Решение Суда по интеллектуальным правам от 12 апреля 2023 г. по делу N СИП-993/2022
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 6 апреля 2023 г.
Полный текст решения изготовлен 12 апреля 2023 г.
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего судьи Пашковой Е.Ю.,
судей Погадаева Н.Н., Силаева Р.В.;
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нестеровой А.С. -
рассмотрел в открытом судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Объединенные Пивоварни Хейнекен" (ул. Тельмана, д. 24, литера А, Санкт-Петербург, 193230, ОГРН 1027801527467) к обществу с ограниченной ответственностью "Одуван" (Гоголевский бульвар, д. 31, стр. 1, ком. 8, Москва, 119019, ОГРН 1087746953128) о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 641071 в отношении товаров 32-го и 33-го классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков вследствие его неиспользования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, 123995, ОГРН 1047730015200).
В судебное заседание явились:
от общества с ограниченной ответственностью "Объединенные Пивоварни Хейнекен" - Решетова Е.А. (по доверенности от 21.02.2022 N С-305);
от общества с ограниченной ответственностью "Одуван" - Тихонова Н.А. (по доверенности от 01.11.2022), Зацепина Н.С. и Маркин Д.Н. (по совместной доверенности от 03.03.2023).
Суд по интеллектуальным правам
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Объединенные Пивоварни Хейнекен" (далее - общество "ОПХ") обратилось в Суд по интеллектуальным правам с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Одуван" (далее - общество "Одуван") о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака "" по свидетельству Российской Федерации N 641071 в отношении товаров 32-го и 33-го классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ) вследствие его неиспользования.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).
В обоснование заинтересованности в досрочном прекращении правовой охраны общество "ОПХ" указывает на то, что оно осуществляет деятельность по производству и реализации пивоваренной продукции, в том числе безалкогольного пива, а также иных безалкогольных напитков (лимонадов, воды, кваса) на территории Российской Федерации, что подтверждается, в частности, информацией об основных и дополнительных видах экономической деятельности, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, договорами поставки пивоваренной продукции, заключаемыми с партнерами - дистрибьютерами продукции истца, товарно-сопроводительными документами.
Общество "ОПХ" отмечает, что в течение двадцати лет оно осуществляет производство и реализацию пива с использованием обозначения "Охота".
Истец сообщает, что прикладывает значительные усилия по развитию и маркетинговому продвижению бренда "Охота", им создана широкая сеть дистрибуции пива "Охота крепкое", что обуславливает известность пива у потребителей на всей территории России. Истец планирует обратиться в Роспатент с заявкой о признании товарного знака "Охота" общеизвестным.
Роспатент направил в Суд по интеллектуальным правам отзыв на исковое заявление, в котором указал, что вопрос о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака (знака обслуживания) вследствие его неиспользования не относится к его компетенции, поэтому пояснений по существу заявленных требований он представить не может. Одновременно Роспатентом заявлено ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие его представителя.
Общество "Одуван" представило отзыв на исковое заявление, в котором, ссылаясь на неоднородность производимой истцом продукции (алкогольной) с безалкогольными напитками, а также на отсутствие сходства спорного товарного знака "ФИЛОСОФИЯ ОХОТЫ" с брендом истца "ОХОТА" из-за наличия словесного элемента "ФИЛОСОФИЯ", просит отказа в удовлетворении исковых требований ввиду недоказанности заинтересованности. При этом ответчик отмечает, что товарный знак в отношении товаров 32-го и 33-го классов им не используется.
Общество "ОПХ" представило 21.03.2023 возражения на отзыв ответчика, в которых выразило свое несогласие с доводами об отсутствии однородности спорных товаров и сходства сравниваемых обозначений.
В свою очередь общество "Одуван" 30.03.2023 представило объяснения, в которых пояснило причины отсутствия сходства между спорным товарным знаком и брендом истца.
