г. Краснодар |
|
16 февраля 2015 г. |
Дело N А32-10728/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Новороссийский мазутный терминал" (ИНН 2315153325, ОГРН 1092315002911) - Ерошевской Ю.Л. (доверенность от 22.12.2014), Тойко А.Ю. (доверенность от 22.12.2014) и Проваторовой Е.А. (доверенность от 22.12.2014), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750) - Княгиной Е.М. (доверенность от 12.01.2015) и Абдурагимовой С.Э, (доверенность от 12.01.2015), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2014 (судья Любченко Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 (судьи Сулименко Н.В., Николаев Д.В., Стрекачев А.Н.) по делу N А32-10728/2014, установил следующее.
ООО "Новороссийский мазутный терминал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения инспекции от 09.01.2014 N 1820/00910 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и решения инспекции от 09.01.2014 N 88889/00910 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014, заявленные обществом требования удовлетворены: решения инспекции от 09.01.2014 N 1820/00910 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и N 88889/00910 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признаны недействительными. Судебные акты мотивированы тем, что налоговый орган не имел законных оснований для отказа обществу в применении налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость по оказанным обществом услугам по перевалке мазута вне территории порта, и неправомерно начислил обществу налог на добавленную стоимость, а также отказал в возмещении налога на добавленную стоимость.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Инспекция указывает, что общество не вправе претендовать на получение льготы по налогообложению в виде нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость, поскольку оно оказывало услуги не в границах морского порта. Инспекция считает ошибочной определенную судом квалификацию хозяйственных операций как транспортно-экспедиционных услуг по организации международной перевозки, поскольку оказанные обществом услуги не направлены на организацию международной перевозки, что исключает право общества на ставку 0% по налогу на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2012 года. По результатам проверки составлен акт от 25.10.2013 N 51121/51243 и вынесены решения от 09.01.2014 N 88889/00910 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу предложено уплатить 15 193 791 рубль недоимки по налогу на добавленную стоимость и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, и N 1820/00910 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Считая решения инспекции от 09.01.2014 N 88889/00910 и 1820/00910 незаконными, общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 19.03.2014 N 21-12-224 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, в решение налогового органа утверждено.
Общество обратилось в арбитражный суд.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
До 01.01.2011 в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса содержалось положение о применении ставки 0% в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории России или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
С 01.01.2011 подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса утратил силу, и вместо него установлен перечень работ (услуг), связанных с экспортом, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке 0%, разделенный на несколько подгрупп, для каждой из которых предусмотрен подробный перечень документов, обосновывающих право применение ставки 0%.
Согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса ставка налога на добавленную стоимость 0% применяется в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.
Данный подпункт не содержит понятие "перевалки", поэтому необходимо руководствоваться по аналогии иными нормами налогового законодательства, регулирующего однородные правоотношения, - абзацем 4 подпункта 2.2 пункта 1 названной статьи - для целей применения ставки 0% под перевалкой понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.
Термины перевалки, содержащиеся в актах иного отраслевого законодательства, не применяются в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество 05.05.2012 заключило договор N 21 об оказании услуг по перевалке нефтепродуктов с компанией "Порт Юнион Ойл Экспорт Лимитед" (далее - Заказчик), созданной по законодательству Республики Кипр. Согласно договору Исполнитель (общество) обязался в порядке и на условиях, определенных договором, оказать Заказчику (Компания "Порт Юнион От Экспорт Лимитед") услуги по перевалке нефтепродуктов на терминале Исполнителя.
Использование инфраструктуры порта для оказания услуг по перевалке нефтепродуктов Заказчика с железнодорожного транспорта на танкеры осуществлялось на основании договора от 05.05.2012 N 602-8449 Г, заключенного обществом с портом. По данному договору порт оказывал обществу услуги по погрузке нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, на танкеры через причалы N 25 и 25а, пристань N 4.
Суд апелляционной инстанции установил, что терминал общества предназначен для приема, временного хранения, накопления судовых партий мазута, а также отправки их в порт. Железнодорожные составы с мазутом подаются на железнодорожные пути общего назначения ст. Новороссийск, парк "Нижний", затем производится подача вагонов на сливные железнодорожные эстакады на 60 и 48 вагоно-цистерн по соединительному и сливным железнодорожным путям N 01, 02, 03 и арендованным у ОАО "НВРЗ" железнодорожным путям N 10 и 15. Цистерны сливаются группами по 6 штук. Процесс слива разделяется на несколько этапов. На первом этапе подаются вагоны на эстакады, устанавливаются по позициям слива, проверяется качество продукта, подсоединяются приборы нижнего слива к сливной горловине цистерны, проверяется герметичность присоединений. На втором этапе мазут подогревается и сливается (самотеком) через устройство нижнего слива в сливной коллектор и в теплообменник, далее производится открытие затвора на трубопроводе мазута в резервуарный парк емкостью 82 тыс. куб. м одновременного хранения нефтепродуктов. Для отгрузки мазута на пристань N 4 (причалы 25, 25а) на территории имеется технологическая насосная слива и перекачки мазута из резервуара в резервуар. С насосной мазут поступает в трубопроводы и через межплощадную эстакаду переходит в эстакаду трубопроводов в порт. Эстакада трубопроводов заканчивается на пристани N 4, с которой продукт отгружается на танкеры.
