г. Краснодар |
|
19 февраля 2015 г. |
Дело N А32-30576/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мазуровой Н.С., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (ОГРН 1022300777840) - Спирина К.Н. (доверенность от 31.12.2014), в отсутствие представителей ответчиков: территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ОГРН 1102308008330), инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края (ОГРН 1042301880444), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 (судьи Чотчаев Б.Т., Величко М.Г., Ковалева Н.В.) по делу N А32-30576/2013, установил следующее.
Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление Росимущества), в котором просила:
- обязать управление Росимущества прекратить право постоянного (бессрочного) пользования инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края земельным участком по ул. Луначарского - угол ул. Морской в городе Геленджике,
- обязать управление Росимущества передать в собственность муниципального образования город-курорт Геленджик земельный участок по ул. Луначарского - угол ул. Морской в городе Геленджике.
Определением от 12.02.2014 к участию в деле в качестве соответчика привлечена
инспекция Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края (далее - ИФНС по г. Геленджику, инспекция, т. 1, л. д. 46 - 47).
Решением от 30.04.2014, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 13.10.2014, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и зарегистрировано (05.04.2013) после вступления в силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ). Земельный участок с кадастровым номером 23:40:0407089:67 не подлежит передаче в муниципальную собственность по основаниям, указанным в Законе N 244-ФЗ. Иные основания передачи земельного участка в муниципальную собственность администрация в исковом заявлении не указала. Регистрация за ИФНС по г. Геленджику права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не нарушает права администрации, по причине отсутствия таковых у муниципалитета. Отсутствующее право не может быть защищено, в том числе и в судебном порядке. Апелляционный суд также отметил, что Законом N 244-ФЗ не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления в силу настоящего Федерального закона (20.12.2008). Испрашиваемый администрацией земельный участок относится к федеральной собственности в силу пункта 2 части 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ и не подлежит передаче в собственность муниципального образования.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 30.04.2014 и апелляционное постановление от 13.10.2014 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, ввиду отсутствия в границах спорного участка объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на него, участок, в соответствии с положениями статьи 1 Закона N 244-ФЗ должен быть передан в муниципальную собственность. Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 19.02.2011 N 550 (в редакции решения от 29.11.2011 N 662), занимаемое ИФНС по г. Геленджику административное здание общей площадью 1 668,4 кв. м, по ул. Островского, 3, передано в федеральную собственность, что позволяет инспекции полноценно эксплуатировать данное имущество и выполнять свои функции. Инспекции также предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для размещения зданий и сооружений земельный участок площадью 2 464 кв. м, с кадастровым номером 23:40:0408008:1, расположенный по ул. Островского, 1, в г. Геленджике, о чем в ЕГРП совершена соответствующая запись (23.04.2010). Вопрос об обеспечении инспекции административным зданием, необходимым для организации работы, администрацией решен положительно. Администрация неоднократно обращалась в управление Росимущества за прекращением права постоянного (бессрочного) пользования инспекции на спорный участок (по ул. Луначарского - угол ул. Морской) и передаче его из федеральной в муниципальную собственность, чего до настоящего времени не сделано.
Отзывы на жалобу в материалы дела не поступили.
В судебном заседании представитель администрации на удовлетворении кассационной жалобы настаивал.
Инспекцией письменно заявлено ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие ее представителя, которое окружным судом рассмотрено и удовлетворено в порядке статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав в открытом судебном заседании представителя администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 31.08.2005 в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастр) внесены сведения о земельном участке из земель населенных пунктов, площадью 1 153 кв. м, с кадастровым номером 23:40:0407089:67, расположенном в г. Геленджике, ул. Луначарского, - ул. Морская, сформированном для целей строительства административного здания (далее - земельный участок, т. 1, л. д. 10 - 14).
Распоряжением управления Росимущества от 20.12.2005 N 615-р земельный участок предоставлен ИФНС по г. Геленджику в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 1), отделу разграничения государственной собственности на землю предписано зарегистрировать право собственности Российской Федерации на данный участок (пункт 2; т. 1, л. д. 73 - 75).
07.04.2006 в ЕГРП внесена запись о праве постоянного (бессрочного) пользования ИФНС по г. Геленджику на спорный земельный участок, 05 апреля 2013 года в ЕГРП зарегистрировано право собственности Российской Федерации на него (т. 1, л. д. 8).
Материалами дела также подтверждается государственная регистрация в ЕГРП 23.07.2010 права постоянного (бессрочного) пользования инспекции на земельный участок площадью 2 464 кв. м, с кадастровым номером 23:40:0408008:1, расположенный по ул. Островского, 3, в г. Геленджике, предназначенный для целей размещения зданий и сооружений налоговой инспекции (т. 1, л. д. 9).
Полагая, что спорный земельный участок, свободный от объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, на основании статьи 1 Закона N 244-ФЗ должен быть передан в муниципальную собственность, администрация обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 1 Закона N 244-ФЗ в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые указаны в части 1 настоящей статьи, и которые: 1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; 2) предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; 3) предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ определено, что из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 настоящей статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по основаниям, перечисленным в части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 статьи 1 настоящего Закона в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа местного самоуправления.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (статья 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - Гражданский кодекс).
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком регламентированы статьей 287 Гражданского кодекса, статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации, которые допускают такое прекращение в случае отказа землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок (часть 1), и принудительно (часть 2).
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности в силу пункта 2 части 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, право собственности Российской Федерации на него зарегистрировано 05 апреля 2013 года, то есть после вступления в силу Закона N 244-ФЗ (20.12.2008). Предусмотренных данным Законом оснований для передачи участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Геленджик не имеется, иные основания в заявлении также не приведены. Возможность требовать от Российской Федерации передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления в силу Закона N 244-ФЗ (20.12.2008), администрацией нормативно не обоснована. Установив отсутствие у муниципального образования город-курорт Геленджик права на спорный земельный участок, нарушенного Российской Федерацией и инспекцией, в удовлетворении заявленных требований суды отказали.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Оснований для отмены или изменения решения от 30.04.2014 и апелляционного постановления от 13.10.2014 по доводам кассационной жалобы не имеется, поскольку они воспроизводят доводы администрации, изложенные ею ранее в заявлении и в апелляционной жалобе, которые проверены судами, результаты их оценки детально отражены в обжалуемых актах. Правильность выводов судебных инстанций подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 16191/11, от 24.07.2012 N 17382/11 и от 22.01.2013 N 10924/10).
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса), не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация (орган местного самоуправления) от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы освобождена.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 по делу N А32-30576/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.