Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 марта 2023 г. N 3а-176/2023
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
Именем Российской Федерации
город Казань
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Зорькиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТранзитЭнергоМонтаж" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 ноября 2022 года N 315-14/э-2022 "О корректировке на 2023 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью "ТранзитЭнергоМонтаж" и акционерным обществом "Сетевая компания", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2019 года N 3-4/э",
установил:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также Госкомитет, тарифный орган) от 11 декабря 2019 года N 3-4/э, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 20 декабря 2019 года за N 6283, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2019 года, установлены долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ТранзитЭнергоМонтаж" и акционерным обществом (далее - АО) "Сетевая компания" на 2020-2024 годы.
Постановлением Госкомитета от 11 ноября 2022 года N 315-14/э-2022 "О корректировке на 2023 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью "ТранзитЭнергоМонтаж" и акционерным обществом "Сетевая компания", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2019 года N 3-4/э" определены (в том числе на 2023 год) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "ТранзитЭнергоМонтаж" и АО "Сетевая компания" с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 18 ноября 2022 года за N 9762, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 18 ноября 2022 года.
Приложения N 1 и N 3 к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2019 года N 3-4/э изложены в новой редакции. Для взаиморасчетов между ООО "ТранзитЭнергоМонтаж" и АО "Сетевая компания" установлены помимо прочих показатели двухставочного тарифа: ставка за содержание электрических сетей, ставка на оплату технологического расхода (потерь); одноставочного тарифа
в период с 1 января 2023 года по 30 июня 2023 года, а также в период с 1 июля 2023 года по 31 декабря 2023 года соответственно, в размере 89608,32 рубля за МВт в месяц, 187,11 рубля за МВт в час, 0,34866 рубля за кВт в час (Приложение 1);
необходимая валовая выручка (далее - НВВ) ООО "ТранзитЭнергоМонтаж" (без учета оплаты потерь) на 2023 год в размере 18762190 рублей (Приложение 3).
ООО "ТранзитЭнергоМонтаж" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 ноября 2022 года N 315-14/э-2022.
По мнению административного истца, оспариваемое постановление Госкомитета противоречит Федеральному закону от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
ООО "ТранзитЭнергоМонтаж" полагает, что данные тарифы на 2023 год и размер НВВ являются экономически необоснованными, поскольку органом регулирования при определении размера НВВ не были учтены расходы административного истца на отчисления на социальные нужды в сумме 6092540 рублей, на амортизацию основных средств в сумме 5747810 рублей, на аренду электросетевого оборудования в сумме 20440010 рублей, на аренду необходимых производственных и офисных помещений в сумме 3169260 рублей, также не учтена экономия расходов на оплату потерь, с нарушением действующего законодательства произведены корректировка по объему полезного отпуска электрической энергии, корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности, корректировка по показателям надежности и качества оказываемых услуг с учетом понижающего коэффициента.
В судебном заседании представители ООО "ТранзитЭнергоМонтаж" Морозов А.В. административный иск поддержал.
Представитель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царева Н.В. административный иск не признала.
Представитель ОАО "Сетевая компания" Рахматуллина А.Р. с административным иском не согласилась.
Министерство юстиции Республики Татарстан, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание представителя не направило. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск неподлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничном рынке, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики отнесено среди прочего установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Установление тарифов в сфере электроэнергетики высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлено Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.1.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года N 468.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам ООО "ТранзитЭнергоМонтаж" об экономической необоснованности установленных тарифов в связи с включением не в полном объеме при определении размера НВВ органом регулирования расходов административного истца на отчисления на социальные нужды, на амортизацию основных средств, на аренду электросетевого оборудования необходимых производственных и офисных помещений, неправильным определением экономии расходов на оплату потерь, проведением с нарушением действующего законодательства корректировок по объему полезного отпуска электрической энергии, НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности, по показателям надежности и качества оказываемых услуг с учетом понижающего коэффициента, суд приходит к следующему.
