г. Краснодар |
|
29 января 2015 г. |
Дело N А32-26719/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "МЕБ-КРЕАТИВ" (ИНН 2320143900, ОГРН 1062320042905) - Гладкова М.Ю. (доверенность от 19.12.2014), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Петровой К.С. (доверенность от 11.12.2014), в отсутствие третьих лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Государственного научного учреждения "Адлерская опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института им. Н.И. Вавилова" Российской академии сельскохозяйственных наук, Федерального агентства научных организаций России, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2014 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-26719/2013, установил следующее.
ООО "МЕБ-КРЕАТИВ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в уклонении от принятия распоряжения о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:1011, а также в уклонении от принятия распоряжения о предоставлении в аренду (сроком на 49 лет) обществу земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:1021 площадью 28 976 кв. м и заключении договора аренды;
- обязать территориальное управление подготовить распоряжение о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:1011 площадью 134 259 кв. м путем формирования из него участка площадью 28 976 кв. м, являющегося объектом временного кадастрового учета (кадастровый номер 23:49:0402021:1021), а также предоставлении обществу в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 28 976 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, и направления проекта договора аренды указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия соответствующего решения (требования уточнены; т. 2, л. д. 4).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), ГНУ "Адлерская опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института им. Н.И. Вавилова" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - учреждение), Российская академия сельскохозяйственных наук (апелляционным судом осуществлена процессуальная замена Россельхозакадемии на Федеральное агентство научных организаций России).
Определением от 03.03.2014 удовлетворено ходатайство общества о назначении по делу судебной экспертизы, проведение которой поручено ООО "ГЕО Инвест-Информ" (т. 3, л. д. 79 - 82).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014, требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в уклонении от рассмотрения по существу обращения общества о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:1011 и о предоставлении в аренду земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимого имущества. На территориальное управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия решения по существу обращения общества о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:1011 и о предоставлении в аренду земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимого имущества. С территориального управления в пользу общества взыскано 2 тыс. рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что принадлежащие обществу объекты недвижимости (здания теплиц, склада, навеса, гаража, забор бетонный, асфальтовая площадка) расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402021:1011 площадью 134 259 кв. м, находящемся в федеральной собственности. По заявлению общества о предоставлении в аренду участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости, территориальное управление решения не приняло. При оценке доводов общества о незаконности бездействия уполномоченного органа суды исходили из положений статей 35, 36 Земельного кодекса, статье 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), закрепляющих исключительное право собственника объектов недвижимости на приватизацию занятых объектами земельных участков или приобретение права их аренды. Право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок не препятствует реализации указанного права заявителя. Право собственности на объекты недвижимости зарегистрировано за обществом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Процедура обращения за приобретением прав на земельный участок заявителем соблюдена, которым представлены документы в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Приказ N 475). Довод территориального управления о непредставлении обществом необходимых для раздела участка документов суды признали необоснованным. Поскольку необходимый для эксплуатации принадлежащих обществу объектов земельный участок не сформирован, на основании статей 11.3, 29 и пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса территориальное управление (осуществляющее полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности) обязано обратиться с заявлением в орган местного самоуправления за утверждением схемы земельного участка с последующим его формированием за счет общества. Довод территориального управления о наличии препятствий для предоставления участка в связи с отсутствием поручения Росимущества суды отклонили со ссылкой на Положение о Росимуществе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, и Положение о территориальном управлении, утвержденное приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49. Уклонение территориального управления от совершения указанных действий не соответствует Земельному кодексу и нарушает права заявителя. Поэтому на основании статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суды признали незаконным бездействие уполномоченного органа (в указанной части) и возложили на территориальное управление обязанность принять решение по существу обращения общества о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:1011 и о предоставлении в аренду земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимого имущества. В удовлетворении остальной части требований суды отказали, установив, что испрашиваемый обществом земельный участок (площадью 28 976 кв. м) не соответствует по площади размеру земельного участка, который может быть предоставлен обществу в целях эксплуатации объектов недвижимого имущества. Экспертным заключением, выполненным ООО "ГЕО Инвест-Информ" в рамках настоящего дела, установлена площадь (10 438,09 кв. м), необходимая для эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимого имущества. В связи с несформированностью необходимого обществу земельного участка и снятием с кадастрового учета участка с кадастровым номером 23:49:0402021:1021 суды отказали обществу в удовлетворении требований о признании незаконным уклонения территориального управления от принятия распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка площадью 28 976 кв. м и заключения договора аренды. Расходы по государственной пошлине распределены по правилам статьи 110 Кодекса (т. 4, л. д. 245; т. 5, л. д. 107).
