Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Права человека в условиях специальной военной операции
2022-й год принес немало серьезных испытаний, которые изменили привычный уклад жизни всех жителей страны. Важнейшим из них стала специальная военная операция (СВО), начатая руководством России 24 февраля прошлого года на территории Украины, попавшей под внешнее управление. Это не замедлило сказаться на характере и статистике обращений жителей края в адрес Уполномоченного.
Поступило 125 обращений, связанных с военной тематикой, что значительно превышает показатели прошлых лет (в 2021 году - их было всего 8). Заявителями в данном случае выступают:
- кадровые военнослужащие;
- контрактники;
- мобилизованные;
- граждане, призываемые на срочную военную службу (в том числе - на альтернативную);
- добровольцы;
- сотрудники ЧВК;
- граждане, уволенные с военной службы (в том числе комиссованные по ранению, увечью, ставшие инвалидами);
- бывшие участники боевых действий, вернувшиеся из плена;
- члены семей указанных категорий.
Доля таких обращений в общем количестве поступивших к Уполномоченному обращений составила 5,9% (за 2021 год - 0,3%).
Основную массу обращений составили просьбы оказать содействие в решении вопросов, связанных с призывом на военную службу по мобилизации.
Мобилизация в Российской Федерации (ранее - в Советском Союзе) не проводилась более 80 лет, опыт ее проведения утрачен. Это подтверждает и анализ обращений, поступивших Уполномоченному в 2022 году. Недостаточная информированность граждан о мобилизации (что это такое, как она проводится, кто подлежит мобилизации, кому должна быть предоставлена отсрочка и пр.) породила многочисленные обращения граждан к Уполномоченному в защиту своих прав и законных интересов. При этом в 90% случаях это были обращения родственников военнослужащих.
Таблица 16
Динамика количества обращений по военной тематике в 2020 - 2021 году
Статистика обращений |
2021 |
2022 |
Динамика |
|
кол-во |
в % |
|||
Всего обращений к УПЧ |
2230 |
2125 |
-105 |
-4,7 |
Кол-во обращений по военной тематике |
8 |
125 |
+117 |
+1462,5 |
Удельный вес обращений по военной тематике к общему числу обращений |
0,3 |
5,9 |
+5,6 |
+1867 |
Как правило, обращения содержали несогласие с решением о мобилизации конкретного человека. При этом основными причинами несогласия были три момента:
- семейное положение мобилизуемого гражданина (наличие трех и более детей, наличие ребенка-инвалида, беременность жены, необходимость ухода за тяжело больным или недееспособным супругом или иным родственником и др.);
- состояние здоровья или возраст гражданина, подлежащего мобилизации;
- работа мобилизуемого гражданина на предприятиях, имеющих отношение к оборонно-промышленному комплексу или критически важной инфраструктуре (вопросы бронирования от мобилизации).
Для разрешения вопросов, поставленных заявителями в своих обращениях, были направлены соответствующие ходатайства об оказании содействия в восстановлении прав граждан в пределах компетенции в краевую призывную комиссию по мобилизации, военному комиссару Красноярского края, главам местного самоуправления, в Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, Министерство здравоохранения Красноярского края, ГУФСИН России по Красноярскому краю, районные органы социальной защиты населения, а в ряде случаев - военному прокурору Красноярского гарнизона и районным прокурорам для проведения проверок и принятия мер реагирования в рамках прокурорского надзора.
Часть обращений была связана с обстоятельствами прохождения военной службы в период специальной военной операции. Особенно непросто складывалась работа по возвращению пленных (8 обращений, все возвращены), поиску без вести пропавших (8 обращений, установлена судьба 7, в том числе двое живых), возвращению на Родину тел погибших защитников Отечества (2 обращения). Необходимо отметить, что эта работа была бы невозможной без личного участия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Николаевны Москальковой и работников ее аппарата.
Были обращения, касающиеся выплаты "боевых", материально-технического оснащения наших бойцов и т.д. Значительная часть обращений военной тематики касалась мер социальной поддержки членов семей военнослужащих.
Оказание содействия членам семей военнослужащих, и в первую очередь проходящих службу в зоне специальной военной операции (далее - СВО), является одной из первоочередных задач Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае, обращения по этим вопросам стоят у него на особом контроле. Для более оперативной работы по этим направлениям в аппарате уполномоченного создана специальная мониторинговая группа.
В результате проведенной работы во взаимодействии с указанными ведомствами, мобилизационным управлением Губернатора Красноярского края при содействии Уполномоченного по правам человека Российской Федерации и уполномоченных по правам человека ряда субъектов РФ оказана помощь и восстановлено нарушенное право в отношении 19 граждан, по 88 обращениям оснований для принятия мер в пределах компетенции Уполномоченного не имелось, заявителям дана юридическая консультация.