Статьями 6, 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ установлены основные принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), которыми определены основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который включаются среди прочего экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15-34 Основ ценообразования).
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания), следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя помимо прочего расходы на страховые взносы (подпункт 6 пункта 18 Основ ценообразования).
Определяя размер расходов административного истца на страховые взносы, подлежащие включению в НВВ, тарифный орган, по мнению суда, обоснованно со ссылками на положения пункта 21 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации применил фактический размер страховых взносов, сложившийся за 2021 год в размере 20,289%, проанализировав при этом размер аналогичных отчислений, установленных органом регулирования на 2020, 2021, 2022 годы и фактически произведенных обществом в указанный период.
Правительство Российской Федерации к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, относит помимо прочих расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, которые для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (подпункт 7 пункта 18, пункт 27 Основ ценообразования).
При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные (абзац пятый пункта 27 Основ ценообразования).
ООО "ТранзитЭнергоМонтаж" в составе тарифной заявки на 2023 год представлены документы на оборудование КЛ-10кВ в ЖК "Куюки", а именно договор подряда на строительные работы, акты КС-2, КС-3, подтверждающих стоимость основных средств, акты по форме ОС-6, Т-1, свидетельствующие передачу и постановку их на бухгалтерский учет, а также акты технологического присоединения и однолинейная схема электроснабжения, из которых следует завершение техприсоединения и ввод в эксплуатацию данных основных средств. Размер амортизационных отчислений исчисленный Обществом на данное оборудование составил 658,45 тысяч рублей, однако не был включен тарифным органом в НВВ в связи с отсутствием необходимых документов.
Аналогичным образом органом регулирования ввиду отсутствия подтверждающих документов на объекты электросетевого хозяйства с инвентарными номерами БП-00077 - БП-00081 было отказано во включении амортизации на 2023 год на данные основные средства административного истца.
Неподконтрольные расходы включаются в НВВ базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом экономически обоснованных расходов (пункт 11 Методических указаний).
К неподконтрольным расходам относятся прочие расходы, в том числе расходы на аренду, которые определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу (подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования тарифов). При этом данный государственный орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
При утверждении НВВ на 2023 год по статье "арендная плата" Госкомитетом были учтены не в полном объеме расходы организации на аренду имущества в заявленном ООО "ТранзитЭнергоМонтаж" размере 33050,95 тысяч рублей, включающие в себя расходы по договорам аренды электрооборудования, в том числе заключенным с ООО "Транссетевая компания" на сумму 18905,95 тысяч рублей.
Основанием для отказа в принятии расходов по договорам аренды электрооборудования, заключенным с ООО "Транссетевая компания", послужил вывод об отсутствии документов, подтверждающих постановку на учет арендованных объектов электросетевого хозяйства, в соответствии с законодательством в сфере бухучета.
Согласно пункту 19 Правил регулирования тарифов в случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы.
Представитель тарифного органа в судебном заседании не подтвердил, что дополнительная информация по статьям расходов "амортизация основных средств", "аренда оборудования электросетевого хозяйства" была предметно запрошена у ООО "ТранзитЭнергоМонтаж" и в результате ненадлежащего исполнения им своей обязанности не представлена последним.
По общему правилу на тарифном органе не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы. Вместе с тем в контексте конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, учитывая перечисленные в экспертном заключении недостатки обосновывающих спорные расходы документов, в случае недостаточности обосновывающих документов Комитет должен был предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы.
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики помимо прочего являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики (статья 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
Исходя из указанных принципов подход тарифного органа должен быть предсказуемым для регулируемой организации и не создавать непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Осуществляя проверку по своему усмотрению и произвольно, без предварительного извещения об этом регулируемой организации, изменяя подход к оценке доказательств подтверждения расходов по данной статье, тарифный орган существенно нарушил принципы тарифного регулирования в сфере электроэнергетики.
Оценивая доводы административного истца о неправомерности включения органом регулирования в НВВ расходов регулируемой организации на аренду необходимых производственных и офисных помещений, расходов на амортизацию, суд полагает их несостоятельными.
