г. Краснодар |
|
24 февраля 2015 г. |
Дело N А32-2060/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мантула Г.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ситникова Ивана Федоровича (ИНН 234300595583, ОГРНИП 308234305200012), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ситникова Ивана Федоровича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2014 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 (судьи Сурмалян Г.А., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-2060/2014, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ситников И.Ф. (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие департамента, выразившееся в уклонении от предоставления главе хозяйства земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224;
- обязать департамент принять решение о предоставлении главе хозяйства земельных участков в аренду, подготовить проект договора аренды и направить его в адрес ответчика.
Требования основаны на положениях статей 34 и 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве) и мотивированы незаконностью решений департамента об отказе в предоставлении главе хозяйства указанных участков в аренду.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что по обращению главы хозяйства о предоставлении в аренду находящихся в собственности Краснодарского края земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224 департаментом принято решение об отказе в предоставлении участков ввиду обременения их правом аренды (письмо от 19.12.2013). При проверке доводов главы хозяйства о незаконности отказа суды исходили из положений статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве, в которой установлены требования к обращению заявителя, а также порядок действий уполномоченного органа после поступления надлежащего обращения. Оценив содержание заявления истца, суды установили, что Ситников И.Ф., являясь единственным членом фермерского хозяйства, испрашивал в пользование земельные участки значительной площадью (50 935 877 кв. м и 1658 тыс. кв. м). Обоснование площади (размера) земельного участка для оценки его соразмерности материально-техническим и трудовым активам крестьянского (фермерского) хозяйства заявитель не представил. Доводы главы хозяйства об отсутствии у него обязанности обосновывать площадь испрашиваемых в аренду земельных участков суды отклонили как основанные на неверном понимании норм Закона о фермерском хозяйстве. При обращении в департамент глава хозяйства не указал конкретные планируемые виды экономической деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с учетом ведения хозяйства в индивидуальном порядке (единолично). Поскольку заявление главы хозяйства не отвечает требованиям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве, у департамента не имелось оснований для применения по заявлению данного лица специальной процедуры, предусмотренной данной нормой. Кроме того, на момент обращения заявителя о предоставлении спорных земельных участков в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) имелась запись о наложении на них ареста в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя от 18.03.2013 (выписки из ЕГРП от 02.10.2013), что также препятствовало распоряжению ими. С учетом изложенного на основании статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований (т. 1, л. д. 161; т. 2, л. д. 42).
Глава хозяйства обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Представленный заявителем пакет документов соответствует пункту 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве, а также постановлению главы администрации Краснодарского края от 26.03.2007 N 220 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства" (далее - Порядок). Перечень прилагаемых к заявлению документов носит исчерпывающий характер, рекомендованная законодателем форма заявления не предусматривает в качестве приложений какие-либо другие документы и сведения кроме тех, которые перечислены в Порядке и названном Федеральном законе. В заявлениях предпринимателя в качестве цели использования земельных участков указано - для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Размер испрашиваемых земельных участков обоснован видами деятельности крестьянского хозяйства (выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, животноводство, растениеводство в сочетании с животноводством). Заявления также содержат сведения о том, что использование земельного участка будет осуществляться крестьянским (фермерским) хозяйством в соответствии с назначением земельного участка посредством заключения гражданско-правовых договоров (договоры аренды сельскохозяйственной техники с экипажем, оказания услуг и др.). Вывод судов о том, что заявитель не обосновал размеры испрашиваемых участков, несостоятелен. Довод департамента о несоответствии размеров земельных участков экономическим возможностям хозяйства документально не подтвержден. В обоснование наличия экономических возможностей для использования земельных участков глава хозяйства представил решение от 20.09.2013 о приеме в хозяйство новых членов, договор аренды недвижимого имущества от 11.02.2013, договор купли-продажи крупного рогатого скота от 08.02.2013, договор аренды сельскохозяйственной техники с экипажем от 27.09.2013, договор о совместной деятельности от 27.09.2013. Кроме того, отказ департамента не содержал в качестве обоснования