г. Краснодар |
|
17 февраля 2015 г. |
Дело N А32-18191/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2015 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Кухаря В.Ф. и Рогальского С.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Гебра" (ИНН 2370000190, ОГРН 1112378000401) - Афонченко А.Г. (доверенность от 01.07.2014), от ответчиков: Государственного управления ветеринарии Краснодарского края (ИНН 2309055979, ОГРН 1022301196015) - Мойс В.Г. (доверенность от 12.01.2015), администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549) - Дерюжева В.А. (доверенность от 11.12.2014), Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926) - Шевченко Т.В. (доверенность от 10.12.2014), Министерства финансов Краснодарского края (ИНН 2308040000, ОГРН 1022301211570) - Вострокнутова А.С. (доверенность от 12.01.2015), в отсутствие третьего лица - Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационные жалобы администрации Краснодарского края и Государственного управления ветеринарии Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2014 с учетом исправительного определения от 19.08.2014 (судья Мигулина Д.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Смотрова Н.Н.) по делу N А32-18191/2013, установил следующее.
ООО "Гебра" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Краснодарскому краю в лице Государственного управления ветеринарии Краснодарского края (далее - управление), администрации Краснодарского края, Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Министерства финансов Краснодарского края о взыскании 196 637 тыс. рублей ущерба, причиненного в результате проведения мероприятий по ликвидации очага африканской чумы свиней. После уточнения исковых требований общество в качестве ответчика указало только управление.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края.
Решением суда от 29.07.2014 (с учетом исправительного определения от 19.08.2014), оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.10.2014, исковые требования удовлетворены частично. С Краснодарского края в лице управления за счет казны Краснодарского края в пользу общества взыскано 81 833 636 рублей 20 копеек убытков, 49 939 рублей 92 копейки судебных расходов по оплате экспертизы. В удовлетворении остальной части иска отказано. В связи с отказом общества от иска к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края и администрации Краснодарского края производство по делу в указанной части прекращено.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление и отказать в иске. По мнению заявителя, истцом не представлены доказательства убытков, вины ответчика, противоправности действий, причинно-следственной связи между нарушениями со стороны ответчика и убытками.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. По мнению заявителя, суды не учли, что законодательством Российской Федерации в области ветеринарии предусмотрено возмещение ущерба за свиней, отчужденных в первой угрожаемой зоне, и не предусмотрена обязанность по возмещению ущерба за свиней, уничтоженных в очаге инфекции африканской чумы свиней. Законодательство не обязывает осуществлять выплату компенсации собственникам и иным владельцам за имущество, уничтоженное в очаге инфекции. Животные, отчужденные и уничтоженные в очаге африканской чумы свиней согласно инструкции, не могут находиться в гражданском обороте, утратили потребительские свойства качества и безопасности, в связи с чем не могут обладать рыночной стоимостью, равной рыночной стоимости аналогичных животных, не утративших свойства качества и безопасности. Обществом не доказан размер убытков, причиненных ему при отчуждении животных в ходе проведения мероприятий по предупреждению распространения африканской чумы свиней. Истцом нарушались нормы ветеринарного законодательства, а также им не приняты все зависящие от него меры для предотвращения возникновения заболевания животных африканской чумой свиней. Вина управления в возникновении на территории общества очага африканской чумы свиней отсутствует.
В судебном заседании представители ответчиков поддержали кассационные жалобы, при этом представитель управления пояснил, что животные, подлежащие уничтожению, не имеют никакой стоимости и их отчуждение не подлежит компенсации. Представитель общества отклонил доводы жалоб.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, согласно результатам вирусологоческих исследований по экспертизе от 09.08.2012 N 46040-46081 и N 45342-45376, проведенных экспертами ГУ КК "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория", исследованиями патологического материала (селезенки) и пробы крови от павших свиней, принадлежащих обществу и содержавшихся на свиноводческой предприятии, выявлен генетический материал вируса африканской чумы.