Расходы организации на аренду помещений (офис, гараж, склад) были заявлены ООО "ТранзитЭнергоМонтаж" в размере 3169,26 тысяч рублей.
Вместе с этим данные расходы административного истца на аренду тех же помещений на 2021 год на основании представленных обосновывающих документов составляют 1616,16 тысяч рублей, то есть данные расходы увеличились на 96%.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе индекс потребительских цен, определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Согласно прогнозу социально-экономического развития на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации, одобренному на заседании Правительства Российской Федерации 28 сентября 2022 года, индекс потребительских цен на 2023 год составляет 106%.
Указанное свидетельствует об обоснованном применении приведенного индекса потребительских цен при расчете экономически обоснованных расходов регулируемой организации на аренду помещений.
В соответствии с пунктом 34.1 Основ ценообразования экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, сохраняется в составе необходимой валовой выручки в расходах на содержание электрических сетей и (или) расходах на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.
В пунктах 34.2-34.3 Основ ценообразования Правительством Российской Федерации предусмотрен порядок расчета размера упомянутых расходов, предусмотренных пунктом 34.1 данного документа.
Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии заявлена регулируемой организацией на 2023 год в размере 11907,83 тысяч рублей.
Частью 8 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должно предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (за исключением услуг по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков), не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.
Суд соглашается с мнением административного ответчика о том, что сохранение подобной экономии при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) не является безусловным, сохранение экономии должно быть обусловлено и подтверждено исключительно проведенными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Для включения в расчет тарифов экономии потерь электрической энергии регулируемая организация должна подтвердить, что проведение мероприятий и произведенные расходы произошли за счет привлеченных денежных средств, а не в рамках установленной необходимой валовой выручки.
Согласно пункту 3 отчета об исполнении программы энергосбережения за 2021 год, представленному ООО "ТранзитЭнергоМонтаж", источником финансирования мероприятий программы являются денежные средства, выделяемые через регулируемые тарифы по статье затрат "вспомогательные материалы" по услуге передачи электрической энергии. Указанные расходы не приняты тарифным органом, поскольку учет экономии потерь в НВВ на 2023 год приведет к необоснованному увеличению тарифов на передачу электроэнергии, так как мероприятия в области энергосбережения проводились за счет установленных средств. Обновление объектов электросетевого хозяйства административного истца происходит в связи с включением новых объектов с небольшим объемом и уровнем потерь, что обуславливает снижение фактического уровня потерь в целом по предприятию и является одной из причин появления экономии расходов на оплату потерь электрической энергии.
По доводу административного истца о неправильном осуществлении Госкомитетом корректировки неподконтрольных расходов, неверном определении суммы утвержденных расходов на 2021 год, не соответствующих решению Верховного Суда Республики Татарстан от 26 мая 2021 года по делу N 3а-431/2021, суд отмечает, что названным решением постановление Госкомитета от 16 декабря 2020 года N 443-15/э-2020 признано недействующим со дня его принятия.
Во исполнение вышеуказанного решения суда административным ответчиком принято постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 8 декабря 2021 года N 459-22/э-2021 "О корректировке на 2021 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии между сетевыми организациями Обществом с ограниченной ответственностью "ТранзитЭнергоМонтаж" и открытым акционерным обществом "Сетевая компания" на 2020-2024 годы, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2019 года N 3-4/э, и признании утратившим силу постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2020 года N 443-15/э-2020".
Постановлением Госкомитета от 16 декабря 2021 года N 635-27/э-2021 были утверждены тарифы на передачу электрической энергии для ООО "ТранзитЭнергоМонтаж" на 2022 год. При несогласии с определением НВВ на 2021 и на 2022 годы административный истец вправе оспорить вышеназванные постановления тарифного органа.
Суд полагает обоснованным применение Госкомитетом понижающего коэффициента (-3%) при корректировке НВВ по показателям надежности и качества.