В 2022 году проводилась работа по оказанию содействия семьям военнослужащих, направленных для участия в СВО из других субъектов Российской Федерации.
Таблица 17
Тематика обращений, связанных с СВО и иными вопросами воинской службы
Темы обращений |
2021 |
2022 |
Динамика |
|||
кол-во |
уд. вес (%) |
кол-во |
уд. вес (%) |
кол-ва |
в % |
|
ВСЕГО обращений военнослужащих, граждан, призывающихся на военную службу, и членов их семей, в т.ч.: |
8 |
|
125 |
|
+117 |
+1462,5 |
обжалование действий сотрудников военных комиссариатов |
3 |
37,5 |
1 |
0,8 |
-2 |
-66,7 |
замена военной службы на альтернативную гражданскую службу |
4 |
50,0 |
5 |
4,0 |
+1 |
+25 |
о предоставлении жилья семье военнослужащего |
1 |
12,5 |
0 |
0 |
-1 |
-100 |
по вопросам частичной мобилизации |
- |
- |
87 |
69,6 |
- |
- |
по вопросам специальной военной операции |
- |
- |
28 |
22,4 |
- |
- |
непредоставление мер господдержки участникам специальной военной операции и членам их семей |
- |
- |
2 |
1,6 |
- |
- |
о денежных выплатах за период службы в условиях боевых действий |
- |
- |
1 |
0,8 |
- |
- |
медицинское обслуживание военнослужащих |
0 |
0 |
1 |
0,8 |
+1 |
+100 |
Так, к Уполномоченному обратилась супруга военнослужащего К., проходившего военную службу по контракту в одном из субъектов РФ и направленного для участия в специальной военной операции. В период отсутствия супруга заявитель с малолетним ребенком проживает у родственников в Красноярске, находится в сложном материальном положении.
Заявителю дана юридическая консультация и предложен алгоритм действий для разрешения возникших проблемных вопросов, оказано содействие в оформлении единовременных выплат членам семьи участника СВО. Уполномоченным по правам ребенка в Красноярском крае совместно с министерством образования и науки Красноярского края проработан вопрос устройства ребенка в детский сад. Также Уполномоченным направлен запрос в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Минобороны России о временном обеспечении семьи военнослужащего служебным жилым помещением либо выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Ситуация остается на контроле Уполномоченного.
Обращения родственников военнослужащих по вопросам получения мер социальной поддержки были связаны с невозможностью получить справку, подтверждающую участие мужа (сына) в специальной военной операции.
Представитель Уполномоченного в Сосновоборске сообщила, что семья участника СВО находится в сложной жизненной ситуации. Его супруга, воспитывающая трех несовершеннолетних детей, не может получить единовременные выплаты и оформить бесплатное питание ребенку в школе из-за волокиты в получении справки об участии мужа в СВО, так как он заключил контракт о военной службе в одном из городов за пределами Красноярского края.
Уполномоченным направлены ходатайства военному комиссару Красноярского края и в управление социальной защиты населения Сосновоборска об оказании содействия в пределах компетенции в восстановлении нарушенных прав членов семьи участника СВО.
Ситуация разрешена.
На сегодняшний день острым остается вопрос получения положенных дополнительных социальных гарантий участниками специальной военной операции, проживающими в Красноярском крае, но заключившими контракт о военной службе не в подразделениях военного ведомства Красноярского края.
К Уполномоченному обратился военнослужащий, постоянно проживающий в одном из южных районов Красноярского края. Заявитель заключил контракт о прохождении военной службы на 4 месяца через ближайший к месту жительства пункт отбора по контракту в г. Абакане. Участвовал в боевых действиях, получил ранение.
Супруге заявителя при обращении в районный военный комиссариат по месту жительства отказали в оформлении документов для получения выплат согласно Постановлению Правительства Красноярского края от 08.07.2022 N 600-п "О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям граждан", ссылаясь на то, что его нет в списках. Несмотря на представленные копии направления о прохождении военной службы абаканского пункта отбора и контракта, сотрудники красноярского военного комиссариата отказались сделать запрос в воинскую часть.
Из Министерства социальной политики края ей также поступил отказ со ссылкой на то, что "контракт у ее супруга заключен в Республике Хакасия, право на получение единовременной выплаты в соответствии с Постановлением N 600 отсутствует".
Заявитель не понимал причину отказа в назначении выплат, так как формально все условия, обозначенные в указанном постановлении Правительства Красноярского края, им соблюдены: является жителем Красноярского края, заключил контракт с Министерством обороны Российской Федерации на установленный срок. Просил Уполномоченного разобраться в сложившейся ситуации. До настоящего времени этот вопиющий случай не нашел своего разрешения.
