г. Краснодар |
|
16 января 2015 г. |
Дело N А32-3705/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Кухаря В.Ф. и Рогальского С.В., при участии в судебном заседании от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога (г. Москва, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Чернуха А.Г. (доверенность от 02.12.2014), в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (г. Туапсе, ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2014 (судья Поздняков А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 (судьи Чотчаев Б.Т., Величко М.Г., Ковалева Н.В.) по делу N А32-3705/2014, установил следующее.
ОАО "Туапсинский морской торговый порт"" (далее - истец, порт) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога (далее - ответчик, железная дорога) о взыскании 608 820 рублей штрафа за задержку уборки вагонов за периоды: с 08.02.2013 по 26.02.2013, с 02.03.2013 по 29.03.2013 и с 09.04.2013 по 01.05.2013.
Решением от 29.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.09.2014, исковые требования удовлетворены частично. С железной дороги в пользу порта взыскано 302 910 рублей штрафа, уменьшенного по ходатайству ответчика на 50% на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), 15 116 рублей 40 копеек расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части в иске отказано. Судебные инстанции исходили из того, что материалами дела подтверждается нарушение дорогой сроков уборки порожних вагонов, вследствие чего ответчик обязан произвести уплату истцу штрафа, начисленного в соответствии с нормами статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав).
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и отказать в иске. Заявитель указывает, что портом производились маневровые работы по перестановке спорных вагонов с одних путей на другие, но уведомления о готовности вагонов к уборке согласно их фактическому нахождению на путях порта перевозчику не передавались. В соответствии с условиями договора срок уборки вагонов должен исчисляться по окончании приемосдаточной операции, а не с момента получения перевозчиком уведомления порта о завершении грузовой операции.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель железной дороги поддержал доводы жалобы.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 24.01.2012 железная дорога (перевозчик) и истец (порт) заключили договор N 85/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Туапсинский морской торговый порт" при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги (далее - договор), которым регулируются отношения, связанные с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования, в том числе и порядок подачи и уборки вагонов с путей истца (т. 1, л. д. 11 - 24). В соответствии с пунктом 7 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются на выставочные пути N 5 или N 6 парка "В" в количестве не менее 13 порожних или 10 груженых вагонов. При подаче укрупненной партии вагонов на внутриподъездные пути порта уборка вагонов маневровым локомотивом станции Туапсе-Сортировочная производится в количестве не менее 13 вагонов, при этом готовая к уборке передача должна быть сформирована на одном из свободных участков внутриподъездных путей порта N 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23 до грузовых фронтов. Уборка с внутриподъездных путей порта одновременно предъявленной уведомлением порта группы вагонов в количестве менее 13 порожних вагонов или менее 10 груженых вагонов производится по согласованию с маневровым диспетчером станции Туапсе-Сортировочная и сменным диспетчером порта. В случае подачи перевозчиком группы менее 13 вагонов порт имеет право сдать перевозчику эти вагоны в составе той же группы, в которой они были поданы. Пунктом 9 договора установлено, что о готовности вагонов к уборке техник по вагонным операциям порта подает приемосдатчику станции Туапсе-Сортировочная уведомление о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, составленное в письменном виде в 2-х экземплярах. В уведомлении указываются номера вагонов и время готовности вагонов к уборке. Одновременно с уведомлением порт предъявляет оформленные пересылочные накладные на порожние вагоны парка общества, а на груженые вагоны и порожние собственные/арендованные, грузоотправителем которых является порт, в соответствии со статьей 25 Устава на каждую отправку, составленную в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Вагоны считаются готовыми к уборке по окончании приемосдаточной операции, проведенной после приема уведомления о завершении грузовой операции, при наличии оформленных перевозочных документов и сдачи их перевозчику на основании памятки приемосдатчика. В случае если в предъявленной портом группе порожних вагонов на какой-либо вагон отсутствуют перевозочные документы, перевозчиком оформляется акт общей формы с указанием номера вагона, на который отсутствует перевозочный документ, и номеров задержанных с ним вагонов. Груженые вагоны с импортными грузами снимаются с ответственности порта после оформления перевозочных документов.