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов обстоятельствам дела и доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:1011. Указанный участок обременен правом постоянного (бессрочного) пользования учреждения (свидетельство о государственной регистрации от 20.01.2012 серия 23-АК N 619008). До рассмотрения по существу вопроса о разделе данного участка на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402021:1021, 23:49:0402021:1022 и 23:49:0402021:1023 необходимо прекратить существующее право по правилам статей 45 и 53 Земельного кодекса. Согласно пункту 3 статьи 214 и пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В силу пунктов 1 и 4 Положения о Росимуществе правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Росимущество. Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является территориальное управление. Положением о территориальном управлении (подпункт "е" пункта 4.8) установлено, что последнее предоставляет земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, по поручению Росимущества. Приказ Росимущества от 27.02.2009 N 49 является ненормативным правовым актом, адресованным территориальному управлению и обязательным для исполнения. Ненормативный правовой акт Росимущества не оспаривался, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о признании его незаконным или недействительным. В целях получения поручения Росимущества о разделе земельного участка обществу предлагалось представить документы, подтверждающие расположение (отсутствие) объектов недвижимости на образованных земельных участках, а также информацию об отсутствии (наличии) правообладателей в отношении земельного участка, подлежащего разделу. Поскольку обществом указанные требования не выполнены, основания для признания незаконным бездействия территориального управления отсутствуют. Площадь испрашиваемого обществом участка составляет 28 976 кв. м, что значительно превышает площадь, необходимую для эксплуатации объектов недвижимого имущества (согласно экспертному заключению ООО "ГЕО Инвест-Информ" обществу необходима площадь 10438,09 кв. м). Кроме того, участок с кадастровым номером 23:49:0402021:1021 имеет статус аннулированного, его границы на публичной карте отсутствуют. Поскольку испрашиваемый земельный участок снят с кадастрового учета, он не может быть предметом договора аренды. Также в нарушение части 5 статьи 170 Кодекса резолютивная часть решения не соответствует заявленным требованиям. Судом рассмотрено (разрешено) требование об обязании территориального управления устранить допущенные нарушения путем предоставления в аренду земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимого имущества. Однако такое требование обществом не заявлялось.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых судебных актов. По мнению заявителя, довод территориального управления о невозможности раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:1011 до прекращения права постоянного (бессрочного) пользования учреждения противоречит правовым позициям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 03.04.2012 N 12955/11). Доводы о необходимости предоставления документов о расположении на образованном (спорном) земельном участке объектов недвижимости общества, а также предоставлении информации о наличии правообладателей земельного участка, подлежащего разделу, не основаны на положениях приказа N 475 и противоречит материалам дела (акт внеплановой проверки от 30.08.2012). Несостоятелен и довод территориального управления о необходимости дачи поручения Росимуществом для решения вопроса о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:1011. В соответствии с Положением о Росимуществе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, и Положением о территориальном управлении, утвержденным приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49, принятие решение по распоряжению федеральными земельными участками могут осуществляться как Росимуществом, так и его территориальными органами.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержала доводы жалобы, просила кассационную инстанцию судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил судебные акты оставить без изменения.
От Федерального агентства научных организаций России поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей территориального управления и общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 04.02.2008 N 08/2-1 (т. 1, л. д. 68 - 79), заключенного с ГУП ОПХ "Субтропическое" Россельхозакадемии, общество приобрело в собственность здания и сооружения (здания теплиц, склада, навеса, гаража, забор бетонный, асфальтовая площадка), расположенные на земельном участке по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина.
Право собственности общества зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 15.03.2008 (т.1, л. д. 80 - 91).
Принадлежащие обществу здания и сооружения расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402021:1011 площадью 134 259 кв. м с видом разрешенного использования - для научно-исследовательских работ и сельскохозяйственного использования.
По сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровая выписка от 22.02.2012) и ЕГРП (выписка от 28.10.2013) указанный участок находится в федеральной собственности и предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование (т. 1, л. д. 97 - 110, 159).
16 августа 2010 года общество обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении в долгосрочную (на 49 лет) аренду земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости общества (т. 1, л. д. 111, 112). В заявлении общество указало, что ранее ООО "ГЕО Инвест-Информ" в интересах общества обращалось в территориальное управление с заявлением о выдаче сотруднику данной организации доверенности в целях раздела земельного участка и постановки на кадастровый учет вновь образованных участков. К заявлению общество приложило свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, а также правоустанавливающие документы на данное имущество.
На основании поручения территориального управления о формировании земельных участков (т. 1, л. д. 113, 114) подготовлена схема раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:1011 (т. 1, л. д. 116). Образованные в результате раздела земельные участки поставлены на кадастровый учет 22.05.2012 с присвоением кадастровых номеров 23:49:0402021:1021, 23:49:0402021:1022 и 23:49:0402021:1023, что подтверждается имеющимися в деле кадастровыми паспортами от 22.05.2012 (т. 1, л. д. 119 - 127).
В заявлении от 03.10.2012 общество просило территориальное управление принять решение об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402021:1021, 23:49:0402021:1022 и 23:49:0402021:1023 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:1011. К заявлению приложены выписки из ЕГРП, кадастровые паспорта на образованные участки, схема раздела земельного участка, заключения уполномоченных органов (т. 1, л. д. 129- 131).
В письме от 06.06.2013 территориальное управление сообщило обществу о том, что решение вопроса о разделе земельных участков, находящихся в федеральной собственности, входит в полномочия Росимущества. Кроме того, подлежащий разделу земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании учреждения (т. 1, л. д. 137 - 139).