Законопослушный гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Красноярском крае, добровольно изъявивший желание служить своему Отечеству и заключивший контракт о военной службе для участия в специальной военной операции, получивший ранение, не может получить положенную ему единовременную выплату, предусмотренную в качестве дополнительной меры социальной поддержки граждан этой категории, из-за несовершенства краевого законодательства, нераспорядительности гражданских и военных властей. И этот случай не единственный.
Внимательно изучив ситуацию, обозначенную гражданином М., с учетом других аналогичных обращений, Уполномоченный считает, что назрела необходимость немедленного внесения изменений в ряд краевых нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок получения дополнительных социальных гарантий, определенных Указом Губернатора Красноярского края от 25.10.2022 N 317-уг "О социально-экономических мерах поддержки лиц, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей", так как их действующие положения нарушают базовый принцип справедливости.
Обозначилась и другая законодательно неурегулированная проблема реализации прав родственников участников СВО, пропавших без вести или попавших в плен.
Статьей 42 Гражданского кодекса РФ определено, что гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Однако это верно только в отношении гражданского лица. Если речь идет о боевых действиях, то согласно части 2 статьи 45 Гражданского кодекса РФ военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Таким образом, в период отсутствия сведений о военнослужащем и в условиях отсутствия нотариально заверенной им доверенности, возникает проблема при осуществлении его родственниками некоторых юридических действий. Например, получение жилья по региональной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2019 - 2025 гг., где должен в том числе принять участие данный военнослужащий. Один из таких случаев уже находится на рассмотрении Уполномоченного. И здесь также необходима корректировка краевой нормативной базы и правоприменительной практики.
Приведенные примеры показывают, что назрела необходимость внесения изменений в краевое законодательство для обеспечения реализации прав жителей Красноярского края, участвующих в СВО, и членов их семей, индивидуальные обстоятельства которых не укладываются в рамки принятых нормативно-правовых актов.
Нельзя не сказать еще об одном аспекте СВО. Одним из обстоятельств, существенно усложняющих работу с участниками СВО и способствующим нарушению их прав, является неоднородный состав участников СВО и разные пути, по которым они попадают на фронт. Краевыми нормативными актами пока что учитываются следующие категории:
- по линии Министерства обороны: кадровые военнослужащие, контрактники и мобилизованные из Красноярского края;
- по линии Росгвардии: кадровые сотрудники и контрактники.
Однако этим перечень жителей края, которые находятся или могут находиться в зоне боевых действий, не исчерпывается. К иным категориям участников относятся:
- кадровые сотрудники иных силовых ведомств (например, полиция, МЧС и т.д.);
- добровольцы в составе различных добровольческих формирований (например, отрядов "БАРС"), казачьих подразделений и пр.;
- сотрудники ЧВК;
- жители края, заключившие контракты в военных комиссариатах других регионов.
Граждане из этих категорий не учитываются краевым военным комиссариатом и краевыми структурами Росгвардии, но также принимают участие в боевых действиях, могут быть убиты, ранены, получить инвалидность.
Также убиты или ранены могут быть и другие категории жителей края, оказавшиеся в зоне боевых действий (по другим регионам такой печальный опыт уже имеется). Это:
- волонтеры;
- военкоры;
- доставщики гуманитарной помощи (включая водителей);
- командированные в присоединенные территории строители, медики и иные гражданские служащие.
Отдельно отмечу лиц, вернувшихся из плена и официально не имеющих ранений. Условия пребывания в украинском плену и, как правило, сопутствующие этому жесточайшие побои, неизменно проявляются ухудшением здоровья. Человек инвалидизируется постепенно, хотя официально на момент завершения контракта он числился здоровым и соответствующих льгот не получил.
При всей сложности учета этих лиц, выстраивать систему такого учета необходимо, иначе проблема все равно себя проявит, но хуже, если это будет внесистемно. Спустя несколько лет люди заявят о потерянном в зоне СВО здоровье, а родственники погибших - о своих утратах.
В связи с этим предлагается разработать единый реестр жителей края - участников СВО и находившихся в зоне СВО в связи с выполнением служебных обязанностей и производственных заданий. По-видимому, этот документ должен быть закрытым. Необходимо определить круг лиц, которые будут иметь доступ к этому реестру на краевом уровне и в муниципальных образованиях. Родственники всех погибших лиц, входящих в реестр, должны иметь равное право на помощь краевых властей. Все лица, входящие в реестр, в результате участия в СВО, исполнения служебных обязанностей и производственных заданий в зоне СВО, утратившие здоровье, получившие увечья и инвалидность должны иметь равное право на помощь краевых властей.
Отдельно следует проработать вопрос об участниках СВО, прибывающих в Красноярский край на постоянное место жительство из других регионов России.
