Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Проблемы реализации политических и иных гражданских прав
Политические права и свободы - это институт участия гражданина в осуществлении политической власти, реализуемой на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. В силу единства публичной власти, а также с учетом требования статьи 19 Конституции Российской Федерации равенства всех перед законом, нормативное содержание политических прав и свобод, уровень их гарантированности едины для всех граждан РФ независимо от регионального или муниципального места их жительства.
Политические права призваны обеспечить, с одной стороны, самостоятельность и независимость человека при решении общественных или государственных дел, а с другой - его активное включение в жизнь страны или отдельных коллективов. Эти права позволяют лицу совместно с другими участвовать в решении дел, стоящих перед обществом и государством, оказывать влияние на властные структуры.
Политические права и свободы граждан продекларированы как средство для участия в управлении государством. Необходимо отметить, что в течение 2022 года в адрес Уполномоченного не поступало обращений, связанных с нарушением избирательных прав, права на собрания, шествия и митинги.
4.1. Проблемы реализации права на судебную защиту
Право на судебную защиту относится к основополагающим правам человека, оно включено в ст. 46 Конституции Российской Федерации. Реализация этого права возложена на судебную систему.
Судебная система как механизм государственной защиты имеет большое значение в любом правовом государстве. Исполняя роль общественного арбитра, она защищает одновременно все сферы деятельности, регулируемые правом. Система судебных органов призвана обеспечивать незыблемость основ конституционного строя, охраняя правопорядок, единство экономического пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности.
Правовое государство, как провозглашается в Конституции РФ, характеризуется в том числе самостоятельной и независимой судебной системой, эффективно обеспечивающей защиту интересов государства, прав и интересов граждан и юридических лиц.
В настоящее время существует ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др.
В период пандемии возросла востребованность электронных ресурсов судебной системы, и в настоящее время эта тенденция сохраняется. Только в период января по апрель прошедшего года в электронном виде в суды подано 1 млн 817 тыс. процессуальных документов - на 31% больше, чем за аналогичный период 2021 года.
Много изменений планируется внедрить, чтобы разгрузить судей. В основном реформы должны коснуться гражданских дел. В частности, планируется повысить размеры сумм для приказного судопроизводства. Сейчас подать заявление о выдаче судебного приказа можно, если размер требований не превышает полмиллиона рублей. Эту сумму планируется поднять до одного миллиона рублей.
Наконец, может измениться процедура банкротства. Затронет это в первую очередь граждан, которые едва сводят концы с концами. По статистике Верховного суда, за один только первый квартал прошедшего года судами рассмотрено 54,7 тыс. дел этой категории - на 52% больше, чем в первом квартале 2021 года. Арбитражные судьи высказывают идеи изменить правила процедуры банкротства. Верховный Суд рассматривает возможность увеличить сумму задолженности, при которой человек может признать себя банкротом через суд. Сейчас этот порог составляет 500 тысяч рублей. Если этот лимит будет поднят, то люди и с большим грузом долгов смогут проходить процедуру банкротства через МФЦ.
В прошедшем году количество обращений в адрес Уполномоченного с жалобами на судебные решения, а также по вопросам работы службы судебных приставов по исполнению судебных решений, по-прежнему оставалось на высоком уровне, несмотря на общее снижение количества обращений в адрес Уполномоченного за 2022 год. Всего по данной тематике их поступило 246 (+1).
При этом в соответствии с Уставным законом Красноярского края "Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае" Уполномоченный не вправе вмешиваться в деятельность суда. Кроме того, в ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" при рассмотрении обращений и жалоб граждан государственным органам, к которым относится и Уполномоченный по правам человека, прямо указано, что обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение.
Поэтому всем обратившимся к Уполномоченному с жалобой на решения судебных органов подробно разъясняется право и процедура обжалования судебных решений, а также даются подробные разъяснения о порядке действий в подобных ситуациях.
Между тем одним из важнейших элементов в повышении авторитета суда является точное и неукоснительное исполнение вступившего в силу судебного решения.
4.1.1. Проблемные вопросы на стадии исполнения судебных постановлений
Согласно официальной отчетности Федеральной службы судебных приставов за первый квартал 2022 года произведено лишь около 15% взысканий от общего числа исполнительных производств, а по фактически взысканным суммам и вовсе около 3% от общей требуемой к взысканиям массы задолженности.
Тяжелее всего приходится взыскивать долги в пользу физических лиц. Самым обидным в этой ситуации является то, что люди никак не могут добиться возвращения денежных средств или имущества, даже пройдя через суды и выиграв их. Исполнительный лист есть, а вернуть долг не получается. А ведь многим гражданам эти испытания стоят немалых денег и нескольких лет, потраченных на судебные тяжбы.
В большинстве случаев судебные приставы просто прекращают исполнительное производство по ст. 46 Закона "Об исполнительном производстве" в связи с "невозможностью взыскания".
В 2022 году из-за санкций, потери людьми своего бизнеса, снижения доходов, выросло число банкротств как юридических лиц, так и граждан.