ссылки на несоблюдение заявителем порядка предоставления необходимого пакета документов (обоснование размеров испрашиваемых земельных участков). В письме от 19.12.2013 департамент уведомил заявителя о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков со ссылкой на обременение участков правом аренды. Однако указанные обстоятельства не соответствуют действительности. Постановлением апелляционного суда от 21.03.2013 по делу N А32-7282/2011 договор от 06.08.2008 N 4600006669 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0102000:0105, заключенный Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район и КФХ "Кубань-Юг", признан недействительным (ничтожным); из незаконного владения КФХ "Кубань-Юг" истребованы земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224. Департамент признает тот факт, что на момент обращения главы хозяйства (29.11.2013) указанное постановление исполнено не было. Департамент не обращался в регистрирующий орган за погашением записи об обременениях, участки не были возвращены. Данное обстоятельство свидетельствует о незаконном бездействии департамента. Ссылки на наличие ареста на земельные участки также необоснованны. Арест был наложен в рамках дела N А32-7282/2011 по заявлению департамента. Обеспечительные меры не содержали запрет департаменту распоряжаться земельными участками; после принятия апелляционного постановления у департамента отсутствовали препятствия для обращения в уполномоченный орган (Управление Росреестра) для аннулирования (погашения) соответствующей регистрационной записи и снятии ареста. Кроме того, как следует из письма от 19.12.2013, департамент не рассмотрел по существу заявления главы хозяйства и уклонился от принятия решения о предоставлении земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства. По обращениям заявителя (с приложением необходимого пакета документов) решения в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве уполномоченным органом не приняты, поэтому бездействие департамента является незаконным.
От департамента отзыв на жалобу не поступил.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установили судебные инстанции, на территории Лабинского района в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума образованы земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 (площадью 1658 тыс. кв. м) и 23:18:0102000:224 (площадью 50 935 877 кв. м). На участки с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования в ЕГРП зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРП от 13.03.2014 и кадастровыми паспортами земельных участков от 03.03.2014 (т. 1, л. д. 12 - 19).
29 ноября 2013 года глава хозяйства обратился в департамент с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224 в аренду сроком на 10 лет для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. В заявлениях глава хозяйства указал, что крестьянское хозяйство создано и ведется им единолично. Видами деятельности хозяйства являются выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур. Для посева сельскохозяйственных культур хозяйству требуется 6 тыс. га, для посева трав (сенокосов) - 200 га, для выпасов - 200 га. Использование участков будет осуществляться хозяйством посредством заключения гражданско-правовых договоров. К заявлениям глава хозяйства приложил документы, удостоверяющие личность, документы о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, а также выписки из ЕГРП (т. 1, л. д. 33, 34).
В письме от 19.12.2013 департамент сообщил заявителю о том, что рассмотрение вопроса по существу в настоящее время невозможно в связи с обременением земельных участков правом аренды (т. 1, л. д. 39).
Ссылаясь на незаконность бездействия департамента, выразившегося в уклонении от оформления прав на указанные участки, глава хозяйства обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 200 и 201 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, а также федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким законом является Закон о фермерском хозяйстве, статья 12 которого регламентирует порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
В силу указанной нормы (в редакции, действовавшей в спорный период) граждане, заинтересованные в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков; их предполагаемое местоположение. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 26.03.2007 N 220 утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка предоставление таких земельных участков осуществляется департаментом либо органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, наделенного отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, из фонда перераспределения земель Краснодарского края для ведения сельскохозяйственного производства определенным категориям субъектов, в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства.
Материалы дела подтверждают, что земельные участки сельскохозяйственного назначения (для сельскохозяйственного использования) с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224 находятся в собственности Краснодарского края. Доказательства передачи органам местного самоуправления Лабинского района полномочий Краснодарского края по распоряжению данными участками в дело не представлены. Следовательно, за предоставлением земельных участков в аренду глава хозяйства обратился в надлежащий (уполномоченный) орган.
