В весенне-летний период (далее - ВЛП) 2022 года с воздушными судами коммерческой авиации произошло 9 авиационных происшествий, в том числе 2 катастрофы, в которых погибло 4 человека. Следует обратить внимание на следующие события:
1. При выполнении авиационных работ по тушению лесных пожаров 01.05.2022 на посадочной площадке Могоча (Забайкальский край) произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-24212 (погиб 1 человек) и 29.06.2022 в районе населенного пункта Чагда (Республика Саха (Якутия)) авария вертолета Ми-8МТВ-1 RA-25116. Оба авиационных происшествия произошли при выполнении посадки на подобранные с воздуха площадки.
При расследовании катастрофы вертолета Ми-8Т RA-24212 было установлено, что перед посадкой экипаж выполнил проход над посадочной площадкой на высоте 50 метров для определения направления и силы ветра. Поскольку ветер был определен как попутный, был произведен повторный заход против ветра на грунтовую полосу. При зависании на высоте около 8 м произошел разворот влево, опускание носа на пикирование с увеличением угловой скорости вращения (вертолет сделал 2,5 витка), после чего вертолет столкнулся с землей.
Авария вертолета Ми-8МТВ-1 RA-25116 связана, по предварительным данным, с потерей управления при посадке из-за превышения максимальной посадочной массы (на борту вертолета находилось 20 десантников-пожарных с оборудованием). Неуправляемое снижение привело к грубому приземлению вертолета.
В этой связи, при подготовке к выполнению работ по тушению пожаров в 2023 году следует обратить внимание на установленные руководством по летной эксплуатации летные ограничения, включая требования по предельной полетной массе при спуске и подъеме десантников-пожарных, оборудования и груза, а также по порядку использования водосливного оборудования.
Кроме того, необходимо обращать внимание на факторы опасности, связанные с выполнением полета или маневрированием на малых высотах над лесом, а также с посадкой (взлетом) по-вертолетному на площадках ограниченных размеров, расположенных в лесном массиве.
2. 17.08.2022 на аэродроме Усть-Кут произошла авария самолета Ан-24РВ RA-47848. Посадка производилась днем, в условиях ограниченной видимости. Экипаж самолета выполнил две попытки посадки. При каждой попытке экипажу не удавалось вывести самолет в створ взлетно-посадочной полосы (ВПП). При втором заходе на посадку экипаж самолета установил визуальный контакт с ВПП на высоте около 60 метров, находясь при этом существенно левее ВПП. Вместо ухода на второй круг экипаж начал выполнять доворот для выхода на ВПП, в процессе выполнения которого произошла потеря скорости, столкновение левым полукрылом с землей и грубое приземление на грунт справа от ВПП. Самолет получил значительные повреждения, находившиеся на борту люди не пострадали.
Предварительные результаты расследования данной аварии требуют обратить внимание на соблюдение экипажами воздушных судов критериев стабилизированного захода на посадку, требований об уходе на второй круг в случае, если не установлен необходимый визуальный контакт с наземными ориентирами или положение воздушного судна в пространстве или параметры его движения относительно ВПП не обеспечивают безопасность посадки.
Кроме того, при подготовке к полетам в ВЛП необходимо обратить внимание на факторы опасности, связанные с окружающей средой (приложение к настоящему письму).
В целях организации своевременной и качественной подготовки организаций ГА к работе в ВЛП, направленной на обеспечение безаварийной эксплуатации воздушных судов, предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации, организаций гражданской авиации центрального подчинения Росавиации:
1.1. Организовать проверку готовности организаций гражданской авиации к работе в ВЛП в соответствии с положениями Методических рекомендаций по подготовке к сезонной (в осенне-зимний и весенне-летний периоды) эксплуатации воздушных судов и объектов инфраструктуры воздушного транспорта гражданской авиации, утвержденных приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 28.05.2020 N 509-П.
Проверку готовности организаций гражданской авиации к работе в ВЛП провести с учетом:
прогнозируемого роста интенсивности выполнения различных видов полетов в условиях возможных опасных метеорологических явлений, миграции птиц, межсезонного размокания и подтопления (вывода из строя) объектов инфраструктуры воздушного транспорта, а также риска возникновения природных (лесных) пожаров.