В связи с этим в прошедшем году в Правительстве РФ активно обсуждалась тема реформы Федеральной службы судебных приставов. И в конце прошлого года сделан первый шаг на пути реформирования службы. Федеральным законом внесены изменения в ФЗ "Об исполнительном производстве", предусматривающие принятие службой судебных приставов в автоматическом режиме (без участия должностного лица) решения по вопросам возбуждения и отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания, прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительного сбора, установления и отмены ограничений, запретов, наложения и снятия арестов и других решений.
Законодатель предполагал, что принятие решений в автоматическом режиме позволит оперативно подготавливать постановления Федеральной службы судебных приставов и направлять их сторонам исполнительного производства.
Цифровая трансформация исполнительного производства обусловлена не только закреплением ее в программных документах в качестве одной из составляющих процесса перехода к цифровому государственному управлению, но и объективной необходимостью: количество поступающих в ФССП России документов ежегодно растет. Предполагается, что применение цифровых технологий и автоматизация процессов, связанных с исполнительным производством, позволит решить две задачи: сделать эти процессы более удобными для сторон производства и оптимизировать деятельность судебных приставов. О результатах внедрения цифровизации в работу судебных приставов говорить пока рано, хотя промежуточные итоги можно будет увидеть уже по окончании 2023 года.
Львиная доля поступающих в адрес Уполномоченного жалоб на работу службы судебных приставов связана с проблемами взыскания алиментов. И это не случайно, ведь страдают при неуплате алиментов, как правило, одинокие родители, у которых не так много других источников доходов.
Проблемы со взысканием алиментов объясняются тем, что они взыскиваются в судебном порядке в тех случаях, когда нормальные семейные отношения уже разрушены и обязанность по содержанию детей добровольно не исполняется. К категории злостных неплательщиков чаще всего относятся лица, которые скрываются сами или скрывают свои источники доходов, должники, у которых отсутствует имущество, граждане, которые ведут асоциальный образ жизни.
Часто случается так, что лицо, обязанное платить алименты, работает у предпринимателя без оформления на работу согласно требованиям Трудового кодекса, то есть по всем формальным признакам считается неработающим, хотя на самом деле получает соответствующую заработную плату. Данные выплаты нигде не учитываются и обратить на них взыскание алиментов не представляется возможным, так как подтвердить наличие у должника дохода документально невозможно. Хотя в последние годы за уклонение от уплаты алиментов предусмотрена административная и уголовная ответственность, и на практике они применяются довольно часто, на взыскиваемость алиментов это существенно не повлияло. Как правило, привлекаемые к ответственности лица, отбыв административный арест или обязательные работы, даже уголовное наказание, продолжают уклоняться от своих алиментных обязательств.
В адрес Уполномоченного в июле прошлого года обратилась жительница Красноярска Г. Она просила разобраться, почему судебные приставы-исполнители не взыскивают алименты с бывшего супруга на содержание общего ребенка. Она одна воспитывает ребенка, в средствах серьезно ограничена. Кроме пособия, других источников дохода не имеет.
Уполномоченный направил обращение в интересах Г. в адрес руководителя Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю с просьбой разобраться в данной ситуации.
В ответе из ГУ ФССП сообщалось: исполнительное производство возбуждено еще в декабре 2019 года и находится на исполнении в отделе алиментных платежей по г. Красноярску. По результатам проверки имущественного положения должника оказалось, что никаких сведений о получении им какого-либо дохода не имеется, никакого имущества за ним также не зарегистрировано. Судебный пристав-исполнитель несколько раз выносил постановления об ограничении выезда должника из Российской Федерации.
Тем не менее должник все же предоставил в службу судебных приставов квитанции об оплате алиментов за 2022 год.
Приведенный случай рассмотрения обращения подтверждает два важных вывода. Он наглядно показывает, с чем сталкиваются судебные приставы-исполнители при попытках взыскать задолженность в виде алиментных платежей. После направления соответствующих запросов оказывается, что доходов у должника нет, имущества, на которое можно было бы наложить арест, тоже не имеется. Однако должник неожиданно погасил долг по алиментам за год. Это означает, что какое-то из предпринятых действий судебным приставом-исполнителем в итоге оказалось для должника болезненным. Это мог быть и запрет на выезд из страны, а возможно - угроза возбуждения уголовного дела.
Хотя гораздо больше примеров, когда привлекаемые к ответственности должники и не имеющие официальных доходов, отбыв административное наказание, продолжают уклоняться от своих алиментных обязательств. Бывает и так, что после получения должником предупреждения о возможном привлечении к административной или уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов, они в счет погашения задолженности вносят некоторую незначительную сумму средств, после чего выплата алиментов снова прекращается, а у судебного пристава-исполнителя нет оснований для привлечения должника к ответственности.
