г. Краснодар |
|
15 января 2015 г. |
Дело N А32-6725/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Кухаря В.Ф. и Рогальского С.В., при участии от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (г. Москва, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Чернухи А.Г. (доверенность от 02.12.2014), в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (г. Туапсе, ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2014 (судья Баганина С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 (судьи Тимченко О.Х., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-6725/2014, установил следующее.
ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - порт) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество, перевозчик) о взыскании 167 420 рублей штрафа за задержку подачи вагонов 01.03.2013, с 20.03.2013 по 27.03.2013, 26.03.2013, с 11.04.2013 по 12.04.2013 и с 26.04.2013 по 30.04.2013.
Решением от 20.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.09.2014, с общества в пользу порта взыскано 83 710 рублей штрафа. В остальной части в иске отказано. Судебные инстанции исходили из того, что материалами дела подтверждается задержка подачи вагонов под выгрузку по вине перевозчика, за что установлен штраф статьей 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав). Размер штрафа снижен в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании, общество просит отменить решение и постановление в части удовлетворения иска и отказать в иске. По мнению заявителя, акты, подтверждающие факт и причину задержки подачи вагонов, порт не составлял. Истец не доказал вину перевозчика в задержке подачи вагонов на пути необщего пользования. Акты общей формы, оформленные ответчиком, подтверждают задержку вагонов на путях станции Туапсе в связи с занятостью принадлежащих порту выставочных путей N 5 и 6, то есть по причинам, зависящим от истца. Данное обстоятельство подтверждено также графиком занятости путей. Заявитель считает неверными выводы судебных инстанций о возможности подачи вагонов на внутриподъездные пути истца.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и выслушав представителя ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 24.01.2012 общество (перевозчик) и порт заключили договор N 85/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, регулирующий правоотношения сторон по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику и примыкающего к станции Туапсе - Сортировочная СКЖД стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 парка "В" (обслуживается локомотивом порта, арендуемым у перевозчика). Согласно пункту 5.1 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается следующий порядок: каждая последующая подача вагонов - не ранее чем через 1 час 20 минут после предыдущей, но не позднее 2 часов при наличии на станции готовых к подаче вагонов, прибывших в адрес порта. Занятость и свободность выставочных путей N 5 и 6 фиксируется графиком. График занятости выставочных путей порта заполняется приемосдатчиком станции Туапсе - Сортировочная в двух экземплярах, подписывается от порта техником по вагонным операциям и от перевозчика - приемосдатчиком станции. Один экземпляр графика передается порту, второй остается в делах станции Туапсе - Сортировочная. В силу пункта 5.2 договора уведомление о подаче вагонов передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов в порт приемосдатчиком станции Туапсе - Сортировочная сменному диспетчеру порта посредством факсимильной связи. Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе - Сортировочная на железнодорожные выставочные пути N 5 или 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов. По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта N 11, 13 - до предельного столбика стрелки N 225; путей N 14, 15 - до грузового фронта N 16; путей N 16 - 23, 17 - 21 - до грузового фронта N 15; пути N 20 - до предельного столбика стрелки N 232; путей N 18, 19 - до грузового фронта N 1. Максимальное количество подаваемых в порт вагонов составляет не более 45 груженых или 50 порожних, вес - не более 3690 тонн. Согласование порядка подачи вагонов производится маневровым диспетчером станции Туапсе-Сортировочная и сменным диспетчером порта (пункт 6 договора). Пунктом 12 договора предусмотрено, что на железнодорожном пути необщего пользования порта устанавливается срок оборота вагонов - 6 часов. В случае использования под погрузку вагонов, поданных на путь необщего пользования порта под выгрузку, техническая пригодность использования вагона под погрузку после выгрузки подтверждается актом общей формы ГУ-23, составленным на основании книги ВУ-14. В акте указывается время окончания выгрузки вагона и передачи вагона порту под погрузку. Временем начала погрузки является время окончания технического осмотра вагонов, указанное в книге ВУ-14 и акте общей формы. Срок оборота вагонов, используемых после выгрузки под погрузку, - 10 часов. Время, затраченное на технический осмотр вагонов под погрузку и указанное в акте формы ГУ-23, исключается при исчислении срока оборота вагонов. Перерабатывающая способность порта при одновременной переработке различных грузов составляет 345 вагонов в сутки (пункт 13 договора). В пункте 17.6 договора стороны предусмотрели, что при отсутствии у порта возможности принять прибывшие на станцию вагоны с экспортным грузом он дает письменный отказ, который передается диспетчером порта приемосдатчику станции Туапсе - Сортировочная в порту. Письменное уведомление о снятии отказа передается портом не позднее, чем за 1 час до начала приема указанных в отказе вагонов. Пунктом 21 порту предоставлена возможность в случае неисполнения условий договора перевозчиком предъявить иск по месту исполнения договора, а именно в Арбитражный суд Краснодарского края. Срок действия договора - с 01.02.2012 по 01.02.2017 (пункт 22).
На путях общего пользования станции Туапсе - Сортировочная 01.03.2013, с 20.03.2013 по 27.03.2013, 26.03.2013, с 11.04.2013 по 12.04.2013 и с 26.04.2013 по 30.04.2013 находилось в общей сложности 398 вагонов с грузами, прибывших в адрес порта. Порт направлял обществу уведомления о времени подачи названных вагонов под выгрузку, однако перевозчик подал вагоны под выгрузку с нарушением сроков, предусмотренных договором от 24.01.2012 N 85/4. Акты общей формы, составленные обществом, порт подписал с возражениями, указав, что вагоны принимались на пути необщего пользования в соответствии с пунктом 5 договора N 85/4; порт не отказывался от возможности принять эти вагоны; вагоны находились на станции по зависящим от перевозчика причинам. В актах порт также отметил, что общество в силу статьи 100 Устава несет ответственность за задержку подачи вагонов.
В претензиях от 25.06.2013 порт предложил перевозчику уплатить штраф, начисленный перевозчику на основании статьи 100 Устава.
Поскольку в письмах от 01.08.2013 общество отказалось уплатить названный штраф, порт обратился в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 100 Устава за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Как установили судебные инстанции, в спорные периоды порт не заявлял об отказе от приема грузов. Суды правильно отклонили довод перевозчика о том, что графики занятости выставочных путей порта подтверждают невозможность подачи вагонов по вине истца, поскольку данный довод противоречит содержанию графиков, совместно составленных представителями обеих сторон. Перевозчик не представил доказательств, свидетельствующих о невозможности подачи вагонов в сроки, указанные в уведомлениях порта.
Поскольку материалами дела подтверждается задержка подачи вагонов под выгрузку по вине перевозчика, суды обоснованно частично удовлетворили иск, снизив размер штрафа в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в кассационном порядке.
Основания для изменения или отмены решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу N А32-6725/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.