Вместе с тем возможность принятия решения о предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности, определенному лицу (в данном случае - специальному субъекту) действующее земельное законодательство связывает с соблюдением заявителем установленной процедуры.
Пункт 1.7 Порядка предусматривает, что для приобретения прав на земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства заинтересованные лица подают в департамент или орган местного самоуправления заявления, в которых указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право, срок использования, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка (в случае, если земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет). Приведенные положения корреспондируют подпункту 5 пункта 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве.
По смыслу изложенных норм в предоставлении земельного участка без торгов фермерскому хозяйству может быть отказано, если заявление не содержит обоснования необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), либо такое обоснование не соответствует содержанию приобщенных к нему документов. В этом случае земельный участок должен предоставляться по правилам статьи 34 Земельного кодекса и статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Возражая против заявленных требований, департамент представил суду документы, подтверждающие, что главе хозяйства ранее предоставлялись земельные участки на территории Лабинского и Мостовского района (договоры аренды от 10.01.2012 и от 28.07.2008). Однако на дату обращения с заявлением о предоставлении в аренду спорных земельных участков ранее выделенные главе хозяйства участки им не использовались в связи с передачей прав и обязанностей по договорам аренды другим лицам (т. 1, л. д. 89 - 98, 112 - 116).
Исследовав заявления главы хозяйства, а также иные представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о том, что глава хозяйства не обосновал размеры испрашиваемых земельных участков, общая площадь которых является значительной. При этом суды учитывали существующий на момент обращения в департамент состав членов крестьянского (фермерского) хозяйства (единолично глава хозяйства), его материально-технические и трудовые активы. Исходя из установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответствии заявлений главы хозяйства от 29.11.2013 положениям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод жалобы главы хозяйства о соответствии поданных им в департамент заявлений положениям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве окружным судом отклоняется. В соответствии с требованиями абзаца пятого пункта 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве заинтересованное в предоставлении земельного участка лицо (специальный субъект) должно представить обоснование размера испрашиваемого участка, с учетом числа членов фермерского хозяйства и видов его деятельности.
По результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к противоположному выводу. Исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 16191/11, от 24.07.2012 N 17382/11 и от 05.03.2013 N 13031/12 у кассационной инстанции отсутствуют процессуальные основания для переоценки исследованных судебными инстанциями доказательств. Иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении положений части 2 статьи 287 Кодекса.
Подлежат отклонению и доводы жалобы о необоснованности вывода судебных инстанций о взаимной связи (взаимозависимости) обоснования размера испрашиваемых земельных участков и числа членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также несоответствии размера испрашиваемых заявителем земельных участков (для целей ведения крестьянского хозяйства) экономическим возможностям такого хозяйства и видам осуществляемой им деятельности. Судами при разрешении спора установлено, что на момент обращения в департамент за предоставлением в аренду спорного земельного массива крестьянское (фермерское) хозяйство состояло только из одного человека (главы хозяйства). По смыслу статьи 3 и пункта 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве правом на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в целях создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности обладают глава фермерского хозяйства и другие его члены. На лиц, состоящих с хозяйством в трудовых отношениях, но не являющихся членами этого хозяйства, действие названного Закона не распространяется. Это означает, что такие граждане не вправе претендовать на предоставление земельного участка для нужд фермерского хозяйства, в котором работают. Заявитель жалобы не учитывает, что земельный участок предоставляется только лицам, решившим создать фермерское хозяйство (объединению граждан, заинтересованных в осуществлении его деятельности). Поэтому при обосновании размера испрашиваемого в аренду (собственность) участка для создания фермерского хозяйства (осуществления его деятельности) должны учитываться не только экономические возможности и виды осуществляемой хозяйством деятельности, но и число членов фермерского хозяйства.
Окружной суд не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Государственная пошлина (в размере 100 рублей) уплачена заявителем в федеральный бюджет при подаче кассационной жалобы (квитанция от 05.12.2014).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по делу N А32-2060/2014
оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.