Между тем в прошлом году Федеральная служба судебных приставов завела более 44 тысяч уголовных дел по неуплате алиментов. Из них только 6 тысяч неплательщиков полностью или частично погасили свою задолженность после решения суда. Всего на исполнении у ведомства находится около полутора миллионов исполнительных производств - это приблизительно 2% трудоспособного населения страны. И число злостных неплательщиков продолжает расти с каждым годом.
Вообще получение исполнительного листа или судебного приказа не гарантирует взыскателю быстрый возврат долга. Он может сразу обратиться с документами в службу судебных приставов-исполнителей или подать их напрямую работодателю должника или же в банк, в котором у должника открыта зарплатная карта, но сроки возврата задолженности зависят от активных действий пристава, имущественного и финансового положения должника. Более того, должник может игнорировать требования пристава, или, как было уже показано в примере выше, скрывать свои доходы и активы.
Только в редких случаях должник добровольно исполняет решение суда, не дожидаясь передачи документов в службу судебных приставов. Чаще всего взыскателю после обращения к приставам приходится ждать возврата долга месяцами и даже годами. Если у должника нет постоянного места работы, доходов и имущества, взыскатель может вообще не дождаться возврата денег.
Невозможность выплатить долг может быть связана с разными причинами. Должник может потерять работу или стать инвалидом, попасть на длительный срок в больницу, столкнуться с другими имущественными, финансовыми или личными проблемами. Все эти обстоятельства влияют на ход и результат исполнительного производства.
Причин появления задолженности может быть множество. Причем должником при этом может быть и физическое лицо, и юридическое (в лице своего руководителя). Ущерб может нанести предприниматель или коммерческая фирма при предоставлении, к примеру, торговых услуг.
В мае прошлого года к Уполномоченному обратился гр. С. с жалобой на бездействие судебных приставов-исполнителей.
В 2019 году он приобрел в автосалоне ООО "Автолига" автомобиль, у которого были выявлены серьезные дефекты. Автомобиль был возвращен, но денежные средства, потраченные на его приобретение, не вернули. Заявитель вынужден был подать на компанию в суд, решение суда принято в его пользу, получен исполнительный лист. Исполнительное производство возбуждено в подразделении судебных приставов-исполнителей одного из районов краевого центра на сумму более 500 тысяч рублей, но на момент обращения к Уполномоченному по долгу ничего взыскано не было.
После запроса в Главное Управление федеральной службы судебных приставов выяснилось, что общество по месту продажи автомобиля уже не находится, а его руководитель согласно выписке из ЕГРЮЛ зарегистрирован во Владимирской области. Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о даче поручения о совершении отдельных исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, которое направлено в службу судебных приставов по Владимирской области.
Никакой информации о выполнении поручения наших приставов из указанной области пока не поступало.
В данной ситуации взыскать потерянные денежные средства весьма затруднительно. Компания пропала, руководитель зарегистрирован в другой области и узнать, какие действия предприняты судебными приставами-исполнителями другого региона, и предприняты ли они вообще, очень сложно.
Помимо имущественных притязаний на исполнение в службу судебных приставов поступают самые разнообразные требования взыскателей.
Под требованиями неимущественного характера понимаются требования о совершении должником определенных действий или о воздержании от таковых.
Для реализации исполнительных документов, содержащих такие требования, предусмотрен отдельный самостоятельный механизм исполнения.
О ненадлежащей работе межрайонного отделения судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску в части исполнения вступившего в законную силу судебного решения Октябрьского районного суда г. Красноярска от 24.03.2021 написал Уполномоченному Ш. из Октябрьского района Красноярска.
Информация в порядке заключенного с УФССП по Красноярскому краю соглашения о взаимодействии была доведена до сведения Управления.
В течение месяца судебным приставом-исполнителем было принудительно исполнено вступившее в законную силу судебное решение в пользу заявителя, привлечена большая техника для сноса незаконно установленных должником столбов, объекты убраны, о чем со словами благодарности сообщил заявитель.
Еще одна серьезная проблема по взысканию судебными приставами-исполнителями - это возбуждение исполнительного производства по кредитным долгам в отношении граждан, имеющих низкий доход. К началу 2022 года россияне подошли максимально закредитованными. Основные показатели этого процесса в России неуклонно росли: размеры выплат по кредитным обязательствам становились все больше, а реальные доходы граждан при этом все меньше. Эту тенденцию несколько ослабили общая геополитическая ситуация в мире и разразившийся экономический кризис. Весной прошлого года на фоне роста ключевой ставки Центробанка значительно увеличились и проценты по всем видам кредитов. А неопределенность в отношении собственных доходов существенно поубавила потребительскую активность россиян.
При этом в марте - апреле был отмечен резкий рост просроченной задолженности россиян перед банками с 5,3 до 7,5%. На долговую нагрузку россиян также сильное влияние оказывает не только изменение процентных ставок, но и общая ситуация в экономике, инфляция, безработица и уровень доходов граждан. Поэтому процесс роста как долговой нагрузки, так и увеличения просрочек по кредитам, судя по всему, продолжится. Уже сейчас доля граждан, которые отдают за свои кредиты более 50% своих доходов, близка к 6 - 7 млн человек. А в ситуации нынешней нестабильности большинство кредитов берется под такое обеспечение, которое вполне можно потерять: квартира, машина, другое имущество. Эта тенденция вызывает серьезные опасения.
