г. Краснодар |
|
02 февраля 2015 г. |
Дело N А32-17144/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (2308171570, ОГРН 1102308008330) - Петровой К.С. (доверенность от 11.12.2014), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Сочи" - Коваленко С.Е. (доверенность от 22.01.2015), в отсутствие заявителя - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) и третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Югсельхоз", открытого акционерного общества "Адлерский чай", Часовниковой И.В., Латыпова А.Р., Баринова А.П., Савастеева В.Г., Налбалдян Д.А., Мозговенко А.Л., извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2014, дополнительное решение от 30.09.2014 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-17144/2013, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной в муниципальную собственность следующих земельных участков:
- площадью 281 кв. м (кадастровый номер 23:49:0402007:0014), расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Чкалова, 10;
- площадью 552 кв. м (кадастровый номер 23:49:0402006:0226), расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Чкалова, в районе дома N 28"а";
- площадью 600 кв. м (кадастровый номер 23:49:0402006:0211), расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Чкалова, в районе дома N 38;
- площадью 707 кв. м (кадастровый номер 23:49:0402056:0003), расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, по схеме застройки в районе АЗС-51, участок N 44;
- площадью 6878 кв. м (кадастровый номер 23:49:0407003:250), расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, земельный участок N 5;
- площадью 3116 кв. м (кадастровый номер 23:49:0407004:1908), расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, участок N 50/3;
- площадью 4055 кв. м (кадастровый номер 23:49:0407004:1909), расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, участок N 50/4;
- площадью 45580 кв. м (кадастровый номер 23:49:0404005:314), расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, участок N 23;
- площадью 3132 кв. м (кадастровый номер 23:49:0404008:2641), расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, участок N 60/5;
- площадью 1051 кв. м (кадастровый номер 23:49:0401006:276), расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Каштаны.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Вектор-Сочи" (далее - общество), ООО "Югсельхоз", ОАО "Адлерский чай", Часовникова И.В., Латыпов А.Р., Баринов А.П., Савастеев В.Г., Налбандян Д.А., Мозговенко А.Л.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2014 требования администрации удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие территориального управления по передаче в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402056:0003, 23:49:0402006:0226, 23:49:0402006:0211, 23:49:0402007:0014. В удовлетворении остальной части требований отказано. Суд установил, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402056:0003, 23:49:0402006:0226, 23:49:0402006:0211, 23:49:0402007:0014 право собственности Российской Федерации зарегистрировано до даты вступления в силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ). Указанные земельные участки предназначены для индивидуального жилищного строительства. Доказательства того, что право собственности на данные участки за Российской Федерацией зарегистрировано по иным основаниям, территориальное управление не представило. Право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0407003:250, 23:49:0407004:1908, 23:49:0407004:1909, 23:49:040400 5:314 и 23:49:0404008:2641 зарегистрировано после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, поэтому они не могут быть переданы в муниципальную собственность по указанным в законе основаниям.
Дополнительным решением от 30.09.2014 признано незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401006:276 из федеральной собственности в муниципальную собственность. Суд возложил на управление обязанность принять решение о передаче указанного земельного участка из федеральной в собственность муниципального образования город Сочи. Судебный акт мотивирован тем, что право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано до вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны курорта, предназначен для жилищного строительства, в связи с чем подлежит передаче в муниципальную собственность.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 решение от 19.03.2014 и дополнительное решение от 30.09.2014 оставлены без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что вне зависимости от даты регистрации права федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в границах курорта федерального значения, подлежат передаче в муниципальную собственность.
Территориальное управление обжаловало решение от 19.03.2014 с учетом дополнительного решения от 30.09.2014 и апелляционное постановление от 12.11.2014 в кассационном порядке. Заинтересованное лицо просит судебные акты отменить в части удовлетворения требований администрации и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает, что в результате обследования земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402006:0226, 23:49:0402006:0211, 23:49:0402056:0003, 23:49:0402007:0014, 23:49:0401006:276 установлен факт заключения администрацией договоров аренды с превышением предоставленных ей полномочий. Передача таких земельных участков в муниципальную собственность приведет к легализации ничтожных договоров аренды. Процесс передачи земельных участков приостанавливался до принятия исчерпывающих мер по защите интересов Российской Федерации путем подачи исковых заявлений о взыскании неосновательного обогащения. Суды также не учли, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402007:0014 сведения, указанные в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не соответствуют информации, содержащейся в кадастровом паспорте. Следовательно, такой участок не может быть передан в муниципальную собственность на основании норм Закона N 244-ФЗ.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержал доводы жалобы, просил решение и апелляционное постановление (в обжалуемой части) отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований администрации (в полном объеме).
