ФГБУ ФИПС находится 28 объектов недвижимого имущества (11 зданий, 15 помещений, 2 сооружения) общей площадью 80,6 тыс. кв. м, расположенных в г. Москве и в Свердловской области.
В постоянном (бессрочном) пользовании ФГБУ ФИПС находится 5 земельных участков общей площадью 38,8 тыс. кв. м, расположенных в г. Москве и Свердловской области (поселок Тугулым), на которые оформлены права собственности Российской Федерации и постоянного (бессрочного) пользования.
Кроме того, в соответствии с контрактом от 2 апреля 2021 г. N 03-21-0000-01/10, заключенным с ЗАО "Опытный завод электропривода", ФГБИ ФИПС арендует до 31 декабря 2023 года нежилые помещения в г. Новосибирске площадью 856,3 кв. м для размещения сотрудников. Цена договора аренды составила 31 550,0 тыс. рублей.
В 2021 году ФБГУ ФИПС проводилась работа по регистрации прав собственности на имущество, расположенное по адресу: г. Москва, Бережковская набережная, д. 24, стр. 3, площадью 224,5 кв. м.
В 2021 году действовали четыре ранее заключенных ФГБУ ФИПС договора о передаче помещений площадью 601,1 кв. м в безвозмездное пользование на основании пункта 1 части 3 и пункта 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По состоянию на 1 января 2022 года ФБГУ ФИПС заключены три договора о передаче в аренду помещений общей площадью 35,3 кв. м.
В нарушение пункта 19 Положения N 447 Новосибирским отделением ФГБУ ФИПС сведения для учета в реестре федерального имущества в отношении двух объектов движимого имущества, принятых к бухгалтерскому учету в 2021 году на общую сумму 1 000,0 тыс. рублей, направлены в систему учета с нарушением установленного срока от 7 до 8 месяцев:
по сенсорному терминалу Sever (дата принятия к бухгалтерскому учету - 30 июня 2021 года, стоимость - 500,0 тыс. рублей) запрос в реестр федерального имущества направлен 17 февраля 2022 г. N 102 962 674, то есть с нарушением установленного срока на 7 месяцев;
по интерактивной панели "Intellect Premium 86" (дата принятия к бухгалтерскому учету - 9 июня 2021 года, стоимость - 500,0 тыс. рублей) запрос в реестр федерального имущества направлен 17 февраля 2022 г. N 102 962 543, то есть с нарушением установленного срока на 8 месяцев.
13.3. ФБГОУ ВО РГАИС
ФБГОУ ВО РГАИС используется три объекта недвижимого имущества федеральной собственности общей площадью 10,8 тыс. кв. м, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления (здание учебного корпуса в г. Москве, здание общежития в г. Домодедове, нежилое здание в г. Пензе).
На праве постоянного (бессрочного) пользования у ФБГОУ ВО РГАИС находятся три земельных участка общей площадью 14,4 тыс. кв. м, на которые зарегистрированы права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования академии.
В нарушение пункта 19 Положения N 447 ФБГОУ ВО РГАИС сведения для учета в реестре федерального имущества в отношении пяти приобретенных и принятых к бухгалтерскому учету в 2021 году объектов движимого имущества стоимостью равной и свыше 500,0 тыс. рублей на общую сумму 6 615,3 тыс. рублей направлены в систему учета с нарушением установленного срока от 3 до 7 месяцев:
по системе звукоусиления в составе: звукоусиление 2 шт., микрофон, радиосистема 3 шт. (дата принятия к бухгалтерскому учету - 19 апреля 2021 года (инвентарный N 878 828), стоимость - 588,0 тыс. рублей) запрос в реестр федерального имущества направлен 3 августа 2021 г. N 102 679 922, то есть с нарушением установленного срока на 3 месяца;
по системе отображения съемки и трансляции (дата принятия к бухгалтерскому учету - 19 апреля 2021 года (инвентарный N 878 844), стоимость - 4 315,1 тыс. рублей) запрос в реестр федерального имущества направлен 3 августа 2021 г. N 102 679 510, то есть с нарушением установленного срока на 3 месяца;
по серверу Rikor RP-5104 (дата принятия к бухгалтерскому учету - 6 июля 2021 года (инвентарный N 879030), стоимость - 570,8 тыс. рублей) запрос в реестр федерального имущества направлен 24 февраля 2022 г. N 102 975 166, то есть с нарушением установленного срока на 7 месяцев;
по серверу Rikor RP-5104 (дата принятия к бухгалтерскому учету - 6 июля 2021 года (инвентарный N 879 031), стоимость - 570,8 тыс. рублей) запрос в реестр федерального имущества направлен 24 февраля 2022 г. N 102 975 489, то есть с нарушением установленного срока на 7 месяцев;
по серверу Rikor RP-5104 (дата принятия к бухгалтерскому учету - 6 июля 2021 года (инвентарный номер N 879 032), стоимость - 570,8 тыс. рублей) запрос в реестр федерального имущества направлен 24 февраля 2022 г. N 102 975 489, то есть с нарушением установленного срока на 7 месяцев.
13.4. ФГБУ ФАПРИД
В течение 2021 года у ФГБУ ФАПРИД отсутствовало имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления.
В 2021 году ФГБУ ФАПРИД безвозмездно пользовалось нежилыми помещениями общей площадью 2,0 тыс. кв. м по договорам, заключенным в 2018 - 2021 годах с Роспатентом, ФГБУ ФИПС и ФГБОУ ВО "Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации".
