Adaptation to climate change. Guidelines for planning processes related to climate change decision making
УДК 502.3:006.354
ОКС 03.100.01; 13.020.99
Дата введения - 1 января 2024 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") совместно с Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 "Экологический менеджмент и экономика"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2022 г. N 1468-ст
4 Введен впервые
Введение
Парниковый эффект оказывает существенное влияние на изменение климата и, как следствие, на развитие и функционирование субъектов экономической деятельности. Степень изменения климата в будущем будет зависеть от эффективности усилий по ограничению выбросов парниковых газов. Для снижения угроз, возникающих вследствие изменений климата и максимального использования возникающих возможностей, организациям всех видов необходимо уметь адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям.
В ноябре 2016 г. вступило в силу Парижское соглашение, в котором делается акцент на глобальном повышении температуры и сформулирована общемировая цель адаптации как "усиление адаптационного потенциала, повышение способности экосистем к восстановлению своих функций и снижение их уязвимости к изменениям климата с целью содействия социально-ответственному развитию общества и принятию адекватных мер по отношению к глобальному потеплению". Реализация положений Парижского соглашения и целей устойчивого развития, сформулированных Организацией Объединенных Наций в 2015 г., будет способствовать приложению усилий в глобальном масштабе, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и повышение устойчивости климата.
Воздействие изменения климата может быть, как прямым, выражающимся через физические, химические, биологические, метеорологические, гидрологические природные факторы и т.д., так и косвенным, осуществляемым человеком в качестве реакций на прямые факторы. Настоящий стандарт содержит руководящие указания для организаций, стремящихся к привлечению заинтересованных сторон к процессу принятия решений по проблемам, связанным с изменением климата, экологического менеджмента и глобальных изменений в окружающей среде, которые могут происходить в будущем. Данный процесс изменений перманентен, поэтому его необходимо встраивать в деятельность организаций.
Во времена все более возрастающего влияния на бизнес таких проблем, как глобальные изменения климата/демографии и финансовые кризисы, организациям и компаниям в процессе стратегического планирования и принятия решений в своей деятельности крайне важно принимать во внимание эти явления, а также соответствующую адаптацию к ним. Только те компании или организации, которые способны адаптироваться к последующим изменениям и приспосабливаться к ним, могут принимать экологически рациональные и сбалансированные решения и обеспечивать свое экономическое процветание.
Связка "снижение рисков - использование возможностей - управление изменениями" - это подход, согласно которому формируется передовой практический метод региональной адаптации к изменениям климата. Этот междисциплинарный подход объединяет специалистов естественно-научного, технического и гуманитарного профиля (например, метеорологов, гидрологов, специалистов по территориальному планированию и социоэкономистов и др.) с целью комплексной региональной адаптации к изменениям климата и позволяет провести анализ влияния последствий изменения климата и определить соответствующие стратегии адаптации.
Настоящий стандарт основывается на результатах наблюдений за тем, как на компании влияют изменения климата и как эти компании могут разрабатывать стратегии адаптации к этим изменениям. Однако стало очевидно, что помимо влияния, оказываемого изменением климата, на компании и их бизнес также влияет и широкий спектр других проблем, например демографические или технологические изменения, которые тесно взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Кроме того, отсутствуют точные прогнозы относительно перспектив развития. Таким образом, для адекватного реагирования на последующие экологические события крайне важно учитывать всю систему воздействий на корпоративный бизнес и на основе этой системы разрабатывать соответствующие стратегии адаптации.
Рассмотренный в настоящем стандарте сценарный метод является приемлемым средством оказания помощи компаниям, а также организациям государственного и частного секторов в выявлении и оценке всей системы внешних воздействий и выработке соответствующих стратегий адаптации к изменениям климата. Настоящий стандарт предоставляет компаниям рекомендации по преодолению последствий этих изменений, а также других сопутствующих вызовов и по адаптации к ним.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает руководящие указания для малых и средних предприятий всех отраслей экономики по адаптации к будущим вызовам, связанным с изменением климата. Настоящий стандарт может применяться компаниями, отраслями и организациями частного и государственного секторов, причем компании, не имеющие подразделения стратегического планирования, получат наибольшие выгоды от применения настоящего стандарта.
