г. Краснодар |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А20-576/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Хачиева Ибрагима Магомедовича (ИНН 071301903309, ОГРНИП 307072133300021) и органа, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0725000304, ОГРН 1090725000266), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.04.2014 (судья Шогенов Х.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014 (судьи Сомов Е.Г., Бейтуганов З.А., Годило Н.Н.) по делу N А20-576/2014, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Хачиев И.М. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ территориального управления в предоставлении в собственность предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 07:09:0105021:1 площадью 150 873,7 кв. м, расположенного по адресу: с. Кенже, ул. Степная;
- обязать территориальное управление принять решение о предоставлении данного участка в собственность предпринимателю.
Заявление мотивировано следующим. До введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации за предпринимателем было зарегистрировано право собственности на многолетние насаждения. Поэтому в силу пункта 20 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) на него распространяется порядок приобретения земельных участков, установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Кроме того, предприниматель владеет участком на праве аренды более трех лет, в связи с чем к нему применим порядок приобретения земель сельскохозяйственного назначения в собственность, установленный пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Отказ территориального управления не соответствует закону и нарушает права предпринимателя в имущественной сфере.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.04.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014, требования удовлетворены. Признан незаконным отказ территориального управления в предоставлении в собственность предпринимателя земельного участка с кадастровым номером 07:09:0105021:1. На территориальное управление возложена обязанность по принятию решения о предоставлении в собственность предпринимателя указанного участка, подготовке и направлению заявителю проекта договора купли-продажи земельного участка.
Судебные инстанции установили, что основании договора купли-продажи от 22.07.2006 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) за предпринимателем зарегистрировано право собственности на многолетние насаждения (3584 дерева), расположенные на земельном участке сельскохозяйственного назначения по адресу: с. Кенже, ул. Степная. На основании распоряжения территориального управления от 29.06.2006 N 72 и договора от 29.12.2006 N 80 указанный участок передан в аренду предпринимателю. На заявление предпринимателя о предоставлении земельного участка в собственность, территориальное управление ответило отказом (письмо от 12.02.2014 N 01-04/275). При разрешении спора суды руководствовались пунктом 20 статьи 3 Вводного закона. При оценке доводов заявителя о незаконности отказа судебные инстанции исходили из факта регистрации за ним права собственности на многолетние насаждения, приобретенные предпринимателем до вступления в силу Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) и являются объектами недвижимости. В то же время принадлежность участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства. Предприниматель использует спорный участок на праве аренды более трех лет (договор аренды от 29.12.2006 N 80), доказательств ненадлежащего использования земельного участка арендодателем не представлено. Поэтому суды пришли к выводу о наличии у заявителя права на приобретение земельного участка в собственность по правилам пункта 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. С учетом обстоятельств, установленных при разрешении дела N А20-3605/2011, суды пришли к выводу об отнесении земельного участка к федеральной собственности на основании пункта 1 статьи 3.1 Вводного закона (участок образован из земель, выделенных федеральному государственного унитарному предприятию). Территориальное управление является органом, уполномоченным на распоряжение участком (пункты 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике). Довод территориального управления о введенном Законом Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Республиканский закон N 23-РЗ) моратории на приватизацию сельскохозяйственных земель суды признали несостоятельным. Данный Закон регулирует оборот земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или муниципальной собственности. Отклонен и довод территориального управления о непредставлении предпринимателем всех необходимых документов (к заявлению прилагались доказательства регистрации права собственности на расположенные на участке многолетние насаждения). Таким образом, испрашиваемый предпринимателем земельный участок, относящийся к федеральной собственности, используется им на праве аренды более трех лет и при обращении в уполномоченный орган заявителем представлен полный комплект необходимых документов. Следовательно, на основании статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отказ территориального управления является незаконным, поэтому суды обязали последнего принять решение о предоставлении в собственность заявителя земельного участка, подготовить и направить ему проект договора купли-продажи земельного участка (л. д. 71, 147).
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Территориальное управление полагает, что является ненадлежащим лицом по заявленным предпринимателем требованиям. Согласно пункту 4.8 Положения территориальное управление осуществляет приватизацию земельных участков исключительно по поручению Центрального аппарата Росимущества. Возлагая на территориальное управление обязанность по предоставлению земельного участка предпринимателю, суды приняли неисполнимое решение, поскольку территориальному управлению не делегированы полномочия по принятию решения о приватизации земельных участков без соответствующего поручения Росимущества. В этой связи по заявленным требованиям должен отвечать Центральный аппарат Росимущества. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок". При обращении с заявлением предприниматель не приложил всех необходимых документов (сообщение, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров). Доводы территориального управления о моратории на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, введенном Республиканским законом N 23-РЗ, суды отклонили неправомерно. При этом судебные инстанции сослались на недействующую редакцию республиканского нормативного акта. Согласно пункту 4 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 Республиканского закона N 23-РЗ, действовавшей на момент обращения заявителя в территориальное управление, он регулирует отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике. Статьей 3 названного закона установлен мораторий (на 49 лет) приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, в том числе и земель, находящихся в федеральной собственности. Кроме того, предпринимателем избран ненадлежащий способа защиты права, поскольку его требования фактически сводятся к оспариванию действий (бездействий) органа власти, которые подлежат рассмотрению не в порядке искового производства, а по правилам главы 24 Кодекса.