При этом общество "Одуван" также отметило, что его товарный знак не создает каких-либо препятствий для ведения истцом деятельности, общество "ОПХ" свободно использует на российском рынке свои товарные знаки для маркировки производимой истцом продукции.
Судом предлагалось сторонам урегулировать спор во внесудебном порядке, для чего неоднократно откладывались судебные заседания и объявлялся перерыв в судебном заседании, однако урегулировать спор миров сторонам не удалось.
В судебном заседании, состоявшемся 06.04.2023, представитель общества "ОПХ" выступил по существу доводов, изложенных в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представители общества "Одуван" возражали против удовлетворения заявленных требований.
Роспатент, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, как путем направления почтовой корреспонденции, так и путем публичного уведомления на официальных сайтах арбитражных судов частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "Одуван" является правообладателем товарного знака "" по свидетельству Российской Федерации N 641071, зарегистрированного 09.01.2018 по заявке N 2017710702 с приоритетом от 23.03.2017 в отношении товаров 29, 30, 31, 32, 33-го классов МКТУ, в частности, в отношении следующих товаров 32-го класса "аперитивы безалкогольные; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; воды [напитки];
воды газированные; воды минеральные [напитки]; воды столовые; квас [безалкогольный напиток]; коктейли безалкогольные; лимонады; молоко арахисовое [напитки безалкогольные]; молоко миндальное [напиток]; напитки безалкогольные; напитки изотонические; напитки на базе меда безалкогольные; напитки на основе алоэ вера безалкогольные; напитки на основе молочной сыворотки; напитки фруктовые безалкогольные; нектары фруктовые с мякотью безалкогольные; оршад; пиво; пиво имбирное; пиво солодовое; порошки для изготовления газированных напитков; сассапариль [безалкогольный напиток]; сиропы для лимонадов; сиропы для напитков; смузи [напитки на базе фруктовых или овощных смесей]; сок томатный [напиток]; сок яблочный безалкогольный; соки овощные [напитки]; соки фруктовые; составы для изготовления газированной воды; составы для изготовления ликеров; составы для изготовления минеральной воды; составы для изготовления напитков; сусла; сусло виноградное неферментированное; сусло пивное; сусло солодовое; таблетки для изготовления газированных напитков; щербет [напиток]; экстракты фруктовые безалкогольные; экстракты хмелевые для изготовления пива; эссенции для изготовления напитков", 33-го класса "аперитивы; арак; бренди; вина; вино из виноградных выжимок; виски; водка; водка анисовая; водка вишневая; джин; дижестивы [ликеры и спиртные напитки]; коктейли; кюрасо; ликер анисовый; ликеры; напитки алкогольные смешанные, за исключением напитков на основе пива; напитки алкогольные, кроме пива; напитки алкогольные, содержащие фрукты; напитки спиртовые; напитки, полученные перегонкой; напиток медовый [медовуха]; настойка мятная; настойки горькие; нира [алкогольный напиток на основе сахарного тростника]; ром; сакэ; сидр грушевый; сидры; спирт рисовый; экстракты спиртовые; экстракты фруктовые спиртовые; эссенции спиртовые" МКТУ.
Ссылаясь на свою заинтересованность в досрочном прекращении правовой охраны названного товарного знака в отношении зарегистрированных товаров 32-го, 33-го классов МКТУ, неиспользование правообладателем этого товарного знака для индивидуализации этих товаров, общество "ОПХ" 02.08.2022 направило обществу "Одуван" по указанным в государственном реестре адресам предложение о добровольном отказе от исключительного права на спорный знак или о заключении договора об отчуждении исключительного права на этот товарный знак.
Не получив ответа на досудебную претензию, по истечении установленного частью 1 статьи 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) двухмесячного срока, общество "ОПХ" обратилось в Суд по интеллектуальным правам с настоящим исковым заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в исковом заявлении, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьями 71 и 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, представленные в материалы дела, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 1486 ГК РФ правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение трех лет.
