г. Краснодар |
|
12 февраля 2015 г. |
Дело N А32-7022/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рогальского С.В., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ОГРН 1022302380038, ИНН 2315004404) - Карасевой А.А. (доверенность от 25.12.2014), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Эра" (ОГРН 1022302392958, ИНН 2315098353) - Степановой О.В. (доверенность от 28.08.2014), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эра" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2014 (судья Огилец А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 (судьи Ковалева Н.В., Величко М.Г., Еремина О.А.) по делу N А32-7022/2014, установил следующее.
ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - порт, ОАО "НМТП") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Эра" (далее - общество) о взыскании 1 246 326 рублей 52 копеек за услуги по сбору отходов с судов-бункеровщиков, оказанные в январе и марте - ноябре 2011 года на основании договора от 30.12.2010.
Решением от 05.09.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.11.2014, требования удовлетворены. Судебные инстанции, исследовав условия заключенного сторонами договора, пришли к выводу, что оказанные за названный период услуги по снятию с судов-бункеровщиков "Марица" и "Тигран Мартиросян" сточных и льяльных вод относятся к дополнительным услугам, так как сбор отходов производился по специальным заявкам общества с судов-бункеровщиков, находящихся на рейде. Такие услуги подлежат оплате по цене, формирующейся из фактических затрат исполнителя плюс 35%. Сбор отходов с судов, находящихся у причалов, относится к услугам, включенным в договорный перечень и оплачиваемым по согласованным тарифам. Стоимость услуг, оказываемых не на рейде, а у причала, зависит от тоннажа судов, времени их стоянки у причалов и эти услуги считаются предоставленными за весь период от момента швартовки судов, до момента их отхода, исходя из самого факта стоянки у причала. Оплата обществом данных услуг не освобождает его от установленной договором обязанности оплатить дополнительные услуги.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель указывает, что фактически судовые отходы снимались портом только во время нахождения судов-бункеровщиков на рейде. В то же время оплата услуг производилась обществом исходя из тоннажа судов и времени их стоянки у причалов, хотя в это время услуги не оказывались. По сложившейся между сторонами практике делового оборота вносившаяся плата засчитывалась в оплату услуг, оказываемых на рейде, поскольку договором не предусмотрен различный порядок оплаты услуг в зависимости от места их оказания в границах порта Новороссийск, в которые входили рейдовые стоянки судов. На протяжении 2011 года стороны неоднократно составляли акты сверки, фиксируя отсутствие у общества задолженности. С учетом этих обстоятельств заявитель считает требования истца необоснованными. Кроме того, ответчик оспаривает размер предъявленной к оплате суммы, основанный на оплаченных портом счетах субподрядчика - ОАО "Флот НМТП", судами-сборщиками которого оказывались услуги. По утверждению ответчика, ОАО "Флот НМТП" начисляло излишнюю плату, не соответствующую объему услуг.
Порт в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1.1 заключенного портом и обществом договора от 30.12.2010 N 602-7849Д/1300/11 его предметом являлось обслуживание бункеровщиков "Марица", "Тигран Мартиросян", "Кери" в порту Новороссийск. Общество - агент судовладельца или фрахтователя действует за их счет, но от своего имени. Порт оказывает услуги, связанные с постановкой и стоянкой судов без грузовых операций у свободного причала порта. В пункте 2.1 договора приведен перечень услуг: швартовые операции, перетяжка судна вдоль причала, снабжение питьевой водой, сбор, транспортировка и обезвреживание особых судовых отходов, прием сточных и льяльных вод, образующихся при нормальной эксплуатации судна в морском порту Новороссийск и подлежащих постоянному или периодическому удалению.
Исходя из содержания пункта 2.1.5, предусматривающего оказание агенту по его заявкам и других услуг, судебные инстанции сделали вывод, что приведенный перечень является открытым. В связи с этим экологические услуги, которые могут оказываться не только у причала, но и на другой территории порта, квалифицированы как дополнительные, для которых предусмотрен особый порядок оплаты.
В пункт 2.2.6 договора включено положение, обязывающее агента (общество) иметь в наличии договор на оказание комплекса услуг, предоставляемых портовым флотом. Данное положение обусловлено тем, что в силу пункта 2.2.14 договора исключительно силами и средствами ОАО "МНТП" выполняются только швартовные операции у причалов, т. е. для оказания иных услуг судам, не находящимся у причалов, необходимо привлечение сил и средств портового флота. Соответственно, если эти дополнительные ресурсы привлекаются не непосредственно агентом, как предусмотрено пунктом 2.2.6, а портом, агент должен возместить порту расходы.