Представитель общества дал пояснения относительно обстоятельств рассматриваемого спора.
Изучив материалы дела и доводы жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, на основании норм Закона N 244-ФЗ администрация направила в уполномоченный орган письма с приложением перечня земельных участков, подлежащих передаче в муниципальную собственность (в том числе с кадастровыми номерами: 23:49:0402056:0003, 23:49:0402006:0226, 23:49:0402006:0211, 23:49:0402007:0014 23:49:0407003:250, 23:49:0407004:1908, 23:49:0407004:1909, 23:49:0404005:314, 23:49:0404008:2641; т. 1, л. д. 10 - 19).
Поскольку решение о передаче указанных земельных участков не принято (т. 1, л. д. 20 - 22), администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Для удовлетворения требования о признании незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
При этом в силу части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Закона N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Порядок передачи таких земельных участков урегулирован Законом N 244-ФЗ.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона.
Передача указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (часть 5 статьи 1). В указанной норме предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Суды установили, что право собственности Российской Федерации на находящиеся в границах курорта федерального значения земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402056:0003, 23:49:0402006:0226, 23:49:0402006:0211, 23:49:0402007:0014, 23:49:0401006:276 зарегистрировано 08.08.2006, 19.06.2006, 13.06.2006, 20.11.2003 и 09.06.2006, то есть до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ (т. 1, л. д. 23 - 28, 36).
В этом случае для возникновения права муниципальной собственности требуется соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 данного Закона.
Судебные инстанции установили, что процедура обращения с заявлением о передаче данных земельных участков соблюдена, однако какое-либо решение уполномоченным органом не принято. Доказательств того, что названные земельные участки не могут быть переданы в муниципальную собственность (в силу наличия исключений, названных в части 4 статьи 1 Закона N 224-ФЗ), материалы дела не содержат. Поэтому суды пришли к выводу о неправомерности бездействия, допущенного территориальным управлением (не принявшего решения по вопросу о передаче указанных земельных участков в муниципальную собственность) и нарушении таким бездействием прав муниципального образования, что является основанием для удовлетворения требований администрации (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод территориального управления о недопустимости передачи земельных участков в связи с наличием недействительных (ничтожных) договоров аренды не принимается. Передача данных участков осуществляется в силу Закона N 244-ФЗ, который не содержит норм о возможности отказа в осуществлении регламентированной им процедуры по такому основанию, а также не препятствует принятию уполномоченным органом самостоятельных мер по восстановлению нарушенных прав Российской Федерации.
Ссылка подателя жалобы на несоответствие сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402007:14, содержащихся в ЕГРП и государственном кадастре недвижимости, не принимается. В материалы дела представлена выписка из ЕГРП, информация в которой не противоречит сведениям государственного кадастра недвижимости (т. 1, л. д. 39 - 41; т. 2, л. д. 53, 54). Возможность идентификации участка и уточнения сведений о нем не утрачена.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ не подлежат передаче в муниципальную собственность земельные участки, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона по следующим основаниям: 1) на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности; 2) они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; 3) они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; 4) они предусматриваются федеральными законами.
Суды установили, что право федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0407003:250, 23:49:0407004:1908, 23:49:0407004:1909, 23:49:0404005:314 и 23:49:0404008:2641 зарегистрировано за Российской Федерацией 12.04.2009, 10.04.2009, 10.04.2009 и 11.04.2009 соответственно (то есть после вступления в силу Закона N 244-ФЗ) на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (т. 1, л. д. 31; т. 2, л. д. 47 - 52, 64, 65).
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении требований о передаче данных участков в муниципальную собственность.
Доводы администрации основаны на ошибочном понимании норм материального права, не влияют на оценку законности и обоснованности принятых по делу судебных актов, рассматривались при производстве по делу в суде апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобах. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Администрация и территориальное управление освобождены от уплаты государственной пошлины по кассационным жалобам (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2014, дополнительное решение от 30.09.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу N А32-17144/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.