Пенсионерка из Лесосибирска З. обратилась в прошлом году к Уполномоченному с просьбой помочь уменьшить размер взыскания задолженности судебными приставами-исполнителями. Она имеет единственный доход - пенсию по старости, после наложения ареста на пенсионный счет у нее остается денежных средств ниже прожиточного минимума.
Уполномоченный обратился к главному судебному приставу края с просьбой разобраться с возникшей проблемой.
В ответе из ГУ ФССП содержалась информация, что в соответствии с законом граждане вправе обратиться с заявлением о сохранении доходов в размере величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения Красноярского края, с предоставлением документов, подтверждающих наличие ежемесячного дохода, сведений об источниках дохода и учитывая поступление заявления о снижении размера удержания из пенсии и сохранения доходов в размере величины прожиточного минимума, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника с указанием производить удержание в размере 45%.
Указанное постановление направлено для исполнения в Отделение Пенсионного Фонда России по Красноярскому краю.
Вообще, на уровень закредитованности населения влияет целая совокупность факторов. С одной стороны, это финансовые трудности, на которые были богаты последние годы: пандемия, инфляция, антироссийские санкции и разразившийся экономический кризис. Люди теряли работу, бизнес становился убыточным, снижался уровень реальных доходов населения. Цены росли практически на все. Как показывают опросы, получаемой заработной платы большинству россиян не хватает не то что для накоплений, но даже и для повседневных расходов. Поэтому люди набирают кредиты, и их долговая нагрузка все растет и растет. При этом стоит учитывать, что статистические данные по размерам средней зарплаты не отражают реальный уровень доходов большинства наших граждан.
С другой стороны, существенную лепту в проблему закредитованности вносит доступность кредитов. Относительно невысокие процентные ставки в банках неизменно привлекают заемщиков, поэтому соблазн взять в долг очень велик. Повседневная навязчивая реклама стала обыденностью, еще и регулярно звонят из банков, шлют смс и электронные письма с заманчивыми предложениями взять наличные буквально в один клик. В результате многие люди бездумно используют этот финансовый инструмент вместо того, чтобы подумать, как заработать или вообще отказаться от совершенно ненужной покупки. Похоже, россияне за годы и десятилетия привыкли к определенному уровню расходов, а чтобы как-то этот уровень поддерживать, они все больше и больше обращаются за кредитами. Мало кто готов отказаться от привычного уровня жизни и такого способа решать свои финансовые задачи. Брать кредиты мы научились, а вот делать накопления, видимо, еще нет. Безусловно, сыграла свою роль и элементарная финансовая неграмотность. Порой многие оформляют кредит, не вчитываясь в его условия, не задумываются, как будут его отдавать. Именно поэтому еще одна из причин роста закредитованности населения - отсутствие знаний о финансах и управлении деньгами.
В прошлом году продолжилось формирование нормативной базы для сохранения должникам денежных средств в размере прожиточного минимума ежемесячно. С 1 февраля 2022 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса РФ" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", в которых было закреплено право граждан на ежемесячное сохранение денежных средств в размере установленного на территории России прожиточного минимума трудоспособного населения при осуществлении принудительного исполнения решений суда и актов специальных уполномоченных органов.
Этим же федеральным законом расширен перечень видов денежных выплат, обладающих полным иммунитетом от списания. В частности, денежные средства, выплаченные на основании актов Президента и Правительства РФ в целях мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и семей, имеющих детей, не могут быть списаны в счет погашения задолженности.
Очевидно, что Правительство и законодатели продолжат искать пути повышения эффективности работы службы судебных приставов. В отношении взыскания долгов с физических лиц, как оказалось, хорошо работают такие ограничения, как запрет выезда за пределы страны. Неплохо работает и такая мера, как ограничение на пользование транспортными средствами и проведение регистрационных действий в их отношении.
Процесс внедрения электронных программ и цифровизация работы службы судебных приставов только начался и об итогах этой сложной и кропотливой работы говорить пока рано, но уже сегодня понятно, что займет он не один год, и результаты реформ, возможно, мы ощутим нескоро.
4.1.2. О соблюдении достоинства личности в судебных процессах и о праве на компенсацию морального вреда
Требования граждан, заключенных под стражу, на достойные условия пребывания в камерах конвойных помещений судов (далее - КПС), а также их жалобы на нахождение в решетчатом ограждении в процессуальной зоне в период судебных заседаний продолжают иметь место быть. Однако после исторического максимума в 2019 г. относительно жалоб и иных обращений, проходящих по линии компетенции управления Судебного департамента в Красноярском крае, Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края и председателей соответствующих судов общей юрисдикции, включая систему военных судов, наблюдается тенденция их ежегодного значительного сокращения. В тематических жалобах вновь были отмечены районные суды краевого центра (Советский, Кировский, Железнодорожный, Октябрьский и дважды Центральный). Предметной критике граждан подверглись следующие районные и городские суды: Емельяновский, Назаровский, Балахтинский, Сухобузимский, а также Красноярский краевой суд. Вместе с тем комиссионная проверка конвойного блока высшего судебного органа края показала, что с учетом временного характера нахождения в камерных помещениях заключенных под стражу лиц, для них (после капитального ремонта в марте 2022 года) созданы вполне приемлемые условия.