Согласно пункту 3.3 договора услуги по швартовке/отшвартовке, перетяжке судна вдоль причала, услуги по экологическим мероприятиям считаются оказанными на дату отхода судна.
В пунктах 3.4 и 3.5 дополнительно указано, что услуги порта, как у причала, так и на рейде, считаются фактически выполненными независимо от наличия заявки, а для подтверждения их выполнения достаточно стейтмента, копии мерительного свидетельства или другого документа, подтверждающего тоннаж судна (GT), и акта приема-передачи услуг. При отсутствии этих документов основанием для возложения на агента обязанности по оплате является выписка из диспетчерского журнала порта.
Данными положениями стороны упростили порядок доказывания фактов оказания услуг, учитывая, что накопление отходов и необходимость их удаления являются неизбежными процессами.
В соответствии с пунктом 3.1 договора порядок расчета стоимости услуг порта и порядок оплаты определяются приложением N 1 к договору. Согласно пункту 3.6.3 договора, а также пункту 1.1.3 приложения N 1 услуги по экологическим мероприятиям (сбор, транспортировка и обезвреживание особых судовых отходов, прием хозяйственно-бытовых сточных и льяльных вод) оплачиваются в зависимости от валовой вместимости (за 1 GT) судна и от продолжительности стоянки в порту: до 10 суток; свыше 10 суток.
В соответствии с пунктом 3.10 договора оплата дополнительных услуг и работ порта по заявке агента производится по калькуляции порта либо по фактическим затратам с начислением плановых накоплений в размере 35% плюс НДС (18%).
В приложении N 1 наряду с обязательными платежами, производимыми по определенным тарифам, выделена оплата за оказание экологических услуг судам технического и вспомогательного флота - по калькуляции порта либо по фактическим затратам с начислением установленного процента прибыли.
Отнесение бункеровщиков к судам технического и вспомогательного флота, а оказываемые им экологические услуги к дополнительным услугам соответствует фактическим обстоятельствам.
Судебные инстанции установили, что для выполнения дополнительных услуг порт (заказчик) заключил с ОАО "Флот НМТП" договор от 01.01.2011 на оказание услуг по сбору и транспортировке судовых отходов с судов, указываемых заказчиком. При этом заказчик, кроме оплаты работы судов-сборщиков исполнителя, принял на себя обязанности обеспечивать судна-сборщики необходимым инвентарем, своими силами устанавливать его на борту, выгружать контейнеры с отходами, отвечать за технику безопасности и охрану окружающей среды. Таким образом, порт принимал активное участие в процессе обслуживания судов общества при их нахождении на рейде, чем и обусловлена договорная наценка на стоимость услуг, непосредственно оказываемых ОАО "Флот НМТП".
Сертификаты, подтверждающие факты снятия отходов и фактически затраченное судном-сборщиком время, подписаны капитанами т\х "Марица" и "Тигран Мартиросян" без возражений и замечаний.
Договором от 01.01.2012 N 023-4/2,4-246/237/12 между портом и ОАО "Флот НМТП" установлена цена услуг - 340 у.е. за 1 час работы судна-сборщика.
Стоимость дополнительных услуг, оказанных обществу портом, рассчитана в соответствии с условиями договора между обществом и портом (фактические затраты плюс 35% плановых накоплений). Фактическая оплата, произведенная портом обществу "Флот НМТП", значительно превысила общую сумму платежей, перечисленных обществом "Эра" порту в 2011 году - 57 243 рубля, при том что в соответствии с договором от 30.12.2010 обязанность привлечения ОАО "Флот НМТП" для оказания комплекса услуг возлагалась на общество. С учетом данных обстоятельств суды обоснованно взыскали с ответчика понесенные портом фактические затраты и предусмотренную договором наценку.
Толкование судебными инстанциями условий договора не противоречит их буквальному содержанию и смыслу договора в целом (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общество не оспаривает фактов снятия сточных и льяльных вод с судов-бункеровщиков "Марица" и "Тигран Мартиросян" при их нахождении на рейде порта Новороссийск, а также подачи порту в январе, марте - ноябре 2011 года заявок на оказание услуг.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 по делу N А32-7022/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Рогальский |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.