Заинтересованное лицо, полагающее, что правообладатель не использует товарный знак в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, направляет такому правообладателю предложение обратиться в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности с заявлением об отказе от права на товарный знак либо заключить с заинтересованным лицом договор об отчуждении исключительного права на товарный знак в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован. Предложение заинтересованного лица направляется правообладателю, а также по адресу, указанному в Государственном реестре товарных знаков или в соответствующем реестре, предусмотренном международным договором Российской Федерации.
Предложение заинтересованного лица может быть направлено правообладателю не ранее чем по истечении трех лет с даты государственной регистрации товарного знака.
Если в течение двух месяцев со дня направления предложения заинтересованного лица правообладатель не подаст заявление об отказе от права на товарный знак и не заключит с заинтересованным лицом договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, заинтересованное лицо в тридцатидневный срок по истечении указанных двух месяцев вправе обратиться в суд с исковым заявлением о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.
Новое предложение заинтересованного лица может быть направлено правообладателю товарного знака не ранее чем по истечении трехмесячного срока со дня направления предыдущего предложения заинтересованного лица.
Решение о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования принимается судом в случае неиспользования правообладателем товарного знака в отношении соответствующих товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, в течение трех лет, непосредственно предшествующих дню направления правообладателю предложения заинтересованного лица.
Правовая охрана товарного знака прекращается с даты вступления в законную силу решения суда.
В подтверждение факта соблюдения досудебного порядка урегулирования настоящего спора в материалы дела общество "ОПХ" представило: текст обращения заинтересованного лица (т. 1, л.д. 18-19), почтовые квитанции с описями вложения о направлении претензии 02.08.2022 (том 1, л.д. 20).
Таким образом, учитывая направление искового заявления 01.11.2022, а также отсутствие со стороны ответчика возражений, обязательный досудебный порядок урегулирования настоящего спора, установленный статьей 1486 ГК РФ, следует считать соблюденным, в связи с чем Суд по интеллектуальным правам приходит к выводу о том, что спор может быть рассмотрен по существу.
Исходя из положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 12 и 1486 ГК РФ, иск о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть заявлен только заинтересованным лицом.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 42 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015 (далее - Обзор), истец по делу о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с неиспользованием должен доказать свою заинтересованность в прекращении правовой охраны спорного товарного знака. При этом однородность производимых истцом товаров и оказываемых им услуг товарам и услугам, для которых зарегистрирован товарный знак, учитывается для целей статьи 1486 ГК РФ.
В пункте 165 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 10) разъяснено, что для признания осуществляющего предпринимательскую деятельность лица заинтересованным в досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования необходимо, чтобы совокупность обстоятельств дела свидетельствовала о том, что направленность интереса истца заключается в последующем использовании им в отношении однородных товаров тождественного или сходного до степени смешения со спорным товарным знаком обозначения с обеспечением его правовой охраны в качестве средства индивидуализации либо без такового.
Заинтересованным лицом в прекращении правовой охраны товарного знака является лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются соответствующим правом на товарный знак.
В подтверждение наличия заинтересованности в досрочном прекращении правовой охраны спорного товарного знака общество "ОПХ" в материалы дела представило следующие документы: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении общества "ОПХ" с информацией об основном виде деятельности "Производство пива"; выписки из государственного реестра в отношении зарегистрированных на имя общества "ОПХ" товарных знаков со словесным элементом "Охота" / "Ohota" по свидетельствам Российской Федерации N 183777/1, N 281393, N 327221, N 458377, N 467830; распечатки с официального сайта с описанием продукции; технологическая инструкция по производству пива светлого пастеризованного "Охота крепкое" ТИ 11.05.10-001-44336385-2022; европейская декларация о соответствии продукции "пиво светлое пастеризованное "Охота Платинум", "пиво светлое пастеризованное "Охота крепкое"; справки об объемах затрат на продвижение пива "Охота" в период с 01.06.2017 по 01.06.2022, об объемах производства пива "Охота" в период с 01.06.2017 по 01.06.2022; товарно-транспортные накладные; выписки из Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Российской Федерации в отношении пива "Охота крепкое", "Охота темная", "Охота Платинум", "Лондонский Портер от Охоты"; рекламные материалы с обозначением "Охота" с договорами по разработке концепт-дизайна этикеток и по провидению рекламных компаний; договоры с дистрибьютерами с сопровождением товарно-транспортных накладных.
