Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
25 января 2017 г. |
Дело N А53-18221/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Улько Е.В., судей Афониной Е.И. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - муниципального унитарного предприятия "Таганрогэнерго" (ИНН 6154085894, ОГРН 1036154014093) - Заниной В.А. (доверенность от 27.12.2016), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538, ОГРН 1046164044156), третьего лица - Муниципального образования "Город Таганрог" в лице Комитета управления имуществом города Таганрога, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.09.2016 (судья Захарченко О.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А53-18221/2016, установил следующее.
МУП "Таганрогэнерго" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным сообщения управления от 10.06.2016 N 61/042/002/2016-5625 об отказе в государственной регистрации за предприятием права хозяйственного ведения на нежилое здание котельной с кадастровым номером 61:58:0003159:405 площадью 216 кв. м, расположенное по адресу: г. Таганрог, ул. Октябрьская, 44 и возложении обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право хозяйственного ведения за предприятием на данное здание.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МО "Город Таганрог" в лице Комитета управления имуществом города Таганрога (далее - комитет).
Решением суда первой инстанции от 19.09.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.11.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит решение от 19.09.2016 и постановление от 15.11.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что поскольку право хозяйственного ведения относится к категории ограниченных вещных прав и является производным, то оно может быть зарегистрировано при условии государственной регистрации ранее возникшего права собственности на объект недвижимости, однако в ЕГРП отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности МО "Город Таганрог" на нежилое здание общей площадью 216 кв. м, расположенное по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Октябрьская, 44. Согласно сведениям, содержащихся в информационной базе МУП "Бюро технической инвентаризации" (ранее регистрирующего органа), на указанное имущество собственники не зарегистрированы, соответственно МО "Город Таганрог" не может распоряжаться данным имуществом. В связи с тем, что МО "Город Таганрог" не является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Октябрьская, 44, полномочия на закрепление данного объекта за предприятием на праве хозяйственного ведения отсутствуют. Отказ в государственной регистрации права хозяйственного ведения принят в строгом соответствии с положениями норм действующего законодательства, нарушений прав и законных интересов заявителя управление не совершало. Исполнение государственным органом обязательных требований федерального закона не может характеризовать действия управления как незаконные.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность оспариваемых судебных актов.
От третьего лица отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель предприятия возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя предприятия, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 27.04.2016 предприятие обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации за предприятием права хозяйственного ведения на здание котельной. В качестве документов-оснований возникновения права хозяйственного ведения на государственную регистрацию предприятием представлены: договор о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного введения от 30.10.2004 N 237, дополнительное соглашение от 11.04.2013 к договору о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 30.10.2004 N 237, приказ комитета от 11.04.2013 N 227.
Установив, что право муниципальной собственности на котельную не зарегистрировано, управление в сообщении 10.06.2016 N 61/042/002/2016-5625 отказало предприятию в государственной регистрации права хозяйственного ведения на котельную ввиду того, что МО "Город Таганрог" было не вправе распоряжаться указанным объектом и передавать его предприятию.
Не согласившись с указанным отказом, предприятие обжаловало его в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
В силу статей 9, 13 и 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 20 названного Закона предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона N 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие названного Закона сделки с объектом недвижимого имущества;
- не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Таким образом, в данном случае подлежат установлению нарушения прав и законных интересов предприятия со стороны регистрирующего органа, а также законность его акта, изданного в связи с осуществлением конкретных регистрационных действий, то есть оценка достаточности для регистрации права хозяйственного ведения предприятия тех документов, которые были представлены управлению.
Пункт 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ определяет, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом.
Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право хозяйственного ведения на имущество возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 224 Гражданского кодекса Российской Федерации передачей признается вручение вещи приобретателю, а вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Оспариваемый отказ мотивирован тем, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ на передачу котельной в хозяйственное ведение предприятию (МО "Город Таганрог"), не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, и предприятие не представило необходимых для регистрации правоустанавливающих документов на котельную.
При рассмотрении дела суды установили, что котельная в числе инженерных сооружений и коммуникаций к жилым домам г. Таганрог по адресу: г. Таганрог, ул. Октябрьская, 44, передана в собственность МО "Город Таганрог" на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 N 420-р "О передаче в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового назначения" (далее - распоряжение N 420-р), предписывающего Минимуществу России передать в собственность муниципальных образований Ростовской области определенные федеральные объекты коммунально-бытового назначения, которые находились в хозяйственном ведении ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога".
Суды пришли к верному выводу о том, что указанное распоряжение N 420-р относится именно к спорной котельной: согласно техническому паспорту от 09.11.2012, год постройки и ввода в эксплуатацию указанного объекта 1968/н/св, адрес:
г. Таганрог, ул. Октябрьская, 44.
Спорная котельная вошла в перечень имущества федеральной собственности, передаваемого в собственность МО "Город Таганрог", что закреплено на основании решения Городской Думы от 06.12.2001 N 208.
Указанное решение принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
Спорная котельная включена в реестр муниципального имущества города Таганрога. Управление данные обстоятельства не опровергает.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к правильному выводу о том, что право муниципальной собственности на спорную котельную возникло у МО "Город Таганрог" в порядке разграничения государственной собственности (постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1, постановление главы администрации города Ейска от 29.11.1993 N 3440).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
С учетом изложенного суды правомерно указали, что право муниципальной собственности на спорную котельную не зависит от его государственной регистрации в ЕГРП и отсутствие таковой не является основанием для вывода об отсутствии данного права.
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Таганрога является органом, уполномоченным распоряжаться спорной котельной.
На основании приказа комитета "О передаче в хозяйственное ведение МУП "Таганрогэнерго" объектов инженерной инфраструктуры ФГУП СКЖД" от 15.08.2003 N 391 спорная котельная передана в хозяйственное ведение предприятия и закреплена за ним на праве хозяйственного ведения приказом комитета от 26.10.2004 N 442.
На основании данного приказа заключен договор от 30.10.2004 N 237 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного введения за предприятием (в редакции дополнительного соглашения от 11.04.2013, приказа комитета от 11.04.2013 N 227).
В фактическое владение и пользование предприятию спорная котельная передана по акту-накладной от 30.09.2003 N 180.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из несоответствия оспариваемого отказа требованиям Закона N 122-ФЗ и нарушения прав и законных интересов предприятия. Поскольку предприятие представило с заявлением о проведении государственной регистрации надлежащие и достаточные доказательства возникновения права муниципальной собственности на спорную котельную до 1998 года и закрепления за ним данного имущества на праве хозяйственного ведения, основания для отказа заявителю в регистрации права хозяйственного ведения отсутствовали.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 по делу N А53-18221/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Улько |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Спорная котельная вошла в перечень имущества федеральной собственности, передаваемого в собственность МО "Город Таганрог", что закреплено на основании решения Городской Думы от 06.12.2001 N 208.
Указанное решение принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
...
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из несоответствия оспариваемого отказа требованиям Закона N 122-ФЗ и нарушения прав и законных интересов предприятия. Поскольку предприятие представило с заявлением о проведении государственной регистрации надлежащие и достаточные доказательства возникновения права муниципальной собственности на спорную котельную до 1998 года и закрепления за ним данного имущества на праве хозяйственного ведения, основания для отказа заявителю в регистрации права хозяйственного ведения отсутствовали."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 января 2017 г. N Ф08-10121/16 по делу N А53-18221/2016