г. Краснодар |
|
11 февраля 2015 г. |
Дело N А53-7418/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "БН-Юг" (ИНН 6140018136, ОГРН 1026101791385) - Стефановской М.А. (доверенность от 02.02.2015), в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БН-Юг" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.09.2014 (судья Авдеев В.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 (судьи Еремина О.А., Величко М.Г., Ковалева Н.В.) по делу N А53-7418/2014, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "БН-Юг" (правопреемник ООО "Башнефть-Юг"; далее - общество) о взыскании 996 235 рублей 30 копеек платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Решением от 05.09.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.12.2014, с общества в пользу железной дороги взыскано 885 318 рублей 51 копейка платы за нахождение вагонов на путях общего пользования и 11 774 рубля 47 копеек расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что задержка вагонов вызвана обстоятельствами, зависящими от ответчика. Право железной дороги на получение платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования предусмотрено договором на подачу и уборку вагонов для общества при станции Азов Северо-Кавказской железной дороги от 22.11.2010 N 351/1 (далее - договор N 351/1). Суд определил размер платы без учета часов задержки вагонов, прибывших в ночное время.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, в подпункте "в" пункта 15 договора N 351/1 не конкретизировано понятие "причины, зависящие от пользователя". Простой вагонов на путях общего пользования произошел по причинам, зависящим от железной дороги. Время проведения разгрузочных работ по условиям договора N 351/1 ограничено и составляет 11 часов в светлое время суток. Вагоны прибывали преимущественно в ночное время и общество не могло производить погрузочно-разгрузочные работы. Акты общей формы, в которых зафиксировано время нахождения вагонов на путях общего пользования, не являются основанием для взыскания платы, поскольку в них не указано, что простой произошел по вине ответчика. Истец не доказал занятость пути необщего пользования в момент нахождения вагонов на путях общего пользования и не исключил из расчета часы задержки вагонов на путях необщего пользования. В соответствии с условиями договора N 351/1 для одновременной выгрузки железная дорога обязана подавать 6 вагонов. Поскольку истец фактически подавал меньшее количество вагонов, они накапливались на путях общего пользования. Контррасчет общества является правомерным и обоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу железная дорога просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что взысканная судами плата предусмотрена договором N 351/1. Время задержки вагонов по вине общества подтверждается актами общей формы.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 22.11.2010 железная дорога (перевозчик) и общество (пользователь) заключили договор N 351/1, по условиям которого подача, расстановка на места выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования N 36, принадлежащего владельцу инфраструктуры, примыкающего стрелочным переводом N 24 к станционному пути N 35 станции Азов Северо-Кавказской железной дороги, осуществляется локомотивом перевозчика. Общее количество вагонов, одновременно передаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 7 (пункт 8 договора). Технологическое время для выгрузки 6 вагонов с грузом (нефтепродукты) составляет 2 часа (пункт 11 договора). В подпункте "в" пункта 15 договора установлено, что пользователь уплачивает перевозчику плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их приема или в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от пользователя, в размере 50% от ставок плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2. Факт задержки на путях общего пользования оформляется актом общей формы, на основании которого определяется время задержки и начисляется плата по ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства N 2. Дополнительным соглашением от 14.03.2011 в пункт 11 договора N 351/1 внесены изменения, согласно которым погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами на пути необщего пользования производятся только в светлое время суток: с 01 октября по 01 апреля с 07 часов 00 минут до 18 часов и с 01 апреля по 01 октября с 6 часов 00 минут до 20 часов 00 минут. Дополнительным соглашением от 18.07.2013 срок действия договора продлен до 19.12.2015.
Суды установили, что с ноября 2013 года по январь 2014 года на станцию Азов Северо-Кавказской железной дороги в адрес пользователя прибывали вагоны с грузом (топливо, бензин). Вагоны простаивали на путях общего пользования в ожидании подачи на пути необщего пользования. В подтверждение простоя прибывших в адрес общества вагонов на станции Азов в ожидании фронта выгрузки истец представил акты общей формы, в которых указано время начала и окончания простоя. Акты подписаны ответчиком с разногласиями. В подтверждение довода о нарушении обществом технологических норм выгрузки железная дорога представила памятки приемосдатчика, в которых зафиксировано нарушение обществом времени грузовой операции. За время задержки вагонов обществу начислена договорная плата в размере 996 235 рублей 30 копеек.
Названная задолженность явилась основанием для обращения перевозчика с иском в арбитражный суд.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 Кодекса).
В силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ (далее - Устав) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ей как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В подпункте "в" пункта 15 договора N 351/1 стороны предусмотрели, что за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования при задержке их в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от общества, с него взимается плата.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Суды оценили доводы сторон по вопросу нахождения железнодорожных вагонов на путях общего пользования в связи с задержкой их приема и ожиданием подачи на путь необщего пользования. Суды установили, что вагоны задержаны по причине, зависящей от общества - в связи с нарушением обществом технологических норм выгрузки (это подтверждается памятками приемосдатчика).
Довод общества о том, что время проведения разгрузочных работ ограничено 11 часами в светлое время суток, а вагоны пребывали преимущественно в ночное время, оценен судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен. Суд указал, что условие пункта 11 договора N 351/1 (в редакции дополнительного соглашения от 14.03.2011) о выполнении погрузочно-разгрузочных работ в светлое время суток связано с характером перевозимых грузов (топливо, бензин) и вызвано требованиями безопасности погрузочно-разгрузочных операций. Кроме того, общество подписало дополнительное соглашение без возражений и, следовательно, не может ссылаться на это обстоятельство как на основание освобождения от договорной обязанности. Суд первой инстанции взыскал плату с учетом исключения из расчета часов задержки вагонов, прибывших в ночное время (до 07 часов 00 минут).
Указание общества на то, что акты общей формы не являются основанием для взыскания платы, отклонено судом апелляционной инстанции со ссылкой на Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, пункт 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов, подпункт "в" пункта 15 договора N 351/1. Суд установил, что акт общей формы составляется для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров. В акте общей формы излагаются обстоятельства, послужившие основанием для его составления. Согласно условиям договора N 351/1 факт задержки на путях общего пользования оформляется актом общей формы, на основании акта определяется время задержки и начисляется плата по ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства N 2.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.09.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по делу N А53-7418/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.