Оценив данные документы, коллегия судей приходит к выводу о том, что общество "ОПХ" осуществляет на территории Российской Федерации деятельность по производству и реализации пива под обозначением "Охота", а также иных слабоалкогольных (сидра под наименованиями "Мистер Лис", "Стронгбоу") и безалкогольных напитков (тонизирующего напитка "Солар Пауэр", пивных напитков "Хейнекен 0.0.").
При этом общество "ОПХ" является правообладателем серии объединенных словесным элементом "Охота" / "Ohota" товарных знаков, которые зарегистрированы и для индивидуализации продукции, относящейся к товарам 32-го и 33-го классов МКТУ.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 162 Постановления N 10, для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
Установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется.
При наличии соответствующих доказательств суд, определяя вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения, оценивает и иные обстоятельства, в том числе: используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров; длительность и объем использования товарного знака правообладателем; степень известности, узнаваемости товарного знака; степень внимательности потребителей (зависящая, в том числе от категории товаров и их цены); наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом.
При определении вероятности смешения также могут учитываться представленные лицами, участвующими в деле, доказательства фактического смешения обозначения и товарного знака, в том числе опросы мнения обычных потребителей соответствующего товара.
Суд учитывает влияние степени сходства обозначений, степени однородности товаров, иных обстоятельств на вероятность смешения, а не каждого из соответствующих обстоятельств друг на друга.
Сопоставив товарный знак "" по свидетельству Российской Федерации N 641071 и обозначение "Охота" / "Ohota", которое является серия образующим элементом для ряда товарных знаков истца, в соответствии с критериями, предусмотренными Правилами составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (далее - Правила N 482), суд пришел к выводу о сходстве данных обозначений за счет тождества словесного элемента "Охота", несмотря на наличие в спорном товарного знаке словесного элемента "Философия".
В силу пункта 41 Правил N 482 обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Пунктом 42 тех же Правил предусмотрено, что словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Судебная коллегия отклоняет довод общества о том, что спорное обозначения не является сходным с противопоставленными товарными знаками по фонетическому, графическому, семантическому признакам за счет наличия словесного элемента "Философия", который, по мнению ответчика, является доминирующим.
Вместе с тем иногда сильный элемент кладется в основу серии знаков, образуемый путем присоединения к нему различных формантов или неохраняемых обозначений. Новое заявленное обозначение с тем же сильным элементом может рассматриваться как сходное до степени смешения с соответствующей серией знаков.
Коллегия судей отмечает, что словосочетание "Философия охоты" является семантически обусловленным, где главное слово "Охота", относящееся к определенной семантической группе, требует употребления зависимого слова "Философия" в определенной форме. Словосочетание "Философия охоты" означает суть охоты, глубинный смысл охоты, т.е. семантически главным словом является именно слово "Охота".
Таким образом, принимая во внимание фонетическое вхождение одного обозначения в другое, в рассматриваемом споре при полном вхождении словесного элемента "Охота" / "Охоты", имеющего самостоятельное значение, заявленное обозначение следует признавать сходным с противопоставленным обозначением "Охота" / "Ohota", которое является серия образующим элементом для ряда товарных знаков истца.
Как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 3691/06, угроза смешения противопоставляемых знаков усиливается тем, что более ранние товарные знаки имеют доминирующие элементы, объединяющие обозначения в одну серию. В результате потребитель идентифицирует товары и услуги в первую очередь по привычным ему серийным элементам товарных знаков.