От предпринимателя отзыв на жалобу не поступил.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции не явились (представителей не направили).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установили судебные инстанции, на основании договора купли-продажи от 22.07.2006 предприниматель приобрел у ОАО "Племенной совхоз "Кенже"" многолетние насаждения в количестве 3584 дерева, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0105000:0001 по адресу: с. Кенже, ул. Стеная, б/н (л. д. 32).
Переход права собственности на многолетние насаждения зарегистрирован в ЕГРП (запись регистрации N 07-07-01/027/2006-400 от 05.08.2006), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.08.2006 (л. д. 34).
По сведениям государственного кадастра недвижимости, отраженным в кадастровом паспорте от 23.10.2013 N 07/501/13-190562, на кадастровый учет поставлен (19.12.2006) земельный участок с кадастровым номером 07:09:0105021:1 площадью 150 873,7 кв. м с местоположением: с. Кенже, ул. Степная; участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование - под многолетние насаждения (л. д. 27 - 30).
Распоряжением территориального управления от 29.06.2006 N 72 земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 150 873,7 кв. м изъят из пользования ОАО "Племенной совхоз "Кенже"" и передан предпринимателю в аренду сроком на 25 лет (л. д. 31).
На основании распоряжения от 29.06.2006 N 72 территориальное управление (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор от 29.12.2006 N 80 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 150 873,7 кв. м (л. д. 35 - 37).
Договор аренды зарегистрирован в ЕГРП в установленном порядке (запись регистрации N 07-07-01/002/07-064). Участок под многолетними насаждениями передан предпринимателю в аренду по акту от 29.12.2006 (л. д. 38).
7 февраля 2014 года предприниматель обратился в территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка, на котором расположены многолетние насаждения, принадлежащие заявителю на праве собственности. К заявлению предприниматель приложил правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на многолетние насаждения, кадастровый паспорт земельного участка, договор аренды, квитанции о внесении арендных платежей и налоговые декларации (л. д. 53, 54).
В письме от 12.02.2014 N 01-04/275 территориальное управление сообщило предпринимателю об отказе в предоставлении земельного участка в собственность. В обоснование отказа территориальное управление сослалось на невозможность приватизации земель сельскохозяйственного назначения на территории Кабардино-Балкарской Республики в связи с мораторием, введенным Республиканским законом N 23-РЗ, а также отсутствие у территориального управления полномочий по продаже земельных участков площадью свыше 1 га без поручения Росимущества (л. д. 56).
Ссылаясь на незаконность отказа департамента, предприниматель на основании норм главы 24 Кодекса обратился в арбитражный суд с заявлением.
В части 1 статьи 198 Кодекса закреплено право граждан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходима совокупность (одновременное наличие) двух условий: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
В обоснование отказа в предоставлении земельного участка в собственность территориальное управление в письме от 12.02.2014 сослалось на мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения на территории Кабардино-Балкарской Республики, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту таких участков.
В пункте 2 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения закреплено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
В силу пункта 1 статьи 19.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий реализацию настоящего Федерального закона, на территории такого субъекта Российской Федерации приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, осуществляется с 1 января 2004 года.
В то же время в пункте 2 статьи 19.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено, что нормы указанной статьи действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего данные правоотношения.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11) разъяснено следующее. Законодательство, действовавшее до вступления в силу Вводного закона, фактически не содержало запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения. Согласно статье 8 Вводного закона в период с момента вступления его в силу и до вступления в силу Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась. Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами, а приватизация участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона). В случаях, когда на день вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"" (вступил в силу 10.07.2003) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.2004 должна осуществляться по правилам, установленным статьей 19.1 названного Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 30.06.2004 N 72-Г04-2 также указал, что определение момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится исключительно к полномочиям субъекта Российской Федерации. Момент начала приватизации участков названной категории законодатель субъекта Российской Федерации вправе определить самостоятельно (пункт 4 статьи 1, пункт 2 статьи 19.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Данное полномочие направлено на защиту публичной собственности на землю и не ограничивает право частной собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Такое право предоставлено субъекту Российской Федерации Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
На момент обращения (07.02.2014) предпринимателя с заявлением о приватизации земельного участка с кадастровым номером 07:09:0105021:1 действовали нормы Республиканского закона N 23-РЗ (в редакции Закона от 29.10.2012 N 67-РЗ).