Ссылаясь на незаконность бездействия территориального управления по непринятию решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:1011, а также по непринятию распоряжения о предоставлении в аренду (на 49 лет) земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:1021 и заключению договора аренды, общество обратилось с заявлением в порядке главы 24 Кодекса. Общество просило также обязать территориальное управление подготовить распоряжение о разделе участка с кадастровым номером 23:49:0402021:1011 площадью 134 259 кв. м путем формирования из него участка площадью 28 976 кв. м, являющегося объектом временного кадастрового учета (кадастровый номер 23:49:0402021:1021), а также предоставлении обществу в аренду (направления проекта договора аренды) земельного участка площадью 28 976 кв. м.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 200 и 201 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется такими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.
В пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Таким образом, по смыслу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса изготовление и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории являются начальными этапами процедуры предоставления в порядке статьи 36 Земельного кодекса земельного участка в собственность или в аренду собственнику объекта недвижимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 1152/14 сформулированы следующие правовые подходы. Исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, прошедший государственный кадастровый учет. Для целей реализации исключительного права собственник объекта недвижимости обеспечивает за свой счет выполнение в установленном порядке кадастровых работ. При проведении таких работ путем составления межевого дела формируется земельный участок площадью не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, или площадью, определенной в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. При определении конкретной площади земельного участка в указанных пределах и при формировании границ участка должны соблюдаться требования пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что принадлежащие обществу на праве собственности здания и сооружения расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402021:1011 площадью 134 259 кв. м с видом разрешенного использования - для научно-исследовательских работ и сельскохозяйственного использования.
Для определения размера площади земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости общества, судом по ходатайству последнего назначалась судебная экспертиза.
Согласно выводам, содержащимся в экспертном заключении ООО "ГЕО Инвест-Информ" (т. 4, л. д. 203 - 217), в целях эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимого имущества ему необходим земельный участок площадью 10 438,09 кв. м. Судебные инстанции установили, что соответствующий участок до настоящего времени не сформирован.
Как видно из материалов дела, на основании поручения территориального управления от 20.10.2010 были образованы (поставлены на кадастровый учет) земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402021:1021, 23:49:0402021:1022 и 23:49:0402021:1023. Данные участки, как установили суды, сняты с государственного кадастрового учета ввиду отсутствия государственной регистрации прав на них (уведомления от 28.10.2013).
В связи с несформированностью необходимого обществу земельного участка и аннулированием из государственного кадастра недвижимости сведений об участке с кадастровым номером 23:49:0402021:1021 судебные инстанции отказали заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным уклонения территориального управления от принятия распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка площадью 28 976 кв. м и заключения договора аренды.
В данной части решение и апелляционное постановление участвующими в деле лицами не обжалуются. Вместе с тем, окружной суд полагает необходимым отметить, что земельный участок, необходимый для эксплуатации принадлежащего обществу недвижимого имущества по правилам статьи 33 Земельного кодекса не сформирован. Поэтому в сложившейся ситуации требуется повторное проведение процедуры, закрепленной в пункте 7 статьи 36 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса. Такие решения могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Как установил суд первой инстанции, по существу обращения общества о разделе участка с кадастровым номером 23:49:0402021:1011 площадью 134 259 кв. м территориальное управление решения не приняло, что не соответствует положениям статей 11.2 и 11.3 Земельного кодекса. В порядке восстановления прав общества суд обязал территориальное управление принять решение по существу обращения общества о разделе земельного участка и о его предоставлении в аренду (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы территориального управления о невозможности принять решение по вопросу о разделе земельного участка до прекращения права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на него, а также без поручения Росимущества, не принимаются.
В постановлениях от 05.07.2005 N 15524/04, от 06.09.2011 N 4275/11 и от 06.09.2011 N 3771/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на оформление своего права на земельный участок. Реализация этого права не может быть ограничена в частности тем, что такой участок был передан иному лицу на ином праве, в том числе на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2012 N 12955/11 также указано, что при наличии у собственника объекта недвижимости исключительного права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду прекращение права постоянного (бессрочного) пользования не требуется. Собственники недвижимости имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение их в аренду у публичного собственника, а не у обладателя права постоянного (бессрочного) пользования ими.
Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432.
В пункте 4 Положения закреплено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На территории Краснодарского края полномочиями по распоряжению федеральным имуществом (в том числе земельными участками) наделено территориальное управление.
Согласно пункту 5.35(3) Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут являться причиной нарушения прав заинтересованных лиц (сроков рассмотрения заявлений собственников недвижимого имущества о приобретении прав на земельные участки), установленных Земельным кодексом.
Довод жалобы о допущенных судом процессуальных нарушениях (выход за пределы заявленных требований) несостоятелен. Выбор способа восстановления нарушенных прав выбирается судом самостоятельно с учетом характера допущенного правонарушения (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
Окружной суд не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушения норм процессуального права, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлены.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 по делу N А32-26719/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.