В связи с заболеванием и начавшимся падежом свиней, а также установлением диагноза африканской чумы на территории свиноводческого предприятия общества заместителем руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея принято решение от 10.08.2012 о необходимости проведения отчуждения животных в очаге инфекции на свиноводческом предприятии общества.
Приказом Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 10.08.2012 N 59 создана комиссия по отчуждению свиней и изъятию продуктов свиноводства на свиноводческом предприятии общества Славянского района Краснодарского края и установлен срок изъятия свиней - до 16.08.2012.
Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.08.2012 N 913 установлены ограничительные мероприятия (карантин) на свиноводческом предприятии общества на срок до 30.09.2012. Согласно пункту 1.3 указанного постановления предписано уничтожить бескровным методом всех свиней, находящихся в эпизоотическом очаге, сжечь трупы убитых и павших свиней - немедленно по ликвидации эпизоотического очага.
Во исполнение приказа от 10.08.2012 N 59 комиссия 14.08.2012 осуществила отчуждение животных и продуктов животноводства истца в общем количестве 14 325 голов общим весом 1 096 480 кг, о чем составлен акт.
16 августа 2013 года общество обратилось в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края с заявлением о возмещении ущерба, вызванного отчуждением свинопоголовья.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в письме от 24.08.2012 N 206.06-79/12-05 указало, что в связи с изменением в 2012 году источника финансового обеспечения бюджетных ассигнований, выделяемых на возмещение ущерба, вызванного отчуждением животных и (или) изъятием продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, министерством подготовлен проект постановления, регламентирующий порядок предоставления субсидий на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и (или) изъятием продуктов животноводства, который находится на согласовании в органах исполнительной власти Краснодарского края. Отмечено, что вопрос о предоставлении субсидии и сроках ее выплаты будет рассмотрен в министерстве после вступления в силу данного постановления.
Невыплата ущерба послужила основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Правоотношения по борьбе с распространением эпизоотий и выплате компенсаций за ущерб, причиняемый отчуждением зараженных животных, регулируются специальным законодательством. Статьей 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) установлено, что ветеринарное законодательство состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 19 Закона о ветеринарии при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 названного Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства их стоимости за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии. В случаях если очаги особо опасных болезней животных имеют федеральное или межрегиональное значение и мероприятия по ликвидации таких очагов проводятся на основании решения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, субсидии на проведение указанных мероприятий выделяются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводятся указанные мероприятия. Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 (далее - Правила N 310).
Согласно пункту 8 Правил N 310 организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства для предотвращения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Основанием для возмещения ущерба является наличие у названных лиц акта об отчуждении (изъятии) и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации проведения отчуждения (изъятия) (пункт 10 Правил N 310). В утвержденной Правилами N 310 форме акта (приложение N 2 к названным Правилам) предусмотрено, что отчуждаемые животные и изымаемые продукты животноводства подлежат уничтожению и утилизации в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Согласно статье 242 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.
Изъятие имущества у собственника в порядке статьи 242 Кодекса (реквизиция) производится с выплатой ему стоимости имущества, в том числе и при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Об этом говорится в Законе о ветеринарии, Правилах N 310 и постановлении Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.11.2006 N 992 "О возмещении ущерба, вызванного отчуждением животных или изъятием продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных".
Как видно из материалов дела, по акту об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 14.08.2012, составленному специальной комиссией по отчуждению свинопоголовья, мясосырья и биологических отходов на основании приказа министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 10.08.2012 N 59, у общества изъяты: поросята 0 - 2 мес. в количестве 2330 голов весом 9900 кг; поросята 2 - 4 мес. в количестве 3843 голов весом 108520 кг; свиньи откорм в количестве 6624 голов весом 619 480 кг; ремонтные свинки в количестве 349 голов весом 62 640 кг; проверяемые свиноматки в количестве 643 голов весом 144 560 кг; основные свиноматки в количестве 500 голов весом 1320 кг; хряки в количестве 36 голов весом 12 320 кг. Всего изъято 14 325 голов весом 1 096 480 кг.
Размер подлежащего возмещению ущерба определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен, если таковые установлены, а в остальных случаях на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства.