При этом, как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 2050/13, добавление к товарному знаку, принадлежащему иному лицу, уточняющего или характеризующего слова не делает это обозначение несходным до степени смешения с данным товарным знаком.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях президиума Суда по интеллектуальным правам от 21.09.2018 по делу N СИП-660/2017, от 23.07.2018 по делу N СИП-62/2018, от 17.09.2018 по делу N СИП-61/2018.
По тем же основаниям судом отклоняется довод ответчика о том, что слово "Философия", входящее в состав спорного, придает особое звучание и фонетическое восприятие в целом, поскольку в рассматриваемом случае данные обстоятельства не имеют значения, так как внимание потребителя концентрируется на наиболее сильном элементе, входящем в составные сравниваемые обозначения, который может вызвать у потребителя ассоциации с серией противопоставленных товарных знаков.
Как следует из пункта 45 Правил N 482, при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Исходя из правовой позиции, содержащейся в пункте 162 Постановления N 10, однородность товаров устанавливается исходя из принципиальной возможности возникновения у обычного потребителя соответствующего товара представления о принадлежности этих товаров одному производителю. При этом суд учитывает род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей, взаимодополняемость или взаимозаменяемость и другие обстоятельства.
Как отмечено в пункте 42 Обзора, однородные товары - это товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, не обязательно находящиеся в одном классе МКТУ, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции. Однородность признается по факту, если товары по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения.
Руководствуясь вышеизложенными правилами, рекомендациями и разъяснениями по определению однородности товаров и услуг, коллегия судей пришла к выводу о том, что осуществляемая истцом деятельность по производству и реализации алкогольной и безалкогольной продукции может быть признана однородной товарам 32-го класса МКТУ "аперитивы безалкогольные; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; воды [напитки]; воды газированные; воды минеральные [напитки]; воды столовые; квас [безалкогольный напиток]; коктейли безалкогольные; лимонады; молоко арахисовое [напитки безалкогольные]; молоко миндальное [напиток]; напитки безалкогольные; напитки изотонические; напитки на базе меда безалкогольные; напитки на основе алоэ вера безалкогольные; напитки на основе молочной сыворотки; напитки фруктовые безалкогольные; нектары фруктовые с мякотью безалкогольные; оршад; пиво; пиво имбирное; пиво солодовое; порошки для изготовления газированных напитков; сассапариль [безалкогольный напиток]; сиропы для лимонадов; сиропы для напитков; смузи [напитки на базе фруктовых или овощных смесей]; сок томатный [напиток]; сок яблочный безалкогольный; соки овощные [напитки]; соки фруктовые; составы для изготовления газированной воды; составы для изготовления ликеров; составы для изготовления минеральной воды; составы для изготовления напитков; сусла; сусло виноградное неферментированное; сусло пивное; сусло солодовое; таблетки для изготовления газированных напитков; щербет [напиток]; экстракты фруктовые безалкогольные; экстракты хмелевые для изготовления пива; эссенции для изготовления напитков" и товарам 33-го класса МКТУ "аперитивы; арак; бренди; вина; вино из виноградных выжимок; виски; водка; водка анисовая; водка вишневая; джин; дижестивы [ликеры и спиртные напитки]; коктейли; кюрасо; ликер анисовый; ликеры; напитки алкогольные смешанные, за исключением напитков на основе пива; напитки алкогольные, кроме пива; напитки алкогольные, содержащие фрукты; напитки спиртовые; напитки, полученные перегонкой; напиток медовый [медовуха]; настойка мятная; настойки горькие; нира [алкогольный напиток на основе сахарного тростника]; ром; сакэ; сидр грушевый; сидры; спирт рисовый; экстракты спиртовые; экстракты фруктовые спиртовые; эссенции спиртовые", поскольку данные товары имеют либо общую родовую принадлежность, либо являются взаимодополняемыми, имеют сходное назначение, близкий круг потребителей.
