г. Краснодар |
|
29 декабря 2014 г. |
Дело N А32-19299/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии от заявителя - крестьянского хозяйства "Цемдолинское" (ИНН 2315018100, ОГРН 1032309083234) - Приходченко Е.В. (доверенность от 15.09.2014), в отсутствие заинтересованного лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Краснодарскому краю, третьих лиц: администрации муниципального образования город Новороссийск, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2014 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А32-19299/2013, установил следующее.
Крестьянское хозяйство "Цемдолинское" (далее - хозяйство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата) о признании незаконным решения от 29.07.2013 N 2343/5/13-313327 об отказе в учете изменений объекта недвижимости (изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:47:0111002:214), а также о возложении на кадастровую палату обязанности устранить допущенные нарушения путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "многоквартирные жилые дома с размещением в нижних этажах (не более двух этажей), цокольном этаже и (или) подвале помещений общественного назначения и объектов культурно-бытового обслуживания при условии того, что площадь помещений, имеющих общественные функции, составляет не более 40% от общей площади здания при поэтажном разделении различных видов использования" (л. д. 141 - 146).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования город Новороссийск и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (л. д. 98 - 99, 111 - 112).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014, требования хозяйства удовлетворены. Признано незаконным решение кадастровой палаты от 29.07.2013 N 2343/5/13-313327 об отказе в учете изменений объекта недвижимости. На заинтересованное лицо возложена обязанность в течение одного месяца с даты вступления в законную силу судебного акта осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости (земельного участка с кадастровым номером 23:47:0111002:214) в связи с изменением вида разрешенного использования с "сельскохозяйственного производства" на "многоквартирные жилые дома с размещением в нижних этажах (не более двух этажей), цокольном этаже и (или) подвале помещений общественного назначения и объектов культурно-бытового обслуживания при условии того, что площадь помещений, имеющих общественные функции, составляет не более 40% от общей площади зданий при поэтажном разделении различных видов использования". Судебные инстанции пришли к выводу о том, что приведенный в статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) перечень документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, является исчерпывающим, поэтому требование кадастровой палаты о предоставлении заключения Управление архитектуры и градостроительства города Новороссийска не соответствует нормам действующего законодательства. Избранный заявителем вид использования земельного участка является основным видом разрешенного использования для зоны комплексного жилищного строительства - Ж-4/90, что следует из Правил землепользования и застройки города Новороссийска, утвержденных решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 22.04.2008 N 562 (далее - Правила).
В кассационной жалобе кадастровая палата, ссылаясь на нарушение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, решение от 29.07.2013 об отказе в учете изменений объекта недвижимости принято в соответствии с требованиями пункта 6 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ и подпункта 3 пункта 4 статьи 43 Правил. Суды не учли, что испрашиваемый хозяйством вид разрешенного использования предполагает получение проектной документации и разрешения на строительство. Представленная заявителем информационная справка МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Новороссийска" от 15.04.2013 не является согласующим, правоустанавливающим, правоудостоверяющим документом на земельный участок.
В отзыве хозяйство указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя хозяйства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление суда апелляционной инстанции надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, хозяйству на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 10 тыс. кв. м (кадастровый номер 23:47:0111002:214), расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Приморский округ, с. Цемдолина, ул. Ленина (тепличное хозяйство), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.12.2006 серии 23-АВ N 115742 (л. д. 33).
Сведения о земельном участке площадью 10 тыс. кв. м (кадастровый номер 23:47:0111002:214) внесены в государственный кадастр недвижимости 30.10.2006. Данный участок относится к землям населенных пунктов и предназначен для сельскохозяйственного производства (л. д. 90 - 91).
Судебные инстанции установили, что 25.04.2013 хозяйство обратилось в кадастровую палату с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в связи с изменением вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "многоквартирные жилые дома с размещением в нижних этажах (не более двух этажей), цокольном этаже и (или) подвале помещений общественного назначения и объектов культурно-бытового обслуживания при условии того, что площадь помещений, имеющих общественные функции, составляет не более 40% от общей площади здания при поэтажном разделении различных видов использования".
Решением от 26.04.2013 N 2343/5/13-179334 кадастровая палата приостановила осуществление кадастрового учета изменений в сведения о земельном участке, сославшись на отсутствие документа, названного в подпункте 3 пункта 4 статьи 43 Правил (л. д. 36, 37).
Решением от 29.07.2013 N 2343/5/13-313327 кадастровая палата отказала в удовлетворении заявления хозяйства, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в установленный трехмесячный срок заявителем не устранены (пункт 6 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ; л. д. 115).
Хозяйство полагая, что решение кадастровой палаты не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу с части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, а обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Часть 1 статьи 16, пункт 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ предусматривают осуществление кадастрового учета в связи с изменением сведений о разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии со статьей 22 Закона N 221-ФЗ документами, необходимыми для осуществления государственного кадастрового учета, являются, в том числе документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель), копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости), копия документа, подтверждающего в установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением сведений о его разрешенном использовании).
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Спорный земельный участок общества находится в черте города Новороссийска и относится к категории "земли населенных пунктов".
Из положений статьи 85 Земельного кодекса следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая жилые и иные территориальные зоны.
Из материалов дела следует, что хозяйство обратилось в орган кадастрового учета по процедуре учета изменений сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Согласно пункту 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе, разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Суды установили, что заявитель представил в кадастровую палату документы, предусмотренные статьей 22 Закона N 221-ФЗ. При этом положения подпункта 3 пункта 4 статьи 43 Правил в рассматриваемом случае применению не подлежали, поскольку избранный заявителем вид разрешенного использования земельного участка связан с необходимостью подготовки проектной документации (статья 48 Градостроительного кодекса).
Ссылка кадастровой палаты на пункт 6 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ ошибочна, поскольку в силу положений статьи 22 данного Закона заинтересованное лицо обладало возможностью самостоятельно запросить документы, подтверждающие установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе названные в подпункте 2 пункта 4 статьи 43 Правил.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Кодекса в случае признания в судебном порядке незаконным решения органа кадастрового учета суд устанавливает обязанность этого органа совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
В силу положений статей 30, 32 и 37 Градостроительного кодекса вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Судебные инстанции, удовлетворяя требования хозяйства, исходили из того, что фактически заявитель просит внести в государственный кадастр недвижимости сведения о разрешенном использовании земельного участка, являющимся основным видом разрешенного использования для зоны комплексного жилищного строительства Ж-4/90, в пределах которой и находится спорный земельный участок (л. д. 16 - 32). Требования заявителя соответствуют градостроительным регламентам, предусмотренным Правилами для данной территориальной зоны (статьи 36 и 37 Правил). При этом физические характеристики земельного участка позволяют обеспечить соблюдение параметров использования земельного участка и объектов недвижимости (для испрашиваемого заявителем вида разрешенного использования участка), предусмотренных Правилами для участков градостроительного зонирования Ж-4/90.
Иные аргументы кадастровой палаты не влияют на возможность отмены (изменения) судебных актов, поскольку при рассмотрении спора суды пришли к правильному выводу о соблюдении хозяйством требований статьи 22 Закона N 221-ФЗ и статьи 37 Градостроительного кодекса.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, указанных в части 4 статьи 288 Кодекса, при разрешении спора не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 по делу N А32-19299/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 декабря 2014 г. N Ф08-7819/14 по делу N А32-19299/2013