На контроле Уполномоченного остается правозащитная ситуация, связанная с пребыванием изолированных граждан в здании Норильского городского суда, расположенного за Полярным кругом. В 2022 г. в адрес Уполномоченного с резкой критикой на ненадлежащие условия нахождения в КПС данного судебного органа обратился гражданин М., который также обжаловал судебные решения, состоявшиеся при производстве о компенсации за моральный вред с его участием. Согласно информации управления Судебного департамента в Красноярском крае, в 2022 г. организован капитальный ремонт здания суда. Перед Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации заявлен вопрос о включении мероприятия "реконструкция Норильского городского суда" в федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" и выделении краю бюджетных ассигнований на эти цели.
В 2022 г. году зарегистрировано 12 подобных обращений (в 2019 г. - 53, 2020 г. - 41, 2021 г. - 31 жалоба), что с очевидностью свидетельствует о постепенном снижении напряженности в данной сфере.
Другая особенность анализируемой правозащитной ситуации проявляется в том, что авторы корреспонденций каждый год пытаются расширить географию критикуемых судов, но при этом углубляются в периоды своего прежнего пребывания в том или ином суде и поднимают практику прошлых лет.
4.2. Проблемы реализации права на информацию (право на качественное администрирование)
В ряду других политических прав - свободы слова, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, важное место занимает право направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления за получением необходимой информации и получать ее.
Статья 24 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Конституционная законность требует безусловного восстановления нарушенных основных прав и свобод граждан, устранения препятствий к их использованию, привлечения к юридической ответственности лиц, которые своими действиями ущемляют права личности, нарушают ее честь и достоинство, законные имущественные и иные интересы.
За отказ должностного лица в предоставлении информации предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Неправомерный отказ в предоставлении информации, несвоевременное ее представление влечет за собой привлечение должностных лиц к административной ответственности (ст. 5.39 КоАП РФ), безосновательное уклонение от предоставления сведений, незаконный, неправомерный отказ в предоставлении информации гражданину, либо предоставление неполной или заведомо ложной информации, повлекшие причинение вреда правам и законным интересам граждан приводят к уголовным наказаниям в виде штрафа до 200000 рублей и запрета работы на установленных должностях на срок от 2 до 5 лет.
В течение 2022 года с жалобами на нарушении прав, допущенных, по мнению заявителей, в результате некачественного администрирования в адрес Уполномоченного поступило 14 обращений на федеральные органы (Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю, Управление Федеральной Службы судебных приставов по Красноярскому краю и др.), 19 обращений на органы исполнительной власти края (Министерство здравоохранения края, Министерство социальной политики края и др.), 42 обращения на органы местного самоуправления в территориях края.
Анализ поступивших обращений показал, что недовольство граждан вызвано следующими причинами:
1) игнорирование проблемы гражданина органами местного самоуправления и его должностными лицами. Причины этого различны, порой - банальное бездействие чиновника, порой - недостаточность ресурсов для решения проблемы;
2) содержание ответа государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица основано исключительно на перечислении норм действующего законодательства с последующим отказом в решении вопроса заявителя. Гражданину подробно рассказывается, почему нельзя решить его проблему, но не приводится ни одного варианта, как ее решить можно. Это, как правило, толкает заявителя к выводу о черствости и безучастности чиновника;
3) желание получить ответ от вышестоящего органа или вышестоящего должностного лица, так как позиция местной власти гражданину хорошо знакома.
Каждое такое обращение подлежало анализу Уполномоченным, а при необходимости, по его просьбе, - надзорными органами. Полученные ответы о результатах проверки направлялись заявителям.
Важнейшими показателями эффективности деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц является уровень оценки населением результатов их деятельности, динамика количества жалоб, поступающих с территорий, оперативное разрешение вопросов местного значения, качество организации предоставляемых муниципальных услуг в различных сферах (жилищно-коммунальная сфера, благоустройство, транспортное обслуживание, состояние автомобильных дорог и пр.).
По сути, благодаря обращениям граждан органы местного самоуправления получают ту самую обратную связь, оценку своей деятельности и информацию о возникающих у населения вопросах и проблемах.
Органы местного самоуправления призваны работать на местном уровне прежде всего для граждан, и их непосредственная задача - дать гражданину весь объем необходимой информации для реализации его прав и свобод. В своих ежегодных докладах, а также при встречах с главами территорий, Уполномоченный не раз обращал внимание на соблюдение права на получение информации, о том, что ответ гражданину на его обращение должен быть простым, понятным, не перегруженным нормами законодательства, а главное, быть очеловеченным, чтобы гражданин почувствовал проработанность вопроса, внимание и уважение к себе, а главное, понимал, что ему делать дальше и кому он вправе обжаловать ответ.