Названный закон в соответствии с полномочиями Кабардино-Балкарской Республики, установленными Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, регулирует отношения, связанные с оборотом государственных и муниципальных земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике (пункт 1 статьи 1 в редакции Закона от 29.10.2012 N 67-РЗ).
Пункт 1 статьи 3 Республиканского закона N 23-РЗ (в редакции Закона от 29.10.2012 N 67-РЗ) устанавливает мораторий (на 49 лет) на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу изложенных норм (приведенных разъяснений), приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Кабардино-Балкарской Республики, находящихся в публичной собственности, возможна только по истечении действия моратория, установленного республиканским законодательством.
Вместе с тем, отказывая предпринимателю в приобретении права собственности на спорный земельный участок, территориальное управление не учло, что действие Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяется на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом (пункт 1 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
До вступления в силу Закона N 201-ФЗ (08.12.2006) статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относила многолетние насаждения к недвижимым вещам.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" статья 3 Вводного закона дополнена пунктом 20, в силу которого граждане и юридические лица, право собственности которых на многолетние насаждения зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до дня вступления в силу Закона N 201-ФЗ, приобретают права на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых находятся указанные многолетние насаждения, в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса.
Таким образом, в исключение из общих правил об обороте земель сельскохозяйственного назначения на основании специального закона (N 101-ФЗ) для земельных участков, занятых многолетними насаждениями, право собственности на которые зарегистрировано до дня вступления в силу Закона N 201-ФЗ, законодатель установил приоритет норм Земельного кодекса и закрепил за собственниками многолетних насаждений, находящихся на таких участках, право на их приватизацию в соответствии со статей 36 Земельного кодекса.
Как видно из материалов дела, право собственности предпринимателя на многолетние насаждения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0105021:1 площадью 150 873,7 кв. м, зарегистрировано в ЕГРП до вступления в силу Закона N 201-ФЗ (запись регистрации N 07-07-01/027/2006-400 от 05.08.2006). Следовательно, в данном случае вопрос о приобретении прав на спорный земельный участок урегулирован не нормами Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а правилами статьи 36 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется такими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.
В пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
При этом органы, уполномоченные на распоряжение земельными участками, не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением предусмотренных перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что с заявлением о выкупе земельного участка предприниматель обратился в уполномоченный орган (территориальное управление), к заявлению были приложены все необходимые документы, земельный участок под многолетними насаждениями сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет.
В пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы уполномоченных органов о невозможности продажи земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд.
Установив отсутствие оснований для отказа в предоставлении участка в собственность предпринимателя, судебные инстанции признали отказ территориального управления незаконным и обязали орган, осуществляющий публичные полномочия, принять решение о предоставлении предпринимателю в собственность земельного участка, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка. Резолютивная часть решения соответствует пункту 3 части 5 статьи 201 Кодекса, пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса, а также разъяснениям, содержащимся в абзаце шестом пункта 4 постановления от 24.03.2005 N 11.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы территориального управления о невозможности предоставления земельного участка в собственность предпринимателя в связи с принятием Республиканского закона N 23-РЗ (действующим на территории Кабардино-Балкарской Республики мораторием на приватизацию сельскохозяйственных земель, установленным Законом от 29.10.2012 N 67-РЗ) отклоняется. В силу пункта 20 статьи 3 Вводного закона приобретение прав на земельный участок с кадастровым номером 07:09:0105021:1, занятый многолетними насаждениями, должно осуществляться по правилам статьи 36 Земельного кодекса. Следовательно, оборот данного земельного участка исключен из сферы действия Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также Республиканского закона N 23-РЗ (в редакции Закона от 29.10.2012 N 67-РЗ).
С учетом изложенного, вывод судебных инстанций о наличии у предпринимателя права на приобретение земельного участка в собственность по правилам пункта 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения является ошибочным. Однако данный (неправомерный) вывод не привел к принятию незаконных судебных актов, поскольку при разрешении спора судебные инстанции руководствовались также пунктом 20 статьи 3 Вводного закона и положениями статьи 36 Земельного кодекса.
Довод территориального управления о предъявлении требований к ненадлежащему лицу (уполномоченным публичным органом является Росимущество) обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций со ссылкой на нормативные акты, устанавливающие компетенцию территориального управления. Выводы судебных инстанций в указанной части соответствуют сложившейся арбитражной практике (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.04.2012 по делу N А29-5029/2011, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14.11.2011 по делу N А09-1764/2011, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.10.2011 по делу N А74-4662/2010, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.08.2011 по делу N А55-23883/2010, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.07.2012 по делу N А20-3605/2011, от 09.06.2012 по делу N А20-4326/2011 и от 04.12.2014 по делу N А20-4603/2013).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе территориального управления. Нарушения норм процессуального права, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлены.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (федеральный орган исполнительной власти) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.04.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014 по делу N А20-576/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.