г. Краснодар |
|
05 февраля 2015 г. |
Дело N А53-6828/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Леоновой О.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Международная Зерновая Компания - Кубань" (ИНН 2310093506, ОГРН 1042305694375) - Нижник Е.А. (доверенность от 12.08.2013), в отсутствие истца - открытого акционерного "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Международная Зерновая Компания - Кубань" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2014 (судья Авдеев В.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2014 (судьи Еремина О.А., Ковалева Н.В., Чотчаев Б.Т.) по делу N А53-6828/2014, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с исками к ООО "Международная зерновая компания - Кубань" (далее - компания) о взыскании 341 720 рублей 04 копеек и 537 388 рублей 57 копеек платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования. Делам присвоены номера А53-6828/2014 и А53-9453/2014, которые определением от 08.07.2014 объединены в одно производство с присвоением делу номера А53-6828/2014.
В процессе рассмотрения спора железная дорога уточнила исковые требования и просила взыскать с компании 849 520 рублей 34 копейки.
Решением от 12.08.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.11.2014, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что обязанность внесения платы за задержку вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, по причинам, зависящим от грузоотправителя, возложена на компанию пунктом 3.1 соглашения от 28.06.2013 N 85/2/1 на предоставление пути необщего пользования для производства грузовых операций грузоотправителем (компанией). Материалами дела подтверждена задержка вагонов на путях общего пользования станции Кубанская по причинам, зависящим от компании (невыполнение технологических норм погрузки вагонов).
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суды не исследовали и не выяснили причин простоя вагонов, прибывших в адрес компании, что имеет существенное значение для разрешения спора. Задержка вагонов на путях общего пользования происходила из-за нарушения железной дорогой договорных обязательств (просрочка доставки вагонов, их прибытие вне графика и сверх количества, указанных в заявке, что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами; в даты графика, указанные в заявках компании, производилась погрузка в вагоны другого контрагента). Заявитель полагает, что вывод суда о занятости фронта погрузки по причинам, зависящим от компании, противоречит имеющимся в деле доказательствам. Суды неверно определили срок выполнения грузовых операций, согласованных железной дорогой с ООО "Комета" (владелец железнодорожного пути необщего пользования) в договоре N 85/2, поскольку не учтено время, необходимое для совершения сопутствующих операций с вагонами.
В отзыве на жалобу железная дорога просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель компании поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя компании, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что железная дорога (перевозчик) и ООО "Комета" (контрагент, владелец) заключили договор от 10.04.2012 N 85/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Кубанская СКЖД.
Железная дорога (перевозчик), ООО "Комета" (контрагент, владелец) и компания (грузоотправитель) заключили соглашение на предоставление пути необщего пользования для производства погрузки грузоотправителем от 28.06.2013 N 85/2/1, в соответствии с которым перевозчик осуществляет подачу и уборку вагонов под погрузку на подъездной путь владельца для компании. Сроки на грузовые операции устанавливаются согласно договору от 10.04.2012 N 85/2.
В пункте 3.1 соглашения компания обязалась вносить перевозчику плату за время задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителя, контрагента в размере 50% от ставок плат приведенных в таблицах N 9 Тарифного руководства N 2.
В период с сентября по декабрь 2013 года в адрес компании на станцию Кубанская прибывали порожние вагоны, не являющиеся собственностью перевозчика, которые простаивали на путях общего пользования в ожидании их приема на пути необщего пользования для осуществления погрузки. По данному факту составлены акты общей формы, согласно которым задержка вагонов произошла по причинам, зависящим от компании (занятость фронта погрузки), в связи с чем перевозчик начислил ей плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 849 520 рублей 34 копеек. Акты общей формы компания подписала с разногласиями.
В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определенной в постановлении от 18.10.2012 N 6424/12, Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Подпункт "г" пункта 3.1 соглашения от 28.06.2013 N 85/2/1 предусмотривает возможность взимания железной дорогой с компании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время их нахождения на железнодорожных путях общего пользования при задержке в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от компании, владельца пути необщего пользования.
Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что факт задержки вагонов на путях общего пользования по вине компании подтвержден актами общей формы, факт нарушения технологических норм погрузки - ведомостями подачи-уборки вагонов.
Доводы компании о неверном определении срока выполнения грузовых операций суды отклонили правильно, поскольку по условиям пункта 2.2 соглашения от 28.06.2013 N 85/2/1 компания обязана соблюдать сроки на грузовые операции, установленные договором от 10.04.2012 N 85/2.
Ссылка компании о задержке вагонов на путях общего пользования по вине железной дороги не подтверждена документально. Суды исходили из того, что между сторонами сложились самостоятельные правоотношения по перевозке груза (порожние вагоны), в которых компания являлась грузополучателем, и по выполнению железной дорогой заявок по форме ГУ-12, связанных с подачей вагонов на путь необщего пользования под погрузку. Статьей 36 Устава на грузополучателя возложена обязанность принять груз (в данном случае - порожние вагоны) на станции назначения. Вопреки указанной норме и условиям соглашения компания не обеспечила принятие и размещение на путях необщего пользования вагонов в том количестве и в те дни, когда они прибыли в ее адрес. Доказательства, с достоверностью подтверждающие, что во время простоя спорных вагонов имелась реальная возможность подать их под погрузку на пути необщего пользования в рамках исполнения заявок компании по форме ГУ-12, не представлены. Поскольку спорные вагоны прибывали в адрес компании в качестве груза, она, как грузополучатель, обязанный обеспечить своевременную приемку вагонов, действуя добросовестно и осмотрительно, должна была самостоятельно урегулировать со своими контрагентами отправку вагонов, согласовав с ними сроки отправки и количество вагонов, отправляемых в ее адрес под погрузку.
Таким образом, выводы судебных инстанций об обоснованности начисления железной дорогой компании спорной платы соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормам материального права и условиям соглашения.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2014 по делу N А53-6828/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.