1.2. Сроки (период) проведения подготовки и проверки готовности организаций гражданской авиации, находящихся на территории деятельности территориального органа Росавиации, к работе в ВЛП установить с учетом завершения проведения проверки готовности до 31.05.2023.
Направить в адрес Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации:
до 10.03.2023 - информацию об установленных сроках (периоде) подготовки и проверки готовности организаций гражданской авиации к работе в ВЛП;
до 09.06.2023 - отчеты с анализом недостатков в деятельности организаций гражданской авиации, выявленных в ходе проверки их готовности, и принятых (принимаемых) мерах по их устранению.
1.3. В ходе оценки готовности организаций гражданской авиации к работе в ВЛП обратить внимание на:
1.3.1. реализацию в рамках системы управления безопасностью полетов (СУБП) поставщика услуг мероприятий, направленных на выявление факторов опасности и управление (снижение) рисками, в соответствии с Правилами разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами международной организации гражданской авиации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2022 N 642.
1.3.2. соответствие фактического времени работы аэропортов (аэродромов) регламентам, опубликованным в документах аэронавигационной информации, а также обеспечение работы органов ОВД и метеорологических органов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих организацию воздушного движения и метеорологическое обеспечение гражданской авиации;
1.3.3. осуществление операторами аэродромов гражданской авиации контроля наличия маркировки и светоограждения препятствий в районе аэродрома (в том числе, превышающих ограничительные поверхности аэродрома);
1.3.4. осуществление операторами аэродромов мероприятий по выявлению объектов (факторов) в районе аэродрома, способствующих массовому скоплению птиц, и принятие мер для их устранения, а также по недопущению проникновения животных на территорию аэродрома;
1.3.5. осуществление операторами аэродромов мероприятий по мониторингу состояния искусственных покрытий, и немедленное устранение посторонних предметов и недопустимых дефектов в случае их выявления;
1.3.6. подготовка операторами аэродромов объектов ВДС к обильному снеготаянию;
1.3.7. подготовку операторами аэродромов актов дефектов искусственных покрытий аэродрома и планов мероприятий по содержанию и ремонту аэродрома, а также выполнение указанных планов;
1.3.8. подготовку операторами аэродромов персонала, принимающего решение о готовности летного поля к полетам, лиц, ответственных за подготовку аэродрома, выполнение работ на ВПП, а также руководителей подъезда/отъезда к ВС;
1.3.9. реализацию Плана технического обслуживания на 2023 год в части технического обслуживания системы светосигнального оборудования (ССО), а также мероприятий, предусмотренных Планом планово-предупредительного ремонта;
1.3.10. состояние объектов (элементов) электроснабжения: просек (при наличии) линий централизованного электроснабжения, резервных (аварийных) источников, кабельных (воздушных) линий электропередач, визировки аэронавигационных огней системы ССО, работу аппаратуры дистанционного управления системой ССО;
1.3.11. проведение операторами аэродромов инструктажа сотрудников сторонних организаций, контроль за работой сторонних организаций с учетом СУБП;
1.3.12. подведение операторами аэродромов итогов работы в осенне-зимний период (ОЗП);
1.3.13. контроль за работой сторонних организаций оператором аэродрома;
1.3.14. выполнение требований Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, в части:
пунктов 5.71-5.71.12 раздела "Перечни минимального исправного оборудования". Обратить внимание, что при определении возможности обеспечения приемлемого уровня безопасности эксплуатант должен учитывать вероятность дополнительных отказов приборов, оборудования или систем воздушного судна при продолжении эксплуатации с неработающими системами или оборудованием (пункт 5.71.6). Убедиться в том, что командиры воздушных судов знают свое право окончательного решения о начале полета при выходе из строя какого-либо прибора, оборудования или системы (пункт 5.71.8);
подпункта "е" пункта 5.84 и пункта 5.85 раздела "Допуск экипажа воздушного судна к полету".