В соответствии с информационным письмом от 21.09.2012 N 57-7319/12-09.1 Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края среднекраевые цены на свиней в живом весе, реализуемых по состоянию на 10.08.2012 за один килограмм составляют: свиноматки - 65 рублей 25 копеек; свиноматки основные - 64 рубля 69 копеек; свиноматки проверяемые - 65 рублей 91 копейка; свиноматки ремонтные - 73 рубля 11 копеек; хряки - 31 рубль 67 копеек; поросята до 2-х мес. - 105 рублей; поросята 2 - 4 мес. - 100 рублей; свиньи на откорме - 74 рубля 98 копеек; свиньи на откорме 4 - 6 мес. - 66 рублей 83 копейки.
Таким образом, ущерб, причиненный истцу в результате изъятия животных, составляет 81 833 636 рублей 20 копеек и подтверждается расчетом, выполненным учетно-финансовым управлением Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суды оценили представленные доказательства и пришли к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы управления сводятся к тому, что оно не является лицом, виновным в заражении поголовья свиней, и утрата животных вызвана их болезнью, поэтому управление не должно компенсировать их стоимость, а поскольку изъятие было проведено ввиду чрезвычайной ситуации, в связи с выполнением управлением государственных функций и при наличии обязанности собственника по уничтожению зараженных животных, обществу не положена компенсация.
Однако указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права и функций, возложенных на государственные органы. Из материалов дела следует, что вред имуществу общества причинен не в результате незаконных действий государственных органов, а, напротив - в связи с их правомерными действиями по проведению мероприятий по предотвращению распространения опасного вируса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1064 Кодекса вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
Судами определено и пунктом 9 Правил N 310 предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели. Следовательно, при наличии установленной федеральным законодательством обязанности по возмещению причиненного ущерба и наличии на региональном уровне определенного порядка определения ущерба и его выплаты для компенсаций ущерба, причиняемого отчуждением зараженных животных, доводы заявителя жалобы являются необоснованными и направлены на уклонение от выполнения обязанностей, возложенных на государственные органы действующим законодательством.
Довод о том, что законодательством Российской Федерации в области ветеринарии предусмотрено возмещение ущерба за свиней, отчужденных в первой угрожаемой зоне, и не предусмотрена обязанность по возмещению ущерба за свиней, уничтоженных в очаге инфекции африканской чумы свиней, отклоняется, поскольку не основан на нормах материального права.
Довод о том, что уничтоженные животные в очаге африканской чумы, утратившие потребительские свойства качества и безопасности, не могут обладать рыночной стоимостью, основаны на ошибочном понимании названного законодательства. Правила N 310 прямо предусматривают, что отчуждаемые животные и изымаемые продукты животноводства, стоимость которых возмещается соответствующим организациям и гражданам, подлежат уничтожению и утилизации в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Доводы администрации об отсутствии доказательств причинения истцу убытков, вины ответчика, противоправности его действий, причинно-следственной связи между допущенными нарушениями со стороны ответчика и возникшими у истца убытками противоречат материалам дела и основаны на неправильном понимании заявителем правовой природы возмещения сельхозпроизводителям ущерба от отчуждения животных.
Не соглашаясь с оценкой отчужденных животных, определенной судом на основании данных компетентного органа власти Краснодарского края, ответчики не представили доказательств их иной стоимости, доводы в этой части направлены на переоценку доказательств.
Доводы жалоб о возникновении ущерба в связи с несоблюдением обществом ветеринарных норм и правил отклоняются, поскольку ответчики не доказали наличие прямой причинной связи между изъятием у истца животных и какими-либо грубыми нарушениями общества при их содержании.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Приведенные обществом в отзыве ссылки на неправомерное занижение судами стоимости отчужденных животных не принимаются, поскольку судебные акты в части отказа в иске не обжалованы и поэтому не проверяются; общество с кассационной жалобой в суд не обращалось.
Руководствуясь статьями 174, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2014 с учетом исправительного определения от 19.08.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 по делу N А32-18191/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.