В рамках установленного сценарного процесса для компаний определены будущие вызовы, которые могут повлиять на их бизнес, например изменения климата, демографии или технологий, проработаны возможные ситуации в будущем и на их основе - возможные рекомендации по адаптации к ним. Этот многоступенчатый процесс в компании может выполняться консультантами, а сам процесс может реализовываться как индивидуально, так и в составе группы компаний.
Настоящий стандарт должен применяться совместно с комплексом национальных стандартов по экологическому менеджменту и стандартами по адаптации к изменениям климата.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
2.1 адаптация к изменениям климата: Процесс приспособления к фактическому или прогнозируемому климату и его последствиям с целью уменьшения их вредного воздействия или же с целью использования возникающих благоприятных возможностей.
Примечания
1 В среде обитания человека процесс адаптации направлен либо на смягчение (или предотвращение) последствий изменения климата, либо на использование благоприятных возможностей, связанных с изменением климата.
2 В некоторых ненарушенных экологических системах вмешательство человека может способствовать корректировке под ожидаемое изменение климата и его воздействие.
2.2
изменение климата (climate change): Изменение климата, которое может сохраняться на протяжении длительного периода (обычно - десятилетия или более).
Примечание 1 - Изменение климата можно определять, например, методом статистического тестирования. Примечание 2 - Изменение климата может вызываться как естественными процессами, протекающими в климатической системе, так и внешними воздействиями, например циклами солнечной активности, извержениями вулканов и непрерывными антропогенными изменениями в составе атмосферы или почвы.
[ГОСТ Р ИСО 14090-2019, пункт 3.5] |
2.3
организация (organization): Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения намеченных целей.
Примечание 1 - Понятие организации включает в себя (но не ограничивается) индивидуальных предпринимателей, компании, корпорации, фирмы, предприятия, органы власти, партнерства, благотворительные организации или учреждения, их части или сочетания, независимо от того, являются они юридическими лицами или нет, государственными или частными.
[ГОСТ Р ИСО 14090-2019, пункт 3.11] |
2.4 PESTEL-анализ: Анализ, позволяющий проводить исследование, каким образом политические, экономические, социальные, технологические, экологические и правовые факторы (например, изменения в государственном регулировании, потребительских тенденциях и экономических показателях) могут приводить к возникновению новых возможностей или угроз для организации.
2.5 сценарий: Описание возможной ситуации в (концептуальном) будущем, включая пути развития, которые могут приводить к появлению этой ситуации.
2.6 сценарное планирование: Упорядоченный, систематизированный подход к представлению возможных вариантов будущего.
2.7 сценарная группа: Рабочая группа, активно участвующая в практическом применении сценарного проекта.
Пример - Членами сценарной группы могут быть консультанты, менеджеры или сотрудники организации.
2.8 средство сценарного планирования: Метод или программное обеспечение, которые могут способствовать сценарному планированию.
Примечание - Существует множество различных программных продуктов, предназначенных для сценарного планирования, как платных, так и бесплатных. Кроме того, может использоваться и ряд других средств или методов планирования сценариев, например перекрестный анализ воздействий, SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз).
2.9
климат (climate): Статистическое описание погоды с помощью усредненных климатических показателей и их соответствующей изменчивости на временных интервалах от нескольких месяцев до нескольких тысяч или даже миллионов лет.
Примечание 1 - Традиционный период усреднения климатических показателей согласно определению Всемирной метеорологической организации составляет 30 лет. Примечание 2 - Наиболее значимыми климатическими показателями (параметрами) чаще всего называют такие атмосферные параметры, как температура, количество осадков и ветер.