При этом суд исходит из того, что алкогольные и безалкогольные напитки являются товарами широкого потребления и краткосрочного пользования, вероятность их смешения в глазах потребителей является достаточно высокой.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении президиума Суда по интеллектуальным правам от 23.07.2014 по делу N СИП-55/2013.
Таким образом, Суд по интеллектуальным правам, принимая во внимание установленное сходство товарного знака "" по свидетельству Российской Федерации N 641071 и обозначения "Охота" / "Ohota", которое является серия образующим элементом для ряда товарных знаков истца, высокую степень однородности товаров 32-го и 33-го классов МКТУ, в отношении которых зарегистрирован спорный товарный знак и в отношении которых истец осуществляет деятельность, полагает, что существует определенная вероятность смешения потребителями этих обозначений в гражданском обороте.
При таких обстоятельствах истца следует признать лицом, заинтересованным в подаче иска о досрочном прекращении правовой охраны знака товарного знака "" по свидетельству Российской Федерации N 641071 в отношении зарегистрированных товаров 32-го, 33-го классов МКТУ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1486 ГК РФ бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе. При решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования могут быть приняты во внимание представленные правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам.
Для целей статьи 1486 ГК РФ однородность товаров не учитывается (пункт 42 Обзора).
Согласно пункту 1 статьи 1486 ГК РФ решение о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования принимается судом в случае неиспользования правообладателем товарного знака в отношении соответствующих товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, в течение трех лет, непосредственно предшествующих дню направления правообладателю предложения заинтересованного лица.
Из пункта 166 Постановления N 10 следует, что для сохранения правовой охраны товарного знака правообладатель должен доказать фактическое (не мнимое) использование товарного знака в отношении каждого товара, для которого зарегистрирован товарный знак и по которому истец доказал свою заинтересованность в досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, в том виде, в котором эти товар или услуга названы в свидетельстве на товарный знак.
При установлении обстоятельств использования оспариваемого товарного знака однородность товаров и услуг не учитывается, если не доказана широкая известность этого знака. Если товарный знак используется для индивидуализации конкретных товаров и в отношении этих товаров он является широко известным, то правовая охрана подлежит оставлению в силе в отношении товаров, однородных тем, для индивидуализации которых товарный знак используется и широко известен.
В пункте 163 Постановления N 10 содержится разъяснение, согласно которому в силу статьи 1486 ГК РФ правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение трех лет. Решение о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака принимается судом в случае неиспользования правообладателем товарного знака в отношении соответствующих товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, в течение трех лет, непосредственно предшествующих дате направления правообладателю предложения заинтересованного лица.
С учетом даты направления истцом ответчику предложения заинтересованного лица (02.08.2022) период времени, в течение которого правообладателем должно быть доказано использование спорного товарного знака, исчисляется с 02.08.2019 по 01.08.2022 включительно.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчиком доказательств использования спорного товарного знака в отношении товаров 32-го и 33-го классов МКТУ, для индивидуализации которых этот знак зарегистрирован, равно как и доказательств того, что имелись препятствия к такому использованию, не представлено. Более того, ответчик прямо признавал, что товарный знак по свидетельству Российской Федерации N 641071 не использовался им в спорный период в отношении товаров 32 и 33 классов МКТУ, что отражено в протоколе предварительного судебного заседания от 20.02.2023.
При этом коллегия судей также принимает во внимание указание в отзыве ответчика на то, что товары 32-го и 33-го классов МКТУ, произведенные ответчиком или по его заказу или контролем, под спорным товарным знаком не представлены на рынке.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Таким образом, ответчиком не представлено возражений против доводов истца о его заинтересованности в досрочном прекращении правовой охраны спорного товарного знака и не доказан факт его использования в отношении зарегистрированных товаров 32-го и 33-го классов МКТУ, а также не представлено суду доказательств того, что неиспользование этого товарного знака произошло по независящим от него обстоятельствам, что в соответствии со статьей 1486 ГК РФ является основанием для досрочного прекращения правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования в отношении вышеназванных товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что ответчиком не подтверждено фактическое использование спорного товарного знака в отношении товаров 32-го класса МКТУ "аперитивы безалкогольные; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; воды [напитки]; воды газированные; воды минеральные [напитки]; воды столовые; квас [безалкогольный напиток]; коктейли безалкогольные; лимонады; молоко арахисовое [напитки безалкогольные]; молоко миндальное [напиток]; напитки безалкогольные; напитки изотонические; напитки на базе меда безалкогольные; напитки на основе алоэ вера безалкогольные; напитки на основе молочной сыворотки; напитки фруктовые безалкогольные; нектары фруктовые с мякотью безалкогольные; оршад; пиво; пиво имбирное; пиво солодовое; порошки для изготовления газированных напитков; сассапариль [безалкогольный напиток]; сиропы для лимонадов; сиропы для напитков; смузи [напитки на базе фруктовых или овощных смесей]; сок томатный [напиток]; сок яблочный безалкогольный; соки овощные [напитки]; соки фруктовые; составы для изготовления газированной воды; составы для изготовления ликеров; составы для изготовления минеральной воды; составы для изготовления напитков; сусла; сусло виноградное неферментированное; сусло пивное; сусло солодовое; таблетки для изготовления газированных напитков; щербет [напиток]; экстракты фруктовые безалкогольные; экстракты хмелевые для изготовления пива; эссенции для изготовления напитков" и товаров 33-го класса МКТУ "аперитивы; арак; бренди; вина; вино из виноградных выжимок; виски; водка; водка анисовая; водка вишневая; джин; дижестивы [ликеры и спиртные напитки]; коктейли; кюрасо; ликер анисовый; ликеры; напитки алкогольные смешанные, за исключением напитков на основе пива; напитки алкогольные, кроме пива; напитки алкогольные, содержащие фрукты; напитки спиртовые; напитки, полученные перегонкой; напиток медовый [медовуха]; настойка мятная; настойки горькие; нира [алкогольный напиток на основе сахарного тростника]; ром; сакэ; сидр грушевый; сидры; спирт рисовый; экстракты спиртовые; экстракты фруктовые спиртовые; эссенции спиртовые" в трехлетний период, предшествующий обращению с предложением заинтересованного лица, в то время как истец подтвердил свою заинтересованность в досрочном прекращении его правовой охраны в отношении данных товаров, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 1514 ГК РФ правовая охрана товарного знака прекращается на основании принятого в соответствии со статьей 1486 ГК РФ решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием. Прекращение правовой охраны товарного знака означает прекращение исключительного права на этот товарный знак.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам
РЕШИЛ:
исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Объединенные Пивоварни Хейнекен" (ОГРН 1027801527467) о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 641071 в отношении товаров 32-го и 33-го классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков вследствие его неиспользования удовлетворить в полном объеме.
Досрочно прекратить правовую охрану товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 641071 в отношении зарегистрированных товаров 32-го и 33-го классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков вследствие его неиспользования.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Одуван" (ОГРН 1087746953128) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Объединенные Пивоварни Хейнекен" (ОГРН 1027801527467) 6 000 (шесть тысяч) рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины за подачу искового заявления.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в президиум Суда по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Пашкова |
Судья |
Н.Н. Погадаев |
Судья |
Р.В. Силаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда по интеллектуальным правам от 12 апреля 2023 г. по делу N СИП-993/2022
Опубликование:
-
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2023 Решение Суда по интеллектуальным правам N СИП-993/2022
21.02.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-993/2022
17.01.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-993/2022
13.12.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-993/2022
09.11.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-993/2022