В подтверждение права на применение ставки 0% по налогу на добавленную стоимость по взаимоотношениям с компанией "Порт Юнион От Экспорт Лимитед" общество представило: договор от 05.05.2012 N 21 об оказании услуг по перевалке нефтепродуктов, коносамент с указанием иностранного порта выгрузки и оттиском печати капитана о принятии груза (мазут топочный) на борт танкера, поручения на погрузку мазута топочного на танкер, прибывающий к причалу N 25, 25а (пристань N 4) с отметкой Южного энергетического таможенного поста "Погрузка разрешена", транспортные железнодорожные накладные, декларации на товар с отметкой о вывозе товара, счета-фактуры на перевалку нефтепродуктов, погрузочные манифесты, акты оказанных услуг по конкретным судам, с указанием стоимости услуг и количества переваленного груза (34 638,810 т), заверенные двумя сторонами, книга продаж за III квартал 2012 года.
Для подтверждения заявленных налоговых вычетов по услугам предоставлены копии договоров с поставщиками; товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг); копии счетов-фактур по затратам, выставленные продавцами работ (услуг), указанные в книге покупок, оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 Кодекса.
Основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость и его начислении послужил вывод налогового органа о том, что подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса не предусмотрено применение ставки 0% налога на добавленную стоимость при оказании услуг за пределами границ порта.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из того, что осуществляемые обществом работы по перевалке ГСМ облагаются по ставке 0% по налогу на добавленную стоимость на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса как в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.
Как указывает суд, под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Действие указанной нормы распространяется и на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях статьи 164 Кодекса законодатель отнес к транспортно-экспедиционным услугам такие виды услуг как: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, услуги по разработке и согласованию технических условий погрузки и крепления грузов, розыску груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировке грузов, обслуживанию и ремонту универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживанию рефрижераторных контейнеров и хранению грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
В силу статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
При этом помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, содержащейся в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст. Так, к транспортно-экспедиторским услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг; выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
Суд установил, что общество оказывало услуги, обладающие признаками транспортно-экспедиторских услуг при международной перевозке: проверка качества поступающих нефтепродуктов Заказчика (пункт 3.3 договора); направление подтверждения о приеме нефтепродуктов в ЦФТО ОАО "РЖД" (пункт 3.7 договора); приемка от железной дороги ж/д. цистерн по процедуре, предусмотренной Уставом ж/д. транспорта Российской Федерации (пункт 4.4 договора); приемка (слив) нефтепродуктов из вагонов-цистерн в резервуары терминала, с проверкой количества и качества нефтепродуктов (пункты 3.12, 3.13 договора), сепарация (смешение) нефтепродуктов Заказчика в соответствии с инструкциями Заказчика (пункт 3.14 договора); ежедневное информирование Заказчика о количестве нефтепродуктов Заказчика в резервуарах Исполнителя; о наличии вагонов под выгрузкой, на станции с указанием производителя нефтепродуктов; о дислокации вагонов; о планируемом подводе вагонов (пункт 3.15 договора); выдача нефтепродуктов на танкеры Заказчика с согласованной сторонами договора производительностью (пункт 5.9 оговора).
Суд апелляционной инстанции на основании конкретных представленных доказательств установил связь оказанных заявителем услуг в отношении товаров с их международной перевозкой. Налоговый орган данное обстоятельство не оспорил.
Из материалов дела следует, что нефтепродукты Заказчика поступали в железнодорожных цистернах, перевозка которых оформлялась железнодорожными накладными с указанием в графе станция назначения - железнодорожная станция Новороссийск (экспорт) Сев.Кав, в графе "Грузополучатель" - наименования общества, в графе "Почтовый адрес грузополучателя" - адреса общества: 353900 Россия, г. Новороссийск, ул. Магистральная, дом 4. Передача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий обществу, оформлялась памяткой приемосдатчика формы ГУ-45ВЦ, составленной в соответствии с Указанием МПС России от 17.11.1998 N И-1313у (в редакции от 31.07.2009) "Об изменении Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности" в рамках договора от 09.11.2011 N 288/7/094/11-Т, заключенного обществом с ОАО "Российские железные дороги". Памятка приемосдатчика имеет силу акта приема-передачи и подтверждает передачу вагонов с грузом от ОАО "РЖД" к обществу. В соответствии с пунктом 6.15 договора стороны оформляли акты приема нефтепродуктов на хранение по форме MX-1 и акты выдачи нефтепродуктов с хранения по форме МХ-3. В представленном в материалы дела поручении на погрузку нефтепродуктов содержатся реквизиты договора с Заказчиком, в рамках которого осуществлялась отгрузка нефтепродуктов на экспорт.
Таким образом, оценив представленные по настоящему делу документы, суды обоснованно указали, что оказанные обществом услуги подпадают под перечень транспортно-экспедиторских услуг, предусмотренных ГОСТом Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст. Факт выполнения обществом указанных работ и оказания услуг налоговым органом не опровергнут.
Суды сделали обоснованный вывод о том, что материалами дела подтверждается право общества на применение ставки 0% налога на добавленную стоимость на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса и удовлетворили требования общества.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу N А32-10728/2014, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.