В нарушение пункта 23 Положения N 447, согласно которому в случае если право собственности Российской Федерации на имущество прекращено, лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, для исключения из реестра сведений об имуществе обязано в 14-дневный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права направить в систему учета соответствующие сведения и документы, ФГБУ ФАПРИД не направлены в систему учета сведения и документы в отношении автомобиля Audi A6, право собственности Российской Федерации на который было прекращено по акту о списании от 18 октября 2021 года.
14. Выводы
14.1. Бюджетная отчетность Роспатента за 2021 год отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Роспатента по состоянию на 1 января 2022 года.
14.2. Исполнение федерального бюджета по доходам, администрируемым Роспатентом, составило 8 085 502,1 тыс. рублей, или 107,4 % к уточненному прогнозу поступлений доходов в федеральный бюджет, и по сравнению с 2020 годом увеличилось на 675 592,6 тыс. рублей, или на 9,1 %.
14.3. Исполнение федерального бюджета по расходам составило 4 366 889,9 тыс. рублей, или 99,3 % к утвержденным бюджетным ассигнованиям, и по сравнению с 2020 годом увеличилось на 289 172,7 тыс. рублей, или на 7,1 %.
14.4. Объем дебиторской задолженности Роспатента на 31 декабря 2021 года составил 8 123 148,1 тыс. рублей и уменьшился по сравнению с объемом дебиторской задолженности на 1 января 2021 года на 1 718 992,5 тыс. рублей, или на 17,5 %. Объем кредиторской задолженности на 31 декабря 2021 года увеличился по сравнению с показателем на 1 января 2021 года на 546 045,2 тыс. рублей, или на 67,1 %, и составил 1 359 331,5 тыс. рублей.
14.5. Роспатент контроль за деятельностью ФГБУ ФАПРИД, предусмотренный подпунктом 1 пункта 5.1 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, осуществлял не на должном уровне.
В ходе контрольного мероприятия установлены факты пропуска ФГБУ ФАПРИД сроков исковой давности по взысканию штрафов, начисленных за неисполнение лицензиатами своих обязательств по представлению отчетной документации, и платежей в соответствии с условиями лицензионных договоров на общую сумму 2 445,0 тыс. рублей.
14.6. Выявлены следующие недостатки в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
14.6.1. Роспатентом при формировании начальной (максимальной) цены контракта по закупке (извещение от 30 сентября 2021 г. N 0173100006721000003) допущено несоблюдение пункта 3.13.1 Методических рекомендаций - при расчете начальной (максимальной) цены контракта использовано коммерческое предложение ООО "ФАКТОР ПАЧОЛИ", сведения о котором включены в реестр недобросовестных поставщиков.
14.6.2. Роспатентом при формировании начальной (максимальной) цены контракта по двум закупкам (извещения N 0173100006721000002 и 0173100006720000013) допущено несоблюдение пункта 3.13.4 Методических рекомендаций - использованы коммерческие предложения ООО "Эксперт", ООО "АСК Аудит", ООО "Лико-Финанс", не содержащие расчета цен на оказанные услуги.
14.7. В нарушение абзаца второго пункта 48 Положения N 640 Роспатентом не утверждены в установленном порядке правила осуществления контроля за выполнением государственного задания подведомственными Роспатенту федеральными государственными бюджетными учреждениями. Данное нарушение устранено в ходе контрольного мероприятия (принят приказ Роспатента от 31 марта 2022 г. N 60).
14.8. В нарушение федеральных стандартов внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" и "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" в Плане проведения аудиторских мероприятий на 2021 год Роспатентом не предусматривались аудиторские мероприятия, целью которых является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности. Предусмотренные планом аудиторские мероприятия не проводились.
14.9. В нарушение пункта 19 Положения N 447 Роспатентом сведения для учета в реестре федерального имущества в отношении двух нематериальных активов и двух объектов иного движимого имущества направлены в 2021 году с нарушением установленного срока от 1 месяца до 7,5 лет.
14.10. В результате недостаточного контроля со стороны Роспатента за деятельностью бюджетных учреждений, предусмотренного пунктом 5.1 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, подведомственными бюджетными учреждениями Роспатента сведения в систему учета не направлялись либо направлялись с нарушением установленного срока.
14.10.1. В нарушение пункта 19 Положения N 447 Новосибирским отделением ФГБУ ФИПС сведения для учета в реестре федерального имущества в отношении двух объектов движимого имущества, принятых к бухгалтерскому учету в 2021 году на общую сумму 1 000,0 тыс. рублей, направлены в систему учета с нарушением установленного срока от 7 до 8 месяцев.
14.10.2. В нарушение пункта 19 Положения N 447 ФГБОУ ВО РГАИС сведения для учета в реестре федерального имущества в отношении пяти приобретенных и принятых к бухгалтерскому учету в 2021 году объектов движимого имущества стоимостью равной и свыше 500,0 тыс. рублей на общую сумму 6 615,3 тыс. рублей направлены в систему учета с нарушением установленного срока от 3 до 7 месяцев.
14.10.3. В нарушение пункта 23 Положения N 447 ФГБУ ФАПРИД не направлены в систему учета сведения и документы в отношении автомобиля Audi A6, списанного по акту от 18 октября 2021 года, право собственности Российской Федерации на который было прекращено.
15. Предложения
15.1. Направить представление Счетной палаты руководителю Федеральной службы по интеллектуальной собственности.
15.2. Направить Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Федеральной службе по интеллектуальной собственности в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитор |
Д.А. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ "О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Ю.С. Зубов)" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 26 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-