г. Краснодар |
|
11 февраля 2015 г. |
Дело N А63-4669/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Рогальского С.В. и Савенко Л.И., при участии от ответчика - индивидуального предпринимателя Тедеева Константина Шаоевича (с. Московское, ИНН 260705807291, ОГРНИП 307260725400017) - Толстикова Р.Н. (доверенность от 29.09.2014), в отсутствие истца - казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (г. Чебоксары, ИНН 2130024126, ОГРН 1072130011821), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тедеева Константина Шаоевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.06.2014 (судья Гинтовт Е.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 (судьи Годило Н.Н., Бейтуганов З.А., Сомов Е.Г.) по делу N А63-4669/2014, установил следующее.
Казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - учреждение, истец) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Тедеева К.Ш. (далее - предприниматель, ответчик) 280 512 рублей 54 копеек компенсации ущерба по акту от 01.04.2013 N 3-254 и 200 рублей расходов за предоставление выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
Решением от 27.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.10.2014, иск удовлетворен. Судебные инстанции исходили из того, что материалами дела подтверждается движение транспортного средства находящегося во владении предпринимателя (по договору аренды автомобиля от 01.01.2013) без специального разрешения по автомобильной дороге республиканского уровня с превышением установленных ограничений по массе (нагрузке) на оси. Причиненный дороге вред должен быть возмещен предпринимателем на основании норм Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) и Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 (далее - Правила N 934). Произведенный учреждением расчет суммы, взыскиваемой в счет возмещения причиненного автомобильной дороге вреда, признан судом правильным.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и прекратить производство по делу. Заявитель указывает, что приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - министерство) от 22.02.2013 N 02-03/14 "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в 2013 году" (далее - приказ) не может быть применен к нему, поскольку в момент правонарушения он не вступил в законную силу. Кроме того, истцом не представлены в материалы дела доказательства по установлению дорожных знаков на спорном участке дороги о временном ограничении движения транспортных средств по ней.
В отзыве учреждение отклонило доводы жалобы.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы, сослался на вступившие в законную силу судебные акты по делу N А41-9941/2014, в которых дана оценка приказу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - министерство) от 22.02.2013 N 02-03/14 "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в 2013 году", а также установлено отсутствие дорожных знаков в спорный период на этом же участке дороги.
Изучив материалы дела, выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 01.04.2013 на передвижном пункте весового контроля КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии, место проведения контроля - 44 + 080 км автодороги "Чебоксары - Сурское", сотрудниками службы проведена проверка весовых параметров транспортного средства FordCargo 1830T, государственный регистрационный номер А 168 ЕС 26, с полуприцепом SCHMITZS01, государственный регистрационный номер ЕА 5698 26, принадлежащего ООО "Ессентуки Аква", переданного по договору аренды автомобиля от 01.01.2013 (далее - договор аренды) предпринимателю (л. д. 29). В ходе проверки установлено, что, управляя указанным автомобилем, водитель Бельский Р.В. (работник предпринимателя; л. д. 31 - 33) перевозил тяжеловесный груз (цемент) по автодорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике по маршруту движения: пос. Комсомольский Чамзинского района Республики Мордовия и г. Чебоксары, участок 187 км с нарушением временно установленных значений предельно допустимых нагрузок на оси транспортных средств и в отсутствие специального разрешения, в соответствии с которым допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Эти обстоятельства зафиксированы в акте от 01.04.2013 N 3-254 (далее - акт), который получен водителем Бельским Р.В. (л. д. 26).
В претензии от 09.04.2013 учреждение предложило предпринимателю уплатить 280 512 рублей 54 копейки в возмещение вреда причиненного проездом транспортного средства.
Поскольку претензия оставлена без удовлетворения, учреждение обратилось в арбитражный суд с иском.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуются: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В статье 30 Закона об автомобильных дорогах закреплено, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков. Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установили судебные инстанции, в рамках реализации полномочий, предоставленных названными нормами, министерство приказом от 22.02.2013 N 02-03/14 ввело временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, в том числе по спорному участку автомобильной дороги - с 01.04.2013 по 30.04.2013. Указанным приказом утверждены также предельно допустимые значения нагрузок на оси транспортного средства, устанавливаемые на период временного ограничения движения.