1.3.15. соблюдение требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139, а также Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации, утвержденного приказом Минтранса России от 07.07.2011 N 181, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 30.01.2004 N 10, при планировании, выполнении и обслуживании полетов;
1.3.16. проведение регулярного мониторинга технологического графика и оборота ВС с обязательным резервированием воздушных судов на случаи задержек рейсов в целях исключения срывов и задержек рейсов при выполнении пассажирских перевозок, включая чартерные, в прогнозируемых условиях увеличения объемов воздушных перевозок в период летних отпусков и каникул;
1.3.17. наличие и однозначное изложение в руководстве по производству полетов (руководстве по наземному обслуживанию, при его наличии):
процедуры принятия решения в переходный период о необходимости проведения противообледенительной обработки воздушных судов и контроля качества этих работ;
порядка обеспечения экипажей воздушных судов метеоинформацией (учитывая, что метеорологическое обслуживание гражданской и экспериментальной авиации Правительством Российской Федерации возложено на полномочный метеорологический орган в лице Росгидромета);
1.3.18. организацию обеспечения транспортной (авиационной) безопасности, в том числе антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области транспортной (авиационной) безопасности;
1.3.19. установление порядка доведения до региональных управлений МЧС России информации о лесных и природных пожарах, обнаруженных экипажами воздушных судов независимо от ведомственной принадлежности, переданной ими в органы ОВД;
1.3.20. состояние (сверку) эксплуатационно-технической документации, направленной на выполнение технического обслуживания воздушных судов, своевременное выполнение директив летной годности и проведение подготовки инженерно-технического персонала к работе в ВЛП;
1.3.21. уточнение перекрытия зон ответственности за обслуживание воздушного движения полями наблюдения и воздушной радиосвязи;
1.3.22. проверку радиолокационных средств обзора летного поля и аэродромной многопозиционной системы наблюдения;
1.3.23. работу систем управления и контроля за наземным движением;
1.3.24. наличие радиопомех работе средств радиотехнического обеспечения полётов и авиационной электросвязи, застройки на аэродромах и в приаэродромной территории, создающей помехи;
1.3.25. проверку и настройку функции сигнализации о снижении воздушного судна ниже минимальной безопасной высоты (MSAW) во всех КСА УВД, где предусмотрена данная функция и имеются в наличии соответствующие средства вторичной радиолокации;
1.3.26. своевременное проведение периодических летных проверок средств радиотехнического обеспечения полётов и авиационной электросвязи, а также специальных лётных проверок в случае замечаний на работу средств радиотехнического обеспечения полётов и авиационной электросвязи со стороны лётного, диспетчерского или инженерно-технического персонала;
1.3.27. защиту средств радиотехнического обеспечения полётов и авиационной электросвязи от воздействия неблагоприятных природных явлений (паводков, лесных пожаров, гроз и т.д.).
1.4. На постоянной основе актуализировать (обновлять) на официальных сайтах территориального органа Росавиации информацию об эксплуатантах, выполняющих авиационные работы, и эксплуатантах авиации общего назначения в целях обеспечения прозрачности их деятельности.
1.5. Обеспечить взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями с целью получения информации о привлечении воздушных судов гражданской авиации к авиационным работам по охране и защите лесов от пожаров.
1.6. Выполнить сверку необходимой контактной информации и функционирования каналов связи с правоохранительными органами и территориальными органами Ространснадзора с целью предотвращения (локализации) каких-либо сбойных ситуаций (чрезвычайных ситуаций).
1.7. В целях предотвращения пожаров и пожароопасных ситуаций в аэропортах, на объектах подведомственных организаций и учреждений и на воздушных судах:
1.7.1. сформировать постоянные группы по контролю за состоянием пожарной безопасности;
1.7.2. обеспечить контроль приведения в повышенную готовность служб противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов операторов аэродромов;
1.7.3. организовать взаимодействие с подразделениями МЧС России и местными органами власти по эффективному привлечению аварийно-спасательных служб (формирований) операторов аэродромов к ликвидации очагов пожара;
1.7.4. особое внимание обращать на наличие и исправность автоматических средств обнаружения и оповещения о пожаре, первичных средств пожаротушения, систем внутреннего и наружного противопожарного водоснабжения, состояние путей эвакуации людей и наличие условий для быстрой эвакуации людей, авиационной техники, оборудования и имущества при возникновении пожара.