[ГОСТ Р ИСО 14090-2019, пункт 3.4] |
3 Сценарное планирование
3.1 Методология сценарного планирования
Предсказать будущее без определенных допущений и погрешностей невозможно, однако сценарное планирование позволяет создавать виртуальные образы будущего. На рисунке 1 показан принцип сценарного планирования, в котором на основе существующего состояния можно разрабатывать различные сценарии будущего. Для успешной реализации процесса сценарного планирования важно использовать несколько сценариев и преобразовывать их в устойчивые решения в настоящем. Процесс сценарного планирования завершается после последовательного выполнения шести этапов.
Рисунок 1 - Сценарный подход в виде "воронки"
Изображенная на рисунке 1 воронка очень наглядно иллюстрирует данный принцип. Взгляд в будущее с позиций сегодняшнего дня по мере увеличения времени наблюдения становится все более схематичным. Бизнес компании формируется под воздействием множества факторов и проблем (например, политических, экономических, социальных, технологических, экологических или правовых). Принцип воронки состоит в том, что разные пути эволюции этих факторов представляются на основе настоящего. Эта воронка до некоторой степени ограничена крайними вариантами возможных путей развития.
3.2 Особенности сценарного планирования в компаниях
К основным отличительным чертам сценарного планирования в компаниях можно отнести следующее:
- у большинства компаний нет ни времени, ни кадровых ресурсов для решения проблем, связанных с прогнозированием будущего или со стратегическим планированием;
- недостаточный объем информации о вызовах в будущем (например, об изменении климата);
- у сотрудников компании существует ограниченное понимание методов сценарного планирования или связанных с ними средств, таких как анализ их сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ).
Примечание - Компании и менеджеры должны быть подготовлены к стратегическому и сценарному планированию, а также к рассчитанному на долгосрочную перспективу стратегическому мышлению;
- четкая информация об угрозах и возможностях будущих изменений и вызовов должна способствовать принятию решений и расширению кругозора;
- реализация результатов исследований конкретных ситуаций должна стать примерами того, как другие компании в смежных отраслях решали проблемы путем разработки сценариев и их введения в свое стратегическое планирование;
- компании должны активно участвовать во всех процессах сценарного планирования, только так разрозненные знания могут влиять на этот процесс, его одобрение и ускорение практической реализации результатов;
- для поддержания информационного процесса и предоставления новых способов соединения и сетевого взаимодействия (как внутри отрасли, так и межотраслевых) можно использовать посредников, в качестве которых могут выступать сообщества или ассоциации.
С учетом вышеуказанного в настоящем стандарте приведен процесс создания сценариев, который помогает компаниям и организациям при их разработке и реализации. Этапы этого процесса благодаря имеющемуся опыту работы компаний с системами менеджмента качества или экологического менеджмента соответствуют уже известной структуре процесса управления, который реализуется сценарной группой. Возможно и индивидуальное применение сценарного процесса. В другом варианте, при поддержке посредников, ряд компаний в различных отраслях экономики могут проходить через этот процесс "по цепочке" и получать выгоду благодаря обмену опытом с другими компаниями. Для того чтобы свести к минимуму прилагаемые усилия, в этом процессе должны участвовать минимум один-два сотрудника от каждой компании, тогда как менеджеры компаний должны принимать участие в принятии решений на протяжении всего процесса.
По выбору один или более консультантов могут управлять и модерировать этот процесс, который характеризуется чередованием совместной работы компаний (организаций) частного и государственного секторов, а также их собственным уникальным опытом.
4 Интеграционный процесс сценарного планирования
На рисунке 2 приведены различные этапы процесса сценарного планирования, который помогает компаниям и организациям разрабатывать и реализовать собственные сценарии. При этом групповая и самостоятельная работа компаний (организаций) должны чередоваться.