Как установили судебные инстанции, учреждение разместило сведения о соответствующих ограничениях на своем официальном сайте в сети Интернет. Кроме того, спорный приказ размещен 26.02.2013 на сайте министерства (л. д. 57 - 58), опубликован в региональной газете "Советская Чувашия" от 01.03.2013 N 4. В объявлении указан адрес и время приема для рассмотрения заявлений, расчета начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, выдачи специальных разрешений на провоз грузов транспортными средствами с превышением временно установленной допустимой нагрузки на ось и следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящимся в ведении учреждения. ОАО "Чувашавтодор" в ответе на запрос учреждения сообщило, что в целях информирования пользователей автомобильных дорог во исполнение приказа министерства от 22.02.2013 N 02-03/14 о вводимых весной 2013 года ограничениях осевых нагрузок, на автомобильных дорогах устанавливались временные запрещающие дорожные знаки 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства", предписывающие предельно допустимые значения нагрузки на ось транспортного средства - 6т, 5т, 4т и соответствующие знаки дополнительной информации (таблички) 8.20.1 и 8.20.2 "Тип тележки транспортных средств" (л. д. 54).
Судебные инстанции, исходя из названных доказательств, пришли к выводу, что учреждение предприняло достаточные и необходимые меры для извещения пользователей автомобильных дорог о вводимом временном ограничении.
В соответствии с пунктами 2 и 5 Правил N 934 вред, причиненный автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что перевозка предпринимателем тяжеловесного груза с превышением допустимой нагрузки на оси транспортного средства, подтверждается материалами дела. Проверив расчет суммы возмещения вреда, причиненного транспортным средством ответчика, произведенный учреждением, суды удовлетворили иск, а также взыскали с ответчика в пользу истца 200 рублей расходов, понесенных им в связи с получением выписок из ЕГРИП, необходимых для предъявления иска в суд.
Однако суды не учли следующего.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе и из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Законом об автомобильных дорогах.
Частью 5 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах установлено, что на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно части 2.1 указанной статьи временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта 14 статьи 11 Закона об автомобильных дорогах, установление Порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Пунктом 2 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2.1 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов.
В силу пункта 4 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.
Спорным приказом с 01.04.2013 по 30.04.2013 вводилось временное ограничение движения транспортных средств с грузом и без груза по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси (пункт 1 приказа).
Пунктом 3 приказа отделу развития автомобильных дорог поручено проинформировать пользователей автомобильными дорогами о причинах и сроках временного ограничения движения не позднее, чем за 30 дней до введения таких ограничений.
Вместе с тем, приказ зарегистрирован в Минюсте Чувашской Республики 13.03.2013 N 1456, то есть за пределами срока уведомления о введении ограничения движения с 01.04.2013.
Приказ опубликован 01.03.2013 в официальном издании Чувашской Республики "Вести Чувашии" и вступил в силу в течении 10 дней с момента его официального опубликования (10.03.2013), но еще официально не был зарегистрирован в Минюсте Чувашской Республики. Таким образом, приказ о временном ограничении движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в 2013 году (введено в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог) не информировал своевременно пользователей автомобильных дорог о причинах и сроках временных ограничений.
Доказательств соблюдения установленного срока информирования пользователей автомобильными дорогами о причинах и сроках временного ограничения движения и возможных путях объезда в соответствии с пунктом 3 приказа учреждение в материалы дела не представило.
Кроме того, в соответствии со статьей 3 закона Чувашской Республики от 15.11.2007 N 72 "Об основаниях временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на автомобильных дорогах" порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и местного значения устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с пунктом 3 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и местного значения в Чувашской Республике (утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.02.2012 N 62; далее - Порядок) временные ограничение или прекращение движения вводятся на основании соответствующего акта о введении ограничения или прекращения движения -распорядительный акт.
В соответствии с пунктом 4 Порядка - распорядительный акт принимается в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (Минстрой Чувашии).
Между тем, Приказ от 22.02.2013 N 02-03/14, представленный истцом в обоснование довода о введении временных ограничений на спорной автомобильной дороге принят Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
Изменения в Порядок внесены лишь 08.04.2013 N 186, то есть после издания спорного приказа и составления акта от 01.04.2013 в отношении ответчика. Таким образом, приказ и порядок не подлежат применению в установленном законом порядке, в связи с нарушением опубликования приказа и его регистрацией в Минюсте Чувашской Республики, а также отсутствием полномочий на его подписание до 08.04.2013 министерством.
Довод ответчика о том, что истцом не представлены доказательства установления ограничительных дорожных знаков на спорной автомобильной дороге, суд кассационной инстанции отклоняет, как неподтвержденный материалами дела.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Поскольку решение и постановление суда апелляционной инстанции приняты при установлении всех обстоятельств по делу, но при неправильном применении норм материального права, судебные акты надлежит отменить, в удовлетворении требований учреждения - отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб относятся на учреждение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.06.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу N А63-4669/2014 отменить. В удовлетворении требований отказать.
Взыскать с казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в пользу индивидуального предпринимателя Тедеева Константина Шаоевича 4 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
С.В. Рогальский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.