г. Краснодар |
|
15 января 2015 г. |
Дело N А32-28764/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара (ИНН 2308081038, ОГРН 1022301195322), направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, и заинтересованного лица - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа N 89 (ИНН 2308034623, ОГРН 1022301208258), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 43812 9, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 по делу N А32-28764/2013 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.), установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара (далее - фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа N 89 (далее - учреждение) 218 644 рублей 01 копейки задолженности по страховым взносам.
Решением суда от 19.02.2014 принят отказ фонда от требований в части взыскания с учреждения 744 рублей 46 копеек и в указанной части производство по делу прекращено. Уточненные требования фонда удовлетворены в полном объеме. С учреждения взыскано 7357 рублей 39 копеек государственной пошлины. Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.05.2014 решение суда от 19.02.2014 в части удовлетворения требований фонда и распределения судебных расходов изменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. С фонда в пользу учреждения взыскано 2 тыс. рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы. В части прекращения производства по делу решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.08.2014 постановление суда апелляционной инстанции от 08.05.2014 отменено ввиду нарушения судом норм процессуального права, являющегося в любом случае основанием для отмены судебного акта. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.10.2014 решение суда от 19.02.2014 в части удовлетворения требований фонда и распределения судебных расходов изменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебная коллегия указала, что фонд не доказал наличие оснований для начисления и взыскания недоимки и пеней, поскольку не подлежат начислению страховые взносы на сумму произведенных работникам учреждения выплат на компенсацию удорожания стоимости питания. Данные выплаты предусмотрены законодательными актами субъекта Российской Федерации и решениями представительного органа местного самоуправления, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, так как не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией.
В кассационной жалобе фонд просит постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что объектом обложения страховыми вносами являются все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя. Пункт 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) содержит исчерпывающий перечень видов компенсационных выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, ежемесячная денежная выплата, как мера социальной поддержки отдельных категорий педагогических работников, в Законе N 212-ФЗ не поименована.
Отзыв на жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, фонд провел выездную проверку учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составил акт от 24.05.2013 N 033/013/1379/111-2013 и принял решение от 25.06.2013 N 033/013/1379/35-2013 о привлечении учреждения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде взыскания 31 636 рублей 01 копейки штрафа. Решением учреждению начислено 27 783 рубля 91 копейка пеней и 158 180 рублей 01 копейка страховых взносов.
Требованием от 19.07.2013 N 13 учреждению предложено уплатить 218 644 рубля 01 копейку недоимки, пеней и штрафа.
Основанием для обращения фонда в арбитражный суд послужило неисполнение учреждением требования от 19.07.2013 N 13 об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, установил все фактические обстоятельства по делу, и обоснованно отказал в удовлетворении требования фонда, правильно применив к установленным фактическим обстоятельствам дела положения статьи 3, подпункта "а" пункта 1 статьи 5, части 1 статьи 7, части 1 статьи 8, статьи 9, части 1 статьи 40, части 1 статьи 41 Закона N 212-ФЗ, статей 15, 129, 135, 164, 165, 169 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Суд установил и материалами дела подтверждается, что учреждение организовало ежедневное льготное питание преподавателей из расчета 23 рубля в день на одного работника, из которых 11 рублей 50 копеек за счет средств краевого, 11 рублей 50 копеек - местного бюджетов.
Законом Краснодарского края от 29.12.2008 N 1670-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2009 - 2010 годы"" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.10.2010 N 961 "Об утверждении долгосрочной краевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011 - 2015 годы"" установлена частичная компенсация удорожания стоимости питания учащихся дневных муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, из расчета 3 рубля 50 копеек в день на одного обучающегося и педагогических работников указанных учреждений из расчета 11 рублей 50 копеек в день на одного педагогического работника.
Согласно решению городской Думы Краснодара от 27.11.2008 N 49 "О мере социальной поддержки педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы" установлена мера социальной поддержки педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, в виде компенсации стоимости питания из расчета 11 рублей 50 копеек рубля в день на одного работника. Расходы производятся за счет средств, предусмотренных в местном бюджете.
Таким образом, компенсация стоимости питания является государственным пособием и согласно статье 9 Закона N 212-ФЗ относится к не облагаемым выплатам, в связи с чем у фонда отсутствовали основания для обложения ее страховыми взносами, начисление недоимки, пеней и штрафа.
Суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Судебная коллегия установила, что выплаты на компенсацию удорожания стоимости питания не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией, поэтому не являются объектом обложения страховыми взносами.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судебной коллегией правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 по делу N А32-28764/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.