К сожалению, многие долгосрочные последствия СВО в настоящее время еще не учитываются. Зачастую бытует представление об СВО как о временных трудностях. Это в корне неверно. По оценкам аналитиков, начавшийся глобальный мировой кризис займет от 10 до 15 лет. Косвенно это подтвердил и Президент России, заявивший, что "период нестабильности в мире продлится около 10 лет". Особенностью нынешнего кризиса является череда локальных военных конфликтов разной степени интенсивности без применения ядерного оружия. При этом первостепенное значение отводится профессиональным армиям и ЧВК, сформированным на контрактной основе (что не исключает применение при необходимости частичной мобилизации).
Любые военные действия сопряжены с потерями. Для того чтобы оценить социальные последствия этих потерь можно соотнести их с афганской войной. За весь период афганской войны край потерял 181 человека убитыми. А всего горнило афганской войны прошли 4,5 тысячи красноярцев. Многие из них получили ранения, увечья, контузии, большинство страдали посттравматическим синдромом. Все это, в сочетании с проблемами родственников (родителей, жен, детей) участников афганской войны, отставания федерального и краевого законодательства, засекречивания и замалчивания всего, связанного с афганской войной, породило комплекс социальных проблем, получивший позднее название "афганский синдром".
СВО значительно превосходит афганскую войну по степени интенсивности и, по-видимому, по числу потерь. Только за первый год СВО число вовлеченных в боевые действия жителей края вдвое превысило весь 10-летний период афганской войны. Повторение ошибок времен афганской войны в социальной работе с участниками боевых действий и членами их семей может стать серьезной проблемой.
Чтобы избежать этого, нужно уже сегодня предпринять ряд мер. При возвращении в край на постоянное место жительства из зоны СВО, по увольнению со службы, завершению контракта, демобилизации, возвращению из плена и т.д. все лица, входящие в реестр, должны пройти углубленную диспансеризацию в краевых лечебных учреждениях и за счет краевого бюджета. В случае выявления заболеваний, травм, нарушений здоровья, связанных с участием в СВО (нахождения в зоне СВО), край должен обеспечить необходимое лечение, включая дорогостоящее. Возможно, следует сделать такую диспансеризацию участников СВО регулярной (каждые пять лет). Особое внимание следует уделить психологической помощи. Возможно, стоит вернуться к предложению о создании в крае медико-спортивного реабилитационного центра инвалидов (целевые группы - ветераны войн, паралимпийцы, лица, получившие бытовые и производственные травмы). Тем более что судьба многих объектов из наследия Универсиады (например центра "Радуга") сегодня туманна. Нуждается в расширении центр медико-психологической реабилитации Красноярского краевого госпиталя для ветеранов войн. Стоит вспомнить, что еще в 1999 - 2004 гг. в крае неплохо отработала целевая программа "Защитники Отечества", направленная на участников войн на Кавказе.
Край также обязан оказать всемерную действенную помощь всем участникам СВО, входящим в единый реестр, желающим получить работу. Главное внимание при этом должно быть направлено на инвалидов. Упор следует сделать на получение молодыми ветеранами профессионального образования, переподготовки. С этой целью, руководством вузов, ссузов должна быть разработана система квот для инвалидов-участников СВО. Возможно, следует использовать для этого механизм целевого обучения. Следует задуматься и о создании в крае современной базы высокотехнологичного протезирования.
Немало задач предстоит решить в общественной сфере. К социальной поддержке ветеранов, инвалидов СВО, членов семей погибших должны быть подключены местные сообщества. Глава каждого муниципального образования должен поименно знать свою часть единого краевого реестра участников СВО (особенно инвалидов и родственников погибших) и организовывать ежедневную работу с ними всех властных и общественных структур муниципального образования.
В эту работу должны быть включены школы и ссузы через систему шефства над семьями погибших и инвалидов. Возможно летнюю отработку школьников стоит заменить днями, отработанными в рамках такого шефства в течение года. На здании каждой школы, техникума или вуза, при наличии погибших в ходе СВО выпускников, должна быть размещена мемориальная доска с указанием их имен. В планы воспитательных мероприятий учебных заведений необходимо включить встречи с участниками СВО. Должны быть созданы условия беспрепятственного (без квот и экзаменов) поступления в красноярские кадетские корпуса и мариинские гимназии всех пожелавших там учиться детей погибших или получивших увечье в ходе боевых действий военнослужащих и иных участников СВО.
НКО, общественные структуры края должны быть сориентированы на социальную работу с участниками СВО и членами семей погибших. Целесообразно ввести в краевую грантовую программу для НКО специальную номинацию "Поддержка участников СВО и их семей".
Для координации всей деятельности по социальной работе с участниками СВО и членами их семей следует сформировать рабочую группу при Губернаторе края. Возможно, с течением лет возникнет необходимость создания в крае структурного подразделения по делам ветеранов в Администрации Губернатора либо в Правительстве края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.