Следует отметить, что большинство обращений носит социально-бытовую направленность, особенно на муниципальном уровне, где и происходит основная работа с обращениями граждан по их насущным вопросам и проблемам, поскольку именно органы местного самоуправления, в отличие от федеральных и региональных органов власти, часто не могут воспользоваться правом перенаправления обращения по компетенции в другие органы, поскольку обладают компетенцией по большинству вопросов, поднимаемых гражданами на местном уровне.
С января прошлого года Уполномоченный оказывал содействие в восстановлении права жителей дома N 30 по ул. Герцена в г. Канске на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности. 6 января 2022 года в одной из муниципальных квартир дома, где проживает одинокий инвалид детства, произошел порыв трубы холодного водоснабжения. Прибывшие на место порыва работники аварийной службы за 1500 рублей устранили аварию, перекрыв поступление горячей и холодной воды. Инвалид остался без водоснабжения, которое, в силу своего физического состояния, самостоятельно исправить не может. Администрация города уклоняется от решения вопроса по существу.
Уполномоченный обратился в Канскую межрайонную прокуратуру. Согласно полученному ответу бездействие администрации города в устранении ситуации прокуратурой подтверждено. Указывалось, что дом по указанному адресу - блокированной застройки, управляющая организация - отсутствует. Более того, через месяц направленная заявителю администрацией города информация об исправлении ситуации не соответствовала действительности, что подтверждалось проверкой прокуратуры.
В связи с длительным непринятием мер со стороны администрации города по разрешению аварийной ситуации Главе города прокуратурой внесено представление.
Уполномоченным также усмотрено бездействие со стороны администрации города в исправлении ситуации с водоснабжением в жилом доме по указанному адресу, в том числе в муниципальном жилом помещении, где проживает инвалид. В соответствии со ст. 18 Закона края "Об Уполномоченном..." Главе г. Канска направлено заключение о нарушении права жителей дома на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности. При этом Уполномоченный просил провести служебную проверку по изложенным обстоятельствам в части бездействия муниципальных служащих в создавшейся ситуации по обеспечению владельцев жилых помещений дома N 30 по ул. Герцена водоснабжением, непринятию своевременных мер по надлежащему ремонту и содержанию инженерных сетей дома, что привело к нарушению прав жильцов дома. Ситуация с водоснабжением в доме была исправлена только в марте 2022 года.
Работа с обращениями граждан дает красноречивые примеры того, что в органах местного самоуправления часто случаются нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, предусмотренного Федеральным законом N 59-ФЗ, прежде всего по срокам рассмотрения, объективности и всесторонности рассмотрения по существу. Нередко встречается банальное непредоставление ответа гражданину на его обращение. В этой связи возможно возникновение судебных споров, которые не всегда заканчиваются в пользу органа местного самоуправления. Последующее исполнение судебного постановления еще более проблематично.
В течение 2022 года Уполномоченный оказывал содействие в восстановлении жилищных прав К., находящемуся в местах лишения свободы.
Заявителем сообщалось, что в течение двух лет администрацией краевой столицы не исполняется решение Центрального районного суда г. Красноярска от 21.11.2019, согласно которому администрация обязана предоставить К. как лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Далее сообщалось, что длительное неисполнение судебного решения в отношении заявителя по существу повлекло за собой применение судебным приставом-исполнителем мер принудительного воздействия к администрации города.
Министерство образования Красноярского края по запросу Уполномоченного сообщило, что администрация города Красноярска копию вступившего в законную силу решения суда в отношении заявителя для включения его в единый список лиц, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по решению суда в министерство не направляла.
На обращения Уполномоченного в интересах гр. К. из департамента градостроительства администрации города поступила информация без номера, без даты и подписи, о том, что решение Центрального районного суда г. Красноярска от 21.11.2019, обязывающее администрацию г. Красноярска предоставить жилое помещение К., а также исполнительный лист в департамент градостроительства и управление учета и реализации жилищной политики администрации города не поступали. Также указывалось, что 03.12.2021 администрацией города направлен запрос в Центральный районный суд г. Красноярска о предоставлении копии решения в отношении К., однако информация не получена.
Изложенная информация подтверждена ответом Главы г. Красноярска.
На обращение Уполномоченного из Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю получена информация, что постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником (администрацией г. Красноярска) 20.05.2021. Требования об исполнении судебного постановления в отношении заявителя вручались должнику неоднократно: 01.06.2021, 03.08.2021, 08.10.2021, 24.12.2021. Более того, за неисполнение требования исполнительного документа в отношении должника судебным приставом-исполнителем выносилось постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.
Таким образом, информация Управления полностью подтверждала изложенные в обращении доводы заявителя о бездействии администрации г. Красноярска в решении его жилищного вопроса.