Рисунок 2 - Интеграционный процесс сценарного планирования
4.1 Этап 1. Начало работ
В начале процесса сценарного планирования сценарная команда, состоящая из экспертов компании/организации и, при необходимости, сторонних экспертов, собирает все релевантные данные и информацию, например, относительно корпоративной или организационной структуры, сферы деятельности, оборудования и инфраструктуры, финансового состояния и перспективных планов развития.
4.2 Этап 2. Определение границ сценария
На первом совещании сценарная команда определяет цель создания сценария и его область применения, а также предполагаемый горизонт прогнозирования, на котором должна основываться разработка сценария.
4.3 Этап 3. Анализ информации
Сценарная команда выявляет все наиболее релевантные влияния на бизнес-среду организации или компании. Основой для обсуждения могут служить результаты исследования литературных и справочных источников. Определяются соответствующие заинтересованные стороны и их потенциальное влияние на принятие корпоративных решений, расширенных за счет смещения фокуса на макросреду. Все выявленные факторы влияния относят к "Политической", "Экономической", "Социальной", "Технологической", "Экологической" и "Правовой" сферам влияния. В рамках индивидуальной работы сценарной команды эти результаты анализируются, дополняя релевантными и удаляя нерелевантные влияния.
4.4 Этап 4. Прогнозирование
Целью второго совещания сценарной команды является определение ключевых факторов. Одна из возможностей этого определения - это проведение анализа перекрестных воздействий/влияний и проверка его результатов на надежность. Другая возможность состоит в применении более инновационных методик, таких как нечеткое когнитивное картирование. Кроме того, для каждого ключевого фактора необходимо определить как минимум три прогнозируемых показателя. Сценарии разрабатывают путем объединения показателей в проектные пакеты. При этом матрица согласованности позволяет анализировать совместимость всех возможных сценариев. Из перечня возможных сценариев выбирают и интерпретируют их небольшое число. Наиболее распространенный и наиболее рациональный метод - это выбор трех сценариев: одного - для стандартного бизнеса, а также один лучший и один худший сценарии. После выбора сценариев для облегчения понимания необходимо описывать их в наглядной форме.
4.5 Этап 5. Исследование возможных последствий
На основе выбранных сценариев компании анализируют последствия их применения для своего бизнеса. Для определения сильных и слабых сторон (а также потенциальных возможностей или угроз, которые могут возникать в обозримом будущем) можно использовать SWOT-анализ.
4.6 Этап 6. Стратегическая визуализация
При последующем обсуждении сценарная команда определяет возможные способы корректировки своих уже разработанных стратегий (или даже разработку первоначальных стратегий) с точки зрения перспективных задач 1). Основная часть процесса трансфера сценария связана с выявлением и анализом всех возможных вариантов адаптации и деятельности организации.
------------------------------
1)Поскольку бизнес-стратегии или концепции весьма индивидуальны, а информация конфиденциальна, некоторые стратегии должны разрабатываться самими компаниями и не делиться ими в "цепочке".
------------------------------
4.7 Этап 7. Реализация
Независимый консультант компании должен включить все выявленные варианты адаптации и деятельности организации в план реализации, разработанный с учетом конкретных особенностей бизнеса.
4.8 Этап 8. Контроллинг
Все консультанты могут одновременно способствовать процессу реализации различных вариантов адаптации и деятельности организации по их внедрению. При этом необходимо определить возможные барьеры, которые могут помешать выполнению плана реализации, а также оптимальные решения. Через год в компаниях необходимо проводить проверку результатов введения сценария.
Ключевые слова: экологический менеджмент, адаптация к изменениям климата, сценарное планирование, планирование сценариев адаптации, принятие решений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 70528-2022 "Адаптация к изменениям климата. Руководящие указания по планированию процессов принятия решений, связанных с изменением климата" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2022 г. N 1468-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2022 г.
Дата введения - 1 января 2024 г.