В соответствии с пунктом 14.1 Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1220 (далее - Положение), по результатам сбора данных о перерывах электроснабжения, а также по результатам осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет соответствующим регулирующим органам расчет показателей надежности, в том числе индикативных показателей надежности, по форме и в порядке, которые установлены методическими указаниями, заключение о результатах осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения, а также указание на наличие либо отсутствие со стороны организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций существенных нарушений порядка определения фактических показателей надежности.
Письмом от 1 апреля 2022 года N 05-1949 Министерство энергетики Российской Федерации информировало Госкомитет о размещении предусмотренной вышеприведенным документов информации в комплексной системе данного министерства по адресу https://nadezhnost.minenergo.gov.ru. В личном кабинете регулятора отображается информация по всем нарушениям, допущенным регулируемыми территориальными сетевыми организациями.
Минэнерго России зафиксирован факт существенного нарушения ООО "ТранзитЭнергоМонтаж" порядка определения фактических показателей надежности и качества - непредставление организацией регулирующему органу и (или) в министерство отчетных данных, предусмотренных пунктом 14 Положения, и данных о перерывах электроснабжения.
Поэтому Госкомитет на основании пункта 6(1) Методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденных приказом ФСТ России от 26 декабря 2010 года N 254-э/1, правомерно признал коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг), понижающим и равным (-3%). В соответствии с формулой 2 Методических указаний понижающий коэффициент был обоснованно применен к НВВ, установленной тарифным органом на 2021 год.
По доводу ООО "ТранзитЭнергоМонтаж" о непроведении тарифным органом корректировки НВВ с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии суд отмечает, что такая корректировка рассчитывается по формуле 8 Методических указаний:
где:
, - фактическое количество условных единиц, относящихся к регулируемой организации соответственно в (i-2)-ом и (i-3)-ем году долгосрочного периода регулирования;
Хi - индекс эффективности подконтрольных расходов, установленный в процентах;
ИПЦi-2 - фактические значения индекса потребительских цен в году i-2;
ИКАi - индекс изменения количества активов, установленный в процентах на год i при расчете долгосрочных тарифов;
, - фактическая и плановая величина неподконтрольных расходов (за исключением расходов на финансирование капитальных вложений);
- фактический объем отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации, определяемый регулирующими органами в (i-2)-том году долгосрочного периода регулирования;
- уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, к которому относится год (i-2), в соответствии с пунктом 40.1 Основ ценообразования;
ЦПi-2 - прогнозная цена покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i-2, учтенная при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям;
- средневзвешенная фактическая цена покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i-2;
- величина фактических потерь электрической энергии в сетях в году i-2.
При расчете, отраженном в пункте 4.3.3 Экспертного заключения, корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска - 8750,94 тысяч рублей. Однако при расчете указанной корректировки были использованы показатели, размер которых, примененный Госкомитетом, по основаниям, изложенным в настоящем решении, является неправомерным, экономически необоснованным.
Следовательно, государственным органом было принято экономически необоснованное решение о корректировке на 2023 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "ТранзитЭнергоМонтаж" и АО "Сетевая компания", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2019 года N 3-4/э.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление Госкомитета от 11 ноября 2022 года N 315-14/э-2022 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2023 год), признание его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому суд полагает необходимым признать его недействующими со дня принятия.
Принимая во внимание, что в связи с признанием постановления Госкомитета от 11 ноября 2022 года N 315-14/э-2022 недействующим наступит недостаточная правовая урегулированность административных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд, руководствуясь частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным возложить на регулирующий орган как орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ТранзитЭнергоМонтаж" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 ноября 2022 года N 315-14/э-2022 "О корректировке на 2023 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью "ТранзитЭнергоМонтаж" и акционерным обществом "Сетевая компания", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2019 года N 3-4/э".
Обязать Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт о корректировке на 2023 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью "ТранзитЭнергоМонтаж" и акционерным обществом "Сетевая компания", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2019 года N 3-4/э.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 марта 2023 г. N 3а-176/2023
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 24 июля 2023 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 июля 2023 г. N 66а-1147/2023 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения