Кассовая дисциплина и работа с денежной наличностью
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден письмом Банка России от 22.09.1993 N 40. В нем установлены правила работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций.
Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (далее - Указ N 1006) установлено, что при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяются следующие меры финансовой ответственности:
- за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм - штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа;
- за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы;
- за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном размере установленной законодательством Российской Федерации минимальной месячной оплаты труда (МРОТ).
Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов производится налоговыми органами на основании сведений, представляемых коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. Исчисление суммы административного штрафа осуществляется из расчета МРОТ, действовавшего на момент совершения указанного нарушения.
Суммы штрафов, взыскиваемые по основаниям, определенным настоящим положением, зачисляются в федеральный бюджет.
В связи с тем, что за нарушения кассовой дисциплины и условий работы с денежной наличностью предусматривались санкции двух видов: меры финансовой ответственности и административные штрафы на руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, а в Указе N 1006 и других законодательных актах не было определено, к какому виду нарушений относятся данные нарушения и порядок производства по ним, - то Указ Президента Российской Федерации рассматривался как самостоятельный нормативный акт, предусматривающий составы нарушений и ответственность за них.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 26.06.2001 N 1115/01 определил, что согласно п.9 Указа N 1006 нарушения, связанные с несоблюдением условий работы с денежной наличностью, являются административными правонарушениями, за которые налагаются административные штрафы.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), который введен в действие с 1 июля 2002 года, в ст.15.1 "Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций" определено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
В ст.15.2 "Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций" КоАП РФ установлено, что невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ.
КоАП РФ определил и административный порядок рассмотрения дел о нарушениях порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, который изложен в ст.23.5 "Налоговые органы":
1) налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.1, 15.2 КоАП РФ;
2) рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части первой настоящей статьи, вправе:
- руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;
- руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах Российской Федерации, их заместители;
- руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.
Указанием Банка России от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" определено следующее: установить в Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб. Настоящее Указание вступило в силу с момента опубликования в "Вестнике Банка России" [Вестник Банка России. - 2001. - N 69 (21 ноября)].
Ранее в Указании Банка России от 07.10.1998 N 375-У был установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одному платежу в сумме 10 тыс. руб.
Согласно письму МНС России от 01.07.2002 N 24-2-02/252 предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами.
А.С. Кленовский,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга,
Московская обл.
"Налоговый вестник", N 12, декабрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1