Уполномоченным в администрацию города Красноярска направлено заключение о нарушении жилищных прав заявителя по причине некачественного администрирования, допущенного в органе местного самоуправления по исполнению государственных полномочий в части приобретения жилого помещения гр. К. по категории лиц, оставшихся без попечения родителей.
Получена информация, что жилищный вопрос заявителя в текущем году решен положительно.
Наряду с обращениями граждан в течение года в адрес Уполномоченного поступали обращения от глав территорий с просьбой оказать содействие в решении вопросов местного значения.
Так, например, проводилась необходимая работа по обращению Главы Белякинского сельсовета Богучанского района о закрытии населенных пунктов, входящих в состав сельсовета (п. Беляки и д. Бедоба). Причина - жителям поселений фактически не обеспечена транспортная доступность до районного центра - п. Богучаны. В самих же поселениях отсутствуют ФАПы и аптечные пункты; из-за отсутствия благоустройства проезжей дороги питьевая вода и продукты питания доставляются с перебоями; очень затратно обеспечение электроэнергией и, соответственно, высокие цены на данную услугу. Глава сельсовета приводил и другие многочисленные обстоятельства, позволяющие сделать вывод о малоперспективности существования указанных поселений.
На обращение Уполномоченного из администрации Богучанского района получена информация, что денежные средства, выделяемые из краевого бюджета на поддержку транспортной инфраструктуры поселений, используются полностью, состояние дорожно-транспортного полотна автозимника поддерживается, транспортная доступность имеется. Жителям указанных поселений, имеющих в составе семьи учащихся, предлагалось переселиться в муниципальные жилые помещения поселений, где имеются образовательные учреждения, либо самим приобрести в таких поселениях жилые помещения с использованием средств материнского капитала, либо поселить детей в школы-интернаты на период обучения. В планах района - проведение ремонта здания школы в п. Беляки. Жителям поселений порядок переселения из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, путем получения государственной помощи по федеральной и краевой программам переселения из указанных местностей разъяснялся.
Что касается вопросов обеспечения жизнедеятельности поселков по строительству объектов коммунальной инфраструктуры (энергетика, водоснабжение, водоочистка), то Главе Белякинского сельсовета администрацией района рекомендовалось принять участие в действующих краевых программах на получение субсидии из бюджета края на строительство и (или) реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности.
О закрытии поселков на уровне края вопрос не ставится, поскольку изложенные Главой сельсовета обстоятельства к основаниям для их закрытия, изложенным в Постановлении Правительства РФ от 11.12.2013 N 1146, не относятся.
На контроле у Уполномоченного находится обращение Главы Недокурского сельсовета Кежемского района с просьбой оказать содействие в решении вопроса включения в региональную программу сноса аварийного жилого фонда - жилых домов на территории Недокурского сельсовета, признанных аварийными и подлежащими сносу после 01.01.2017. В обращении Главы сельсовета указано, что в таких домах проживают инвалиды и семья, имеющая ребенка-инвалида. Маневренный жилищный фонд для временного переселения граждан на территории Недокурского сельсовета отсутствует.
В интересах указанной категории граждан Уполномоченным были направлены обращения в Министерство социальной политики края и Министерство строительства Красноярского края. Информация о рассмотрении обращений к Уполномоченному пока не поступила.
В спорах граждан с местной администрацией нередки случаи, когда доводы гражданина не подтверждаются.
На официальный сайт Уполномоченного поступила жалоба от многодетной семьи Г., проживающей в с. Гаревом Емельяновского района, на действия Главы Гаревского сельсовета Романьковой Е.В.
В частности, в обращении сообщалось, что Глава сельсовета настаивает на оплате получения коммунальной услуги "водоснабжение", хотя во дворе дома имеется устроенная заявителем частным порядком скважина, а кроме этого отказывает в выдаче необходимых документов на получение материальной помощи как семье, имеющей четырех детей, то есть, по мнению заявителя, ведет себя предвзято по отношению к ним.
По изложенным обстоятельствам Уполномоченный обращался в прокуратуру Емельяновского района с просьбой провести проверку в отношении поведения должностного лица.
Результатами прокурорской проверки установлено, что многодетной семье по линии Территориального отделения УСЗН по Емельяновскому району предоставляются все меры социальной поддержки, на которые семья имеет право.
Вопросы оплаты за коммунальную услугу "холодное водоснабжение" и предвзятое отношение Главы Гаревского сельсовета были вынесены на заседание внеочередной сессии Гаревского сельсовета, на которой присутствовали 7 депутатов из 10 избранных.
На внеочередной сессии была заслушана Глава сельсовета Романькова Е.В.
Депутатами единогласно установлен факт необоснованности изложенных семьей в письме обстоятельств, содержание в нем искаженных сведений.
Установлено, что плата с населения за пользование холодной водой администрацией сельсовета не взимается, водозаборные башни и инженерные сети водопровода находятся в ведении ООО "КЭС" п. Солонцы Емельяновского района.
