г. Краснодар |
|
26 декабря 2014 г. |
Дело N А32-11050/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Рогальского С.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - Министерства сельского хозяйства и промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926) - Шередекина Е.Н. (доверенность от 16.10.2013), от ответчика - открытого акционерного общества "Агроном" (ИНН 2330018225, ОГРН 1022303614300) - Будилова А.С. (доверенность от 17.02.2014), в отсутствие третьего лица - Контрольно-счетной палаты Краснодарского края, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2014 (судья Березовская С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 (судьи Ефимова О.Ю., Александров В.А., Гуденица Т.Г.) по делу N А32-11050/2014, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и промышленности Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Агроном" (далее - общество) о взыскании 1 330 390 рублей субсидии и 50 168 рублей 91 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Краснодарского края.
Решением от 14.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.09.2014, в иске отказано. Суды исходили из того, что министерство не доказало нарушение обществом условий предоставления субсидий, а также их нецелевое использование. Площадь плодоносящих насаждений общества на дату заключения договора страхования (20.08.2012) была идентичной площади по состоянию на 01.01.2012. Основания для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами отсутствуют, поскольку бюджетным законодательством не предусмотрено их начисление.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя жалобы, посадки многолетних насаждений, включенные в план рекультивации и раскорчевки, не подлежали страхованию. Площадь таких многолетних насаждений общества подтверждена заключением Северо-Кавказского зонального научно-исследовательского института садоводства и виноградарства от 17.08.2012 N 323.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы, а представитель общества просил оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты в части отказа в иске о взыскании суммы субсидии надлежит отменить.
Из материалов дела видно, что общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в 2012 году субсидий из федерального и краевого бюджетов на компенсацию части затрат по заключенному с ООО "Страховое общество "Купеческое"" договору страхования урожая сельскохозяйственных культур от 20.08.2012 N ЮЖН-ДСУ-гп-2012-2008-29.
Министерство предоставило обществу субсидии, перечислив ООО "Страховое общество "Купеческое"" 10 966 126 рублей.
По результатам проведенной специалистами Контрольно-счетной палаты Краснодарского края проверки общества по вопросу использования средств консолидированного бюджета края, выделенных на государственную поддержку хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса в 2011 - 2012 годах, выявлено несоблюдение условий предоставления субсидии обществу, а именно: в площадь застрахованных эксплуатационных садов включены насаждения, которые подлежали списанию и в последующем были списаны. Общая застрахованная обществом площадь многолетних насаждений составила 1005,9 га. Заключением Северо-Кавказского зонального научно-исследовательского института садоводства и виноградарства от 17.08.2012 N 323 непригодными для дальнейшей эксплуатации признаны сады площадью 131 га, из которых 98,3 га семечковых насаждений и 32,7 га косточковых насаждений были списаны. В результате выявленных нарушений сумма страховой премии по договору страхования была завышена на 2 660 780 рублей, а необоснованно полученная субсидия составила 1 330 390 рублей.
Полагая, что субсидия на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в размере 1 330 390 рублей получена обществом необоснованно и подлежит возврату в бюджет, министерство направило в адрес общества требование от 17.09.2013 о возврате субсидии.
Поскольку требование министерства оставлено без удовлетворения, оно обратилось с иском в суд.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, подлежат риски утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных. Сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее пятидесяти процентов от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета предоставляются на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на страхование по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Порядок, условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования и размер компенсации по договорам страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1234 (далее - Правила N 1234), действовавших в рассматриваемый период, предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования (далее - договор страхования) на случай утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, зернобобовых, масличных, технических, кормовых и бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (виноградников, плодовых, ягодных и орехоплодных насаждений, плантаций хмеля и чая) в результате следующих событий: а) воздействие опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель и природный пожар); б) проникновение и (или) распространение вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер; в) нарушение снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях.
Согласно пункту 7 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.03.2012 N 338 (в редакции, действовавшей на дату обращения общества с заявлением, далее - Порядок N 338), для получения субсидий в уполномоченный орган представляются заявление сельскохозяйственного товаропроизводителя о перечислении целевых средств для возмещения части затрат на уплату страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования на расчетный счет страховой организации; справка о размере целевых средств, составленная на основании договора сельскохозяйственного страхования, и копия платежного поручения или иного платежного документа, подтверждающего уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 процентов начисленной страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования; копия договора сельскохозяйственного страхования, заверенная заявителем; выписка из отчета о платежеспособности страховой организации.