1.8. Предложить руководителям организаций гражданской авиации с учетом специфики деятельности, географических, климатических и региональных особенностей спланировать и реализовать необходимые дополнительные мероприятия, направленные на:
1.8.1. обеспечение безаварийной работы в период весеннего паводка и половодья;
1.8.2. обеспечение безопасности при планировании и выполнении воздушных перевозок опасных грузов по воздуху, в особенности при проведении сезонных противопаводковых мероприятий, связанных с воздушными перевозками взрывчатых веществ. Предусмотреть мероприятия по выделению воздушных судов гражданской авиации для обеспечения доставки в определенные районы команд взрывников для ликвидации ледяных заторов. Доставку взрывчатых веществ и оборудования для проведения взрывных работ осуществлять в строгом соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 05.09.2008 N 141, и требований действующей редакции "Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху" Doc. 9284 AN/905 ИКАО;
1.8.3. создание необходимых запасов материально-технических ресурсов для оперативного устранения возможных аварий и неисправностей на объектах;
1.8.4. создание необходимых запасов горюче-смазочных материалов на отдельных объектах радиотехнического обеспечения полетов (РТОП) и связи с учетом обеспечения полетов в ВЛП;
1.8.5. предотвращение возникновений пожара на объектах аэродрома, организации воздушного движения (ОрВД) и прилегающих к ним территориях, в том числе:
выполнить корректировку и отработку планов эвакуации на случай возникновения пожаров;
проверить практическую готовность работников к действиям при возникновении пожара;
провести с работниками организаций внеплановый противопожарный инструктаж;
актуализировать инструкции о мерах пожарной безопасности как в общеобъектовом масштабе, так и для отдельных структурных подразделений;
регулярно проводить обучение работников правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара (возгорания), профилактическую работу в целях своевременного выявления и устранения причин, порождающих пожары и возгорания;
контролировать обеспечение объектов водой, первичными средствами пожаротушения, содержание в исправном состоянии установок пожарной автоматики, подъездных путей и дорог;
проводить мероприятия, ограничивающие распространение пожара (возгорания) в случае его возникновения;
провести тренировку по эвакуации воздушного судна на аэродроме с различными сценариями событий.
2. И.о. начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации в рамках мероприятий по подготовке организаций ГА к работе в ВЛП провести инструктивно-методическое совещание с начальниками отделов инспекций по безопасности полетов территориальных органов Росавиации по вопросам обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации по итогам осенне-зимнего периода (2022-2023 годов) эксплуатации ВС.
3. Генеральному директору ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в период подготовки к работе в ВЛП рекомендовать руководителям обособленных подразделений привлекать к участию в итоговых конференциях по подготовке к ВЛП представителей авиакомпаний для обмена опытом с целью повышения качества взаимодействия и соблюдения установленного приемлемого уровня безопасности полетов при предоставлении обслуживания воздушного движения.
4. Директорам ФКУ "АПСЦ" и ФКУ "РПСБ" во взаимодействии с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предусмотреть выделение персонала региональных поисково-спасательных баз для оказания помощи населению при стихийных бедствиях.
5. Начальнику Управления организации использования воздушного пространства Росавиации, начальнику Управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации и генеральному директору ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" до 28.04.2023 подготовить и провести на базе филиала "Аэронавигация Центральной Волги" (г. Самара) методическое совещание по рассмотрению наиболее актуальных вопросов деятельности по ОрВД, РТОП и связи, обобщению опыта работы и разработке профилактических мероприятий по обеспечению безопасности воздушного движения в ВЛП 2023 года.
6. Начальнику Управления организации авиационно-космического поиска и спасания Росавиации до 28.04.2023 спланировать и провести на базе ФКУ "Южный АПСЦ" (г. Астрахань) методическое совещание с директорами ФКУ "РПСБ", ФКУ "АПСЦ", ФБУ "Служба ЕС АКПС", начальниками (руководителями) территориальных органов Росавиации, имеющими зоны АКПС, начальниками отделов АКПС территориальных органов Росавиации, начальниками координационных центров поиска и спасания ФКУ "АПСЦ", ФБУ "Служба ЕС АКПС" по вопросам подготовки поисково-спасательных формирований к работе в ВЛП, организации взаимодействия и координации действий при проведении поисково-спасательных операций (работ) в зонах ответственности с использованием средств автоматизации.
Приложение: на 9 л. в 1 экз.
|
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 17 февраля 2023 г. N Исх-7099/02 "Об организации подготовки организаций гражданской авиации к выполнению и обеспечению полетов в весенне-летнем периоде 2023 года"
Опубликование:
-