Готовые к уборке вагоны убираются локомотивом перевозчика с железнодорожных выставочных путей N 5 или N 6 в течение 2 часов после получения уведомления порта о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке. При уборке вагонов с внутриподъездных путей порта срок уборки составляет 3 часа 20 минут после получения уведомления порта о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке (для вагонов с импортными грузами, подлежащими таможенному оформлению - после оформления перевозочных документов таможенными органами). В случае предъявления портом уведомлений о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке на несколько групп вагонов в течение 1 часа 20 минут срок уборки на каждую последующую предъявленную группу исчисляется через 1 час 20 минут от предыдущей с учетом требований, изложенных в пункте 9 договора. Уборка вагонов с выставочных путей либо с внутриподъездных путей порта на станцию производится маневровыми локомотивами портом и маневровой бригадой станции Туапсе - Сортировочная.
Поскольку в спорные периоды на путях порта в ожидании уборки простаивало 484, 926 и 726 порожних вагонов, порт на основании норм статьи 100 Устава начислил перевозчику 608 820 рублей штрафа. В связи с отказом железной дороги оплатить штраф истец обратился в арбитражный суд с иском.
Судебные инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных портом требований.
Из материалов дела видно, что по каждому случаю нарушения сроков уборки вагонов составлены акты общей формы. Нарушение сроков уборки подтверждено памятками приемосдатчика на подачу вагонов, подписанными представителями обеих сторон, уведомлениями порта о завершении грузовых операций.
В соответствии со статьей 100 Устава за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В силу пункта 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила эксплуатации), сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема.
В пункте 5 договора, в частности, установлено, что для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт каждая последующая подача должна производиться не ранее чем через 1 час 20 минут после предыдущей. В пункте 7 договора на графике отражено, что приемо-сдаточная операция (ПСО) включена и в расчетное время уборки вагонов с внутриподъездных путей порта - 3 часа 20 минут, и в расчетное время уборки с выставочных путей - 2 часа. Данные положения договора, наряду с моментом принятия перевозчиком от порта уведомлений и моментом уборки, послужили для порта ориентиром в определении времени задержки уборки вагонов. Таким же образом за предыдущие периоды производились расчеты штрафов, признанные обоснованными арбитражными судами по ранее рассмотренным делам между теми же сторонами. То есть по вопросу о согласовании обществом и портом в договоре сроков уборки вагонов сложилась определенная судебная практика, которой правомерно руководствовались суды при рассмотрении спора по настоящему делу.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформировавшейся при осуществлении конституционно-правового толкования статьи 333 Кодекса, при применении данной нормы суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности (неустойкой) и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О).
Суд первой инстанции в связи с несоразмерностью неустойки последствиям нарушения обязательства, правомерно счел необходимым снизить размер взыскиваемого штрафа по правилам статьи 333 Кодекса на 50% - до 302 910 рублей. Суд первой инстанции, принимая во внимание то, что задержка за уборку порожних вагонов имела место в течение спорных периодов времени и не повлекла значительных негативных последствий для истца, пришел к выводу о несоразмерности взыскиваемого штрафа последствиям нарушения обязательства.
Поскольку судебные акты в остальной части заявителем не обжалуются, их законность в указанной части в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не проверяется.
Ссылка дороги на то, что вагоны считаются готовыми к уборке по окончании приемосдаточной операции, не принимается ввиду следующего.
Согласно абзацу 4 пункта 9 договора вагоны считаются готовыми к уборке по окончанию приемосдаточной операции. А в абзаце 6 пункта 9 договора предусмотрено, что при уборке вагонов с внутриподъездных путей порта срок уборки составляет 3 часа 20 минут после получения уведомления порта о завершении грузовой операции. В срок 3 часа 20 минут входит время на маневровые передвижения и время на проведение приемосдаточной операции. Как установили судебные инстанции, железная дорога допускала значительное превышение согласованного норматива, что нашло отражение в актах общей формы.
Доводы железной дороги, изложенные в кассационной жалобе, полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку в оспариваемом постановлении. Основания для иной оценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену или изменение принятых по делу судебных актов, не допущено, основания для их отмены не установлены.
При обращении с кассационной жалобой общество заявило ходатайство о зачете 2 тыс. рублей государственной пошлины, перечисленной в федеральный бюджет по платежному поручению от 15.05.2014 N 1781152 за подачу кассационной жалобы по делу N А32-18594/2013, которое не обжаловалось в кассационный суд. Данное ходатайство рассмотрено и подлежит удовлетворению кассационным судом.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство заявителя о зачете уплаченной по другому делу государственной пошлины удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 по делу N А32-3705/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.