Несмотря на то что изложенные заявителями обстоятельства в отношении Главы сельсовета не нашли своего подтверждения, представительный орган муниципальной власти в силу своих полномочий отреагировал должным образом на полученную информацию семьи Г.
Поступившие к Уполномоченному обращения граждан, не получивших своевременные ответы по существу своих проблем в местных органах власти, содержат различные вопросы.
По вопросу несоблюдения режима тишины соседями обратилась жительница п. Березовка Е. Копия обращения направлялась Уполномоченным в администрацию п. Березовка для рассмотрения на заседании административной комиссии и в МО МВД России "Березовский" для проведения проверки изложенных заявительницей обстоятельств.
Из полученной информации следовало, что у заявительницы возникли неприязненные отношения с соседкой, которые продолжаются не один год. Опрос соседей заявительницы показал, что шум из квартиры гр. Г. (соседки гр. Е.) никто из соседей других квартир не слышал, вместе с тем сама заявительница стучалась неоднократно ночью в дверь соседки, чем тревожила других соседей.
Изложенная информация подтверждена административными материалами при рассмотрении их на заседаниях административной комиссии муниципалитета.
К Уполномоченному поступило обращение П. из Бородино. Он сообщал, что с 2020 года муниципальное здание автовокзала не функционирует, люди в любую погоду в ожидании автобуса стоят на улице, а кроме этого, отсутствуют оборудованные туалеты. Заявителем приложена копия полученного им ответа прокуратуры Бородино об установлении в действиях администрации города нарушения законодательства в части ненадлежащего содержания муниципального имущества, что привело к нарушению прав граждан, пользующихся услугами междугородних перевозок, в связи с чем в адрес Главы г. Бородино внесено представление.
На обращение Уполномоченного в интересах жителей г. Бородино администрация города сообщала о том, что здание автовокзала, находящееся в муниципальной собственного города, не функционирует с ноября 2020 года в связи с отсутствием арендаторов с назначением аренды "автовокзал".
По итогам рассмотрения повторного обращения Уполномоченного и представления прокурора Главе г. Бородино администрацией города принято решение о передаче здания автовокзала на обслуживание в МБУ "Управление городского хозяйства города Бородино". В настоящее время в помещении автовокзала условия для ожидания междугородних автобусов гражданам обеспечены.
На контроле у Уполномоченного находятся: обращение от жителей микрорайона Обитель Рассвета п. Жаровск Курагинского района (126 подписей), которые не согласны с решением администрации Курагинского района о переводе земель п. Жаровск из категории "земли поселения" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения", а также обращение бывшего директора школы ОЧУ ОЦ "Перспектива" в п. Черемшанка Курагинского района гр. Я.
Оба обращения, по мнению заявителей, связаны с нарушением прав местных жителей, допущенных действиями администрации Курагинского района, которая: в п. Жаровск проводит работу по территориальному планированию и градостроительному зонированию земель с переводом "земель поселения" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения", а в п. Черемшанка длительное выяснение статуса земельного участка, на котором располагался учебный центр "Перспектива" (земли поселения п. Черемшанка, земли лесного фонда, что не подтверждено ответом Министерства лесного хозяйства края в ответе на обращение Уполномоченного), привело к закрытию образовательного центра для детей.
Перевод земель поселка Жаровск из категории "земли поселения" в другую категорию повлечет за собой изменение вида разрешенного использования этих земель, хотя земельные участки, находящиеся в собственности граждан, использовались по назначению - под индивидуальное жилищное строительство и другие цели - несколько десятилетий.
Из администрации Жаровского сельсовета получена информация, что проектом генерального плана населенных пунктов Черемшанского сельсовета занимается АО "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект", куда Уполномоченным также направлено обращение с просьбой при подготовке проектной документации учесть интересы жителей населенного пункта п. Жаровск.
Администрацией Курагинского района сообщено, что акт органа местного самоуправления о переводе земель в п. Жаровск из земель населенных пунктов в земли сельскохозяйственного назначения пока отсутствует. Вопросы Уполномоченного о том, как при этом будут учитываться интересы жителей поселка, которые на землях поселения имеют в собственности земельные участки и жилые дома, оставлены администрацией района без внимания.
Последствия прекращения деятельности учебного центра "Перспектива", в котором обучались 122 учащихся, привело к тому, что ученики оказались разбросаны по разным образовательным школам района (Петропавловская СОШ - 62; Черемшанская СОШ - 6; 54 ребенка вынуждены обучаться по семейной форме обучения).
Исключая политическую составляющую в действиях администрации Курагинского района по отношению к жителям Черемшанского сельсовета, хотелось бы напомнить, что местное самоуправление определено в Конституции Российской Федерации не как управленческая деятельность муниципальных органов, а как самостоятельная деятельность населения. И в этой связи органы местного самоуправления должны активно реализовывать социальные полномочия в интересах местного населения, что обусловлено конституционным статусом и назначением местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.