Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Рекомендации
Координационного совета в Сибирском федеральном округе
20 октября 2022 года в селе Старобелокуриха Алтайского края прошло заседание Координационного совета уполномоченных по правам человека в Сибирском федеральном округе (далее - Координационный совет).
Первым вопросом были рассмотрены проблемы защиты прав жителей сельских и отдаленных труднодоступных территорий сибирских регионов.
Актуальность данной темы связана с низкой плотностью населения Сибири. Так, общая площадь Сибирского федерального округа - 4361,8 тыс. кв. км или 25,5% территории России. При этом численность населения на 1 января 2021 г. всего 17009,2 тыс. человек, или 11,63% от численности населения России. Плотность населения на 1 января 2021 г. - 3,9 чел. на 1 кв. км.
Геополитическое и экономическое значение сельских и отдаленных северных территорий Сибири стремительно растет. В продолжающейся тенденции оттока населения в европейскую часть страны, в города, и высокой степени урбанизации необходимо не забывать о контроле и освоении территории, особенно в приграничной зоне.
Рассмотрев данный вопрос, Координационный совет рекомендует:
1. Считать одной из важных государственных задач поддержку поселений и обустройство основных логистических маршрутов, способствующих своим географическим расположением контролировать значительные малозаселенные территории Сибири и создавать необходимые условия для использования их природных ресурсов для народнохозяйственного комплекса Российской Федерации.
2. В этой связи рассматривать инициативное бюджетирование, определенное в государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696, в качестве основополагающего принципа не только реализации наиболее капиталоемких проектов развития сельских агломераций, но и поддержки территорий со сложным социально-экономическим положением с использованием средств федерального бюджета.
Министерству сельского хозяйства Российской Федерации в этих целях рассмотреть возможность создания специального Фонда развития сельских территорий Российской Федерации, в задачи которого будут входить вопросы государственной поддержки комплексного развития сельских территорий Российской Федерации. При этом муниципальные образования Российской Федерации должны иметь возможность самостоятельно в упрощенном виде подавать и обосновывать заявки на реализацию проектов развития своих территорий. А Фонд во взаимодействии с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации мог бы отбирать проекты и принимать решение о выделении средств на их реализацию, включая разработку проектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы. При этом разработку проектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы целесообразно вынести в отдельное мероприятие государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий".
3. Министерству энергетики Российской Федерации ускоренными темпами вести газификацию сел и малых городов Сибири.
4. Министерству здравоохранения Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению граждан, проживающих в удаленных и труднодоступных населенных пунктах, в том числе коренных малочисленных народов, необходимой медицинской помощью. В этих целях рассмотреть возможность возвращения к системе направления на работу по распределению выпускников медицинских вузов, обучающихся на бюджетной основе и ужесточить контроль за соблюдением условий контрактов на обучение медицинских работников по целевому набору. Следует обратить особое внимание на решение проблемы проведения судебно-медицинского и патолого-анатомического исследования в отдаленных и труднодоступных территориях в условиях отсутствия там стационарных моргов.
5. Комитету Государственной Думы по охране здоровья ускорить рассмотрение во втором чтении законопроекта N 912246-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", вводящего понятие "передвижной аптечный пункт", а Правительству Российской Федерации после принятия Закона рекомендовать в короткие сроки разработать порядок организации работы таких "передвижных аптечных пунктов", что особенно актуально для труднодоступных территорий.
6. Министерству финансов Российской Федерации разработать специальный налоговый режим для малых и средних предпринимателей, занимающихся ведением хозяйственной деятельности в сельской местности, доходы от которого будут поступать напрямую в бюджет муниципального образования, как альтернативу отмененной с 1 января 2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также инициировать внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
7. Региональным властям продолжить мероприятия по развитию авиасообщения с труднодоступными поселками и по обеспечению жителей таких поселков современными средствами связи, включая в том числе возможность выхода в сеть Интернет. Обеспечить условия, при которых присутствие в отдаленных и северных поселениях подразделений "Почты России", банковских структур (включая сеть банкоматов) с возможностью безналичных расчетов населения будет экономически целесообразной.
8. Органам государственной власти, ответственным за реализацию программ и планов по повышению правовой грамотности и правосознания граждан ("Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" от 28.04.2011 N Пр-1168) обеспечить поддержку и развитие сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек. Особое внимание обратить на развитие такой сети в сельской местности и отдаленных труднодоступных территориях.
9. Принимая во внимание то, что при переходе службы занятости на единую цифровую платформу возникли трудности при регистрации, перерегистрации, а также при оказании других государственных услуг гражданам, проживающим в отдаленных и труднодоступных местностях (в т.ч. в местностях, где отсутствует интернет-связь, в осенне-весенние периоды не действуют паромные переправы, высокая стоимость транспортного сообщения), Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации законодательно урегулировать специальный порядок оказания государственных услуг в сфере занятости лицам, проживающим в отдаленных и труднодоступных местностях". В специальном порядке можно предусмотреть, в частности, выездные ежемесячные приемы специалистов службы занятости в отдаленных и труднодоступных местностях, иной порядок перерегистрации безработных граждан (без личного приезда в службу занятости дважды в месяц и пр.).
В целях обеспечения своевременной выплаты заработной платы на предприятиях и в организациях как основного источника доходов и средств существования многих семей восстановить право государственных инспекций труда в регионах проводить проверки по жалобам работников на невыплаты заработной платы, для чего внести соответствующие дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336.
10. Министерству Внутренних дел Российской Федерации и руководству Росгвардии рассмотреть возможность упрощения процедуры регистрации гражданами охотничьего оружия в отдаленных труднодоступных территориях, в первую очередь в местах компактного проживания коренных малочисленных народов, ведущих традиционных образ жизни, где практиковать работу выездных регистрационных пунктов.
Вторым вопросом была рассмотрена практика взаимодействия уполномоченных по правам человека и органов власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ по реализации предложений, включенных уполномоченными по правам человека в свои ежегодные доклады.
Рассмотрев данный вопрос, Координационный совет констатирует:
В субъектах Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ сложилась устойчивая положительная практика реагирования региональных органов власти на предложения и рекомендации, изложенные уполномоченными по правам человека в своих ежегодных докладах.
Высшие органы законодательной власти субъектов РФ, входящих в СФО по итогам рассмотрения ежегодных докладов уполномоченных, принимают постановления, содержащие поручения и рекомендации региональным органам исполнительной власти. Данное постановление ставится на контроль и периодически проводится проверка исполнения. При рассмотрении ежегодных докладов уполномоченных депутатами обязательно дается оценка реализации постановления предшествующего года. Известны факты, когда в случае невыполнения отдельных пунктов таких постановлений следует тщательный анализ причин этого и пролонгация действий данных пунктов до полного их выполнения.
Уполномоченные по правам человека СФО имеют возможность прямого контакта с высшими должностными лицами своих регионов. В большинстве субъектов, входящих в СФО, сформировалась практика, когда по итогам таких встреч глава региона формирует перечень поручений региональным органам исполнительной власти.
Председатель Координационного совета уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае |
М.Г. Денисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.