При разрешении спора суды установили, что на дату заключения договора страхования (20.08.2012) площадь плодоносящих насаждений общества была идентичной площади по состоянию на 01.01.2012. Суды оценили акт обследования и заключение Северо-Кавказского зонального научно-исследовательского института садоводства и виноградарства, в котором указана площадь раскорчевывания, и сделали вывод, что они носят рекомендательный характер. Раскорчевка проводилась на основании указанного заключения после предоставления субсидии, разница между площадью, указанной в заключении, и фактической площадью, на которой проведена раскорчевка, составила 45,3 га. Данные обстоятельства позволили судам первой и апелляционной инстанций сделать вывод о том, что общество не нарушило условия получения субсидии, поэтому основания для ее возврата отсутствуют.
Однако суды первой и апелляционной инстанций не учли следующего.
По договору страхования от 20.08.2012 объектом страхования являются имущественные интересы общества, связанные с риском утраты (гибели) урожая плодов семечковых на площади посадки 863, 4 га и плодов косточковых на площади посадки 142,5 га. Договор заключен на период с 01.09.2012 по 31.12.2013 и не может быть прекращен до наступления указанного срока, за исключением случая, предусмотренного статьей 958 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункты 2.1, 2.7 и 2.9 договора).
На дату заключения договора (20.08.2012) ответчик располагал информацией о наличии заключения по обследованию многолетних насаждений от 17.08.2012, которым рекомендовано раскорчевать многолетние насаждения на общей площади 131 га. Общество также до уплаты страховой премии составило реестр многолетних насаждений, представляемых на списание на 1 сентября 2012 года, утвержденный главой муниципального образования Динской район.
Общество признает, что в декабре 2012 года раскорчевало 85,7 га многолетних насаждений (т. 1, л. д. 97 - 98).
Приведенные действия общества суды первой и апелляционной инстанций не оценили на наличие злоупотребления правом. Исследование и установление данного вопроса применительно к спорной ситуации имеет значение для правильного разрешения спора, поскольку получатели субсидий должны действовать добросовестно и исключать случаи, когда формальные обстоятельства используются в ущерб эффективному и целевому расходованию бюджетных средств.
Кроме того, в силу статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам, в частности, относятся: гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая; прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью.
При досрочном прекращении договора страхования по указанным обстоятельствам страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.
Субсидии предоставляются в целях компенсации части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на уплату страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования на случай утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений. Следовательно, после раскорчевки многолетних насаждений и прекращения действия договора страхования урожая данных насаждений общество уже не несет затраты по договору страхования в прекращенной части. После прекращения действия части договора страхования пользование обществом частью суммы субсидии не отвечает основной цели в виде компенсации затрат, то есть фактически является в части нецелевым использованием.
При изложенных обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для возврата ответчиком субсидии не соответствуют материалам дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и установить, имеются ли основания для взыскания с общества субсидии и в каком размере.
В части отказа в иске о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами судебные акты соответствуют нормам материального права. Правоотношения по предоставлению субсидий регулируются также нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, поэтому к данным отношениям гражданское законодательство не применяется. Подобный правовой подход отражен в пункте 2 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 по делу N А32-11050/2014 в части отказа в иске о взыскании 1 330 390 рублей субсидии отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
С.В. Рогальский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенные действия общества суды первой и апелляционной инстанций не оценили на наличие злоупотребления правом. Исследование и установление данного вопроса применительно к спорной ситуации имеет значение для правильного разрешения спора, поскольку получатели субсидий должны действовать добросовестно и исключать случаи, когда формальные обстоятельства используются в ущерб эффективному и целевому расходованию бюджетных средств.
Кроме того, в силу статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам, в частности, относятся: гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая; прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью.
...
В части отказа в иске о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами судебные акты соответствуют нормам материального права. Правоотношения по предоставлению субсидий регулируются также нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, поэтому к данным отношениям гражданское законодательство не применяется. Подобный правовой подход отражен в пункте 2 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2014 г. N Ф08-10054/14 по делу N А32-11050/2014
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-290/16
26.10.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16798/15
06.08.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11050/14
26.12.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10054/14
29.09.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15642/14
14.07.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11050/14